Проект "Время" для подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Долгосрочный проект, знакомство с понятием времени, история часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
в подготовительной к школе группе по теме:
«Время. Часы»
Авторы проекта:
воспитатель Шеванкова Ирина Анатольевна
воспитатель Миронова Анна Анатольевна
г. Москва, 2022г.
21.03-01.04.2022г.Проект подготовительной к школе группы по теме: «Время. Часы»
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники: группа «Золушка» (дети, родители, воспитатели).
Актуальность: Задача понимания времени стояла всегда. Например, чтобы не остаться голодными зимой, нашим предкам нужно было научиться определять время посадки растений и время уборки плодов. Без ориентирования во времени никак не обойтись в наш скоростной век особенно. Будущие школьники должны научиться определять время по часам для осуществления самоорганизации и самоконтроля, чтобы иметь успех в школе, а в дальнейшем и в работе.
Цель. Развитие представлений о понятии времени, интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать в детях стремление работать в коллективе, определяя свою роль в достижении цели и нести ответственность за итоговый результат;
- поощрять желание и умение договариваться в игре, распределять роли;
- воспитывать ответственность в соблюдении правил безопасности в детском саду и дома.
Познавательное развитие:
- продолжать знакомство с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью;
- развивать умение использовать условные значки (символами);
- расширять знания о профессиях;
- закреплять знания о цикличности природных явлений, о событиях и явлениях, характерных для дневного и ночного времени;
- познакомить с разными видами часов, историей их изобретения;
- учить ориентироваться на плоскости;
- упражнять в определении состава числа;
- развивать чувство времени.
Речевое развитие:
- учить пересказывать рассказ, используя опорные картинки,
- придумывать самостоятельный сюжет;
- формировать умение использовать выразительные средства русского языка;
- учить определять и называть отличительные признаки предметов и явлений;
- упражнять в подборе определений к существительным, синонимов к различным частям речи, знакомить с многозначностью слов;
- активизировать в речи употребление глаголов;
- закреплять умение проводить звуковой анализ слова с определением гласных и согласных звуков;
- учить детей словоизменению;
- познакомить с рассказом Валентины Осеевой «Время»;
- учить представлять и описывать героев рассказа;
- создавать ситуации, способствующие различным толкованиям;
- развивать способность высказывать свое мнение и обосновывать его;
- побуждать детей к сочинительству.
Художественно-эстетическое развитие:
- учить создавать оригинальные композиции, развивать воображение, мелкую моторику;
- воспитывать интерес к процессу создания художественных композиций;
- продолжать освоение способа вырезывания силуэтов по нарисованному контуру или по воображаемой линии;
- закреплять умение рисовать сюжеты по замыслу;
- формировать умение планировать работу и определять путь реализации замысла: выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы.
Физическое развитие:
- развивать стремление справляться с заданием;
- поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физических упражнений;
- воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества;
- способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
Прогнозируемый результат реализации проекта:
- сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
- дети познакомятся с историей возникновения и многообразием форм часов.;
- дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы;
- полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности;
- закрепление умения составлять рассказ-описание;
- закрепление способности анализировать, выделять характерные признаки предметов, сравнивать один с другим, узнавать по описанию;
- расширение словарного запаса.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный.
- Изучение научной литературы по теме проекта.
- Систематизация материала по теме проекта.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Подбор демонстрационного материала.
- Подбор раздаточного материала для проведения занятий.
- Привлечение родителей к поиску необходимой информации по теме проекта.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Информирование детей о проведении проекта.
- этап – основной.
- Проведение занятий по теме проекта. (Приложение №1)
3 этап - заключительный
- Итоговое занятие.
Приложение 1
План-конспект занятий по проекту «Время. Часы»
Комплексное занятие №1 проекта «Время. Часы»
Цель занятия: изготовление индивидуального дидактического пособия «Часы», закрепление умения пересказывать рассказ по опорным картинкам.
Задачи:
- познакомить детей с произведением «Время» Валентины Осеевой;
- развивать внимание, усидчивость;
- воспитывать уважение к мнению и творчеству других людей;
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение;
- учить пересказывать, используя опорные картинки;
- учить создавать новое из подручного материала;
- тренировать умение вырезать по намеченным линиям;
- научить получать удовлетворение от творческого процесса.
