Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «В царстве Снежной королевы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калиниченко Ольга Викторовна

В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

 

Актуальность
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.   
Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему:

«В царстве Снежной королевы»

По доминирующей деятельности: исследовательский        
По количеству участников: групповой                
По продолжительности: краткосрочный 1 неделя        
Участники: дети старшей «А» группы        

Структура проекта.        

Проблема:
В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

Актуальность
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.        
Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

Задачи проекта:        
Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.
Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Познакомить детей со способами обследования.        
Формировать правила безопасности со льдом.

Этапы проекта        
1. Организационный.
Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

Проблемные вопросы:        
Почему лед бывает разной формы?        
Что быстрее тает снег или лед?        
Как определить прозрачность льда?        
Что можно носить в сите?        
Как сделать лед не скользким?        
Можно ли лед согнуть, разделить на куски?        
Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?        
Как можно сделать ледяной вулкан?        
Как сделать азбуку Снежной королевы?

Оборудование
Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

Задачи этапа с детьми:        
Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

Задачи этапа с родителями:        
Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

2. Планирование деятельности.        
Продумывание экспериментальной деятельности        
Подбор репродукций художников        
Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде        
Художественная деятельность с детьми        
Экскурсия в снежный городок        
Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»        
Подбор музыки « Звуки природы»                
Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях
участие в экспериментальной деятельности.

Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом (marina@razvivash-ka.ru)        
Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.        
Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);
«Как сделать прогулку зимой интересной».        
Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)        

Реализация проекта        
Социализация
Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Зимние забавы », «Из чего мы сделаны?»
Загадки о зимних видах спорта        
Размышление: «Как лед человеку помогает?»        

Познание
Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

Исследовательская деятельность        
Надавливают, сжимают, сгибают лед        
Стучат по льду и распиливают его        
Держат, греют лед в руках        
Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)        
Сравнивают на вес (снег и лед)        
Сравнивают на твердость (снег и лед)        
Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)        
Определяют, что можно носить в сите        
Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)        
Окрашивают воду для замораживания        
Окрашивают лед красками        
Украшают деревья и кусты цветными льдинками        
Определяют, дружат ли соль и лед?        
Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы        
Как действует ледяной вулкан?

Проведение детьми опытов и их фиксация:        
Алгоритм:
1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)
2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.        
3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.        
4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской        .
5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.        
6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.        
7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.        
8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.        
9. Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.
10. Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.        
11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.
12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.        
13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?        
14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод - снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.        
15. Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

Коммуникация развитие речи        
Рассматривание картин:        

«Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;        

Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;        
Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».
Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

Чтение художественной литературы        
Г. Х. Андерсен «Снежная королева», С. Маршак «Ледоход»; Т. Бокова «Зимушка зима», чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы»,  М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

Безопасность
Беседы: «Если хочешь быть здоров… » (по материалам дидактической игры «Малыши крепыши »)        
«Лед может быть опасным» (по материалам дидактической игры «Как избежать неприятностей?»)

Художественно - эстетическая деятельность        
Рисование: «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры», «Ледяные скульптуры нашего города», Выставка рисунков «Волшебница зима»;

Лепка: «Снежная королева», «Северный олень»;        
Аппликация: «Зима», «Пингвины на льдине» (коллективная);        

Слушание звуков воды (капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега);

Физкультурно - оздоровительная деятельность        
Подвижные игры: «Мороз -  Красный нос», «Снежная Королева», «Снежки», «Льдинка» Игры народов севера: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Льдинки и ветер»;        
Игровые упражнения: «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту».

Развивающая среда: альбом для рассматривания «Времена года», фотографии: «Зима в нашем городе», «Зимние забавы»;

Заключительный
Ожидаемые результаты        
- Расширение представлений о льде.        
- Расширение словарного запаса.        
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.        
- Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результат: Анкетирование родителей показало, что у детей выросла познавательная активность, расширился активный словарь.         Исследовательская деятельность объединила родителей и детей, позволила найти новые формы проведения совместного досуга.

Продукт проекта: Альбом детских рисунков « В царстве Снежной королевы».

Презентация проекта.        
Общение с детьми по страницам альбома рисунков «В царстве Снежной королевы».

Рефлексия
Дети рассказывают: о том, что они узнали нового        
Что их удивило при проведении опытов        
Какой опыт понравился больше всего        
Какой опыт повторяли дома, или какой хотели бы повторить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД образовательной области «Познание» (математика) в подготовительной группе по теме: «В царство Снежной королевы»

Задачи:Закрепить знания геометрических фигур, знания цифр в пределах 10, умения обозначать количество предметов цифрой; закрепление счета четными числами до 20.Закрепить состав числа.Закрепить названи...

План-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему: "В царстве Снежной королевы"

План-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему:"В царстве Снежной королевы"  Задачи: Совершенствовать различные виды ходьбы и бега с согласованными движения...

проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему : "В царстве воды"

Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Борьба со Снежной Королевой»

План - конспект по ФЭМП на тему "Борьба со Снежной Королевой" (старшая группа)Цель: Показать образование числа 10 и научить вести счет предметов в пределах 10, согласовывая числительные с су...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе по познавательному развитию "Проказы Снежной Королевы"

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе....