Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.
Задачи:
Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
Развивающие: развитие логического мышления; умение участвовать в русских народных подвижных играх;
Воспитывающие: воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_razvitie_rechi.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального автономного образовательного учреждения
№57 детский сад «Бусинка» с. Дальнее
Развитие речи в подготовительной группе
Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
Воспитатель: В.В. Матвиенко
Южно-Сахалинск
2021 год
Развитие речи в подготовительной группе
Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.
Задачи:
Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
Развивающие: развитие логического мышления; умение участвовать в русских народных подвижных играх;
Воспитывающие: воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями; атласная лента для игры; изделия народно-прикладного искусства; деревянный забор; элементы костюмов для детей; серебряные монеты; рецепт борща; лист оценки занятия;
Место проведения: Спортивный зал разделен на зоны: Околица, дом, ярмарка.
Ход занятия:
(Воспитатель в народном костюме встречает детей, одетых в элементы народного костюма и гостей у дверей).
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам в гости приехали Сахалинские блогеры – воспитатели. Они узнали, что мы с вами много знаем о русской народной культуре. И хотят снять сюжет для инстаграмм и тикток об атмосфере далекой старины, (музыка пошла русская народная - как издалека), о быте наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли.
Ребята, поприветствуйте наших гостей так, как приветствовали на Руси?
Дети:
«Гой еси, добрый молодец!»
«Христос посреди нас!» отвечать: «Есть и будет!»
«Бог в помощь!» отвечать «Во славу Божию!»
«Мир вашему дому!»
«Здрав будь»
«Милости просим»
Воспитатель: На Руси гостей встречали радушно, хлебосольно. Примите наш хлеб, соль, да земной поклон.
Кланяется угощает хлебом.
(приглашаем детей в дом)
Воспитатель: Ребята, скажите какие люди были на Руси?
Дети: Умные, мудрые, здоровые, сильные…
Воспитатель: Все верно, на Руси люди были здоровы и сложилось немало пословиц о здоровье. Предлагаю проверить, знаете ли вы пословицы о здоровье и знают ли пословицы наши блогеры. Поиграем в игру доскажи словечко. (гости и дети отвечают по очереди)
- В здоровом теле …
Ответы детей - здоровый дух.
-Ешь чеснок и лук –
Ответы гостей - не возьмет недуг.
- И собака знает, что травой
Ответы детей - лечатся.
- Береги платье снову, а здоровье
Ответы гостей - смолоду.
- в путь дорогу собирайся за - здоровьем.
Ответы детей - отправляйся.
Воспитатель: Здоров будешь -
Ответы гостей - все добудешь.
( Подвести итоги)
На Руси было принято развлекать гостей играми.
Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки.
Вот первая загадка:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она…
Ответ детей - Жмурки!
Воспитатель:
Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…
Ответ детей - Прятки!
Воспитатель:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят…
Ответ детей - Горелки!
Воспитатель: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры.
Воспитатель: Нашей встрече быть угодно,
Отложите все дела,
Вас «Околица» сегодня
На свиданье позвала!
Мы найдем для игр место,
Их не спрячем про запас,
Никому не будет скучно
За «Околицей» у нас!
Все ли слова знакомы вам в этом стихотворении? Кто знает значение слова «Околица»?
Околица — это деревянный забор (показать деревянный забор) вокруг деревни или у края деревни, граница разделяющая мир человека и мир природы. Закрывались от набегов разбойников, крупных животных - опасностей было много.
Воспитатель: Но, когда все взрослые приходили с поля, с работы, молодёжь и дети выходили за околицу поиграть. А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть. Идем. (Музыка)
Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличу:
«Заря-Заряница!
Солнце во сестрица.
По небу ходило,
В очи обронило,
В очи золотые
Ленты голубые.»
С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:
И на слова:
«Раз – два – не воронь,
Беги как огонь!»
Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарёй.
Воспитатель: Какие наши дети и гости молодцы, славно поиграли. Идемте в дом. Присаживайтесь.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились.
Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявился? Что русский народ умел делать хорошо?
Дети: Мастерили игрушки из глины, сочиняли песни, сказки и т. д.
Воспитатель: Не все это умели…потому и ходили на ярмарки…один умел из глины красиво лепить посуду, второй из соломы матрасы складывал, третий сапоги шил из кожи, четвертый – ткань ткал на рубашки…другие выращивали овощи на грядках в большом количестве, магазинов не было и люди излишки сделанного или выращенного своими руками шли продавать на ярмарку. Расплачивались серебряными монетами или менялись товаром.
Ребёнок, заранее подготовленный:
Эй? честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всякие разные товары…
Подходите, подходите…
Посмотрите, посмотрите.
Воспитатель: Ребята и гости пойдемте сходим на ярмарку, купим себе по товару.
Возьмите по одной серебряной монете, купите по одному изделию и садитесь на свои места. (Дети, берут изделия народно-прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.)
Воспитатель: Вы сейчас расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
Для этого я приготовила вам мнемосхему.
Вспомним, что означает каждый символ.
- Назвать что это.
- Какие цвета используют?
- Из какого материала выполнено изделие?
- Какая на ощупь?
- Особенные детали и символы
- Как и где используют?
(Рассказы детей (гостей) о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи, хохломской росписи, матрешке, кукле-обережке …)
Воспитатель: Молодцы ребята, какие прекрасные товары вы купили у нас на ярмарке и сумели о них рассказать, описали их.
А вспомните, ребята, какие мы с вами делали своими руками игрушки в традиционной русской росписи.
Дети: игрушку – петушка из соленого теста, рисовали русский народный костюм, кулу-крупеничку. (выставка фотографий и некоторых поделок детей)
Воспитатель: Мы с вами продолжим знакомиться не только с ремеслами и тем трудом, которым жили наши предки, но и будем знакомиться с русскими традициями.
По традиции гостей встречали, развлекали: «Как вас встретили сегодня?»
Дети: с хлебом, солью, с поклонами, развлекали игрой и ярмаркой!
Воспитатель: а теперь пришло время подчевать. Ребята что значит подчевать?
Дети: угощать едой и напитками.
Воспитатель. На Руси очень любили щи. Из чего варят щи?
Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.
Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).
А кто вспомнит эту поговорку?
Дети. «Щи и каша - пища наша».
Воспитатель: Значит, что ещё любят готовить в России?
Дети: Кашу.
А из чего можно сварить кашу?
Дети. Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.
Воспитатель: Зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду?
Дети: Квас.
Воспитатель: Это квас. А делают его тоже из хлеба.
Воспитатель: Предлагаю вам рецепты настоящего традиционного русского борща, пожалуйста, приготовьте его на выходных со своими родителями, но обязательно запомните секретный ингредиент вашего семейного борща (ваших семейных традиций приготовления борща), а что мама кладет необычного в борщ, чего нет в нашем рецепте? Еще можно сделать фото и видео съемку, как вы всей семьей готовите борщ, и мы увидим сколько человек у вас помогают маме.
Рефлексия: а теперь разрешите раскланяться. Где вы сегодня побывали? (на Руси, в старинном доме) Что нового узнали? (о таланте русского народа, о разных русских традициях). С какими новыми словами познакомились? (Околица, подчевать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Народная культура и традиции русского народа"
Культура и традиции русского народа...
Конспект НОД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»
Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, в...
Народная культура и традиции русского народа
Народная культура и традиции русского народа...
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа : подготовительная к школе...
План – конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность). (народная культура и традиции русского народа)
Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать тра...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...
- Мне нравится (1)