Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание: познакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать взаимосвязи природы. Дать представление об особенностях ранней весны: день весеннего равноденствия, зимобор, протальник, капельник. Развивать наблюдательность и любознательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и оберегать.
Материал: атрибуты к дидактическим играм «Какая сейчас погода на юге?», «Ты знаешь приметы времен года?», «Кто пояснит пословицу?»,
«Куда бегут наши часики?».
Ход ОД:
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Какая сейчас погода на юге?». Воспитатель выставляет градусник на территории России (в центральной части нашей страны, или на юге, или на севере нашей
страны), а дети должны высказать свое предположение о температуре в это время в других районах нашей страны.
Воспитатель выставляет градусник в центральной территории – город Москва, температура воздуха +5 градусов, потепление, ветра нет.
- Какая погода на севере и юге нашей страны? (Температура на севере нашей страны – холодно, -10 градусов, снег, ветер. На Юге нашей страны тепло, +15 градусов, ветер слабый, умеренный; светит яркое солнышко.)
- Если температура воздуха +5 градусов, какое время года на дворе?
(Или весна, или осень.)
- Как можно определить, какое время года? (По приметам).
Проводится дидактическая игра «Ты знаешь приметы времен
года?». Дети выкладывают последовательные цепочки примет времен года по сигналу воспитателя.
- На улице потеплело, +5 градусов тепла. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо синее, капель, ручейки, цветы – весна)
- На улице -15 мороза, на улице зима. (Предметные карточки: солнышко без лучей, небо серое, снег, метель – зима.)
- На улице похолодало, +3 градуса тепла. (Предметные карточки солнышко без лучей, тучи, дождь, листопад – осень.)
- На улице +25 градусов, на улице лето. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо голубое, ветерок, цветы – лето.)
Проводится дидактическая игра «Кто пояснит пословицу?»
Воспитатель читает детям пословицы и проси дать им пояснения.
- Февраль весну пугает, да все равно в марте тает. (Февраль последний месяц зимы, в марте приходит весна, солнце пригревает, и снег все равно растает).
- Весна днем красна, да и то не сполна. (Весной днем греет солнышко и все тает, а вечером и ночью еще бывают морозы и опять лужи покрываются льдом.)
- Февраль завывает, а март слезы проливает. (В феврале очень сильные ветры и метели, а в марте солнце пригревает, и снег начинает таять).
- Весна красна цветами, а зима сугробами! (Зимой очень холодно и снежно, весной снег тает, и появляются проталинки, и на земле начинают цвести цветы.)
- Март называют зимобром. (Потому что зима с весной борется)
- Ребята, вспомните чем интересен декабрь? (В декабре бывает зимнее солнцестояние с 20 по 22 декабря, в это время самая длинная ночь, но после 22 декабря день начинает прибавляться, а ночь сокращаться.)
- В марте тоже есть очень интересный день, возьмите карандаши и шаблон круга. Обведите круг карандашом. Круг – это сутки, где утро и день – будем считать днем, а вечер и ночь – будем считать ночью, с помощью линейки разделите круг пополам.
- Что у вас получилось? (Две половинки круга.)
- Одну половинку заштрихуйте черным карандашом или фломастером. Если мы будем считать, что черная половинка – это ночь, то что будет означать вторая половинка? (День)
- Что можно сказать о половинках круга, какие они? (Одинаковые.)
- Если половинки круга одинаковые, то что можно сказать о ночи и дне?
(День и ночь одинаковы по времени.)
- Это значит, что день и ночь стали одинаковы по времени. Посмотрите на часы, маленькая стрелочка начала свой путь, давайте пройдем вместе с ней.
Проводится дидактическая игра «Куда бегут наши часики?». Детям раздаются макеты часов, вместе с воспитателем они проходят два круга маленькой стрелкой.
- Давайте поставим пальчик вверх круга наших часов на цифру двенадцать. И быстро обежим один раз круг, потом второй раз.
- Сколько раз маленькая стрелочка обегает круг часов? (Два раза.)
- Если маленькая стрелочка обегает круг два раза и это и день и ночь, то сколько раз надо обежать маленькой стрелочке, чтобы показать нам только
день? (Один раз)
- Давайте покажем это.
Маленькая стрелочка пошла и прошла один час, два часа, три часа, четыре часа и т.д., прошла двенадцать часов.
- Где оказалась наша маленькая стрелочка? (Там, где начала свой путь.)
- Сколько кругов прошла маленькая стрелочка? (Один круг.)
- Сколько часов прошла маленькая стрелочка? (Двенадцать часов.)
- Сколько часов длится день? (Двенадцать часов).
То же самое проводят с маленькой стрелочкой, чтобы показать детям, что и ночь длится двенадцать часов.
