Цикл наблюдений за птицами на прогулке
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Цель цикла наблюдений за птицами на прогулке — формирование знаний о жизни птиц.
Задачи:
- Образовательные:
- учить называть птиц и части тела;
- учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения;
- расширять представление о весне и поведении птиц в это время года;
- закреплять представление о птичьем мире.
- Развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, память;
- закреплять умение действовать по сигналу, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым;
- воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Циклы наблюдений за птицами на участке ДОУ
Кто прилетает на кормушку?
Цель. Познакомить детей с птицами, которые садятся на кормушку или ожидают корм вблизи нее. Вызывать интерес к поведению птиц. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Ход наблюдения6:
Воспитатель. Дети, это наш птичий городок. На нем есть кормушки. Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить?
Давайте сейчас насыпем зерен и отойдем, посмотрим, что же будет?
Кто прилетел к кормушке?
Кто знает, как называют этих птиц? Правильно, это воробьи.
Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зерна.)
Кто сидит на дереве? Что они делают? (Смотрят, наблюдают.)
Кто еще подлетел к кормушке? Это голуби и вороны.
Дети, а почему мы подкармливаем птиц?
Да, сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем.
Как думаете, нравится ли птицам наше угощение? Почему нравится? Охотно ли они клюют зернышки?
Мы молодцы. Теперь каждый день будем помогать птицам и подкармливать их.
Какие воробьи, какие вороны?
Цель. Познакомить детей с воробьем и вороной. Учить различать их по размеру и окраске. Поддерживать интерес к жизни птиц. Привлекать детей к их подкормке.
Ход наблюдения:
Воспитатель. Дети, а где находится наш птичий городок?
Что там есть? (Кормушки.) Зачем они нужны?
Давайте в кормушки насыпем корм и посмотрим, кто же к нам прилетит?
Что за маленькая, птичка прилетела на кормушку?
Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи?
Что делают воробьи на кормушке? (Клюют зернышки, хлебные крошки.)
Покажите, как они клюют зернышки и хлеб. Зимой хлебных крошек не жалей, Птичек ими угости скорей.
А это что за птица прилетела?
Скажите, она больше или меньше воробья?
Это ворона. Ворона большая, черно-серая. Летает чаще всего одна. Ей тоже голодно зимой.
Что делает ворона?
Правильно, она ходит по снегу и собирает крошки.
Покажите, как важно ходит ворона.
Зимой птицам голодно, их надо подкармливать. Мы помогаем птицам, заботимся о них.
На кормушку прилетели голуби
Цель. Познакомить детей с голубями - они большие, сизые, крупнее воробья. На кормушке клюют корм, воркуют. Воспитывать желание наблюдать за поведением птиц и желание заботиться о них, подкармливать их.
Ход наблюдения:
Воспитатель. Дети, вспомните, каких птиц мы видели вчера с вами у кормушки?
Давайте насыпем корм, отойдем в сторонку и посмотрим, кто прилетит к нам в гости.
Что за птички к нам прилетели? (Воробьи.)
Расскажите, какие они? (Маленькие, коричневые.)
Покажите, как воробьи прыгают? Как они кричат? Как зернышки клюют?
А это что за птицы прилетели к кормушке?
Это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби - сизые.
Послушайте стихотворение И. Токмакова «Голуби»:
Голуби, голуби, раз, два, три ...
Прилетели голуби сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Что делают голуби? (Клюют корм.) Чем они клюют? (Клювом.) Как они клюют, покажите?
Послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Голуби воркуют. Давайте повторим вместе: «Голуби воркуют».
Мы ухаживаем за птицами. Зимой холодно и голодно им. Мы подкармливаем птиц: воробьев, ворон, синиц. За птицами очень интересно наблюдать.
Внимательно посмотрите на птиц. Что они делают на кормушке, как разговаривают друг с другом. Сейчас мы пойдем на участок и поиграем в игру «Птицы на кормушке»
(Воспитатель рисует на снегу большой круг - кормушка. По сигналу «воробьи», дети-«воробьи» прилетают на кормушку и изображают воробьев. По сигналу «ворона», дети изображают ворону. По сигналу «голуби», дети подражают голубям. Игра повторяется 2-3раза.)
«Чем мы угощаем птиц?»
