Как мы ждали дождя.Краткосрочный проект
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Песоцкая Татьяна

Долгосрочный исследовательский проект  «Погода и народные приметы»

                             «Как мы ждали дождя»

Я воспитатель в детском саду уже много лет .Каждый день  для ребенка хочется превратить в интересное путешествие в наш загадочный мир.Хочется ребенка привлечь. заинтересовать к получению знаний и самый лучший способ –это исследования. Однажды на прогулке на дорожку выполз большой червяк и кто –то сказал ; «Завтра будет дождь-так бабушка говорит». И тут мы начали рассматривать червяка искали у него глазки и ушки и наконец то решили проверить ,а правда ли червяки выползают на дождь, откуда они знают ,что пойдет дождь ведь у них нет ушек и глазок ? Мы решили проверить и стали ждать дождь, который пошел ночью. Сколько радости было на следующий день, дети с удовольствием беседовали об умном червячке, который предсказал нам ,что скоро пойдет дождь. Я сказала .что народные приметы часто сбываются и мы с детьми решили проверить как часто сбываются народные приметы о погоде. Дети стали с интересом наблюдать за живой и не живой природой, расспрашивать о народных приметах даже немножко придумывать свои приметы (так им очень хотелось)Наблюдения за природой стало интересным и увлекательным занятием у нас в группе.

Цели:

-Наблюдения –это познавательная, доступная, интересная для ребенка деятельность.                                                                                                                                       -Знакомство с приметами позволяет детям открыть неизвестное новое в хорошо знакомом.

-Прогнозирование погоды приобщает детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту,а это воспитывает уважение к народным традициям, обеспечивает связь поколений.-Знания народных примет ,результаты собственных наблюдений по их проверке выступают как средство развития не только интеллектуального ,но и творческого потенциала ребенка.(Рифмовка, рисование примет, схематичное изображение, придумывание знаков обозначения погоды)

-Наблюдения дает возможность малышу радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы

-Знакомство с живыми «барометрами» способствуют формированию бережного отношения к объектам природы

-Дети учатся понимать язык природы (о чем «предупреждает ласточка ,лягушка»)

-Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании ваимосвязей живой и не живой природой.

Свои исследования мы начинали со знакомства примет которые предсказывали дождь. Наблюдения проводили в разное время суток в детском саду ,а так же дети наблюдали за разными объектами и дома с родителями и по дороге в детский сад, затем бурно обсуждали увиденное в детском саду. Объектами наших наблюдений стали солнце. тучи, ветер, роса, пузыри в лужах во время дождя и конечно же поведение растений ,животных птиц ,насекомых. Мы отобрали объекты для наблюдений более распространенные в нашей местности «живые барометры»(одуванчик, ноготки, бальзамин, Муравьи стрекозы, пауки, кузнечики, дождевые черви, лягушки, ласточки, голуби ,куры ,кошки)

Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений ,но и с научным объяснением механизмов предчувствия. Например недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении ощущают рыбы, что вынуждает их перед дождем держаться близко к поверхности воды

(Источник журнал «Обруч № 4-2000г  Р.Левина»)

Прочитав статью Левиной Р. Я решила в своей работе перенять ее опыт  по творческому процессу ,он заключался в рифмовке .Приметы легче запоминаются  в стихотворной форме. Я так же стала пользоваться таблицами-опорами

Опорная таблица №1

Кто? Что?

Что Делает?

Какая будет погода?

Клевер

 

Наклоняется

Дождик ожидаетя

Опорная таблица №2

Кто?Что?

Что Делает?

Если погода…..

Лягушка

Сидит в воде

ясная

Опорная таблица №3

Кто?Что?

Что Делает?

Изменения погоды

Одуванчик

Шар сжимает

Дождик капать начинает

Опорная таблица №4

Кто? Что?

Что Делает?

Изменение в поведении людей

Клевер

листики прижал

Папа зонт с собою взял

 

Дети не умеют писать ,читать и поэтому мы взяли карандаши  и нарисовали схематично примету. Рифма и рисунок очень хорошо сказывается на память детей ,развитие мелкой моторики, художественно –эстетическое развитие.

Вот так перевели результаты собственных наблюдений и известные народные приметы на современный доступный детям язык.

Ласточки летают высоко-значит дождик далеко.

Ласточки летают низко – значит дождик близко ,близко.                                                

Собака по земле катается –значит дождик ожидается.

Воробьи решили искупаться-знать дождя нам надо опасаться.

Лягушки скачут по земле-значит быть большой воде.

Приметы, предсказывающие дождь и ненастье Даже метеорологи не отрицают значения народных примет в прогнозе погоды для того или иного региона. Какие народные приметы предсказывают дождь?

