Формирование экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Экологическое воспитание дошкольников играет большую роль в формировании личности. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней необходимо с раннего возраста. В своей статье предлагаю педагогам вспомнить методы и приемы, с помощью которых можно достичь положительного результата в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры у дошкольников
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.
Именно поэтому начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте нужно с прихода детей в младшую группу и продолжать на протяжении всего
дошкольного детства.
Главная цель экологического воспитания — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений. формирование правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы.
Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического
характера.
Задачи:
- дать детям понятие о том, какое место занимает человек в
природе;
- учить детей наблюдать за объектами природы (птицами на улице, рыбками в
аквариуме, насекомыми);
- учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и
фрукты (яблоко, груша и др.);
- помогать замечать красоту природы детям в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к животным;
- учить основам взаимодействия с природой;
– воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь
к природе и познание окружающего мира.
1. В группах необходимо создать предметно-развивающую среду,
обеспечивающую выработку экологических знаний:
- организовать «зеленую зону», в которой дети получат навыки по
уходу за растениями;
- собрать демонстрационный материал, способствующий
уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, коллекции,
альбомы, картотеки пословиц, поговорок, народных примет о
природе).
2. Регулярно проводить тематические прогулки, экскурсии.
Экскурсии — один из видов совместной деятельности взрослого и
ребенка в процессе формирования экологической культуры. Во время
экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать
явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в
том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных
в среде их обитания. Наблюдение является наиболее значимым
методом при накоплении конкретных сведений о растениях,
животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок
познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение,
запах и прочее), но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы
с детьми чаще использовать в повседневной жизни, а на занятиях
обобщать, конкретизировать знания, полученные в процессе
наблюдения.
3. Осуществлять ознакомление с природой в разнообразных
формах: в непрерывной непосредственно-образовательной
деятельности и в повседневной жизни (в труде, играх).
В работе по формированию экологической культуры использовать
различные формы занятий. Экологические занятия необходимо
сопровождать чтением художественной литературы, показом
иллюстраций, видеофильмов.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе
экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется
бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создает
благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В
процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают
представления об объектах труда, свойствах и качествах растений,
их строении, потребностях.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей
средством экологического воспитания является дидактические игры
с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и
содействует их всестороннему развитию. В процессе игр
формируются знания об окружающем мире, воспитываются
познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое
отношение к ней, а так же поведение в природе. Они расширяют
кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач
сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим
материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами,
состояниями объектов природы, усваивают способы установления
этих свойств.
С младшей группы можно проводить краткосрочные творческо-исследовательские, игровые, экологические проекты, при реализации которых
формируются у малышей навыки наблюдения, практических
действий с водой, песком и другими окружающими предметами. В
ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют,
рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с
литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Основным источником знаний о живой природе, как мы уже говорили выше является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть,
видеть, делать выводы, обобщения.
Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается
единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их
самостоятельность и любознательность.
Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные
примеры мы обязательно используем при работе с детьми. Большое
образовательно- воспитательное значение придаем беседе, так как в
процессе е развивается мышление дошкольников.
У детей формируются навыки самостоятельно проводить
простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, начиная с
младшего возраста.
Формы и методы работы выбираются в зависимости от
возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего
дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем
работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать
результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и
коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая
роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и
формы обобщения материала, становятся более разнообразным. Ну а
результатами проектов являются различные выставки, праздники,
развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.
Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и
взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно
возникновение и первичное проявление элементов экологической
культуры, осознанного отношения к природе. Отношение
проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании
наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической
воспитанности это результат образовательной деятельности, на
основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Экологические знания и умения дети раннего и младшего возраста усваивают
тогда, когда они подкреплены практической деятельностью.
эффективными формами практической деятельности являются: игры, наблюдения, элементарные эксперименты и опыты, экскурсии и прогулки, беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"
Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Деловая игра «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников»
материал предназначен для педагогов ДОУ...
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников
laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.
Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"
Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...