Познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей «Эколята – юные защитники природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; воспитание желания заботы о природе и животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 215.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52»
ПРОЕКТ
Познавательно - исследовательский
по экологическому воспитанию детей
старшей логопедической группы №5
«Эколята – юные защитники природы»
Воспитатели: Богатырева Т.В.
Барабанова В.А.
Учитель –логопед: Смирнова Т.В.
Оглавление
1. | Введение |
2. | Актуальность, новизна, цели, задачи |
3. | Проект «Эколята – юные защитники природы» |
4. | Сценарий праздничного мероприятия: сказка «Однажды в лесу» с участием героев-Эколят. |
5. 6. | Консультации и памятки для родителей. Заключение |
7. | Библиографический список |
8. 9. | Приложение 1. Фотографии мероприятий, проводимых в рамках проекта. Мониторинг. |
|
|
Введение
Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.
С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.
В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.
Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.
Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении, согласно ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
бережного отношения к природе;
правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Актуальность
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.
Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли. Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В нашем детском саду экологическое воспитание является одной из приоритетных задач. Ежегодно проходят различные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры у дошкольников. Это тематические беседы, проекты, выставки поделок и рисунков, оформление коллажей, викторины, театрализованные представления, развлечения и прочее.
В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом.
Особенностью проекта «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» является:
формирование экологически воспитанной личности, владеющей знаниями правил поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных, с использованием образов сказочных героев «Эколят» – защитников Природы.
Введение в образовательную деятельность новых героев – «Эколят» – друзей и защитников Природы, помогает детям подружиться с Природой, понять и полюбить её.
Цели
Формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, воспитание внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
Задачи
* дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы;
* способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
* помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
* расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
* способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»
Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; воспитание желания заботы о природе и животных.
Задачи проекта:
• расширять знания детей о природе, экологии;
• формировать у детей интерес и готовность любить и оберегать животных;
• формировать представления детей, о правилах поведения человека на природе, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека;
• активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;
• формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Вид проекта: долгосрочный.
Время реализации проекта: сентябрь 2022г. – май 2023г.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
• повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;
• воспитание экологической культуры дошкольников;
• готовность детей проявлять любовь и сострадание к объектам живой природы.
Продукт проектной деятельности:
Для детей:
• праздничное мероприятие с участием героев Эколят «Я – Эколёнок, защитник природы!»
Для родителей:
• изготовление альбома фотографий «Наша семья на природе»;
• изготовление книги «Красная книга растений и животных нашего края».
Для педагога:
• создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;
• создание картотеки дидактических игр по теме проекта;
• подбор конспектов организованной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.
Работа по проекту:
1 этап. Организационный (подготовительный)
• Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта.
• Подбор детской литературы по теме.
• Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Подготовка конспектов ООД, проводимых в рамках проекта.
• Разработка сценария итогового мероприятия.
• Подбор и разработка информационного буклета для родителей.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
• Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта.
• Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы», знакомство с героями мультфильма.
• Беседы по теме проекта.
• Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр.
• Организованная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта.
• Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними.
• Курирование различного рода наблюдений детей.
• Организация дежурства в уголке природы.
3 этап. Заключительный (результаты проекта)
• Выставка поделок (лепка героев Эколят из солёного теста).
• Вынос и размещение кормушек для зимующих птиц на территории сада.
• Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;
• Проведение праздничного мероприятия с участием эколят: сказка «Однажды в лесу».
Взаимодействие с родителями:
• Консультирование родителей по теме проекта.
• Участие родителей в праздничных мероприятиях.
• Участие в изготовлении кормушек для зимующих птиц и скворечников.
• Консультации: «Бережное отношение к природе», «Сортируем мусор, собираем макулатуру», «Чистый пикник» и др.
Мероприятия по работе с родителями:
1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников в семье», «Задачи экологического воспитания», «Экологические игры с ребёнком», «Как подкармливать зимующих птиц».
2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе».
3. Привлечение родителей совместно с детьми к созданию выставки рисунков «Мой домашний питомец».
4. Привлечение родителей к созданию фотовыставки «Природа родного края».
Проектные мероприятия
Образовательная область | Мероприятие | Срок проведения |
Познавательное развитие | ООД «Экологическая тропа по территории детского сада» | сентябрь |
Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком), с занесением в «Дневники наблюдения». | ноябрь - апрель | |
ООД «Сортируем мусор – бережем природу» | декабрь | |
Посадка растений «Огород на окне» | март | |
Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения» | март - апрель | |
ООД «Помощь весеннему ручейку» | апрель | |
Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде. | Систематически в течение года | |
Социально – коммуникативное развитие | Загадки о растениях, рыбах, птицах, животных. Дидактические игры: «Кто где живет?», «Угадай, чей след?», «Путешествие капельки», «Что где растет?», «Вершки и корешки», «Найди и назови пару», «Деревья и листья», «Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)». Сюжетно – ролевые игры: «Ветеринар», «Чистый посёлок (на субботнике)». | Систематически в течение года |
Художественно – эстетическое развитие | Лепка «Слепи любимого Эколёнка» Конструирование из природного материала «Насекомые», «Морские животные» Аппликация «Цветочная полянка» Рисование «Природа нашего посёлка» Творческое задание «Заколдованный лес». Упражнение «Рисование ладонями» | март |
Праздничное мероприятие с участием эколят: сказка «Однажды в лесу» | апрель | |
Физическое развитие | «День чистого участка» | сентябрь, май |
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди листочку дерево», «У медведя во бору», «Перелетные / зимующие птицы», «Огонь, земля, вода, воздух», «Во саду ли, в огороде»; Игра «Найди свою половинку», «Копна-Тропинка-Кочка» , «Медный пень», «Попади в цель», «Змейка» и др. | Систематически в течение года | |
Речевое развитие | Словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Придумай окончание сказки», «Что бывает зимой (летом, весной, осенью)?», «Летает – не летает», «Жители рек, жители морей», «Я беру с собой в поход», «Приметы на картинках», «Прогноз погоды» и т.д. Чтение литературы по теме проекта: М. Скребцова «Могучая травинка», Н. Сладков «Мухомор», М. Пришвин «Ребята и утята», К. Чуковский «Айболит» и др. Стихотворение по теме «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!» Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок. Беседы: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу». Словесные игры: «Опиши словами гриб», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным» | Систематически в течение года |
Заключение
Благодаря целостному подходу в организации и проведении в дошкольном образовательном учреждении мероприятий, направленных на развитие экологических познаний, у детей закладываются основы экологической культуры. Непосредственная образовательная деятельность, дидактические и ролевые игры, разнообразные игры – квесты, и, конечно же, праздники в доступной для детей форме помогают решить серьезные воспитательные и образовательные задачи. Помогают усвоить знания о живой и неживой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей.
Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.
Результатом нашего экологического мероприятия стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в жизни природы, выступать в роли её защитников, оберегать её.
Именно комплексный подход, систематичность и постоянное проведение различного рода мероприятий, как групповых, так и в рамках всего сада, привели к высокому развитию заинтересованности детей в вопросе сохранения экологической чистоты на планете.
Библиографический список
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.
3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
4. http://эколята.рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/
5. http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/
6. http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/
7. https://teksty-pesenok.ru/song/addTrans/1853380/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»
Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы. Тема: «В гостях у природы»
Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми собствен...
Познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Природа - наш дом»
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическ...
Краткосрочный познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей с 2-х до 3 – х лет. "Здравствуй, рябина"
1.Информационная карта проекта Проект разработан для детей раннего дошкольного возраста (от 2 – 3 лет) для создание условий, развития кругозора и познавательн...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
Познавательно – исследовательский проект по экологическому воспитанию детей средней группы «Юные экологи»
Формирование экологического сознания на современном этапе - одно из важных направлений в преодолении экологической проблемы. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования нач...

приложение к познавательно - исследовательскому проекту по экологическому воспитанию детей «Эколята – юные защитники природы»
Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; воспитание желания заботы о ...