- Затяжное ненастье предсказывают продолжительные раскаты грома, а на неустойчивую погоду с дождями и грозами указывают дождевые черви, которые ползают на поверхности земли.

-Перед дождем и грозой в природе происходят и такие изменения: Солнце заходит за облака или находится в облаках.

- Утром нет росы на траве.

- Шумят вороны и галки.

- Вода в реке пенится.

-Дым расстилается по земле или направляется из трубы книзу.

- Небольшие облака нарастают.

-Одуванчики, водяные лилии, вьюны закрывают соцветия

-. Муравьи быстро бегают по муравейнику и закрывают все входы.

- Воробьи «купаются» в пыли. Звон колокола раздается глухо.

- Скот сбивается в группу, мало пьет, спит днем.

 Верные предсказания дождливой погоды помогают правильно спланировать день, надеть плащ, взять зонт. Для земледельцев такие прогнозы важны при проведении посевов и сбора урожая.

Детям так же давались домашние задания ,например наблюдения за кошкой

А может ли кошка предсказывать погоду?

 Многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.

В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот – это к морозу или непогоде.

-Спит брюхом к верху – к теплу или жаре.

-Лижет хвост – к непогожему ветру,

-Лижет лапу и моется – к хорошей погоде.

Об одной из примет рассказывает в своем стихотворении А.А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело-

Видно есть мороз

( источник МАОУ «Петелинская средняя общеобразовательная школа» конспект

 филиал Криволукский  детский сад Буратино»)

 

 

В нашей группе мы сделали дневники наблюдений для каждого наблюдаемого объект ,сделали зарисовки по таблице  ,что намного улучшало качество запоминаний примет в рифмовках, так как у детей преобладает наглядно- образное мышление .У детей появился интерес

не только к народным приметам ,но и к  научным обоснованиям, что воспитывает любовь к книгам ,формируется устойчивый интерес к знаниям, открытиям, исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги делитесь своим опытом в воспитании детей, давайте учиться друг у друга и тогда открытий в этом мире будет еще больше ,а воспитание в детском саду увлекательным и интересным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakmy_zhdali_dozhdya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный исследовательский проект  «Погода и народные приметы»

                             «Как мы ждали дождя»

Я воспитатель в детском саду уже много лет .Каждый день  для ребенка хочется превратить в интересное путешествие в наш загадочный мир.Хочется ребенка привлечь. заинтересовать к получению знаний и самый лучший способ –это исследования. Однажды на прогулке на дорожку выполз большой червяк и кто –то сказал ; «Завтра будет дождь-так бабушка говорит». И тут мы начали рассматривать червяка искали у него глазки и ушки и наконец то решили проверить ,а правда ли червяки выползают на дождь, откуда они знают ,что пойдет дождь ведь у них нет ушек и глазок ? Мы решили проверить и стали ждать дождь, который пошел ночью. Сколько радости было на следующий день, дети с удовольствием беседовали об умном червячке, который предсказал нам ,что скоро пойдет дождь. Я сказала .что народные приметы часто сбываются и мы с детьми решили проверить как часто сбываются народные приметы о погоде. Дети стали с интересом наблюдать за живой и не живой природой, расспрашивать о народных приметах даже немножко придумывать свои приметы (так им очень хотелось)Наблюдения за природой стало интересным и увлекательным занятием у нас в группе.

Цели:

-Наблюдения –это познавательная, доступная, интересная для ребенка деятельность.                                                                                                                                       -Знакомство с приметами позволяет детям открыть неизвестное новое в хорошо знакомом.

-Прогнозирование погоды приобщает детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту,а это воспитывает уважение к народным традициям, обеспечивает связь поколений.-Знания народных примет ,результаты собственных наблюдений по их проверке выступают как средство развития не только интеллектуального ,но и творческого потенциала ребенка.(Рифмовка, рисование примет, схематичное изображение, придумывание знаков обозначения погоды)

-Наблюдения дает возможность малышу радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы

-Знакомство с живыми «барометрами» способствуют формированию бережного отношения к объектам природы

-Дети учатся понимать язык природы (о чем «предупреждает ласточка ,лягушка»)

-Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании ваимосвязей живой и не живой природой.

Свои исследования мы начинали со знакомства примет которые предсказывали дождь. Наблюдения проводили в разное время суток в детском саду ,а так же дети наблюдали за разными объектами и дома с родителями и по дороге в детский сад, затем бурно обсуждали увиденное в детском саду. Объектами наших наблюдений стали солнце. тучи, ветер, роса, пузыри в лужах во время дождя и конечно же поведение растений ,животных птиц ,насекомых. Мы отобрали объекты для наблюдений более распространенные в нашей местности «живые барометры»(одуванчик, ноготки, бальзамин, Муравьи стрекозы, пауки, кузнечики, дождевые черви, лягушки, ласточки, голуби ,куры ,кошки)

Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений ,но и с научным объяснением механизмов предчувствия. Например недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении ощущают рыбы, что вынуждает их перед дождем держаться близко к поверхности воды

(Источник журнал «Обруч № 4-2000г  Р.Левина»)

Прочитав статью Левиной Р. Я решила в своей работе перенять ее опыт  по творческому процессу ,он заключался в рифмовке .Приметы легче запоминаются  в стихотворной форме. Я так же стала пользоваться таблицами-опорами

Опорная таблица №1

Кто? Что?