Материалы: произведение В. Осеевой «Время», карточки с изображением опорных моментов произведения, муз. произведение «Часики» из м/с «Фиксики», ножницы, бумажные стаканы, цифеблаты, клей-карандаш, стрелки, крепление для стрелок на каждого ребенка.
Ход занятия:
Мотивационный момент.
Воспитатель в костюме часовщика загадывает загадки:
- Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (часы)
- День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Валентины Осеевой «Время».
Чтение рассказа Валентины Осеевой «Время»:
Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.
— Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.
— А я, потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.
— Мы можем решить его вместе, у нас еще есть время!
Часы на улице показывали половину второго.
— У нас целых полчаса, — сказал Юра. — За это время летчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.
— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.
— Что — за двадцать!.. — деловито сказал Юра. — Иногда пять — десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.
— А вот случай! Во время одного состязания…
Много интересных случаев вспомнили мальчики.
— А я знаю… — Олег вдруг остановился и взглянул на часы. — Ровно два!
Юра ахнул.
— Бежим! — сказал Юра. — Мы опоздали в школу!
— А как же пример? — испуганно спросил Олег.
Юра на бегу только махнул рукой.
Воспитатель спрашивает детей, понравился ли им рассказ.
Читает второй раз, просит обращать внимание на детали.
Задает вопросы по содержанию рассказа:
- Кто главные герои рассказа? Как их зовут?
- Куда они шли?
- Где остановились?
- Сколько свободного времени было у мальчиков?
- Что они хотели сделать в свободное время?
- На что они потратили свободное время?
- Почему мальчики так и не решили пример?
- Научились ли ребята ценить время?
Дети отвечают на вопросы, воспитатель выделяет правильные ответы, подводит итог.
Воспитатель спрашивает, что помогло детям определить который час.
Физкультминутка-
танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».
Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.
Получение новых знаний и умений.
Воспитатель предлагает детям изготовить наручные часы для каждого из них, чтобы учиться определять который час по собственным наручным часам.
Воспитатель демонстрирует очередность действий для изготовления часов и комментирует их.
Из бумажного стаканчика по намеченным линиям вырезать браслет для часов, наклеить циферблат, прикрепить стрелки.
Пальчиковая гимнастика
На стенке в комнате часы. Ладошки «круглым окошком»
Висят они не для красы. Посмотреть в «окошко»
И в ритм стучат: тик-так, тик-так, Кулачки друг об друга,
Всем подают условный знак. Сверху то один, то другой.
День, ночь меняют за окном. «Кулак-ладонь»
Рассвет чудесный! А потом,
У человека круглый год Руки в «замок», сжимаем,
Пришла пора дневных забот. Разжимаем.
Продуктивная деятельность.
Кто-то из детей повторяет этапы изготовления часиков. И все приступают к деятельности.
Воспитатель помогает тому, у кого возникают трудности.
По окончании работы, все надевают часы на руки.
Воспитатель просит желающих детей пересказать рассказ «Время», используя опорные картинки.
Подведение итога.
Воспитатель спрашивает детей о том, что нового они узнали, чему научились и что им больше всего понравилось на занятии.
Комплексное занятие №2 проекта «Время. Часы»
Цель занятия: закрепление умения определять время по часам, создание рисунка часов.
Задачи:
- продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
- упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20-ти;
- развивать внимание, усидчивость;
- научить получать удовлетворение от творческого процесса.
Материалы: большой циферблат часов, индивидуальные часы (созданные на прошлом занятии), цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги формата А4, ластики на каждого ребенка, музыкальное произведение «Часики» из м/с «Фиксики», демонстрационные плакаты с изображением различных часов.
Ход занятия:
Мотивационный момент.
Появляется Хрюша (игрушка). Хрюша здоровается и говорит, что заболел, а доктор сказал ему принимать таблетки каждые два часа, и полоскать горло каждые три.
Основная часть.
Хрюша просит помочь ребят и сказать, когда что надо делать (счет двойками и тройками).
Доктор назначил прием Хрюше через 10 дней. В какой день недели ему надо прийти в поликлинику?
Дети помогают Хрюше.
Хрюша благодарит ребят и восхищается, как они в часах разбираются. Воспитатель предлагает ребятам рассказать Хрюше, как определять время.
Воспитатель говорит, что самое время сверить часы, по одному приглашает детей к большим часам, дает задание показать на больших часах определенный час, остальные устанавливают стрелки на своих часах, каждый раз сверяют часы.
«Делу время – потехе час»;
Физкультминутка-
танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».
Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.
Получение новых знаний и умений.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, какими разными бывают часы: механические, песочные, водяные, огневые, солнечные, электронные, настенные, наручные, башенные.
Пальчиковая гимнастика
На стенке в комнате часы. Ладошки «круглым окошком»
Висят они не для красы. Посмотреть в «окошко»
И в ритм стучат: тик-так, тик-так, Кулачки друг об друга,
Всем подают условный знак. Сверху то один, то другой.
День, ночь меняют за окном. «Кулак-ладонь»
Рассвет чудесный! А потом,
У человека круглый год Руки в «замок», сжимаем,
Пришла пора дневных забот. Разжимаем.
Продуктивная деятельность.
Хрюше очень понравилось слушать про часы. Он попросил ребят нарисовать разные часы, чтобы устроить дома выставку и рассказать братишкам и сестренкам о часах и времени.
Воспитатель помогает тому, у кого возникают трудности.
Подведение итога.
Воспитатель спрашивает детей о том, что нового они узнали, чему научились и что им больше всего понравилось на занятии.
Комплексное занятие №3 проекта «Время. Часы»
Цель занятия: создание конструкции часов, используя бросовый материала, закрепление умения пересказывать рассказ по опорным картинкам.
Задачи:
- закреплять умение делить слова на слоги, называть гласные и согласные звуки в слове, составлять схему предложения;
- развивать внимание, усидчивость;
- воспитывать уважение к мнению и творчеству других людей;
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение;
- учить составлять предложения по схеме;
- учить создавать новое из подручного материала;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- научить получать удовлетворение от творческого процесса.
Материалы: схемы предложений, материал для составления схем, муз. произведение «Часики» из м/с «Фиксики», ножницы, бумажные стаканы, коктейльные трубочки, клей, крышки и другой бросовый материал.
Ход занятия:
Мотивационный момент.
Воспитатель в костюме часовщика рассказывает пословицы про время:
«Время руками не удержишь»;
«Минутка час бережет»;
«Упустишь минутку, потеряешь час».
Просит объяснить детей, как они понимают смысл этих пословиц, выслушивает ответит, выделяет верные и подводит итог.
«Делу – время, потехе час»
Актуализация знаний.
Воспитатель достает из шляпы схемы предложений и предлагает детям подобрать подходящую схему предложения для каждой пословицы.
Спрашивает, в какой пословице есть слово минутка, сколько слогов в этом слове. Достает из шляпы бумажные цветные квадраты и предлагает детям составить схему слова.
Игра «Ты мне, я тебе»
Воспитатель по очереди бросает мяч детям, называя слова: час, год, время, неделя, день, среда, вчера, часы, завтра, ночь, утро, вечер, всегда, куранты, месяц, пятница… Дети произносят звуки этого слова и дают аналогичное задание воспитателю со своим словом.
Физкультминутка-
танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».
Актуализация знаний.
Появляется Хрюша с рисунками ребят с изображением часов и говорит, что шел, упал и все забыл. Воспитатель предлагает детям рассказать, что они запомнили про различные виды часов для Хрюши, демонстрируя картинки с изображением тех самых часов.
А чтобы ему лучше было все запомнить надо соорудить модели этих часов, используя собственные рисунки.
Продуктивная деятельность.
Дети делятся на 4 команды садятся за столы, взяв с собой раздаточный материал для творчества. Создают макет часов, ориентируясь на один из рисунков участников команд.
Завершение занятия.
Выставка и обсуждение макетов.
Комплексное занятие №4 проекта «Время. Часы»
Цель занятия: закрепление умения определять время по часам, создание рисунка часов.
Задачи:
- продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
- упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20-ти;
- развивать внимание, усидчивость;
- научить получать удовлетворение от творческого процесса.