- Этот день в марте приходится на 21-число. И называют его днем равноденствия. Прислушайтесь к слову РАВНО-ДЕН-СТВИЕ.
- Из каких слов образовалось слово равноденствие? (Из слов равно и день.) Само слово нам подсказывает, что 21-го марта день будет длиться
столько же, сколько и …? (Ночь.)
- До 21-го марта что было длиннее, день или ночь? (Ночь была длиннее.)
- Как вы думаете, что теперь будет происходить с днем и ночью? (День будет становиться длиннее, а ночь будет короче.)
День прибывает, солнце ярче светит, снег начинает таять.
- При таянии снега что происходит? (Ответы детей обсуждаются).
- Снег начинает таять, если пригревает солнце, от тепла снег превращается во что? (В воду.)
Часть воды собирается в ручейки, часть воды от тепла солнца испаряется и поднимается вверх.
- Как вы думаете, поднимаясь вверх, частицы воды что могут образовывались? (Облака.)
- Такие облака называют кучевыми. Вслушайтесь в слово: кучевые.
- Вы догадались, как оно образовалось? (От слова кучки. Облака плывут по небу кучками.)
- Ранней весной есть еще одна особенность. Послушайте загадку.
Белая морковка Зимой растет.
Солнышко выглянет, Все радуются, а Она заплачет.
(Сосулька)
- Кто из вас догадался, почему появляются сосульки? (Сосульки появляются ранней весной тогда, когда солнышко пригревает, а вечером от мороза вода замерзает.)
- Как называют явление природы, когда сосульки плачут? (Капель.)
Далее воспитатель предлагает детям собрать самые главные приметы ранней весны:
- Ранняя весна – это зимобор.
- Ранняя весна – это капельник.
- Ранняя весна – это протальник.
- Ранняя весна – это кучевые облака.
- Ранняя весна – это равноденствие.
- Какие вы знаете народные приметы ранней весны.
- Увидал скворца – весна у крыльца.
- Длинные сосульки к долгой весне.
- Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание: познакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать взаимосвязи природы. Дать представление об особенностях ранней весны: день весеннего равноденствия, зимобор, протальник, капельник. Развивать наблюдательность и любознательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и оберегать.
Материал: атрибуты к дидактическим играм «Какая сейчас погода на юге?», «Ты знаешь приметы времен года?», «Кто пояснит пословицу?»,
«Куда бегут наши часики?».
Ход ОД:
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Какая сейчас погода на юге?». Воспитатель выставляет градусник на территории России (в центральной части нашей страны, или на юге, или на севере нашей
страны), а дети должны высказать свое предположение о температуре в это время в других районах нашей страны.
Воспитатель выставляет градусник в центральной территории – город Москва, температура воздуха +5 градусов, потепление, ветра нет.
- Какая погода на севере и юге нашей страны? (Температура на севере нашей страны – холодно, -10 градусов, снег, ветер. На Юге нашей страны тепло, +15 градусов, ветер слабый, умеренный; светит яркое солнышко.)
- Если температура воздуха +5 градусов, какое время года на дворе?
(Или весна, или осень.)
- Как можно определить, какое время года? (По приметам).
Проводится дидактическая игра «Ты знаешь приметы времен
года?». Дети выкладывают последовательные цепочки примет времен года по сигналу воспитателя.
- На улице потеплело, +5 градусов тепла. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо синее, капель, ручейки, цветы – весна)
- На улице -15 мороза, на улице зима. (Предметные карточки: солнышко без лучей, небо серое, снег, метель – зима.)
- На улице похолодало, +3 градуса тепла. (Предметные карточки солнышко без лучей, тучи, дождь, листопад – осень.)
- На улице +25 градусов, на улице лето. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо голубое, ветерок, цветы – лето.)
Проводится дидактическая игра «Кто пояснит пословицу?»
Воспитатель читает детям пословицы и проси дать им пояснения.
- Февраль весну пугает, да все равно в марте тает. (Февраль последний месяц зимы, в марте приходит весна, солнце пригревает, и снег все равно растает).
- Весна днем красна, да и то не сполна. (Весной днем греет солнышко и все тает, а вечером и ночью еще бывают морозы и опять лужи покрываются льдом.)
- Февраль завывает, а март слезы проливает. (В феврале очень сильные ветры и метели, а в марте солнце пригревает, и снег начинает таять).
- Весна красна цветами, а зима сугробами! (Зимой очень холодно и снежно, весной снег тает, и появляются проталинки, и на земле начинают цвести цветы.)
- Март называют зимобром. (Потому что зима с весной борется)
- Ребята, вспомните чем интересен декабрь? (В декабре бывает зимнее солнцестояние с 20 по 22 декабря, в это время самая длинная ночь, но после 22 декабря день начинает прибавляться, а ночь сокращаться.)
