Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Хлеб-всему голова»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Яковенко Алина Алексеевна

Актуальность проекта.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_v_podgotovitelnoy_.gruppe.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в подготовительной группе

        Тема:        «Хлеб-всему голова»

                        Воспитатель: Яковенко А.А.

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

Актуальность проекта.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.

Мы считаем, что человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно должен помнить, что хлеб - бесценное сокровище.

Уважение и бережливость к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков.

Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о хлебе и его происхождении носят отрывочный характер.

Перед детьми была поставлена проблема «Как мы можем больше узнать о

хлебе, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе».

 Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников.  

Реализация проекта «Хлеб - всему голова» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей.

Познавательная  деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка творческой активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

Вид проекта: групповой

По срокам: краткосрочный (с 5.11.24г  по 22.11.24г)

Тип проекта: познавательно-исследовательский, социально –коммуникативный

По характеру контактов: в рамках ДОУ и совместно с родителями

Красносулинский хлебозавод.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, муз. руководитель, рук. изо студии , рук. театр. студии воспитатель.

Цель проекта: Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников

о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, участвующих в этом, расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям вырастившим его.

Задачи проекта: Дать представление о том, что хлеб –основной продукт питания человека; познакомить детей со злаковыми растениями;

  • Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;  с процессом выращивания хлеба в современное время ,  с  трудом хлеборобов и другими профессиями людей труда;
  • Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
  •  Активизировать словарь детей.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов;
  • Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Дети: У детей сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях людей труда  они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  •  Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием.

  • Педагоги: Сформированные   навыки   коллективной   работы педагогов,  родителей        через вовлечение их в совместную проектную деятельность.
  • Повышение педагогического мастерства
  • Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.

Родители: Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

расширят возможности сотрудничества со своими детьми, сотрудниками ДО

Формы реализации проекта:

Организованная образовательная деятельность;

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические игры; речевые; подвижные; настольно-печатные игры);

Беседы, наблюдения ,общение; чтение худ.литературы

Рассматривание иллюстраций, рисунков, открыток по теме «Хлеб»;

Экскурсии, прогулки;

Театрализация, творческая мастерская  

Использование мультимедийных презентаций;

Работа с родителями.

Условия реализации проекта

1.Продолжать создавать  условия для удовлетворения потребности воспитанников  в познавательной и творческой   деятельности

2.Активное сотрудничество с семьей

3. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

В качестве негативных последствий можно прогнозировать:

Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с МБДОУ

Этапы реализации проекта:

План по реализации проекта

п/п

Этап проекта

Исполнитель

Сроки реализации

1 Подготовительный этап

1.2

 Подбор и изучение литературы и методического материала по данной проблеме

Воспитатель

1.3

Подбор атрибутики, оборудования, презентаций, видеоматериалов для реализации проекта

Воспитатель

1.4

Разработка проекта

Воспитатель

2 Проектировочный этап

Цель: разработка  практических материалов

2.1

Подборка НОД по реализации проекта

воспитатель

2.2

Подборка  дидактического материала

воспитатель

2.3

Подбор консультационного материала  для родителей;

привлечение родителей для участия в  проекте

Воспитатель

 3 Внедренческий этап

Воспитатель

3.1

НОД

  1. Познание социального и предметного мира на тему: «Откуда пришёл хлеб? »

2.ИЗО деятельность  (лепка из соленого теста) «Пироженые», и хлебобулочные изделия (крендель, пирожок, батон, рогалик, баранка и т. д.) 

3.Конструирование (модульное оригами) «Колосок».

рисование «Хлеб- наше богатство.

4.Театрализованная деятельность  «Как волк вздумал  хлеб  печь»  -  литовская  сказка.  

Драматизация сказки «Колосок».

5. Коммуникативная деятельность развитие речи «Хлеб - всему голова»

Воспитатель

Рук театр кружка

3.2

Беседы, ситуативное общение, показ презентаций

«Какой бывает хлеб»; «Берегите хлеб», «Как

появился хлеб на Руси?», «Как хлеб на стол пришел?».

Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол,пекарь.

Проговаривание и заучивание скороговорок, пословиц,поговорок и примет о хлебе.

- презентация «Как хлеб на стол пришел»;

Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья)и коллекции злаков. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (пшеница, овес, рожь). Видеть различия и называть колосья разных злаковых культур

Воспитатель

3.3

Подвижные игры

  • Игра-эстафета: «Кто скорее отвезѐт зерно на элеватор».
  • «Пирог»,

«Дружные зёрна».

пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы»

Воспитатель

Физ. инструктор

3.4

Индивидуальная работа

 опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях (почве, песке, камнях).Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес). Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.)

Воспитатель

Дети: Саша П

Вика О.Ева П.

3.5

Чтение художественной литературы

  1. Николай Семенович Тихонов «Берегите Хлеб родной»
  2. Яков Лазаревич Аким «Хлеб»
  3. Янина Дягутите «»Колос»
  4. Яна Коваль «Хлеб»
  5. Ю. Круторогов «Дождь из семян».
  6. Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
  7. Укр.н.с. «Колосок».
  8. Я. Тайц «Все здесь».
  9. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»
  10. М. Глинская «Хлеб»
  11. Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».)
  12. Самуил Яковлевич Маршак «Пришла весна
  13. Самуил Яковлевич Маршак «Сентябрь»
  14. «Положили в землю зернышко»
  15. Самуил Яковлевич Маршак «Птицы в пироге»

 Заучивание наизусть: Я. Тайц «Все здесь»;«День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла».

Т.Лаврова «Из чего печется хлеб?»,

*Я.Аким «Пашут каждую весну»,

*И.Токмакова «Что такое хлеб?».

Воспитатель

Родители

На выбор

3.6

Дидактические игры

1. Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он

«лишний», «Что сделано из муки?»

2.Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чѐрный.

3.Игра «Что сначала, что потом?». Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел?», размещают их в логической последовательности.

4.Игра  «Колобки»        (цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар- дрожжи), «Из каких продуктов товар?».

5.Игра «Кто назовѐт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.

воспитатель

3.7

Сюжетно –ролевая игра

«Семья» Магазин хлебобулочных

изделий»,

Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением, ветряная мельница),

Экологическая игра «что за чем»,

воспитатель

3.8

2.Творческая мастерская

- изготовление хлеба в группе при помощи хлебопечки

-изготовление пирожков с повидлом ко Дню Матери

Музыкальная гостиная «Хлебопёк». Музыка: Юрий Кудинов
Песенка про колосок

Воспитатель

3.9

Работа с родителями

1.Участие детей в онлайн викторинах

2.Участие в конкурсе «Мы умеем вместе с мамой» (домашняя выпечка)

3.Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4.Просмотр мультфильмов «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».

5.Экскурсия в хлебный магазин , хлебозавод.

Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь, умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике.

воспитатель

.

4 Результативный этап

Цель: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов

4.1

Монниторинг

Воспитатель                                                                                                                                                              

-

Вывод:

В результате работы над проектом дети углубили свои знания о том как вырастить хлеб, изготовить муку и выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, и профессиях людей, благодаря которым у нас на столе есть хлеб, а в магазинах продукты, изготовленные из муки. Дети узнали о том, что в хлебе содержатся необходимые вещества для жизнедеятельности человека..

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специальными терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями. Увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.

И в результате реализации этого проекта дети стали бережно относиться к хлебу, понимая, что в каждом кусочке хлеба есть труд многих людей!

Список использованной литературы

  1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.Учеб. Пособие/ С. Н. Николаева. - М. :Академия, 2005. - 224 с.
  2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
  3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
  5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  6. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
  7. Емельянова Э..Л «Расскажите детям о хлебе» Мозайка –синтез 2010г
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей оздоровительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»

Проект: «Хлеб всему голова»Участники:  дети 5-6 лет оздоровительной группы, воспитатель, родители.Вид проекта: информационно-творческийЦель проекта: сформировать знания детей о пути, которое прох...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.

Конспект интегрированнойнепосредственно-образовательнойдеятельности в старшей группе. Тема « Хлеб - всему голова»с использование ИКТ.Воспитатель: Сасакина Л.Н.г. Кстово, 2014г.Цели: знакомство с ...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Тема: «Хлеб- всему голова»

Программное содержание: -расширить знание детей о том как на нашем столе появился хлеб.- закреплять названия профессий людей, растящих хлеб: тракторист, шофер, комбайнер, мельник, пекарь, хлебороб.- а...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»

ЦЕЛЬ:  Расширять представление о практической жизни человека.ЗАДАЧИ:Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба. Познакомить с культурой русского народа, земл...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Тема:" Хлеб- всему голова"

Разработка предназначена для воспитателей ДОУ, совместная образовательная деятельность педагога с детьми направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализациидетей старшего дошкол...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хлеб - всему голова»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных качеств, отвечающ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Хлеб – всему голова».

- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.- Продолжить формировать умения вести диалог между воспит...