Цель. Познакомить детей с тем, что птицы - живые. Зимой им холодно и голодно. Мы должны заботиться о них, подкармливать их. Птицам мы даем разные зерна, кусочки белого хлеба.
Ход наблюдения:
Воспитатель. Дети, вспомните, что вчера мы насыпали с вами в кормушки? (Корм.) Какие птицы прилетали на нашу кормушку? (Воробьи, вороны, голуби.)
Давайте подойдем к птичьему столбу. Есть ли в кормушке корм?
Почему же нет корма, куда он пропал?
Скажите, а что это за крестики на снегу вокруг птичьего городка, кто их оставил?
Да, здесь были птицы. Это их следы. Они съели весь корм.
Какой корм мы насыпали птицам? (Зернышки, белый хлеб.)
Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение: зернышки и кусочек белого хлеба. Помогите мне положить все это в кормушку.
Зимой птицам голодно, им надо помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, кушать им надо каждый день, как и нам.
Давайте посмотрим, какие птицы прилетят к кормушке сегодня и расскажем про них нашему попугайчику Кеше (игрушка), которого мы взяли с собой на прогулку.
Что это за птица, как она называется?
Что птица делает, как она клюет? Как она передвигается? Как птицы кричат?
Что ест ворона, что едят воробьи, голуби.
Вот, Кеша, посмотри, как трудно зимой птицам. Им зимой голодно. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Детки, дома вместе с мамой вы тоже можете кормить птиц.
«Птицы на участке»
Цель: расширить представления о жизни птиц осенью, особенностях их внешнего вида, повадках, питания. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными.
Ход наблюдения:
Вопросы и задания.
Рассмотреть внешний вид птиц. Чем похожи?, Чем отличаются?
Ворона - крупная птица. Большая часть тела серая Голова, горло, крылья и хвост - чёрные.
Галка - меньше вороны. Верх головы и шея у неё серые, по бокам шеи - серые пятна. Остальное оперение чёрное
Сорока - ростом немного побольше галки. В народе её называют белобока. Голова, грудка и спина у сороки черные, грудь, бока и верх крыльев - белые. Низ крыльев и длинный хвост – зеленоватые. Это очень красивая птица.
Почему сороку называют «белобокой»?
В каком месте нашего участка чаще всего можно видеть этих птиц?
Чем питаются ворона, галка, сорока?
Собрать перья птиц дли коллекции.
Загадка:
Трещала с самого утра «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
Такая с ней морока, когда трещит ...
(сорока)
Загадки:
Озорной мальчишка в сером армячишке,
по двору шныряет крошки собирает.
Воробей
Вопросы к наблюдению.
О каких птицах эти загадки?
Давайте найдем их на участке?
Какие эти птицы - осторожные или пугливые?
Как прыгает воробей? (На пружинках-ножках.)
Чем питаются воробей и синичка?
Как расклёвывает семечко синичка? А как клюет воробей?
Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”
«Полет птицы»
Цель: уточнять представления о многообразии птиц, способах передвижения; учить наблюдательности, умению делать выводы.
Ход наблюдения:
Воспитатель и дети рассматривают птиц в полете.
Что помогает им держаться и передвигаться в воздухе?
Из чего состоят их крылья? (Перья бывают маховые и пуховые, маховые - для полета, пуховые для согревания тела.
У зимующих птиц пуховые перья становятся гуще осенью и зимой - это приспособление организма птиц к зимним температурам. Перья состоят из множество волосков, расположенных на полом стержне, внутри которого находится воздух.)
У кого еще есть крылья?
Сколько крыльев у птиц и сколько - у насекомых? Сравнение крыла птицы и крылышка бабочки.
Примета: птицы сидят нахохлившись - к дождю. Пословица: «Апрель водой славен».
Стихотворение:
Милая певунья,
Ласточка родная,
Ты домой вернулась
Из чужого края.
Над оконцем вьется
С песенкой живой:
«Я весну да солнце
Принесла с собой».
«Наблюдение за снегирем»
Цель: формировать представления о зимующей птице - снегирь, о характерных особенностях и заботе человека о них.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой (снегирь).
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Приметные птицы.
Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево красной рябины, деловито срывают одну ягоду за другой, раздавливают коротким клювом и поедают только семена ягоды. Надо сказать, что снегири вежливо уступают самкам лучшие гроздья рябины. Следует отметить, что самки окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета. Снегири любят полакомиться и ягодой калины.
Когда к нам вернутся наши перелётные птицы, снегири уже будут далеко на севере – на родине, совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий посвист: «Жю…жю…жю… - мы прибыли!»
И. конечно, мы будем рады этим гостям.
- В какое время года появляются в нашей местности снегири? (Ответы детей: поздней осенью или в начале зимы).
- Что они едят? (Ответы детей: снегири зимой поедают семена растений, но когда ощущается нехватка еды, они питаются из кормушек, сооруженных человеком).
- На каких деревьях чаще всего можно увидеть снегирей? (Ответы детей: на рябине и калине).
«Наблюдение за вороной»
Цель: расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький
А ходит босиком (ворона)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?
Приметы:
Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека.
Вороны бывают чёрными и серыми, живут поодиночке или парами, но зимой иногда собираются в большие стаи.
По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей — тело у неё серого цвета, а вот голова, крылья и хвост — чёрные, с металлическим отливом.
В питании вороны не привередливы — могут употреблять и животную, и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
С наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к природе, где их ожидают заботы о будущем потомстве.
Вороны умеют подражать собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.
Многие вороны охотно развлекаются: катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов.
«Наблюдение за синицей»
Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым и знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего
вида.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «тень-тень!
Как хорош весенний день!»
Птица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало (синица).
- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них?
- Какую пользу синицы приносят?
- Когда отмечают «синичкин» день? (в ноябре)
В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».
Синичка - это маленькая ярко-пестрая птичка, которая обитает в лесу, парке или саду. Она обычно имеет синюю спинку, желтый животик и черную полоску через глаз.
Синички очень умные и любознательные птицы. Они умеют ловко крутиться на ветках, могут висеть вверх ногами и даже смотреть вниз головой вниз, когда ищут еду.
Эти птички очень хороши в пении. Они поют прекрасные и радостные песни, которые можно услышать в лесу или в саду. Их пение может поднять настроение и сделать день ярче и веселее.
Синички любят кушать насекомых, а также семена и орехи. Они часто прилетают на кормушки, чтобы перекусить зимой, когда еды становится меньше.
Интересные факты про синичку:
1. Синицы являются одними из самых маленьких птиц в мире, их размер составляет около 12-14 см, а вес - около 20 грамм.
2. У синиц есть уникальный способ общения между собой. Они могут издавать различные звуки, такие как свист, щебетание и т.д. Эти звуки могут различаться в зависимости от вида синицы и даже от настроения птицы. Например, тревожные звуки могут быть более громкими и резкими, а радостные - более мягкими и мелодичными.
3. Синицы - очень социальные птицы, которые живут в группах. Они часто собираются вместе в больших стаях, чтобы охотиться на насекомых и защитить друг друга от хищников.
4. Синицы могут быть очень быстрыми и ловкими, что делает их отличными охотниками. Они могут ловить насекомых на лету и даже хватать их в воздухе.
5. Синицы также известны своей способностью к адаптации к различным условиям обитания. Они могут жить в лесах, парках, садах и даже городах, где они находят пищу и убежище.
6. Синицы играют важную роль в природе, так как они являются хищниками и помогают контролировать численность насекомых-вредителей.
7. Синицы имеют уникальный окрас оперения, который может быть желтым, голубым, зеленым или фиолетовым. Некоторые виды имеют белые пятна на груди или голове.
8. Синицы очень любят ягоды и фрукты, особенно рябину, смородину, вишню и другие плоды. Они также могут питаться насекомыми, личинками, яйцами и другими мелкими животными.
9. Синицы живут в среднем от 5 до 10 лет в дикой природе и до 20 лет в неволе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл наблюдений за животными на прогулке. Младшая группа.
Наблюдения за животными, загадки о животных ,подвижные игры на прогулке для детей младшей группы....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....

Наблюдения за растениями и животными (цикл наблюдений за птицей, за мать-и-мачехой).
Материал включает в себя цикл занятий, состоящих из наблюдений (за птицей и мать-и-мачехой). Материал будет полезен при планировании наблюдений на прогулке....