Познавательно-исследовательский проект «Такие разные камни!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Такие разные камни!»
Воспитатель: Коковина О.В.
Однажды на тропинке Я камешек поднял.
Он был как невидимка,
В пыли он весь лежал.
Принес домой я камень,
Помыл его водой,
А он как засверкает,
Как будто золотой.
Наутро в детский садик
С собою камень взял
И в группе всех ребят
Вокруг себя собрал.
Ребята расскажите,
Зачем они нужны?
Скорее подскажите
Важны, иль не важны.
Зачем же камни людям ?
Прошу мне разъяснить.
Давайте мы рассудим,
Как их и где добыть?
Каждый живущий в мире предмет
Хранит в себе тайну, имеет секрет.
В каменный мир приглашаем войти
Дорогу к разгадкам секретов найти.
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий, в ладошке лежать, Тяжелый, большой одному не поднять.
В шахте лежит глубоко, далеко,
Машинам добыть их порой не легко.
Мы камни считали, камнями играли,
И даже поделки из них выполняли.
Еще по камням босиком мы ходили
На камнях рисунки мелком выводили.
Мы соль растворяли, кристалл получали,
И даже коллекцию камней собрали.
Камень нам в жизни всегда пригодится,
Камнем ребята нам нужно гордиться!
Наименование проекта | «Такие разные камни…» |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский, долгосрочный. |
Сроки реализации | Ноябрь - март |
Актуальность | Живя в стране, богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру. |
Участники проекта | Воспитатели старшей группы «Ромашка», воспитанники группы и их родители |
Цель | Обогащение представлений воспитанников об окружающем мире (объектах неживой природы) Воспитание бережного отношения к природе |
Задачи: образовательные
развивающие
воспитательные |
|
Этапы реализации | Подготовительный - ноябрь Основной - декабрь - февраль Заключительный - март |
Взаимодействие с родителями | Вовлечение в работу по реализации проекта |
Ожидаемые результаты
| Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Продукт проекта | Коллекции камней, книжки-самоделки |
Этапы | Сроки | |
Подготовительный этап |
| |
1.Беседа с детьми по принципу трех вопросов Что мы знаем о камнях? Что хотим узнать? Как это сделать? | ||
2.Определение темы, целей и задач, над которыми будем работать. Составление плана проекта |
октябрь | |
3.Информирование родителей о проекте и привлечение их к совместной деятельности | ||
4.Сбор информации и практического материала в рамках проекта. | ||
Основной этап | ||
Образовательные области | Содержание деятельности | |
Познавательное развитие
| Занятия «Камни-это интересно» «Происхождение камней»(вулкан-пемза, гранит, сланец) -Камни, рожденные морем» (мел, известняк) Беседы «Что мы знаем о камнях», «Эти удивительные камни», «Камни и их свойства», «Магическая сила камней» (камни и астрология) Знакомство с информацией из детской энциклопедии и «Почемучки» Работа с картой Кольского полуострова «Где живешь, ты камень?» Просмотр презентаций «Недра земли Кольской», «Украшения из камней» Просмотр обучающих мультфильмов «Каменные истории» «Существуют ли в природе камни-цветы» (Формула Ума!) «Где искать драгоценные камни» (Фикси- советы для детей) «Красивые камни» (Лунтик 473 серия) Опытно-экспериментальная деятельность «Какой камень тяжелее?» «Пирамида из камней» «Тонет-не тонет?» Дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Опиши камни», «Что лишнее?», «Гора и камень», «Найди свой камень». Лото «Что из чего сделано». | Ноябрь-февраль |
Речевое развитие | Составление творческих рассказов «Камни разные нужны, камни всякие важны», «Мой камень» Заучивание стихов о камнях-талисманах | Ноябрь-февраль |
Социально- коммуникативное развитие
| Сюжетно-ролевые игры: «Мы геологи», «В гостях у Чахкли», «В пещере горного короля» | Ноябрь-февраль |
Художественно-эстетическое развитие | Работа в арт-салоне (поделки из камня, рисование на камнях). Рисование мелками на асфальте. Конструктивное творчество – «Из чего построить дом?». Чтение художественной литературы А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге» П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»; И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»; Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами»; Н.И.Сладков «Сушеные камни» Чтение легенд и стихов о камнях. Прослушивание музыкального отрывка «Танец русских самоцветов» С. Прокофьева из балета «Сказ о каменном цветке» | |
Физическое развитие | Подвижные игры; «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». | |
Безопасность и здоровье
| М.Л. Лазарев «Здравствуй» Уроки юных учителей здоровья Беседа: « Камни, которые лечат» (литотерапия-лечение камнями). Ситуативный разговор «Камень- друг, или враг?» | |
Заключительный этап | март | |
Презентация экспозиции «Такие разные камни!» в «Клубе коллекционеров» |
Практические наработки
Обогащение предметно-пространственной среды
-Выпуск книжек-самоделок:
«День рождения гранита» ( Алеша Данилов и мама Юлия Васильевна)
«Горящий камень» (Слава Казаков и мама Виктория Юрьевна)
- Коллекции:
«Минералы»
«Кладовая Кольского полуострова»
«Камни из отпуска» (Коноплева Таня)
«Кладовая России» (Зайцевы Марина и Кирилл)
-Поделки из камней
«Чудеса на камне»( рисунки на камнях-коллектив воспитанников)
«Дары тундры» (поделки на камне из соленого теста- Мериновы Соня и Олеся Николаевна)
«Животные севера» (рисунки на камнях)
«Мамина шкатулка» ( украшения из драгоценных камней- Фомичевы Варя и Елена Андреевна)
- Оформление картотеки опытов;
-Изготовление альбомов «Легенды о камнях», «Камни, которые лечат»;
-Подборка загадок о камнях; художественной и познавательной литературы.
Вывод
Воспитанники обогатили представления о богатстве недр России и Кольского полуострова; познакомились со свойствами камней, научились выделять их признаки, классифицировать по разным основаниям, подбирать точные определения для характеристики их особенностей. А также они узнали о многообразном использовании их человеком.
Литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;
- Дитрих А., Юрмин Г.Почемучка.-М.:Педагогика-Пресс,1994
- Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Емельянова Э. Расскажите детям о драгоценных камнях Издательство: Мозаика- Синтез, 2013
5. Камни и минералы Издательство: Махаон, 2013
6. Киселева А. С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ-. М.: АРКТИ, 2004;
7. Нестеренко Н. Каменная эпидемия. Журнал «Обруч»№3, 1999, с.22-24
8. Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Камни"
Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....
Методическая разработка конспекта НОД с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Какая разная бумага»
Цели и задачи.· Формирование у детей основных знаний и представлений о бумаге и ее свойствах.·...

Познавательно – исследовательский, творческий проект. Тема: «Мир камней».
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомс...

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"
Знакомство с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Свойства камней».
В помощь педагогу....

Познавательно-исследовательский проект "Школа волшебников. Мир Камней" 2021
Знакомство детей с разнообразием камней, их свойствами....

конспект занятия (познавательно-исследовательская деятельность) "В удивительном мире камней"
Конспект занятия для старшей группы по теме "В мире камней"...