Как мы ждали дождя.Краткосрочный проект
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Долгосрочный исследовательский проект «Погода и народные приметы»
«Как мы ждали дождя»
Я воспитатель в детском саду уже много лет .Каждый день для ребенка хочется превратить в интересное путешествие в наш загадочный мир.Хочется ребенка привлечь. заинтересовать к получению знаний и самый лучший способ –это исследования. Однажды на прогулке на дорожку выполз большой червяк и кто –то сказал ; «Завтра будет дождь-так бабушка говорит». И тут мы начали рассматривать червяка искали у него глазки и ушки и наконец то решили проверить ,а правда ли червяки выползают на дождь, откуда они знают ,что пойдет дождь ведь у них нет ушек и глазок ? Мы решили проверить и стали ждать дождь, который пошел ночью. Сколько радости было на следующий день, дети с удовольствием беседовали об умном червячке, который предсказал нам ,что скоро пойдет дождь. Я сказала .что народные приметы часто сбываются и мы с детьми решили проверить как часто сбываются народные приметы о погоде. Дети стали с интересом наблюдать за живой и не живой природой, расспрашивать о народных приметах даже немножко придумывать свои приметы (так им очень хотелось)Наблюдения за природой стало интересным и увлекательным занятием у нас в группе.
Цели:
-Наблюдения –это познавательная, доступная, интересная для ребенка деятельность. -Знакомство с приметами позволяет детям открыть неизвестное новое в хорошо знакомом.
-Прогнозирование погоды приобщает детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту,а это воспитывает уважение к народным традициям, обеспечивает связь поколений.-Знания народных примет ,результаты собственных наблюдений по их проверке выступают как средство развития не только интеллектуального ,но и творческого потенциала ребенка.(Рифмовка, рисование примет, схематичное изображение, придумывание знаков обозначения погоды)
-Наблюдения дает возможность малышу радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы
-Знакомство с живыми «барометрами» способствуют формированию бережного отношения к объектам природы
-Дети учатся понимать язык природы (о чем «предупреждает ласточка ,лягушка»)
-Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании ваимосвязей живой и не живой природой.
Свои исследования мы начинали со знакомства примет которые предсказывали дождь. Наблюдения проводили в разное время суток в детском саду ,а так же дети наблюдали за разными объектами и дома с родителями и по дороге в детский сад, затем бурно обсуждали увиденное в детском саду. Объектами наших наблюдений стали солнце. тучи, ветер, роса, пузыри в лужах во время дождя и конечно же поведение растений ,животных птиц ,насекомых. Мы отобрали объекты для наблюдений более распространенные в нашей местности «живые барометры»(одуванчик, ноготки, бальзамин, Муравьи стрекозы, пауки, кузнечики, дождевые черви, лягушки, ласточки, голуби ,куры ,кошки)
Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений ,но и с научным объяснением механизмов предчувствия. Например недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении ощущают рыбы, что вынуждает их перед дождем держаться близко к поверхности воды
(Источник журнал «Обруч № 4-2000г Р.Левина»)
Прочитав статью Левиной Р. Я решила в своей работе перенять ее опыт по творческому процессу ,он заключался в рифмовке .Приметы легче запоминаются в стихотворной форме. Я так же стала пользоваться таблицами-опорами
Опорная таблица №1
Кто? Что? | Что Делает? | Какая будет погода? |
Клевер
| Наклоняется | Дождик ожидаетя |
Опорная таблица №2
Кто?Что? | Что Делает? | Если погода….. |
Лягушка | Сидит в воде | ясная |
Опорная таблица №3
Кто?Что? | Что Делает? | Изменения погоды |
Одуванчик | Шар сжимает | Дождик капать начинает |
Опорная таблица №4
Кто? Что? | Что Делает? | Изменение в поведении людей |
Клевер | листики прижал | Папа зонт с собою взял |
Дети не умеют писать ,читать и поэтому мы взяли карандаши и нарисовали схематично примету. Рифма и рисунок очень хорошо сказывается на память детей ,развитие мелкой моторики, художественно –эстетическое развитие.
Вот так перевели результаты собственных наблюдений и известные народные приметы на современный доступный детям язык.
Ласточки летают высоко-значит дождик далеко.
Ласточки летают низко – значит дождик близко ,близко.
Собака по земле катается –значит дождик ожидается.
Воробьи решили искупаться-знать дождя нам надо опасаться.
Лягушки скачут по земле-значит быть большой воде.
Приметы, предсказывающие дождь и ненастье Даже метеорологи не отрицают значения народных примет в прогнозе погоды для того или иного региона. Какие народные приметы предсказывают дождь?
- Затяжное ненастье предсказывают продолжительные раскаты грома, а на неустойчивую погоду с дождями и грозами указывают дождевые черви, которые ползают на поверхности земли.
-Перед дождем и грозой в природе происходят и такие изменения: Солнце заходит за облака или находится в облаках.
- Утром нет росы на траве.
- Шумят вороны и галки.
- Вода в реке пенится.
-Дым расстилается по земле или направляется из трубы книзу.
- Небольшие облака нарастают.
-Одуванчики, водяные лилии, вьюны закрывают соцветия
-. Муравьи быстро бегают по муравейнику и закрывают все входы.
- Воробьи «купаются» в пыли. Звон колокола раздается глухо.
- Скот сбивается в группу, мало пьет, спит днем.
Верные предсказания дождливой погоды помогают правильно спланировать день, надеть плащ, взять зонт. Для земледельцев такие прогнозы важны при проведении посевов и сбора урожая.
Детям так же давались домашние задания ,например наблюдения за кошкой
А может ли кошка предсказывать погоду?
Многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.
В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот – это к морозу или непогоде.
-Спит брюхом к верху – к теплу или жаре.
-Лижет хвост – к непогожему ветру,
-Лижет лапу и моется – к хорошей погоде.
Об одной из примет рассказывает в своем стихотворении А.А. Фет:
Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера не даром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-
Видно есть мороз
( источник МАОУ «Петелинская средняя общеобразовательная школа» конспект
филиал Криволукский детский сад Буратино»)
В нашей группе мы сделали дневники наблюдений для каждого наблюдаемого объект ,сделали зарисовки по таблице ,что намного улучшало качество запоминаний примет в рифмовках, так как у детей преобладает наглядно- образное мышление .У детей появился интерес
не только к народным приметам ,но и к научным обоснованиям, что воспитывает любовь к книгам ,формируется устойчивый интерес к знаниям, открытиям, исследовательской деятельности.
Уважаемые коллеги делитесь своим опытом в воспитании детей, давайте учиться друг у друга и тогда открытий в этом мире будет еще больше ,а воспитание в детском саду увлекательным и интересным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный исследовательский проект «Погода и народные приметы»
«Как мы ждали дождя»
Я воспитатель в детском саду уже много лет .Каждый день для ребенка хочется превратить в интересное путешествие в наш загадочный мир.Хочется ребенка привлечь. заинтересовать к получению знаний и самый лучший способ –это исследования. Однажды на прогулке на дорожку выполз большой червяк и кто –то сказал ; «Завтра будет дождь-так бабушка говорит». И тут мы начали рассматривать червяка искали у него глазки и ушки и наконец то решили проверить ,а правда ли червяки выползают на дождь, откуда они знают ,что пойдет дождь ведь у них нет ушек и глазок ? Мы решили проверить и стали ждать дождь, который пошел ночью. Сколько радости было на следующий день, дети с удовольствием беседовали об умном червячке, который предсказал нам ,что скоро пойдет дождь. Я сказала .что народные приметы часто сбываются и мы с детьми решили проверить как часто сбываются народные приметы о погоде. Дети стали с интересом наблюдать за живой и не живой природой, расспрашивать о народных приметах даже немножко придумывать свои приметы (так им очень хотелось)Наблюдения за природой стало интересным и увлекательным занятием у нас в группе.
Цели:
-Наблюдения –это познавательная, доступная, интересная для ребенка деятельность. -Знакомство с приметами позволяет детям открыть неизвестное новое в хорошо знакомом.
-Прогнозирование погоды приобщает детей к сокровищнице народной культуры, народному опыту,а это воспитывает уважение к народным традициям, обеспечивает связь поколений.-Знания народных примет ,результаты собственных наблюдений по их проверке выступают как средство развития не только интеллектуального ,но и творческого потенциала ребенка.(Рифмовка, рисование примет, схематичное изображение, придумывание знаков обозначения погоды)
-Наблюдения дает возможность малышу радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы
-Знакомство с живыми «барометрами» способствуют формированию бережного отношения к объектам природы
-Дети учатся понимать язык природы (о чем «предупреждает ласточка ,лягушка»)
-Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании ваимосвязей живой и не живой природой.
