Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Чудо – камень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Ознакомление детей с природными ископаемыми .
Задачи:
- Познакомить с каменным углем, его свойствами, происхождением, способами добычи.
- Учить отличать топливо (каменный уголь) от других материалов.
- Воспитывать уважение к профессии шахтера.
Оборудование: слайды с изображением шахты, угольного разреза, котельной; вагонов, груженных углем, шахтеров, костра; угольки; стекло, бумага, железо, дерево; шкатулка с предметами.
Ход НОД:
1 часть. Вводная беседа
- Дети, вы любите ходить в лес, на отдых со своими родителями?
- Что вас особенно привлекает в таком походе?
- Что делают взрослые, чтобы приготовить шашлык, испечь картошку?
- Из чего делают костер? (предлагаю закрыть и представить, что находятся около костра, подставить руки к нему)
- Что вы ощущаете?
- Правильно, дерево при сгорании выделяет тепло, поэтому на костре и варится пища. Дрова – это один из древнейших видов топлива. Топливо – это материал, который может гореть и давать тепло.
2 часть. Игровой момент.
(В группу входит Незнайка с двумя ведрами, весь перепачканный, здоровается)
- Незнайка, почему ты такой чумазый, что случилось?
(Незнайка говорит, что по пути ему встретилась большая черная гора, ему стало интересно, он полез на эту гору и весь испачкался. Это какие-то необыкновенные камни, несколько камушков я взял с собой, чтобы показать их вам. Незнайка раздает из ведра камушки детям).
3 часть. Рассматривание угля, выделение свойств.
Дети выполняют исследовательские действия по схеме-модели и выделяют следующие свойства:
- твердый (подавить на уголек)
- не имеет запаха (понюхать)
- черного цвета
- может оставлять след (провести по бумаге)
- не прочный (ударить молоточком)
- Дети, это камень называется углем, каменным углем. Это полезное ископаемое, которое добывают у нас в России. Это не просто камень, а чудо – камень, потому, что он горит (показ слайда).
Каменный уголь образовался много – много лет назад из остатков деревьев и растений в заболоченных местах (показ слайда)
- А зачем же он нужен, этот чудо-камень под названием уголь?
- Правильно, если он горит, а значит дает тепло, обогревает.
( Выясняем с детьми отчего в группе тепло - трогают батарею; какой водой приятнее умываться – ребенок умывает Незнайку; откуда в кране горячая вода – ощупывают трубы, идущие к крану)
- Ребята, горячая вода бежит в дома по трубам, находящимися под землей из котельной, где воду нагревают в больших котлах при помощи каменного угля. (показ слайда)
-Город большой и угля нужно очень много. Где же столько взять?
- Сначала уголь нужно добыть, а он есть не везде. Ученые –геологи находят такие места, где есть большие залежи и там начинают вести разработку Для этого нужно трудиться многим людям и разным машинам. Уголь может находиться на поверхности земли (показ слайда). Здесь его экскаваторы сразу отгружают его в машины или вагоны (показ слайда).
А может уголь находиться и глубоко под землей. Люди по профессии шахтеры спускаются глубоко под землю и там работают (показ слайда). Труд шахтера очень тяжелый. У нас в России тоже добывают каменный уголь. Такое место, где добывают уголь, называется угольный разрез.
4 часть. Физкультурная минутка. Игра «Тепло-холодно»
(Незнайка достает из своего ведра разные материалы: дерево, стекло, бумага, железо, уголь, камень и показывает детям поочередно. Если это горит – дети вытягивают руки вперед –греют; если не горит подпрыгивают на месте – греются)
5 часть.
- Дети, найдите в группе какой то предмет, незнакомый вам. (дети находят шкатулку, в ней разные предметы – молоток, краски, пуговицы)
- Почему здесь эти вещи?
- Эти вещи бы не изготовили, если бы не чудо – камень.
- Молоток выковал кузнец. Для этого он очень сильно нагрел железо и превратил его в молоток. Для изготовления красок и пуговиц тоже понадобилось тепло, которое дал это замечательный камень – уголь.
- Какой камень по вашему важнее: каменный уголь или просто камень?
- Да, это действительно чудо-камень!
(Незнайка благодарит за полученные знания и прощается)
6 часть. Рефлексия
- Что вас сегодня удивило?
- Что понравилось больше всего?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Ознакомление детей с природными ископаемыми родного края.
