Познавательно-исследовательский проект «Такие разные камни!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Коковина Ольга Валентиновна

Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

 Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_takie_raznye_kamni.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект  «Такие разные камни!»
                                                                               Воспитатель: Коковина О.В.

Однажды на тропинке                                                                                                     Я  камешек поднял.
Он был как невидимка,
В пыли он весь лежал.                                                                                              
Принес домой я камень,                                                                                                
Помыл его водой,
А он как засверкает,
Как будто золотой.
Наутро в детский садик                                                                                                
С собою камень взял
И в группе всех ребят
Вокруг себя собрал.
Ребята расскажите,
Зачем они нужны?
Скорее подскажите
Важны, иль не важны.
Зачем же камни людям ?                                                                                            
Прошу мне разъяснить.
Давайте мы рассудим,
Как их и где добыть?
Каждый живущий в мире предмет                                                                          
Хранит в себе тайну, имеет секрет.
В каменный мир приглашаем войти
Дорогу к разгадкам секретов найти.
В сережках у мамы огнем он горит,                                                                          
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий, в ладошке лежать,                                                               Тяжелый, большой одному не поднять.
В шахте лежит глубоко,  далеко,
Машинам добыть их порой не легко.
Мы камни считали, камнями играли,                                                                          
И даже поделки из них выполняли.
Еще по камням босиком мы ходили
На камнях рисунки мелком выводили.
Мы соль растворяли, кристалл  получали,                                                            
И даже коллекцию камней собрали.
Камень нам в жизни всегда пригодится,
Камнем ребята нам нужно гордиться!

Наименование проекта

 «Такие разные камни…»

Тип проекта

Познавательно-исследовательский,  долгосрочный.

Сроки реализации

Ноябрь - март

Актуальность

 Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.

 Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

 В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Участники проекта

Воспитатели старшей группы «Ромашка», воспитанники  группы и их родители

Цель

Обогащение представлений воспитанников об окружающем мире (объектах неживой природы)

Воспитание бережного отношения к природе

Задачи:

 образовательные

 

 

 

 развивающие

 

 

 

 

воспитательные

 

  • Формировать у воспитанников представления о  камнях, их разнообразии  в природе,   особенностях, свойствах через игровую и  экспериментальную деятельность.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования;
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы;
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные  способности детей;
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы;
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий;
  • Воспитывать умение работать в группах.                                              

Этапы реализации

Подготовительный - ноябрь

Основной - декабрь - февраль

Заключительный - март

Взаимодействие  с родителями

Вовлечение в работу по  реализации проекта

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

            Для детей:   

  • Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, формирование  навыков наблюдения и экспериментирования. 
  • Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
  • Презентация коллекций  в «клубе коллекционеров»

          Для педагогов:

  • Обогащение  предметно – пространственной среды

        Для родителей:

  • Вовлечение в жизнь группы

Продукт проекта

 Коллекции камней, книжки-самоделки

 

Этапы

Сроки

Подготовительный этап

 

1.Беседа с детьми по принципу трех вопросов

Что мы знаем о камнях?

Что хотим узнать?

Как это сделать?

2.Определение темы, целей и задач, над которыми будем работать. Составление плана проекта

 

октябрь

3.Информирование родителей о проекте и привлечение их к совместной деятельности

4.Сбор информации  и практического  материала в рамках проекта.

Основной этап

  Образовательные   области

                           Содержание деятельности

  Познавательное  развитие

 

Занятия

«Камни-это интересно»

«Происхождение камней»(вулкан-пемза, гранит, сланец)

-Камни, рожденные морем» (мел, известняк)

   Беседы

 «Что мы знаем о камнях»,  «Эти удивительные камни»,   «Камни и их  свойства»,   «Магическая сила камней» (камни и астрология)

 Знакомство с информацией из детской энциклопедии и «Почемучки»

 Работа с картой Кольского полуострова «Где живешь, ты камень?»

