«Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».
статья по окружающему миру (средняя группа)

Щиплецова Анна Игоревна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Московского района Санкт-Петербурга «Богатырь»

«План по самообразованию педагога»

Щиплецовой Анны Игоревны

1 кв. категория

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».

2022-2023

Средняя группа

2022г.

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».

Цель: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи: 

  1. Расширять и систематизировать элементарные, естественнонаучные и экологические представления детей.
  2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  3. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
  4. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
  5. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  6. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  7. Стимулировать желание детей экспериментировать.
  8. Формировать коммуникативные навыки.

Перспективный план работы по самообразованию.

месяц

Формы работы

самообразование

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

«Поиграем с солнышком»

Задачи: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

«Что в коробке»

Задачи: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

«Игры с веерами и султанчиками»

Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха- это ветер.

«Почему осенью бывает грязно»

Задачи: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Консультации для родителей  «Экспериментирование —  путь познания окружающего мира»,

Октябрь

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Формирование картотеки.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус)

«Почему всё звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

«Прозрачная вода».

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус)

«Вода принимает форму».

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».

Консультации для родителей  «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

Ноябрь

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

«Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

«Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

«Подушка из пены».

Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести)

Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».  

Декабрь

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Пополнение картотеки.

«Воздух повсюду».

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)

«Каждому камешку свой домик».

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностями поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

«Можно ли менять форму камня и глины».

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

«Свет повсюду».

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костёр, искусственные – изготовление людьми (лампа, фонарик, свеча) .

Практикум для родителей «Экспериментируем дома».

Январь

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

«Свет и тень».

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

«Замёрзшая вода».

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

«Тающий лёд».

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

«Разноцветные шарики».

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

февраль

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Участие в конкурсе уголков детского экспериментирования.

«Таинственные картинки».

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

«Всё увидим, всё узнаем».

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

«Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

«Где вода?»

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха».

«Водяная мельница».

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

«Звенящая вода».

Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

«Угадайка»

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Задача: выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Выступление на педсовете с  консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».

Апрель

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

«Фокусы с магнитом».

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

«Солнечные зайчики».

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

«Что растворяется в воде?»

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

май

Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

«Волшебное сито».

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

«Цветной песок».

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

«Игры с песком».

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

«Фонтанчики».

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Творческий отчет на педсовете  по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

     Практические выходы.

Наименование мероприятий

месяц

тема

1

Наличие плана работы по самообразованию

сентябрь

«Опытно-экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста».

2

Наличие  картотеки

октябрь

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3

Изготовление и пополнение  атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клиенка, лупа, меры: длинны, величины, объема;  набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.)

Ноябрь, декабрь

4

Презентация уголка

февраль

Список используемой литературы.

1.  Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...

Реализация опытно - экспериментального проекта для детей старшего дошкольного возраста "Планета Динозавров"

Проект доступен и интересен детям.Он повышает интерес детей к окружающей действительности.Тема выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ...

«Опытно – экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»

Средний  дошкольный возраст – самый ценный  этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом часе на тему:«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.

На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....

«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста» Щенячий патруль

Проект«Опытно - экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста»Щенячий патруль...

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Картотека игр по опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста...