Мероприятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старших дошкольников «Я – житель Земного шара»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Бритвина Елена Дмитриевна

Путешествие по климатическим зонам России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_1_vedushchego_hod_meropriyatiya.docx25.52 КБ
Файл klimaticheskaya_zony.docx.pptx2.45 МБ
Файл pustynya.pptx1.3 МБ
Файл arktika_1.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

            Час самоуправления для 1 ведущего                                

                                       ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 путешественник: Здравствуйте, ребята! Мы – путешественники. Мы много путешествуем по нашей планете.

Ведущий: Ребята, а вы знаете на какой планете мы живем? (ответы детей). А что это такое? Показывает глобус. Это макет Земли. Давайте рассмотрим глобус. Какого цвета здесь больше? (голубого) Почему? (большая часть планеты это реки, моря и океаны). На глобусе есть не только голубой цвет. А что означают другие цвета? (ответы детей). На Земле очень разнообразная природа: леса и моря, океаны и горы, степи и пустыни, даже есть  места, где есть только снег.

 путешественник:  Мы много путешествовали. Видели очень красивые и интересны места.

Сейчас мы покажем вам фильм о природных зонах нашей Земли.

      Показ презентации «Климатические зоны России»

Путешественник:Сегодня вы отправляетесь в экспедицию по Тундре,Арктике,Пустыне и  познакомитесь с природными зонами нашей страны.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ во время «Часа самоуправления»

- Для начала, давайте вспомним, что же надо делать во время прохождения «Часа самоуправления»? Давайте вспомним правила .

У нас есть обозначения «Часа самоуправления»:

1.Колокольчик ( начало и окончание мероприятия)

     2.У вас на руках есть браслеты- вы участники «Часа самоуправления»!

3.Передвигаться по зданию сада вы должны командой

4.Красные круги- проход закрыт

5.Зеленые круги- в эти двери можно заходить

6.Ходи спокойно, не толкайся, не кричи;

7.Возвращайся в музыкальный зал по сигналу звонка;

Предлагаю нам с вами отправиться в экспедицию для сбора информации о разных климатических зонах нашей страны.

             Ну, что принимаем предложение?

             - Да!

На чем лучше всего отправляться нам в путешествие?

лететь на « самолёте» ( быстрее, удобнее)

- Итак, заводим « мотор». В путь!

     Приземлились в Пустыне. ( картиной « Пустыня»)

Путешественник - Где это мы приземлились? (В пустыне)

- Что вы ощущаете? ( Жара, зной, хочется пить, ноги утопают в песке, песок раскалённый и т.д.)

Пустыня- от слова «пусто». А так ли это на самом деле?

- А что вы ещё себе представляете, когда слышите слово «пустыня»?        (песок , верблюд, сайгак, ушастый ёж, верблюжья колючка, кактус).

Ребята, в пустыне очень много песка.

- Давайте проведем несколько опытов с песком

Опыт № 1 «Что такое песок, из чего он состоит?»

Обследовать сухой песок пальцами; насыпать на пластину и рассмотреть в лупу. Опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Дети проводят опыты, делают выводы

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла. На ощупь песок шершавый

Опыт № 2

Пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандашом в разных направлениях.

Дети: Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый

Опыт№ 3

Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку чтобы образовался конус. Песок растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать, то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер. Частички передвинутся.

Дети: Вывод: песок может двигаться.

- Правильно, песок может двигаться.

Опыт № 4

В баночку с водой опустить горсть сухого песка… Не размешивать! Понаблюдать, что произойдет.

Если размешать воду, песочная пыль растворится и окрасит воду.

Дети: Песок осядет, а на поверхности можно увидеть песочную пыль

Вывод: Песок тяжелый. Пыль – легкая, поэтому она остается на поверхности и окрашивает воду.

Молодцы! Отправляемся дальше!

Заводим моторы! Полетели!

КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА АРКТИКА

  «Завели» моторы, полетели. ( Звукозапись самолёта)

- Мы приземлились в ледяной зоне ( на мольберте)

- Здесь также жарко, как и в пустыне?

       Дети рассказывают о климате: холод, кругом снега и льды, часто бушуют метели.

 - Посмотрите внимательно, такое впечатление, что тут темно, Я плохо вас вижу.

   Дети: Это полярная ночь. Она длится зимой несколько месяцев. Только снег излучает свет да звезды. И то только тогда, когда нет метели.

-А кто же тогда может выжить в таких суровых условиях?

      Дети называют представителей живого мира ледяной зоны: белый медведь, тюлень, морж, кит, чайки, гагары, кайры.

       Вместо белого медведя ставлю на мольберт бурого. Дети замечают ошибку и доказывают, что бурый медведь здесь не выживают. Это травоядное животное. И шерсть не приспособлена для жизни в этой зоне и т.д.

- А растительность здесь хоть какая-нибудь есть? ( Нет, т.к. нет почвы, можно лишь встретить мхи да лишайники)

Исследовательская деятельность

Опыт N1

В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.

– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).

– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.

– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).вытирайте ручки влажной салфеткой.

       Опыт N2       «  СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

Мастер: на севере есть свои чудеса. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Шестопалова «Полярное сияние»:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Показывает иллюстрацию.

Северное сияние – это завораживающее прекрасное зрелище. Темное небо озаряется вдруг разноцветными вспышками. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

Я предлагаю вам попробовать изобразить северное сияние красками. Рисовать мы будем на мокрой бумаге.

Дети приглашаются за столы.

Дети с помощью губки увлажняют свои листы, затем полосами наносят все цвета радуги сверху вниз, проводя одним мазком широкой кисти.

         

          КЛИМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА ТУНДРА

                      (НЕ НАЗЫВАЮ ТУНДРУ)

Материал:

- иллюстрации с изображением природы тундры

- глобус;

- емкость с подготовленной почвой тундры;

- линейка (не менее 20 см.).

В группу с утра занести замороженную почву, с целью подтаивания верхнего слоя.

Ход занятия:

Путешественниквы уже знаете, что наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать целую неделю! Вот в такой большой стране мы живем! Мы снова отправляемся в путешествие и полетим на Крайний север.

Путешественник :Я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Природно-климатические зоны».

Я называю растение или природное явление ,а вы называете где это встречается .

Береза – средняя полоса

Мандарин – юг России

Айсберг – Крайний Север

Карликовая береза- ?     (Тундра)

Возникают затруднения с карликовой березой.

Путешественниквы хотите узнать, откуда родом это странное деревце?

Дети: да.  ПРЕЗНТАЦИЯ ТУНДРА

Путешественникмы прибыли на родину этого растения (показывает пейзаж тундры). Что это перед нами? (дети затрудняются ответить).

Путешественникподумайте, на лес похоже? Почему?  На степь похоже? Чем?

Дети: нет высоких деревьев. Растительность травянистая.

Путешественникверно. Эта природная зона называется – Тундра. Растительность действительно травянистая. Здесь растут ягоды, лишайники, мох, карликовые деревца, больше похожие на кустики. Именно здесь произрастает карликовая береза.

        Зимы здесь суровые длинные, а лето короткое и прохладное. Температура летом редко поднимается выше + 15 градусов. Земля так промерзает зимой, что не может оттаять даже летом.

Путешественниктак почему же в тундре нет высоких деревьев и мало растительности? Ведь там не жарко и не сухо, как в степи.

Дети: в тундре холодное и короткое лето. Растения не успевают подрасти.

Путешественниквы правы. Но главная причина в другом. Давайте вспомним, какие корни у трав и взрослых растений.

Дети: у трав корни короткие и тоненькие, а у деревьев - очень длинные и могучие, чтобы держаться в почве и питать большое дерево.

Путешественник: правильно. Но в тундре из-за прохладного климата оттаивает только верхняя часть почвы, а глубже – вечная мерзлота. Это слой, который никогда не оттаивает.

Опыт 1. Дети переходят к столам.

Цель: доказать возможность произрастания высоких деревьев и кустарников.

Путешественникнаступает весна, а за ней и лето. После длинной ночи, которая длилась шесть месяцев, наступает полярный день. Солнце светит, не заходя за горизонт, но все равно не может отогреть замерзшую почву.

Дети рассматривают почву в горшке, раскапывают верхний слой и пробуют пробить лопаткой или палочкой для разрыхления почвы замерзший слой. Берут оттаявшую почву, отмечают, что она холодная.

Выводы детейкорням деревьев некуда расти в глубину, поэтому корни не развиваются и дерево не растет. У трав коротенькие корни, им достаточно глубины.

Путешественникслой оттаявшей почвы в тундре составляет всего лишь 20 см (показывает на линейке или сантиметровой ленте), а растение вырастает высотой лишь не более 50 см. – это и есть карликовая береза, самое высокое дерево тундры.

Опыт2

- Два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землёй. В одном – под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающие всю поверхность (детям об этом не известно).

- Скажите, одинаковые ли эти горшки? (Да.)