Задачи:
- Познакомить с каменным углем, его свойствами, происхождением, способами добычи.
- Учить отличать топливо (каменный уголь) от других материалов.
- Воспитывать уважение к профессии шахтера.
Оборудование: слайды с изображением шахты, угольного разреза, котельной; вагонов, груженных углем, шахтеров, костра; угольки; стекло, бумага, железо, дерево; шкатулка с предметами.
Ход НОД:
1 часть. Вводная беседа
- Дети, вы любите ходить в лес, на отдых со своими родителями?
- Что вас особенно привлекает в таком походе?
- Что делают взрослые, чтобы приготовить шашлык, испечь картошку?
- Из чего делают костер? (предлагаю закрыть и представить, что находятся около костра, подставить руки к нему)
- Что вы ощущаете?
- Правильно, дерево при сгорании выделяет тепло, поэтому на костре и варится пища. Дрова – это один из древнейших видов топлива. Топливо – это материал, который может гореть и давать тепло.
2 часть. Игровой момент.
(В группу входит Незнайка с двумя ведрами, весь перепачканный, здоровается)
- Незнайка, почему ты такой чумазый, что случилось?
(Незнайка говорит, что по пути ему встретилась большая черная гора, ему стало интересно, он полез на эту гору и весь испачкался. Это какие-то необыкновенные камни, несколько камушков я взял с собой, чтобы показать их вам. Незнайка раздает из ведра камушки детям).
3 часть. Рассматривание угля, выделение свойств.
Дети выполняют исследовательские действия по схеме-модели и выделяют следующие свойства:
- твердый (подавить на уголек)
- не имеет запаха (понюхать)
- черного цвета
- может оставлять след (провести по бумаге)
- не прочный (ударить молоточком)
- Дети, это камень называется углем, каменным углем. Это полезное ископаемое, которое добывают у нас в республике. Это не просто камень, а чудо – камень, потому, что он горит (показ слайда).
Каменный уголь образовался много – много лет назад из остатков деревьев и растений в заболоченных местах (показ слайда)
- А зачем же он нужен, этот чудо-камень под названием уголь?
- Правильно, если он горит, а значит дает тепло, обогревает.
( Выясняем с детьми отчего в группе тепло - трогают батарею; какой водой приятнее умываться – ребенок умывает Незнайку; откуда в кране горячая вода – ощупывают трубы, идущие к крану)
- Ребята, горячая вода бежит в дома по трубам, находящимися под землей из котельной, где воду нагревают в больших котлах при помощи каменного угля. (показ слайда)
-Город большой и угля нужно очень много. Где же столько взять?
- Сначала уголь нужно добыть, а он есть не везде. Ученые –геологи находят такие места, где есть большие залежи и там начинают вести разработку Для этого нужно трудиться многим людям и разным машинам. Уголь может находиться на поверхности земли (показ слайда). Здесь его экскаваторы сразу отгружают его в машины или вагоны (показ слайда).
А может уголь находиться и глубоко под землей. Люди по профессии шахтеры спускаются глубоко под землю и там работают (показ слайда). Труд шахтера очень тяжелый. У нас в Хакасии тоже добывают каменный уголь. Такое место, где добывают уголь, называется угольный разрез. В Хакасии их много. Это Черногорский угольный разрез, Изыхский угольный разрез, Майрыкский угольный разрез и другие (показ слайда).
4 часть. Физкультурная минутка. Игра «Тепло-холодно»
(Незнайка достает из своего ведра разные материалы: дерево, стекло, бумага, железо, уголь, камень и показывает детям поочередно. Если это горит – дети вытягивают руки вперед –греют; если не горит подпрыгивают на месте – греются)
5 часть.
- Дети, найдите в группе какой то предмет, незнакомый вам. (дети находят шкатулку, в ней разные предметы – молоток, краски, пуговицы)
- Почему здесь эти вещи?
- Эти вещи бы не изготовили, если бы не чудо – камень.
- Молоток выковал кузнец. Для этого он очень сильно нагрел железо и превратил его в молоток. Для изготовления красок и пуговиц тоже понадобилось тепло, которое дал это замечательный камень – уголь.
- Какой камень по вашему важнее: каменный уголь или просто камень?
- Да, это действительно чудо-камень!
(Незнайка благодарит за полученные знания и прощается)
6 часть. Рефлексия
- Что вас сегодня удивило?
- Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"
Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...