Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Волшебница весна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Киселева Елена Михайловна

Программное содержание: познакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать взаимосвязи природы. Дать представление об особенностях ранней весны: день весеннего равноденствия, зимобор, протальник, капельник. Развивать наблюдательность и любознательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и оберегать.

Материал: атрибуты к дидактическим играм «Какая сейчас погода на юге?», «Ты знаешь приметы времен года?», «Кто пояснит пословицу?»,

«Куда бегут наши часики?».

 

Ход ОД:

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Какая сейчас погода на юге?». Воспитатель выставляет градусник на территории России (в центральной части нашей страны, или на юге, или на севере нашей

страны), а дети должны высказать свое предположение о температуре в это время в других районах нашей страны.

Воспитатель выставляет градусник в центральной территории – город Москва, температура воздуха +5 градусов, потепление, ветра нет.

  • Какая погода на севере и юге нашей страны? (Температура на севере нашей страны – холодно, -10 градусов, снег, ветер. На Юге нашей страны тепло, +15 градусов, ветер слабый, умеренный; светит яркое солнышко.)
  • Если температура воздуха +5 градусов, какое время года на дворе?

(Или весна, или осень.)

  • Как можно определить, какое время года? (По приметам).

Проводится дидактическая игра «Ты знаешь приметы времен

года?». Дети выкладывают последовательные цепочки примет времен года по сигналу воспитателя.

  1. На улице потеплело, +5 градусов тепла. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо синее, капель, ручейки, цветы – весна)
  2. На улице -15 мороза, на улице зима. (Предметные карточки: солнышко без лучей, небо серое, снег, метель – зима.)

 

  1. На улице похолодало, +3 градуса тепла. (Предметные карточки солнышко без лучей, тучи, дождь, листопад – осень.)
  2. На улице +25 градусов, на улице лето. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо голубое, ветерок, цветы – лето.)

Проводится дидактическая игра «Кто пояснит пословицу?»

Воспитатель читает детям пословицы и проси дать им пояснения.

  1. Февраль весну пугает, да все равно в марте тает. (Февраль последний месяц зимы, в марте приходит весна, солнце пригревает, и снег все равно растает).
  2. Весна днем красна, да и то не сполна. (Весной днем греет солнышко и все тает, а вечером и ночью еще бывают морозы и опять лужи покрываются льдом.)
  3. Февраль завывает, а март слезы проливает. (В феврале очень сильные ветры и метели, а в марте солнце пригревает, и снег начинает таять).
  4. Весна красна цветами, а зима сугробами! (Зимой очень холодно и снежно, весной снег тает, и появляются проталинки, и на земле начинают цвести цветы.)
  5. Март называют зимобром. (Потому что зима с весной борется)
  • Ребята, вспомните чем интересен декабрь? (В декабре бывает зимнее солнцестояние с 20 по 22 декабря, в это время самая длинная ночь, но после 22 декабря день начинает прибавляться, а ночь сокращаться.)
  • В марте тоже есть очень интересный день, возьмите карандаши и шаблон круга. Обведите круг карандашом. Круг – это сутки, где утро и день – будем считать днем, а вечер и ночь – будем считать ночью, с помощью линейки разделите круг пополам.
  • Что у вас получилось? (Две половинки круга.)
  • Одну половинку заштрихуйте черным карандашом или фломастером. Если мы будем считать, что черная половинка – это ночь, то что будет означать вторая половинка? (День)
  • Что можно сказать о половинках круга, какие они? (Одинаковые.)
  • Если половинки круга одинаковые, то что можно сказать о ночи и дне?

(День и ночь одинаковы по времени.)

  • Это значит, что день и ночь стали одинаковы по времени. Посмотрите на часы, маленькая стрелочка начала свой путь, давайте пройдем вместе с ней.

Проводится дидактическая игра «Куда бегут наши часики?». Детям раздаются макеты часов, вместе с воспитателем они проходят два круга маленькой стрелкой.

  • Давайте поставим пальчик вверх круга наших часов на цифру двенадцать. И быстро обежим один раз круг, потом второй раз.
  • Сколько раз маленькая стрелочка обегает круг часов? (Два раза.)
  • Если маленькая стрелочка обегает круг два раза и это и день и ночь, то сколько раз надо обежать маленькой стрелочке, чтобы показать нам только

день? (Один раз)

  • Давайте покажем это.

 

Маленькая стрелочка пошла и прошла один час, два часа, три часа, четыре часа и т.д., прошла двенадцать часов.

  • Где оказалась наша маленькая стрелочка? (Там, где начала свой путь.)
  • Сколько кругов прошла маленькая стрелочка? (Один круг.)
  • Сколько часов прошла маленькая стрелочка? (Двенадцать часов.)
  • Сколько часов длится день? (Двенадцать часов).

То же самое проводят с маленькой стрелочкой, чтобы показать детям, что и ночь длится двенадцать часов.