Что Делает?

Какая будет погода?

Клевер

Наклоняется

Дождик ожидаетя

Опорная таблица №2

Кто?Что?

Что Делает?

Если погода…..

Лягушка

Сидит в воде

ясная

Опорная таблица №3

Кто?Что?

Что Делает?

Изменения погоды

Одуванчик

Шар сжимает

Дождик капать начинает

Опорная таблица №4

Кто? Что?

Что Делает?

Изменение в поведении людей

Клевер

листики прижал

Папа зонт с собою взял

Дети не умеют писать ,читать и поэтому мы взяли карандаши  и нарисовали схематично примету. Рифма и рисунок очень хорошо сказывается на память детей ,развитие мелкой моторики, художественно –эстетическое развитие.

Вот так перевели результаты собственных наблюдений и известные народные приметы на современный доступный детям язык.

Ласточки летают высоко-значит дождик далеко.

Ласточки летают низко – значит дождик близко ,близко.                                                

Собака по земле катается –значит дождик ожидается.

Воробьи решили искупаться-знать дождя нам надо опасаться.

Лягушки скачут по земле-значит быть большой воде.

Приметы, предсказывающие дождь и ненастье Даже метеорологи не отрицают значения народных примет в прогнозе погоды для того или иного региона. Какие народные приметы предсказывают дождь?

- Затяжное ненастье предсказывают продолжительные раскаты грома, а на неустойчивую погоду с дождями и грозами указывают дождевые черви, которые ползают на поверхности земли.

-Перед дождем и грозой в природе происходят и такие изменения: Солнце заходит за облака или находится в облаках.

- Утром нет росы на траве.

- Шумят вороны и галки.

- Вода в реке пенится.

-Дым расстилается по земле или направляется из трубы книзу.

- Небольшие облака нарастают.

-Одуванчики, водяные лилии, вьюны закрывают соцветия

-. Муравьи быстро бегают по муравейнику и закрывают все входы.

- Воробьи «купаются» в пыли. Звон колокола раздается глухо.

- Скот сбивается в группу, мало пьет, спит днем.

 Верные предсказания дождливой погоды помогают правильно спланировать день, надеть плащ, взять зонт. Для земледельцев такие прогнозы важны при проведении посевов и сбора урожая.

Детям так же давались домашние задания ,например наблюдения за кошкой

А может ли кошка предсказывать погоду?

 Многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.

В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот – это к морозу или непогоде.

-Спит брюхом к верху – к теплу или жаре.

-Лижет хвост – к непогожему ветру,

-Лижет лапу и моется – к хорошей погоде.

Об одной из примет рассказывает в своем стихотворении А.А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело-

Видно есть мороз

( источник МАОУ «Петелинская средняя общеобразовательная школа» конспект

 филиал Криволукский  детский сад Буратино»)

 

В нашей группе мы сделали дневники наблюдений для каждого наблюдаемого объект ,сделали зарисовки по таблице  ,что намного улучшало качество запоминаний примет в рифмовках, так как у детей преобладает наглядно- образное мышление .У детей появился интерес

не только к народным приметам ,но и к  научным обоснованиям, что воспитывает любовь к книгам ,формируется устойчивый интерес к знаниям, открытиям, исследовательской деятельности.

Уважаемые коллеги делитесь своим опытом в воспитании детей, давайте учиться друг у друга и тогда открытий в этом мире будет еще больше ,а воспитание в детском саду увлекательным и интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как мы ждали Новый год".

Проект для детей 2 младшей группы ДОУ....

«Олимпиада- праздник который ждали!». Проект "Малые олимпийские игры".

«Олимпиада- праздник который ждали!». Проект "Малые олимпийские игры"....

2017-2018 проект "Как мы ждали Новый год"

Интересный проект для средней группы....

Проект "Как мы ждали Новый год"

Проект дл средней группы....

Фотовыставка к проекту "Мы зиму ждали не напрасно"

Воспитание здоровго образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проект «Мы зиму ждали не напрасно»

Прогулки как средство укрепления здоровья детей....

Образовательный проект "Ждали праздника мы долго" (старшая группа)

Проект "Ждали праздника мы долго..." для старшей группы детского сада....