Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Библиотека»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Сформировать у детей представление о библиотеке.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей представление о библиотеке;
- дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку;
- закрепление понимания строения книги;
- познакомить с историей создания библиотеки; познакомить с работой библиотекаря.
Развивающие:
- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Магнитная доска, картинки, указка, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 315.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 175»
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим
Тема: «Библиотека»
группа общеразвивающей направленности
для детей 6-7 лет № 11
Подготовила:
воспитатель Шерстнева Т.И.
высшая кв. категория
Оренбург, 2024г.
Цель: Сформировать у детей представление о библиотеке.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей представление о библиотеке;
- дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку;
- закрепление понимания строения книги;
- познакомить с историей создания библиотеки; познакомить с работой библиотекаря.
Развивающие:
- развивать память, мышление, речь, умение обобщать результаты.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Магнитная доска, картинки, указка, ноутбук.
Ход занятия.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Ребята, я рада видеть вас. Желаю вам интересно и познавательно провести день. Присаживайтесь на стульчики.
Ребята, вы слышите, кто-то стучится
(Заходит почтальон Печкин.)
- Это я, почтальон Печкин! Принёс посылку!
- Только я вам её не отдам! Потому что должны отгадать мою загадку...
Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нету лап, нету рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет, Обо всём тебе расскажет. (Книга)
В: -Ребята, что это за посылка?
Д: -Посылка с книгами.
(Почтальон Печкин уходит)
В: - Правильно, ребята, помогите мне распаковать посылку (раскладываю книги на столе).
- Интересно, откуда столько книг и кто их хозяин? (Беру любую книгу и обращаю внимание детей на кармашек с листочком-вкладышем на внутренней стороне переплёта книги. Предлагаю ребятам отгадать, что это за кармашек. (варианты детей). Дети могут затрудниться ответить и тогда я читаю на формуляре: «Городская детская библиотека № 1».)
В: - Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? (ответы детей). Без хорошей книги не обойтись. А где её взять? Можно выбрать книгу дома, можно попросить у товарища, а можно пойти в библиотеку. А что такое библиотека? (предположения детей). Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят: Собрали с любовью, хранят с заботой.
«Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи назывались клинопись.
В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус.
У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».
- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)
Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.
Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.
— А когда появились библиотеки на Руси? Это было очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку греческих и латинских, книг: Иван Грозный не только сберёг её, но и приумножил.
Все книги библиотеки этого царя были рукописными. — Что означает это слово?
Если не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит, «летописи» — это годовые записи.
Позже волею царя в Москве открыться Печатный двор. — Как вы думаете, что делали на Печатном дворе.
Первые книги печатал здесь мастер Иван Фёдоров. Иван Фёдоров всё делал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал и напечатал первый букварь для детей. Были в нём не только буквы, но и цифры, и наставления, и сказки, чтобы не только читать учились дети, но и росли добрыми да умными.
Сейчас существует и работает много библиотек. Может вы мне подскажете какими бывают библиотеки?
Есть библиотеки для взрослых и детей. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные.
Но самая большая библиотека в Москве - Российская библиотека. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобится много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде-бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!
Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты, журналы приходят сюда и из других стран. Здесь миллионы книг! Их там так много, что прочитать все просто невозможно.
Физкультминутка.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Ну что, отдохнули? Отправляемся дальше. А у вас дома есть книги?
— Вы знаете, что у вас дома тоже есть библиотека? Как вы думаете, почему и эта огромная библиотека и полка с книгами в вашем доме называются одним словом-библиотека? (варианты ответов детей). В самом начале беседы мы узнали, что такое библиотека.(собрание книг, сделанное одним человеком или несколькими людьми). Скажите, а у нас в группе есть библиотека? Конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?
В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. В длинных ящиках стоят карточки. На каждой - название книги и фамилия автора. А в углу знак - цифры буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.
Как узнать кто взял книгу из библиотеки? (дети отвечают). Обращаю внимание детей на информацию на карточке в кармашке книги, на ней указана фамилия, адрес и телефон, взявшего книгу. В библиотеке на каждого читателя заводят читательскую книжку, где записывают книги и срок на который они выданы.
Главное условие пользования книгами - это возвращать их вовремя в библиотеку и обращаться с ними бережно.
Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие?
(Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).
С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему?
Давайте с вами поиграем в игру «Можно и нельзя».
Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.
1.Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки, Нам никак нельзя без книжки! – Все ребята говорят.
2. Книга-самый лучший друг, Это знают все вокруг.
3. Книгу можно прочитать, Руками грязными листать.
4. Если нравится картинка- Рви её из серединки.
5 Книгу бережно держи, В неё закладку положи.
6. Книгу в воду не бросай, Береги и уважай!
Молодцы, ребята, а теперь подскажите мне, что нужно сделать с этими книгами? (отнести их в библиотеку) Правильно, сейчас мы с вами проверим книги, не порваны ли они, может их надо подклеить, потом мы аккуратно поместим их обратно в коробку и отнесем их в библиотеку. (Желательно договориться с ближайшей библиотекой об экскурсии.) А в нашу групповую библиотеку я хочу подарить 2 книги, которые вам будет интересно читать, рассматривать иллюстрации и получать новую информацию.
Итог:
Ну что ж, понравилось вам путешествие в библиотеку? (Да)
Что вам понравилось больше всего? (Путешествовать)
Напомните мне пожалуйста,
Что же такое библиотека? (в ней хранят книги)
Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).
Кто мне скажет, что такое рукопись, летопись? ( руками писаная книга, годовые записи лето- год)
Как нужно обращаться с книгами? (нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы).
Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами беседовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Ребенок и окружающий мир" на тему "Семья".
Занятие проводилось в старшей группе с детьми, имеющими ОНР....

Экскурсия КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ в библиотеку»
ЗАДАЧИ:1) формировать у детей реалистические представления о труде...
Конспект занятия по природному окружающему миру в старшей группе на тему :"Одуванчики"
Конспект занятия на тему : "Одуванчики"...
Конспект занятия по познанию окружающего мира на тему: "Улицы города"
Продолжать воспитывать любовь к Родине, к родной Москве, чувство гордости за людей, живущих в ней - москвичам. Закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать внимание, память, мышление. Знакомить де...

Конспект занятия НОД по окружающему миру для разновозрастной группы на тему "Зоопарк"
Конспект занятия НОД по окружающему миру для разновозрастной группы на тему "Зоопарк"...
Конспект занятия ознакомление с окружающим миром Тема "Мои друзья "
Программное содержание: Расширять знания о сверстниках. Закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, если кому-то из ребят группы грустно поговори с н...