Проект «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным краем»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель проекта: формирование у детей подготовительной группы основ патриотизма через знакомство с историей, культурой и традициями родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx83.08 КБ
Файл otchet_po_proektu.docx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка» г. Тайшета

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с родным краем»

C:\Users\User\Downloads\

Подготовила воспитатель: Абрамова

Валентина Анатольевна

Паспорт проекта

Проект рассчитан на детей подготовительного возраста.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, познавательный.

Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь-май).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, родители, воспитатель.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное.

Актуальность проекта:

В современном обществе вопросы патриотического воспитания приобретают особую значимость. Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своему родному краю, к месту, где родился и вырос. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования у детей чувства привязанности к родному городу, краю, к его культуре и традициям.

Актуальность данного проекта обусловлена следующими факторами:

  • Недостаточное знание детьми истории и культуры родного края: Многие дети не имеют четкого представления о том, где они живут, какие достопримечательности есть в их городе, крае, какие традиции существуют.
  • Снижение интереса к краеведению: В современном мире, с развитием информационных технологий, дети все больше времени проводят в виртуальном пространстве, у них снижается интерес к изучению окружающего мира, в том числе и своего родного края.
  • Необходимость формирования гражданской позиции: Воспитание патриотизма, любви к Родине, начинается с малого – с любви к своему дому, улице, городу, краю. Важно, чтобы дети чувствовали себя частью своей страны, знали ее историю и культуру, гордились ею.
  • Социальный заказ общества: Государству нужны граждане, любящие свою Родину, знающие ее историю и культуру, готовые трудиться на благо страны.

Цель проекта: формирование у детей подготовительной группы основ патриотизма через знакомство с историей, культурой и традициями родного края.

Задачи проекта:

Образовательные:

Расширять знания детей о родном крае: его географическом положении, истории, природе, достопримечательностях.

Знакомить с символикой родного города/края (герб, флаг, гимн).

Формировать представления о выдающихся людях, прославивших родной край.

Обогащать словарный запас детей словами, отражающими специфику родного края (названия улиц, рек, памятников и т.д.).

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к истории и культуре родного края.

Развивать творческие способности детей в процессе проектной деятельности.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за свой родной край.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к родному краю, его истории и культуре.

Формировать чувство патриотизма, гражданственности.

Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Формировать уважение к людям труда, прославляющим родной край.

Формы работы с родителями:

Анкетирование.

Консультации.

Совместные мероприятия (праздники, экскурсии).

Оформление выставок.

Участие в создании альбомов, макетов.

Материально-техническое обеспечение:

Фотографии, иллюстрации, открытки с видами родного края.

Книги о родном крае.

Видеофильмы и презентации.

Карты и схемы родного края.

Материалы для продуктивной деятельности (бумага, краски, карандаши, пластилин, клей и т.д.).

Дидактические игры.

Аудиозаписи (гимн города/края, народные песни).

Оценка результатов проекта:

Наблюдение за детьми в процессе деятельности.

Анализ детских работ.

Проведение итоговой викторины или конкурса.

Отзывы родителей.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

1. Сбор информации о родном городе: история, символика, достопримечательности.

2. Создание альбомов «Прогулка по городу», «Достопримечательности г. Тайшета», «Их именами названы улицы г. Тайшета».

3. Подбор видеотеки «Их именами названы улицы г. Тайшета»,

«В городе Тайшете запустили новый алюминиевый завод», «Почетные граждане города», «Н. Боярина «Осенняя симфония»», «Там, где речка, речка Бирюса».

4. Создание папки - передвижки «Символы нашего города».

5. Создание презентации «Гордимся, помним, чтим».

6. Оформить уголок патриотического воспитания в группе.

7. Подбор бесед по теме.

8. Подборка художественной литературы (стихи, пословицы, рассказы).

9. Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевым играм по теме проекта («Дом», «Семья», «Библиотека»)

10. Организация выставки детских рисунков, обустройство патриотического уголка в группе.

11. Организация совместной деятельности детей и родителей по изготовлению макетов, поделок, рисунков.

12. Организация и проведение ко Дню семьи, любви и верности конкурса стихов про семью.

13. Привлечение родителей к работе проекта (во время прогулки показать ребенку красоту родного города, рассказать историю происхождения улицы, на которой они живут, места для культурного отдыха всей семьей, новые красивые здания).

