Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (средняя группа)
В статье рассматривается вопрос об экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Отмечается, что, экспериментируя, ребенок проникает вглубь изучаемых объектов и явлений. Он не просто наблюдает, а взаимодействует, изменяет условия, сравнивает результаты. Это позволяет ему получить более глубокое понимание свойств и взаимосвязей в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Зуева Наталия Алексеевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» г. Чебоксары
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста
Аннотация: В статье рассматривается вопрос об экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Отмечается, что, экспериментируя, ребенок проникает вглубь изучаемых объектов и явлений. Он не просто наблюдает, а взаимодействует, изменяет условия, сравнивает результаты. Это позволяет ему получить более глубокое понимание свойств и взаимосвязей в окружающем мире.
Ключевые слова: экспериментальная деятельность, опыт, эксперимент, средний дошкольный возраст.
Как отмечал выдающийся психолог Л.С. Выготский, именно манипуляции с предметами, их исследование и освоение закладывают фундамент для дальнейшего развития познавательных способностей. В своих исследованиях Н.Н. Поддъяков выдвинул гипотезу, что детское экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства. Это значит, что именно через экспериментирование ребенок наиболее эффективно развивает свои познавательные способности, формирует мышление, речь и социальные навыки. Существует ряд весомых аргументов, подтверждающих эту гипотезу:
1. Самостоятельность и инициатива ребенка: в отличие от игры, которая часто требует стимуляции и организации со стороны взрослых, экспериментирование – это деятельность, инициируемая самим ребенком. Он сам выбирает объекты исследования, задает себе вопросы и ищет ответы на них, не опираясь на инструкции взрослых. Эта самостоятельность способствует развитию у ребенка критического мышления, умения анализировать, делать выводы и принимать решения.
2. Погружение в суть явлений: экспериментируя, ребенок проникает вглубь изучаемых объектов и явлений. Он не просто наблюдает, а взаимодействует, изменяет условия, сравнивает результаты. Это позволяет ему получить более глубокое понимание свойств и взаимосвязей в окружающем мире. Например, ребенок, смешивая воду и песок, наблюдает, как изменяется их консистенция, учится анализировать причинно-следственные связи и понимать, что происходит с объектами при изменении условий.
3. Саморазвитие: экспериментирование – это постоянно развивающийся процесс. По мере накопления знаний о предмете исследования, ребенок способен ставить перед собой более сложные задачи, придумывать новые эксперименты и искать новые ответы. Этот процесс стимулирует познавательную активность ребенка, формирует у него навыки исследователя, развивает любознательность и стремление к новым знаниям.
Н. М. Сафаргалиева [2] выделяет несколько видов детского экспериментирования: натуралистическое экспериментирование: происходит в естественных условиях, без специальной организации. Ребенок наблюдает за природными явлениями, изучает поведение животных, пробует на вкус разные ягоды.
Игровое экспериментирование: происходит в процессе игры, где ребенок встраивает эксперименты в игровой сюжет. Например, он строит башню из кубиков, проверяя ее устойчивость, или строит мост из палочек, исследуя его прочность.
Целенаправленное экспериментирование: происходит под руководством взрослого, с использованием специальных материалов и инструментов. Ребенок изучает свойства веществ, выполняет простые химические опыты, измеряет температуру, рассматривает объекты под микроскопом.
Взрослый играет важную роль в развитии экспериментальной деятельности ребенка. Он должен: создать безопасную и стимулирующую среду для экспериментирования (предоставить ребенку доступ к разнообразным материалам и инструментам, обеспечить возможность для исследовательской деятельности); стимулировать интерес ребенка к исследованиям (задавать вопросы, предлагать идеи для экспериментов, рассказывать о интересных фактах и явлениях); помогать ребенку в планировании и проведении экспериментов (объяснять правила безопасности, показывать, как правильно пользоваться инструментами и материалами); обсуждать результаты экспериментов с ребенком (помогать ему делать выводы, формулировать гипотезы, развивать критическое мышление).
Экспериментирование играет важную роль в развитии ребенка, способствуя: развитию познавательных способностей; формированию мышления, речи, внимания, памяти, воображения, творческого потенциала; формирование практических навыков: развитию мелкой моторики, координации движений, умения пользоваться инструментами; развитию социальных навыков: учению работать в команде, обмениваться информацией, решать проблемы совместно; формированию положительного отношения к знаниям и науке: развитию интереса к исследованиям, желанию узнавать новое.
Н.С. Вихрова [1] приводит примеры простых экспериментов для дошкольников: смешивание красок: разные цвета можно смешать и получить новые оттенки; погружение предметов в воду: некоторые предметы тонут, а другие плавают; выращивание растений: из семян можно вырастить растения.
Список литературы
1. Вихрова Н. С. Внедрение технологий исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания / Н.С. Вихрова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 4 (31). – С. 30-32.
2. Сафаргалиева Н.М. Формирование экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность / Н.М. Сафаргалиева. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/15/opyt-raboty-formirovanie-ekologicheskoy-kultury
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста"
Проект "Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста"...

Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобрета...
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...

«Опытно – экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Средний дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным...

«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» Щенячий патруль
Проект«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»Щенячий патруль...

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...

«Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой...