Познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей «Эколята – юные защитники природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Барабанова Вера Алексеевна

Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; воспитание желания заботы о природе и животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata_-_zashchitniki_prirody.docx215.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52»

 

                            

                       

ПРОЕКТ

Познавательно - исследовательский

по экологическому воспитанию детей

старшей логопедической группы №5

«Эколята – юные защитники природы»

 

 

 

 

https://sun9-34.userapi.com/impg/BUcKT62xFP6fXXZMOjH3xVJ405kZC3A9DciRQw/4GltEvKOPVk.jpg?size=1280x853&quality=95&sign=1980a189d242da2fec06fc4309f3546f&c_uniq_tag=hGT2ExhV6n8_yn1ixnhrDy72pKlB7klbftvoAoNFbI8&type=album 

                                   Воспитатели: Богатырева Т.В.

                                                                                Барабанова В.А.

                                                 Учитель –логопед: Смирнова Т.В.

Оглавление

1.

Введение

2.

Актуальность, новизна, цели, задачи

3.

Проект «Эколята – юные защитники природы»

4.

Сценарий праздничного мероприятия: сказка «Однажды в лесу» с участием героев-Эколят.

5.

6.

Консультации и памятки для родителей.

Заключение

7.

Библиографический список

8.

9.    

Приложение 1. Фотографии мероприятий, проводимых в рамках проекта.

Мониторинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.

С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.

В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.

Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.

Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении, согласно ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

         устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

         бережного отношения к природе;

         правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

         моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

         эмоциональной отзывчивости к живой природе;

         положительных эстетических ощущений от любования природой;

         умений познавать особенности окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.

Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли.  Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

В нашем детском саду экологическое воспитание является одной из приоритетных задач. Ежегодно проходят различные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры у дошкольников. Это тематические беседы, проекты, выставки поделок и рисунков, оформление коллажей, викторины, театрализованные представления, развлечения и прочее.

В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом. 

  Особенностью проекта «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» является:

         формирование экологически воспитанной личности, владеющей знаниями правил поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных, с использованием образов сказочных героев «Эколят» – защитников Природы.

Введение в образовательную деятельность новых героев – «Эколят» – друзей и защитников Природы, помогает детям подружиться с Природой, понять и полюбить её.

 Цели

Формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, воспитание внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

 Задачи

        * дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы;

       * способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

        * помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

        * расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

       * способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

 

 

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; воспитание желания заботы о природе и животных.

Задачи проекта:

•         расширять знания детей о природе, экологии;

•         формировать у детей интерес и готовность любить и оберегать животных;

•         формировать представления детей, о правилах поведения человека на природе, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;

•         активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;

•         формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

•         повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;

•         воспитание экологической культуры дошкольников;

•         готовность детей проявлять любовь и сострадание к объектам живой природы.

Продукт проектной деятельности:

Для детей:

•         праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»

Для родителей:

•         изготовление альбома фотографий «Наша семья на природе»;

•         изготовление книги «Красная книга растений и животных нашего края».

Для педагога:

•         создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;

•         создание картотеки дидактических игр по теме проекта;

•         подбор конспектов организованной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.

Работа по проекту:

1 этап. Организационный (подготовительный)

•         Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта.

•         Подбор детской литературы по теме.

•         Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр.

•         Подготовка конспектов ООД, проводимых в рамках проекта.

•         Разработка сценария итогового мероприятия.

•         Подбор и разработка информационного буклета для родителей.

2 этап. Практический (выполнение проекта)

•         Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта.

•         Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы», знакомство с героями мультфильма.

•         Беседы по теме проекта.

•         Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр.

•         Организованная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта.

•         Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними.

•         Курирование различного рода наблюдений детей.

•         Организация дежурства в уголке природы.

3 этап. Заключительный (результаты проекта)

•         Выставка поделок (лепка героев Эколят из солёного теста).

•         Вынос и размещение кормушек для зимующих птиц на территории сада.

•         Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;

•         Проведение праздничного мероприятия с участием эколят: сказка «Однажды в лесу».

Взаимодействие с родителями:

•           Консультирование родителей по теме проекта.

•         Участие родителей в праздничных мероприятиях.

•         Участие в изготовлении кормушек для зимующих птиц и скворечников.

•         Консультации: «Бережное отношение к природе», «Сортируем мусор, собираем макулатуру», «Чистый пикник» и др.

Мероприятия по работе с родителями:

1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников в семье», «Задачи экологического воспитания»«Экологические игры с ребёнком», «Как подкармливать зимующих птиц».

2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе».

3. Привлечение родителей совместно с детьми к созданию выставки рисунков «Мой домашний питомец».

4. Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Природа родного края».

Проектные мероприятия

Образовательная область

Мероприятие

Срок проведения

Познавательное развитие

ООД «Экологическая тропа по территории детского сада»

сентябрь

Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком), с занесением в «Дневники наблюдения».

ноябрь - апрель

ООД «Сортируем мусор – бережем природу»

декабрь

Посадка растений «Огород на окне»

март

Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»

март - апрель

ООД «Помощь весеннему ручейку»

апрель

Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.

Систематически в течение года

Социально – коммуникативное развитие

Загадки о растениях, рыбах, птицах, животных.

Дидактические игры:

«Кто где живет?»,

«Угадай, чей след?»,

«Путешествие капельки»,

«Что где растет?»,

«Вершки и корешки»,

«Найди и назови пару»,

«Деревья и листья»,

«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)».

Сюжетно – ролевые игры:

«Ветеринар»,

«Чистый посёлок (на субботнике)».

Систематически в течение года

Художественно – эстетическое развитие

Лепка «Слепи любимого Эколёнка»

Конструирование из природного материала «Насекомые», «Морские животные»

Аппликация «Цветочная полянка» 

Рисование «Природа нашего посёлка» 

Творческое задание «Заколдованный лес».      Упражнение «Рисование ладонями» 

март

Праздничное мероприятие с участием эколят: сказка «Однажды в лесу»

апрель

Физическое развитие

«День чистого участка»

сентябрь, май

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль»,

«Найди листочку дерево»,

«У медведя во бору»,

«Перелетные / зимующие птицы», «Огонь, земля, вода, воздух»,

«Во саду ли, в огороде»;                                                         

 Игра «Найди свою половинку», «Копна-Тропинка-Кочка» ,

  «Медный пень», «Попади в цель», «Змейка» и др.

Систематически в течение года

Речевое развитие

Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?»,

«Летает – не летает»,

«Жители рек, жители морей»,

«Я беру с собой в поход», 

«Приметы на картинках»,

«Прогноз погоды» и т.д.

Чтение литературы по теме проекта:

М. Скребцова «Могучая травинка»,

Н. Сладков «Мухомор»,

М. Пришвин «Ребята и утята»,

К. Чуковский «Айболит» и др.

Стихотворение по теме «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»

Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.

Беседы«Кому полезны грибы»,

«Правила поведения в лесу».

Словесные игры: «Опиши словами гриб»,

«Осень в лесу»,

«Вспомни – назови»,

«Один – много»,

«Будь внимательным»

Систематически в течение года

Заключение

Благодаря целостному подходу в организации и проведении в дошкольном образовательном учреждении мероприятий, направленных на развитие экологических познаний, у детей закладываются основы экологической культуры. Непосредственная образовательная деятельность, дидактические и ролевые игры, разнообразные игры – квесты, и, конечно же, праздники в доступной для детей форме помогают решить серьезные воспитательные и образовательные задачи. Помогают усвоить знания о живой и неживой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей.

Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.

Результатом нашего экологического мероприятия стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в жизни природы, выступать в роли её защитников, оберегать её.

Именно комплексный подход, систематичность и постоянное проведение различного рода мероприятий, как групповых, так и в рамках всего сада, привели к высокому развитию заинтересованности детей в вопросе сохранения экологической чистоты на планете.

Библиографический список

1.      Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.

2.      Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.

3.      Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

4.      http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/

5.      http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/

6.      http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/

7.      https://teksty-pesenok.ru/song/addTrans/1853380/

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»

Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы. Тема: «В гостях у природы»

Данный  проект разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми собствен...

Познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Природа - наш дом»

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическ...

Краткосрочный познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей с 2-х до 3 – х лет. "Здравствуй, рябина"

1.Информационная карта проекта      Проект  разработан для детей раннего дошкольного возраста (от 2 – 3 лет) для создание условий, развития кругозора и познавательн...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...

Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Юные экологи»

Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования нач...

приложение к познавательно - исследовательскому проекту по экологическому воспитанию детей «Эколята – юные защитники природы»

Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; воспитание желания заботы о ...