- В марте тоже есть очень интересный день, возьмите карандаши и шаблон круга. Обведите круг карандашом. Круг – это сутки, где утро и день – будем считать днем, а вечер и ночь – будем считать ночью, с помощью линейки разделите круг пополам.
- Что у вас получилось? (Две половинки круга.)
- Одну половинку заштрихуйте черным карандашом или фломастером. Если мы будем считать, что черная половинка – это ночь, то что будет означать вторая половинка? (День)
- Что можно сказать о половинках круга, какие они? (Одинаковые.)
- Если половинки круга одинаковые, то что можно сказать о ночи и дне?
(День и ночь одинаковы по времени.)
- Это значит, что день и ночь стали одинаковы по времени. Посмотрите на часы, маленькая стрелочка начала свой путь, давайте пройдем вместе с ней.
Проводится дидактическая игра «Куда бегут наши часики?». Детям раздаются макеты часов, вместе с воспитателем они проходят два круга маленькой стрелкой.
- Давайте поставим пальчик вверх круга наших часов на цифру двенадцать. И быстро обежим один раз круг, потом второй раз.
- Сколько раз маленькая стрелочка обегает круг часов? (Два раза.)
- Если маленькая стрелочка обегает круг два раза и это и день и ночь, то сколько раз надо обежать маленькой стрелочке, чтобы показать нам только
день? (Один раз)
- Давайте покажем это.
Маленькая стрелочка пошла и прошла один час, два часа, три часа, четыре часа и т.д., прошла двенадцать часов.
- Где оказалась наша маленькая стрелочка? (Там, где начала свой путь.)
- Сколько кругов прошла маленькая стрелочка? (Один круг.)
- Сколько часов прошла маленькая стрелочка? (Двенадцать часов.)
- Сколько часов длится день? (Двенадцать часов).
То же самое проводят с маленькой стрелочкой, чтобы показать детям, что и ночь длится двенадцать часов.
- Этот день в марте приходится на 21-число. И называют его днем равноденствия. Прислушайтесь к слову РАВНО-ДЕН-СТВИЕ.
- Из каких слов образовалось слово равноденствие? (Из слов равно и день.) Само слово нам подсказывает, что 21-го марта день будет длиться
столько же, сколько и …? (Ночь.)
- До 21-го марта что было длиннее, день или ночь? (Ночь была длиннее.)
- Как вы думаете, что теперь будет происходить с днем и ночью? (День будет становиться длиннее, а ночь будет короче.)
День прибывает, солнце ярче светит, снег начинает таять.
- При таянии снега что происходит? (Ответы детей обсуждаются).
- Снег начинает таять, если пригревает солнце, от тепла снег превращается во что? (В воду.)
Часть воды собирается в ручейки, часть воды от тепла солнца испаряется и поднимается вверх.
- Как вы думаете, поднимаясь вверх, частицы воды что могут образовывались? (Облака.)
- Такие облака называют кучевыми. Вслушайтесь в слово: кучевые.
- Вы догадались, как оно образовалось? (От слова кучки. Облака плывут по небу кучками.)
- Ранней весной есть еще одна особенность. Послушайте загадку.
Белая морковка Зимой растет.
Солнышко выглянет, Все радуются, а Она заплачет.
(Сосулька)
- Кто из вас догадался, почему появляются сосульки? (Сосульки появляются ранней весной тогда, когда солнышко пригревает, а вечером от мороза вода замерзает.)
- Как называют явление природы, когда сосульки плачут? (Капель.)
Далее воспитатель предлагает детям собрать самые главные приметы ранней весны:
- Ранняя весна – это зимобор.
- Ранняя весна – это капельник.
- Ранняя весна – это протальник.
- Ранняя весна – это кучевые облака.
- Ранняя весна – это равноденствие.
- Какие вы знаете народные приметы ранней весны.
- Увидал скворца – весна у крыльца.
- Длинные сосульки к долгой весне.
- Снег прилипает к деревьям – к теплу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ опытно - эксперементальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебница -вода"
Знакомство со свойствами воды, закономерностями в природе, умение находить в одном предмете наличие двух противоречивых качеств....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы "Весна-красна"
В конспекте представлено пошаговое моделирование из пластилина сезонных изменений в природе с приходом весны....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красная, весна ясная»
Данная образовательная деятельность направлена на закрепление представлений о весне и её признаках; на формирование умений воспринимать образ весны в раз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Весна к нам пришла»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.Задачи:Образовательные- Обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы весну встречаем»
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Мы весну встречаем»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Волшебница – Зима» (технология мнемотехники и ИКТ)
Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС ДО....