-Теперь в каждый из горшков мы нальём одинаковое количество воды. (2 стаканчика с водой)

- Как вы думаете, что должно произойти? (вода уйдёт в землю.)

- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

Проделываем тоже самое со вторым горшком.

- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочится внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть – стекло.

В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота.

За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в случае с цветочным горшком, не может просочится вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля.  По этому и образуются болота.

Теперь мы знаем, почему растительный мир тундры так беден. Но несмотря на это  в тундре, как и везде, есть свой животный мир (показывает картинки).

        Некоторых животных можно встретить только здесь. Это полярная сова, лемминг – маленький зверек, похожий на мышь, песец – зверек с очень ценным мехом. А также – заяц, куропатка. И, конечно, северный олень. Это главное животное народов севера. Как вы думаете, почему?

Дети: из оленьих шкур шьют одежду, оленье мясо идет в пищу. Оленьими шкурами покрывают чум.

Наше время закончилось, нам пора возвращаться в музыкальный зал.

                ТУРИСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

                          (Музыкальный зал)

 Проводит мастер-класс Путешественник-альпинист: поставь палатку( 1 вид ) , собери рюкзак(В рюкзаке: карта, компас, бинокль, лупа, телефон, часы, фонарь, фляга).,разведи костер( клависы). Поют походную песню.

Проблемная ситуация на привале(незаметно разбросать бумажки и бутылки пластиковые): «Убери мусор за собой на природе». Разбросаны бумажки. Дети в пакеты убирают за собой мусор.

ИТОГ: Большинство из нас старается сделать уютным и красивым свой дом, свою комнату. Но почему-то переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом-тоже наш Дом! Космонавты говорят, что из космоса Земля голубая.И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи,зеленые леса и прекрасные луга,а не горы мусора и голую потрескавшуюся землю. Чтобы и завтра, и послезавтра мы могли сказать друг другу «Добрый день!» Очень важно бережно относиться к нашему общему дому-Земле и всем, кто на ней живет. И закончить наш Час самоуправления, я хочу следующими словами:

«Смотрю на глобус-шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,роса на травах,как слеза.

                        МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ:

1 Глобус

2 Презентация «Климатические зоны России

3 Презентация «Пустыня» , «Арктика», «Тундра»

4       ДЛЯ опытов «ПУСТЫНЯ»: Контейнер с песком

  Опыт 1:   Песок, лупа, магнит

  Опыт 2:  2 стаканчика (для пересыпания), карандаш (рыхлость)

  Опыт 3:  Сухой песок

  Опыт 4:  Стаканчик с водой, палочка для размешивания

5    ДЛЯ опытов « АРКТИКА» :

    -Картинка Бурого медведя

   Опыт 1 : Тазик с водой, полотенце , растительное масло

  Опыт 2: Мольберт, закрепленый лист Акварельной бумаги А3, губка ,вода,  акварель, 7 кисточек толстых( рисуем кистью сверху вниз северное сияние-радугу)

6     ДЛЯ опытов  « ТУНДРА»

  Опыт N1 : 1 горшок с землей мерзлой, палочка для рыхления               почвы, линейка 20 см,

  Опыт N2:  2 одинаковых горшка с мерзлой землей( в одном закопано стекло/крышка от сметаны), 2 стаканчика с водой,

палочка для рыхления.

          ТУРИСТИЧЕСКАЯ  СТАНЦИЯ

1  МУСОР-пакеты, бумажки и бутылки пластиковые

2  Корзинки для мусора


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пустыня

Слайд 2

Верблюды

Слайд 3

Черепаха

Слайд 4

Песчаный удав

Слайд 5

Ящерицы

Слайд 6

Саранча Тарантул Скорпион Жук

Слайд 7

Растения

Слайд 8

Верблюжья колючка

Слайд 9

Саксаул

Слайд 10

Кандым - перекати-поле

Слайд 11

Пустыня


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арктика Для детей старшего дошкольного возраста

Слайд 2

На самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика. Арктика –это зона островов, лежащая около северного полюса Средняя температура воздуха зимой около — 40°С, в летние месяцы средняя температура колеблется около 0°С

Слайд 4

Моржи и тюлени

Слайд 5

Полярная сова, крачки

Слайд 6

Касатки

Слайд 8

Белый медведь

Слайд 10

Полярная ночь, северное синие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада " Чудеса магнита" (ИКТ)

В игровой форме дети отправляются в увлекательное путешествие с волшебником Мокусом и узнают волшебные свойства магнита....

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ИОС ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «МЕТАЛЛ, ЕГО СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе«Волшебница вода»Основная образовательная область:...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...