Свои исследования мы начинали со знакомства примет которые предсказывали дождь. Наблюдения проводили в разное время суток в детском саду ,а так же дети наблюдали за разными объектами и дома с родителями и по дороге в детский сад, затем бурно обсуждали увиденное в детском саду. Объектами наших наблюдений стали солнце. тучи, ветер, роса, пузыри в лужах во время дождя и конечно же поведение растений ,животных птиц ,насекомых. Мы отобрали объекты для наблюдений более распространенные в нашей местности «живые барометры»(одуванчик, ноготки, бальзамин, Муравьи стрекозы, пауки, кузнечики, дождевые черви, лягушки, ласточки, голуби ,куры ,кошки)
Дети знакомились не только с особенностями реакций животных и растений ,но и с научным объяснением механизмов предчувствия. Например недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении ощущают рыбы, что вынуждает их перед дождем держаться близко к поверхности воды
(Источник журнал «Обруч № 4-2000г Р.Левина»)
Прочитав статью Левиной Р. Я решила в своей работе перенять ее опыт по творческому процессу ,он заключался в рифмовке .Приметы легче запоминаются в стихотворной форме. Я так же стала пользоваться таблицами-опорами
Опорная таблица №1
Кто? Что? | Что Делает? | Какая будет погода? |
Клевер | Наклоняется | Дождик ожидаетя |
Опорная таблица №2
Кто?Что? | Что Делает? | Если погода….. |
Лягушка | Сидит в воде | ясная |
Опорная таблица №3
Кто?Что? | Что Делает? | Изменения погоды |
Одуванчик | Шар сжимает | Дождик капать начинает |
Опорная таблица №4
Кто? Что? | Что Делает? | Изменение в поведении людей |
Клевер | листики прижал | Папа зонт с собою взял |
Дети не умеют писать ,читать и поэтому мы взяли карандаши и нарисовали схематично примету. Рифма и рисунок очень хорошо сказывается на память детей ,развитие мелкой моторики, художественно –эстетическое развитие.
Вот так перевели результаты собственных наблюдений и известные народные приметы на современный доступный детям язык.
Ласточки летают высоко-значит дождик далеко.
Ласточки летают низко – значит дождик близко ,близко.
Собака по земле катается –значит дождик ожидается.
Воробьи решили искупаться-знать дождя нам надо опасаться.
Лягушки скачут по земле-значит быть большой воде.
Приметы, предсказывающие дождь и ненастье Даже метеорологи не отрицают значения народных примет в прогнозе погоды для того или иного региона. Какие народные приметы предсказывают дождь?
- Затяжное ненастье предсказывают продолжительные раскаты грома, а на неустойчивую погоду с дождями и грозами указывают дождевые черви, которые ползают на поверхности земли.
-Перед дождем и грозой в природе происходят и такие изменения: Солнце заходит за облака или находится в облаках.
- Утром нет росы на траве.
- Шумят вороны и галки.
- Вода в реке пенится.
-Дым расстилается по земле или направляется из трубы книзу.
- Небольшие облака нарастают.
-Одуванчики, водяные лилии, вьюны закрывают соцветия
-. Муравьи быстро бегают по муравейнику и закрывают все входы.
- Воробьи «купаются» в пыли. Звон колокола раздается глухо.
- Скот сбивается в группу, мало пьет, спит днем.
Верные предсказания дождливой погоды помогают правильно спланировать день, надеть плащ, взять зонт. Для земледельцев такие прогнозы важны при проведении посевов и сбора урожая.
Детям так же давались домашние задания ,например наблюдения за кошкой
А может ли кошка предсказывать погоду?
Многие верят, что кошки могут предсказывать погоду. В старину английские моряки по поведению кота на корабле судили о перемене погоды.
В наше время не без оснований считается, что если кошка сворачивается клубком и спит, уткнувшись мордочкой в живот – это к морозу или непогоде.
-Спит брюхом к верху – к теплу или жаре.
-Лижет хвост – к непогожему ветру,
-Лижет лапу и моется – к хорошей погоде.
Об одной из примет рассказывает в своем стихотворении А.А. Фет:
Мама! Глянь-ка из окошка-
Знать вчера не даром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело-
Видно есть мороз
( источник МАОУ «Петелинская средняя общеобразовательная школа» конспект
филиал Криволукский детский сад Буратино»)
В нашей группе мы сделали дневники наблюдений для каждого наблюдаемого объект ,сделали зарисовки по таблице ,что намного улучшало качество запоминаний примет в рифмовках, так как у детей преобладает наглядно- образное мышление .У детей появился интерес
не только к народным приметам ,но и к научным обоснованиям, что воспитывает любовь к книгам ,формируется устойчивый интерес к знаниям, открытиям, исследовательской деятельности.
Уважаемые коллеги делитесь своим опытом в воспитании детей, давайте учиться друг у друга и тогда открытий в этом мире будет еще больше ,а воспитание в детском саду увлекательным и интересным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Олимпиада- праздник который ждали!». Проект "Малые олимпийские игры".
«Олимпиада- праздник который ждали!». Проект "Малые олимпийские игры"....

Фотовыставка к проекту "Мы зиму ждали не напрасно"
Воспитание здоровго образа жизни у детей дошкольного возраста...

Образовательный проект "Ждали праздника мы долго" (старшая группа)
Проект "Ждали праздника мы долго..." для старшей группы детского сада....