  • Этот день в марте приходится на 21-число. И называют его днем равноденствия. Прислушайтесь к слову РАВНО-ДЕН-СТВИЕ.
  • Из каких слов образовалось слово равноденствие? (Из слов равно и день.) Само слово нам подсказывает, что 21-го марта день будет длиться

столько же, сколько и …? (Ночь.)

  • До 21-го марта что было длиннее, день или ночь? (Ночь была длиннее.)
  • Как вы думаете, что теперь будет происходить с днем и ночью? (День будет становиться длиннее, а ночь будет короче.)

День прибывает, солнце ярче светит, снег начинает таять.

  • При таянии снега что происходит? (Ответы детей обсуждаются).
  • Снег начинает таять, если пригревает солнце, от тепла снег превращается во что? (В воду.)

Часть воды собирается в ручейки, часть воды от тепла солнца испаряется и поднимается вверх.

  • Как вы думаете, поднимаясь вверх, частицы воды что могут образовывались? (Облака.)
  • Такие облака называют кучевыми. Вслушайтесь в слово: кучевые.
  • Вы догадались, как оно образовалось? (От слова кучки. Облака плывут по небу кучками.)
  • Ранней весной есть еще одна особенность. Послушайте загадку.

Белая морковка Зимой растет.

Солнышко выглянет, Все радуются, а Она заплачет.

(Сосулька)

  • Кто из вас догадался, почему появляются сосульки? (Сосульки появляются ранней весной тогда, когда солнышко пригревает, а вечером от мороза вода замерзает.)
  • Как называют явление природы, когда сосульки плачут? (Капель.)

Далее воспитатель предлагает детям собрать самые главные приметы ранней весны:

  1. Ранняя весна – это зимобор.
  2. Ранняя весна – это капельник.
  3. Ранняя весна – это протальник.
  4. Ранняя весна – это кучевые облака.
  5. Ранняя весна – это равноденствие.

 

  • Какие вы знаете народные приметы ранней весны.
  • Увидал скворца – весна у крыльца.
  • Длинные сосульки к долгой весне.
  • Снег прилипает к деревьям – к теплу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание: познакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать взаимосвязи природы. Дать представление об особенностях ранней весны: день весеннего равноденствия, зимобор, протальник, капельник. Развивать наблюдательность и любознательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и оберегать.

Материал: атрибуты к дидактическим играм «Какая сейчас погода на юге?», «Ты знаешь приметы времен года?», «Кто пояснит пословицу?»,

«Куда бегут наши часики?».

Ход ОД:

Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Какая сейчас погода на юге?». Воспитатель выставляет градусник на территории России (в центральной части нашей страны, или на юге, или на севере нашей

страны), а дети должны высказать свое предположение о температуре в это время в других районах нашей страны.

Воспитатель выставляет градусник в центральной территории – город Москва, температура воздуха +5 градусов, потепление, ветра нет.

  • Какая погода на севере и юге нашей страны? (Температура на севере нашей страны – холодно, -10 градусов, снег, ветер. На Юге нашей страны тепло, +15 градусов, ветер слабый, умеренный; светит яркое солнышко.)
  • Если температура воздуха +5 градусов, какое время года на дворе?

(Или весна, или осень.)

  • Как можно определить, какое время года? (По приметам).

Проводится дидактическая игра «Ты знаешь приметы времен

года?». Дети выкладывают последовательные цепочки примет времен года по сигналу воспитателя.

  1. На улице потеплело, +5 градусов тепла. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо синее, капель, ручейки, цветы – весна)
  2. На улице -15 мороза, на улице зима. (Предметные карточки: солнышко без лучей, небо серое, снег, метель – зима.)
  3. На улице похолодало, +3 градуса тепла. (Предметные карточки солнышко без лучей, тучи, дождь, листопад – осень.)
  4. На улице +25 градусов, на улице лето. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо голубое, ветерок, цветы – лето.)

Проводится дидактическая игра «Кто пояснит пословицу?»

Воспитатель читает детям пословицы и проси дать им пояснения.

  1. Февраль весну пугает, да все равно в марте тает. (Февраль последний месяц зимы, в марте приходит весна, солнце пригревает, и снег все равно растает).
  2. Весна днем красна, да и то не сполна. (Весной днем греет солнышко и все тает, а вечером и ночью еще бывают морозы и опять лужи покрываются льдом.)
  3. Февраль завывает, а март слезы проливает. (В феврале очень сильные ветры и метели, а в марте солнце пригревает, и снег начинает таять).
  4. Весна красна цветами, а зима сугробами! (Зимой очень холодно и снежно, весной снег тает, и появляются проталинки, и на земле начинают цвести цветы.)
  5. Март называют зимобром. (Потому что зима с весной борется)
  • Ребята, вспомните чем интересен декабрь? (В декабре бывает зимнее солнцестояние с 20 по 22 декабря, в это время самая длинная ночь, но после 22 декабря день начинает прибавляться, а ночь сокращаться.)
  • В марте тоже есть очень интересный день, возьмите карандаши и шаблон круга. Обведите круг карандашом. Круг – это сутки, где утро и день – будем считать днем, а вечер и ночь – будем считать ночью, с помощью линейки разделите круг пополам.
  • Что у вас получилось? (Две половинки круга.)
  • Одну половинку заштрихуйте черным карандашом или фломастером. Если мы будем считать, что черная половинка – это ночь, то что будет означать вторая половинка? (День)
  • Что можно сказать о половинках круга, какие они? (Одинаковые.)
  • Если половинки круга одинаковые, то что можно сказать о ночи и дне?

(День и ночь одинаковы по времени.)

  • Это значит, что день и ночь стали одинаковы по времени. Посмотрите на часы, маленькая стрелочка начала свой путь, давайте пройдем вместе с ней.

Проводится дидактическая игра «Куда бегут наши часики?». Детям раздаются макеты часов, вместе с воспитателем они проходят два круга маленькой стрелкой.

  • Давайте поставим пальчик вверх круга наших часов на цифру двенадцать. И быстро обежим один раз круг, потом второй раз.
  • Сколько раз маленькая стрелочка обегает круг часов? (Два раза.)
  • Если маленькая стрелочка обегает круг два раза и это и день и ночь, то сколько раз надо обежать маленькой стрелочке, чтобы показать нам только

день? (Один раз)

  • Давайте покажем это.

Маленькая стрелочка пошла и прошла один час, два часа, три часа, четыре часа и т.д., прошла двенадцать часов.

  • Где оказалась наша маленькая стрелочка? (Там, где начала свой путь.)
  • Сколько кругов прошла маленькая стрелочка? (Один круг.)
  • Сколько часов прошла маленькая стрелочка? (Двенадцать часов.)
  • Сколько часов длится день? (Двенадцать часов).

То же самое проводят с маленькой стрелочкой, чтобы показать детям, что и ночь длится двенадцать часов.

  • Этот день в марте приходится на 21-число. И называют его днем равноденствия. Прислушайтесь к слову РАВНО-ДЕН-СТВИЕ.
  • Из каких слов образовалось слово равноденствие? (Из слов равно и день.) Само слово нам подсказывает, что 21-го марта день будет длиться

столько же, сколько и …? (Ночь.)

  • До 21-го марта что было длиннее, день или ночь? (Ночь была длиннее.)
  • Как вы думаете, что теперь будет происходить с днем и ночью? (День будет становиться длиннее, а ночь будет короче.)

День прибывает, солнце ярче светит, снег начинает таять.

  • При таянии снега что происходит? (Ответы детей обсуждаются).
  • Снег начинает таять, если пригревает солнце, от тепла снег превращается во что? (В воду.)

Часть воды собирается в ручейки, часть воды от тепла солнца испаряется и поднимается вверх.

  • Как вы думаете, поднимаясь вверх, частицы воды что могут образовывались? (Облака.)
  • Такие облака называют кучевыми. Вслушайтесь в слово: кучевые.
  • Вы догадались, как оно образовалось? (От слова кучки. Облака плывут по небу кучками.)
  • Ранней весной есть еще одна особенность. Послушайте загадку.

Белая морковка Зимой растет.

Солнышко выглянет, Все радуются, а Она заплачет.

(Сосулька)

  • Кто из вас догадался, почему появляются сосульки? (Сосульки появляются ранней весной тогда, когда солнышко пригревает, а вечером от мороза вода замерзает.)
  • Как называют явление природы, когда сосульки плачут? (Капель.)

Далее воспитатель предлагает детям собрать самые главные приметы ранней весны:

  1. Ранняя весна – это зимобор.
  2. Ранняя весна – это капельник.
  3. Ранняя весна – это протальник.
  4. Ранняя весна – это кучевые облака.
  5. Ранняя весна – это равноденствие.
  • Какие вы знаете народные приметы ранней весны.
  • Увидал скворца – весна у крыльца.
  • Длинные сосульки к долгой весне.
  • Снег прилипает к деревьям – к теплу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ опытно - эксперементальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебница -вода"

Знакомство со свойствами воды, закономерностями в природе, умение находить в одном предмете наличие двух противоречивых качеств....

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей разновозрастной группы "Весна-красна"

В конспекте представлено пошаговое моделирование из пластилина сезонных изменений в природе с приходом весны....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весна красная, весна ясная»

Данная образовательная деятельность направлена   на закрепление  представлений о весне и  её признаках; на формирование  умений  воспринимать образ весны  в раз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Весна к нам пришла»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.Задачи:Образовательные- Обобщить знания детей о весенних явлениях в жизни...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы весну встречаем»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Мы весну встречаем»...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Волшебница – Зима» (технология мнемотехники и ИКТ)

Цель:Внедрение системно-деятельностного подхода в процессе совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в условиях введения ФГОС  ДО....