Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Хлеб-всему голова»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность проекта.
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект в подготовительной группе
Тема: «Хлеб-всему голова»
Воспитатель: Яковенко А.А.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Актуальность проекта.
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.
Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.
Мы считаем, что человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно должен помнить, что хлеб - бесценное сокровище.
Уважение и бережливость к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков.
Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.
В ходе бесед с детьми, совместными размышлениями было выявлено, что знания детей о хлебе и его происхождении носят отрывочный характер.
Перед детьми была поставлена проблема «Как мы можем больше узнать о
хлебе, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе».
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания духовно-нравственной культуры дошкольников.
Реализация проекта «Хлеб - всему голова» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей.
Познавательная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка творческой активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Вид проекта: групповой
По срокам: краткосрочный (с 5.11.24г по 22.11.24г)
Тип проекта: познавательно-исследовательский, социально –коммуникативный
По характеру контактов: в рамках ДОУ и совместно с родителями
Красносулинский хлебозавод.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, муз. руководитель, рук. изо студии , рук. театр. студии воспитатель.
Цель проекта: Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников
о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, участвующих в этом, расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям вырастившим его.
Задачи проекта: Дать представление о том, что хлеб –основной продукт питания человека; познакомить детей со злаковыми растениями;
- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; с процессом выращивания хлеба в современное время , с трудом хлеборобов и другими профессиями людей труда;
- Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.
- Активизировать словарь детей.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов;
- Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Дети: У детей сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях людей труда они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
- Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
- Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием.
- Педагоги: Сформированные навыки коллективной работы педагогов, родителей через вовлечение их в совместную проектную деятельность.
- Повышение педагогического мастерства
- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
Родители: Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
расширят возможности сотрудничества со своими детьми, сотрудниками ДО
Формы реализации проекта:
Организованная образовательная деятельность;
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические игры; речевые; подвижные; настольно-печатные игры);
Беседы, наблюдения ,общение; чтение худ.литературы
Рассматривание иллюстраций, рисунков, открыток по теме «Хлеб»;
Экскурсии, прогулки;
Театрализация, творческая мастерская
Использование мультимедийных презентаций;
Работа с родителями.
Условия реализации проекта
1.Продолжать создавать условия для удовлетворения потребности воспитанников в познавательной и творческой деятельности
2.Активное сотрудничество с семьей
3. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с МБДОУ
Этапы реализации проекта:
План по реализации проекта
№ п/п | Этап проекта | Исполнитель | Сроки реализации |
1 Подготовительный этап | |||
1.2 | Подбор и изучение литературы и методического материала по данной проблеме | Воспитатель | |
1.3 | Подбор атрибутики, оборудования, презентаций, видеоматериалов для реализации проекта | Воспитатель | |
1.4 | Разработка проекта | Воспитатель | |
2 Проектировочный этап Цель: разработка практических материалов | |||
2.1 | Подборка НОД по реализации проекта | воспитатель | |
2.2 | Подборка дидактического материала | воспитатель | |
2.3 | Подбор консультационного материала для родителей; привлечение родителей для участия в проекте | Воспитатель | |
3 Внедренческий этап | Воспитатель | ||
3.1 | НОД
2.ИЗО деятельность (лепка из соленого теста) «Пироженые», и хлебобулочные изделия (крендель, пирожок, батон, рогалик, баранка и т. д.) 3.Конструирование (модульное оригами) «Колосок». рисование «Хлеб- наше богатство!». 4.Театрализованная деятельность «Как волк вздумал хлеб печь» - литовская сказка. Драматизация сказки «Колосок». 5. Коммуникативная деятельность развитие речи «Хлеб - всему голова» | Воспитатель Рук театр кружка | |
3.2 | Беседы, ситуативное общение, показ презентаций «Какой бывает хлеб»; «Берегите хлеб», «Как появился хлеб на Руси?», «Как хлеб на стол пришел?». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол,пекарь. Проговаривание и заучивание скороговорок, пословиц,поговорок и примет о хлебе. - презентация «Как хлеб на стол пришел»; Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья)и коллекции злаков. Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (пшеница, овес, рожь). Видеть различия и называть колосья разных злаковых культур | Воспитатель | |