2 этап: Реализация проекта.

Перспективный план проекта

Направление

Мероприятия

1. Знакомство с историей возникновения г. Тайшета

Беседы об истории Тайшетана темы "Мой дом, моя улица, мой город (село)", "Природа родного края: леса, поля, реки, озера", "Животные и растения нашего края", "История родного края: от древности до наших дней", "Символика родного города/края: герб, флаг, гимн".

Просмотр видеофильмов о строительстве Транссибирской магистрали, создание временной шкалы истории города.

2. Знакомство с достопримечательностями г. Тайшета

Экскурсия в краеведческий музей с родителями, посещение вокзала и памятника паровозу, прогулка по историческим местам города. Беседа на тему "Достопримечательности родного города/края: памятники, музеи, театры".

Дидактические игры: "Узнай свой город по фотографии", "Собери герб", "Что где находится?", "Найди пару".

Лепка: "Достопримечательности родного города", "Животные нашего края".

3. Знакомство с нашими земляками - Героями Советского Союза

Чтение биографий Героев Советского Союза, создание стенда с их фотографиями и подвигами, беседы о их роли в истории. Беседа на тему "Известные люди нашего края: писатели, художники, ученые, герои".

4. Знакомство с учреждениями культуры г. Тайшета

Посещение библиотеки, культурного центра, театра (если есть), участие в культурных мероприятиях.

Рисование: "Мой любимый город".

Аппликация: "Флаг моего города", "Улица моего города".

5. Знакомство с поэзией наших земляков

Чтение стихов местных поэтов, создание альбомов с их произведениями, проведение литературного вечера.

6. Знакомство с инфраструктурой города

Прогулка по основным улицам в выходные с родителями, заочное знакомство с основными предприятиями и учреждениями (школы, больницы, магазины).

Сюжетно-ролевые игры: "Путешествие по родному городу", "Мы – строители", "Экскурсоводы".

Рисование: "Природа родного края".

Конструирование: "Дома на нашей улице", "Памятник героям".

7. Знакомство с национальным составом населения г. Тайшета

Беседы о культурном разнообразии, проведение фестиваля национальных культур. Беседа на тему "Традиции и обычаи нашего народа", "Народные промыслы родного края".

8. Знакомство с пословицами о Родине

Изучение пословиц и поговорок о родном крае, создание плакатов с ними, обсуждение их значения.

Рисование: "Герб моего города".

Взаимодействие с родителями:

  • Организация выставок детских работ.
  • Проведение совместных мероприятий (праздников, конкурсов, экскурсий).
  • Оформление информационных стендов для родителей.
  • Консультации для родителей по вопросам патриотического воспитания.

3 этап. Заключительный.

Проведение заключительных мероприятий:

- участие в конкурсе чтецов «О доблестях, о подвигах, о славе», посвященном 78 - летию Победы в Великой Отечественной Войне #1075;г.

- создание альбомов, коллажей, макетов о родном крае.

- создание презентаций: «Герои Советского Союза», «Наш любимый г. Тайшет».

- представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ в 2022г.

- представление опыта работы на 2 сессии муниципальной стажировочной площадки «ФОП ДО» как стратегический ориентир образовательной политики.


Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Проявляют интерес к истории и культуре родного края.
  • Знают название своего города/края, его символику, основные достопримечательности.
  • Имеют представление о выдающихся людях, прославивших родной край.
  • Умеют рассказывать о родном крае, выражать свои чувства и впечатления.
  • Проявляют бережное отношение к природе родного края.
  • Испытывают чувство гордости за свой родной край.

Педагоги:

  • Повышение профессиональной компетентности в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
  • Разработка и внедрение новых форм и методов работы по ознакомлению детей с родным краем.
  • Укрепление взаимодействия с родителями в вопросах патриотического воспитания.

Родители:

  • Повышение интереса к истории и культуре родного края.
  • Активное участие в мероприятиях проекта.
  • Укрепление связей с детским садом.

Список используемой литературы:

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2018.

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 2019 год.

4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2015.

5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2013.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Выступление. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» Выступление на районном методическом объединении  воспитателей Лямбирского района...

Методическое сопровождение системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем

       Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения  сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовател...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Патриотическое воспитание дошкольников через любовь к родному краю.

Сегодня отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициат...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»...