«Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».
статья по окружающему миру (средняя группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план по самообразованию | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Московского района Санкт-Петербурга «Богатырь»
«План по самообразованию педагога»
Щиплецовой Анны Игоревны
1 кв. категория
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».
2022-2023
Средняя группа
2022г.
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».
Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
- Расширять и систематизировать элементарные, естественнонаучные и экологические представления детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Перспективный план работы по самообразованию.
месяц | Формы работы | |||
самообразование | С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | «Поиграем с солнышком» Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). «Что в коробке» Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. «Игры с веерами и султанчиками» Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха- это ветер. «Почему осенью бывает грязно» Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду. | Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», | |
Октябрь | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Формирование картотеки. | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус) «Почему всё звучит?» Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. «Прозрачная вода». Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус) «Вода принимает форму». Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду». | Консультации для родителей «Маленькими шагами в прекрасный мир!». |
Ноябрь | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. Оформление и пополнение уголка юного исследователя. | «Какие предметы могут плавать?» Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. «Делаем мыльные пузыри». Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. «Подушка из пены». Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) | Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». | |
Декабрь | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Пополнение картотеки. | «Воздух повсюду». Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) «Каждому камешку свой домик». Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. «Можно ли менять форму камня и глины». Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) «Свет повсюду». Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) . | Практикум для родителей «Экспериментируем дома». | |
Январь | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию | «Свет и тень». Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. «Замёрзшая вода». Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды. «Тающий лёд». Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится. «Разноцветные шарики». Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. | ||
февраль | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Участие в конкурсе уголков детского экспериментирования. | «Таинственные картинки». Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. «Всё увидим, всё узнаем». Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением. «Песочная страна» Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. «Где вода?» Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | ||
Март | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха». | «Водяная мельница». Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. «Звенящая вода». Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. «Угадайка» Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. «Ловись, рыбка, и мала, и велика» Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду». | |
Апрель | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию | «Фокусы с магнитом». Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. «Солнечные зайчики». Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) «Что растворяется в воде?» Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | ||
май | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию | «Волшебное сито». Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. «Цветной песок». Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой. «Игры с песком». Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. «Фонтанчики». Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Творческий отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». |
Практические выходы.
№ | Наименование мероприятий | месяц | тема |
1 | Наличие плана работы по самообразованию | сентябрь | «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста». |
2 | Наличие картотеки | октябрь | «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». |
3 | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клиенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) | Ноябрь, декабрь | |
4 | Презентация уголка | февраль |
Список используемой литературы.
1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...
Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"
Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...
«Опытно – экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Средний дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на методическом часе на тему:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.
На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....
«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» Щенячий патруль
Проект«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»Щенячий патруль...
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...