3.3 | Подвижные игры
«Дружные зёрна». пальчиковые игры, психоэтюд «Тесто», психогимнастика «Хлеборобы» | Воспитатель Физ. инструктор | |
3.4 | Индивидуальная работа опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях (почве, песке, камнях).Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи). Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес). Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.) | Воспитатель Дети: Саша П Вика О.Ева П. | |
3.5 | Чтение художественной литературы
Заучивание наизусть: Я. Тайц «Все здесь»;«День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла». Т.Лаврова «Из чего печется хлеб?», *Я.Аким «Пашут каждую весну», *И.Токмакова «Что такое хлеб?». | Воспитатель Родители На выбор | |
3.6 | Дидактические игры 1. Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний», «Что сделано из муки?» 2.Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чѐрный. 3.Игра «Что сначала, что потом?». Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел?», размещают их в логической последовательности. 4.Игра «Колобки» (цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар- дрожжи), «Из каких продуктов товар?». 5.Игра «Кто назовѐт больше блюд?». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука. | воспитатель | |
3.7 | Сюжетно –ролевая игра «Семья» Магазин хлебобулочных изделий», Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением, ветряная мельница), Экологическая игра «что за чем», | воспитатель | |
3.8 | 2.Творческая мастерская - изготовление хлеба в группе при помощи хлебопечки -изготовление пирожков с повидлом ко Дню Матери Музыкальная гостиная «Хлебопёк». Музыка: Юрий Кудинов | Воспитатель | |
3.9 | Работа с родителями 1.Участие детей в онлайн викторинах 2.Участие в конкурсе «Мы умеем вместе с мамой» (домашняя выпечка) 3.Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам». 4.Просмотр мультфильмов «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник». 5.Экскурсия в хлебный магазин , хлебозавод. Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь, умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике. | воспитатель | |
. | |||
4 Результативный этап Цель: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов | |||
4.1 | Монниторинг | Воспитатель |
-
Вывод:
В результате работы над проектом дети углубили свои знания о том как вырастить хлеб, изготовить муку и выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, и профессиях людей, благодаря которым у нас на столе есть хлеб, а в магазинах продукты, изготовленные из муки. Дети узнали о том, что в хлебе содержатся необходимые вещества для жизнедеятельности человека..
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специальными терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями. Увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада.
И в результате реализации этого проекта дети стали бережно относиться к хлебу, понимая, что в каждом кусочке хлеба есть труд многих людей!
Список использованной литературы
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников.Учеб. Пособие/ С. Н. Николаева. - М. :Академия, 2005. - 224 с.
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
- Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
- Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
- Емельянова Э..Л «Расскажите детям о хлебе» Мозайка –синтез 2010г
- Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей оздоровительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»
Проект: «Хлеб всему голова»Участники: дети 5-6 лет оздоровительной группы, воспитатель, родители.Вид проекта: информационно-творческийЦель проекта: сформировать знания детей о пути, которое прох...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.
Конспект интегрированнойнепосредственно-образовательнойдеятельности в старшей группе. Тема « Хлеб - всему голова»с использование ИКТ.Воспитатель: Сасакина Л.Н.г. Кстово, 2014г.Цели: знакомство с ...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Тема: «Хлеб- всему голова»
Программное содержание: -расширить знание детей о том как на нашем столе появился хлеб.- закреплять названия профессий людей, растящих хлеб: тракторист, шофер, комбайнер, мельник, пекарь, хлебороб.- а...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»
ЦЕЛЬ: Расширять представление о практической жизни человека.ЗАДАЧИ:Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба. Познакомить с культурой русского народа, земл...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе Тема:" Хлеб- всему голова"
Разработка предназначена для воспитателей ДОУ, совместная образовательная деятельность педагога с детьми направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализациидетей старшего дошкол...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хлеб - всему голова»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Цель: социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных качеств, отвечающ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Хлеб – всему голова».
- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.- Продолжить формировать умения вести диалог между воспит...