 Просмотр презентаций 

 «Недра земли Кольской», «Украшения из камней»

Просмотр обучающих мультфильмов

 «Каменные истории»

 «Существуют ли в природе камни-цветы» (Формула Ума!)

 «Где искать драгоценные камни» (Фикси- советы для детей)

 «Красивые камни» (Лунтик 473 серия)

 Опытно-экспериментальная деятельность        

«Какой камень тяжелее?»

«Пирамида из камней»

 «Тонет-не тонет?»

 Дидактические игры

«Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Опиши камни», «Что лишнее?», «Гора и камень», «Найди свой камень».

 Лото «Что из чего сделано».

Ноябрь-февраль

  Речевое развитие

 Составление творческих рассказов «Камни разные нужны, камни  всякие важны», «Мой камень»

Заучивание стихов о камнях-талисманах

Ноябрь-февраль

 Социально- коммуникативное развитие

 

Сюжетно-ролевые игры: «Мы геологи», «В гостях у  Чахкли»,

 «В пещере горного короля»

Ноябрь-февраль

  Художественно-эстетическое развитие

 Работа в арт-салоне (поделки из камня, рисование на камнях).

 Рисование мелками на асфальте.

Конструктивное творчество – «Из чего построить дом?».

 Чтение художественной литературы

  А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»

 П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»;

 И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»;

 Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»;

 Н.И.Сладков «Сушеные камни»

 Чтение легенд и стихов о камнях.

Прослушивание музыкального отрывка  «Танец русских  самоцветов» С. Прокофьева из балета «Сказ о каменном цветке»

 Физическое развитие

Подвижные  игры; «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».

 Безопасность и  здоровье

 

 М.Л. Лазарев «Здравствуй» Уроки юных учителей  здоровья

Беседа: « Камни, которые лечат»  (литотерапия-лечение камнями).

Ситуативный разговор «Камень- друг, или враг?»

Заключительный этап

март

Презентация экспозиции  «Такие разные камни!» в «Клубе коллекционеров»

 

                                    Практические наработки

Обогащение предметно-пространственной среды

-Выпуск книжек-самоделок:

«День рождения гранита» ( Алеша Данилов и мама Юлия Васильевна)

«Горящий камень» (Слава Казаков и мама Виктория Юрьевна)

- Коллекции:

«Минералы»

«Кладовая Кольского полуострова»

«Камни из отпуска» (Коноплева Таня)

«Кладовая России» (Зайцевы Марина и Кирилл)

-Поделки из камней

«Чудеса на камне»( рисунки на камнях-коллектив воспитанников)

 «Дары тундры» (поделки на камне из соленого теста- Мериновы Соня и Олеся Николаевна)

«Животные севера» (рисунки на камнях)

«Мамина шкатулка» ( украшения из драгоценных камней- Фомичевы Варя и Елена Андреевна)

- Оформление картотеки опытов;

-Изготовление альбомов «Легенды о камнях», «Камни, которые лечат»;

-Подборка загадок о камнях; художественной и познавательной литературы.

                                                    Вывод

Воспитанники обогатили  представления о богатстве недр России и Кольского полуострова; познакомились со свойствами камней, научились выделять их признаки, классифицировать по разным основаниям, подбирать точные определения для характеристики их особенностей. А также они узнали о многообразном использовании их человеком.                

                                                  Литература

  1. Волчкова В.Н.,  Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе  детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;
  2. Дитрих А., Юрмин Г.Почемучка.-М.:Педагогика-Пресс,1994
  3. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
  4. Емельянова Э. Расскажите детям о драгоценных камнях  Издательство: Мозаика- Синтез, 2013

5. Камни и минералы Издательство: Махаон, 2013

6. Киселева А. С., Данилина Т.А.         Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников  ДОУ-. М.: АРКТИ, 2004;

7. Нестеренко Н. Каменная эпидемия. Журнал «Обруч»№3, 1999, с.22-24

8. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....

Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»

Цели и задачи.·            Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...

Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».

  Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Познавательно-исследовательский проект "Школа волшебников. Мир Камней" 2021

Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....