Формирование экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Астапенко Наталья Владимировна

Экологическое воспитание дошкольников играет большую роль в формировании личности. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней необходимо с раннего возраста. В своей статье предлагаю педагогам вспомнить методы и приемы, с помощью которых можно достичь положительного результата в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 123.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у дошкольников

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Бережное отношение к природе формируется постепенно. Ребенку рассказывают о том, почему нельзя рвать цветы, ломать кусты, бросать камни в белок и птиц. Его привлекают к уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Именно поэтому начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте нужно с прихода детей в младшую группу и продолжать на протяжении всего

дошкольного детства.

Главная цель экологического воспитания — дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений. формирование правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы.

Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического

характера.

Задачи:

- дать детям понятие о том, какое место занимает человек в

природе;

- учить детей наблюдать за объектами природы (птицами на улице, рыбками в

аквариуме, насекомыми);

- учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и

фрукты (яблоко, груша и др.);

- помогать замечать красоту природы детям в разное время года;

- воспитывать бережное отношение к животным;

- учить основам взаимодействия с природой;

– воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь

к природе и познание окружающего мира.

1. В группах необходимо создать предметно-развивающую среду,

обеспечивающую выработку экологических знаний:

- организовать «зеленую зону», в которой дети получат навыки по

уходу за растениями;

- собрать демонстрационный материал, способствующий

уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, коллекции,

альбомы, картотеки пословиц, поговорок, народных примет о

природе).

2. Регулярно проводить тематические прогулки, экскурсии.

Экскурсии — один из видов совместной деятельности взрослого и

ребенка в процессе формирования экологической культуры. Во время

экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать

явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий в

том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных

в среде их обитания. Наблюдение является наиболее значимым

методом при накоплении конкретных сведений о растениях,

животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок

познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение,

запах и прочее), но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы

с детьми чаще использовать в повседневной жизни, а на занятиях

обобщать, конкретизировать знания, полученные в процессе

наблюдения.

3. Осуществлять ознакомление с природой в разнообразных

формах: в непрерывной непосредственно-образовательной

деятельности и в повседневной жизни (в труде, играх).

В работе по формированию экологической культуры использовать

различные формы занятий. Экологические занятия необходимо

сопровождать чтением художественной литературы, показом

иллюстраций, видеофильмов.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе

экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется

бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создает

благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В

процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают

представления об объектах труда, свойствах и качествах растений,

их строении, потребностях.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей

средством экологического воспитания является дидактические игры

с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и

содействует их всестороннему развитию. В процессе игр

формируются знания об окружающем мире, воспитываются

познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое

отношение к ней, а так же поведение в природе. Они расширяют

кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач

сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим

материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами,

состояниями объектов природы, усваивают способы установления

этих свойств.

С младшей группы можно проводить краткосрочные творческо-исследовательские, игровые, экологические проекты, при реализации которых

формируются у малышей навыки наблюдения, практических

действий с водой, песком и другими окружающими предметами. В

ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют,

рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с

литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.

Основным источником знаний о живой природе, как мы уже говорили выше  является наблюдение. Оно развивает в детях важное умение — смотреть,

видеть, делать выводы, обобщения.

Опыты, эксперименты. При выполнении обеспечивается

единство знаний, умений, навыков дошкольников, воспитывается их

самостоятельность и любознательность.

Словесные методы (рассказ, беседа). Устное слово и словесные

примеры мы обязательно используем при работе с детьми. Большое

образовательно- воспитательное значение придаем беседе, так как в

процессе е развивается мышление дошкольников.

У детей формируются навыки самостоятельно проводить

простейшие опыты с песком, воздухом, водой, бумагой, начиная с

младшего возраста.

Формы и методы работы выбираются в зависимости от

возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего

дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем

работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать

результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и

коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая

роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и

формы обобщения материала, становятся более разнообразным. Ну а

результатами проектов являются различные выставки, праздники,

развлечения, ярмарки, оформление книг и буклетов и т. д.

Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и

взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно

возникновение и первичное проявление элементов экологической

культуры, осознанного отношения к природе. Отношение

проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании

наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической

воспитанности это результат образовательной деятельности, на

основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Экологические знания и умения дети раннего и младшего возраста усваивают

тогда, когда они подкреплены практической деятельностью.

эффективными формами практической деятельности являются: игры, наблюдения, элементарные эксперименты и опыты, экскурсии и прогулки, беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...