Материалы: большой циферблат часов, индивидуальные часы (созданные на прошлом занятии), цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги формата А4, карточки с заданием, ластики на каждого ребенка, музыкальное произведение «Часики» из м/с «Фиксики», демонстрационные плакаты с изображением различных часов.
Предварительная работа: чтение произведения «Сказка о потерянном времени»
Ход занятия:
Мотивационный момент.
Часовщик сообщает ребятам, что в своем часовом магазине хочет навести порядок и посчитать весь товар, просит помочь ему.
Основная часть.
Часовщик демонстрирует карточки для составления задач. Упражняет детей в составлении задач на сложение и вычитание.
Воспитатель говорит, что самое время сверить часы, устанавливает стрелки на больших часах на двенадцать, дети делают то же на своих часах. Переставляя стрелки, считают пятерками.
Пальчиковая гимнастика
На стенке в комнате часы. Ладошки «круглым окошком»
Висят они не для красы. Посмотреть в «окошко»
И в ритм стучат: тик-так, тик-так, Кулачки друг об друга,
Всем подают условный знак. Сверху то один, то другой.
День, ночь меняют за окном. «Кулак-ладонь»
Рассвет чудесный! А потом,
У человека круглый год Руки в «замок», сжимаем,
Пришла пора дневных забот. Разжимаем.
Получение новых знаний и умений.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как можно разгадать зашифрованное послание. Дети разгадывают знаки и выполняют зашифрованное задание.
1 2 3 4
Отразить полученный рисунок.
Получились песочные часы. Часовщик достает из шляпы песочные часы и спрашивает научились ли ребята ценить время и какую сказку они знают о том, что может произойти, если время не ценить.
Выслушивает ответы ребят, предлагает после физкультминутки нарисовать иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»
Физкультминутка-
танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».
Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.
Продуктивная деятельность.
Дети рисуют иллюстрации, воспитатель помогает тому, кому необходима помощь.
Подведение итога.
Рассматривание и обсуждение готовых работ.
Итоговое занятие проекта «Время. Часы»
Цель занятия: закрепление умения определять время по часам, знаний об истории возникновения различных часов.
Задачи:
- продолжать развивать чувство ответственности за принятие решений;
- закреплять умение работы в коллективе;
- упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
- упражнять в умении правильно строить предложения, выражать свои мысли;
- развивать внимание, усидчивость;
- научить получать удовлетворение от творческого процесса.
Материалы: большой циферблат часов, индивидуальные часы (созданные на прошлом занятии), музыкальное произведение «Часики» из м/с «Фиксики», демонстрационные плакаты с изображением различных часов, наградные листы.
Предварительная работа: занятия №1, 2, 3, 4 проекта.
Ход занятия:
Загадка.
Что вчера было «завтра»,
А завтра будет «вчера»?
Основная часть.
Часовщик демонстрирует карточки для составления задач. Упражняет детей в составлении задач на сложение и вычитание.
Воспитатель говорит, что самое время сверить часы, устанавливает стрелки на больших часах на двенадцать, дети делают то же на своих часах. Переставляя стрелки, считают пятерками.
Пальчиковая гимнастика
На стенке в комнате часы. Ладошки «круглым окошком»
Висят они не для красы. Посмотреть в «окошко»
И в ритм стучат: тик-так, тик-так, Кулачки друг об друга,
Всем подают условный знак. Сверху то один, то другой.
День, ночь меняют за окном. «Кулак-ладонь»
Рассвет чудесный! А потом,
У человека круглый год Руки в «замок», сжимаем,
Пришла пора дневных забот. Разжимаем.
Получение новых знаний и умений.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как можно разгадать зашифрованное послание. Дети разгадывают знаки и выполняют зашифрованное задание.
1 2 3 4
Отразить полученный рисунок.
Получились песочные часы. Часовщик достает из шляпы песочные часы и спрашивает научились ли ребята ценить время и какую сказку они знают о том, что может произойти, если время не ценить.
Выслушивает ответы ребят, предлагает после физкультминутки нарисовать иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»
Физкультминутка-
танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».
Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.
Продуктивная деятельность.
Дети рисуют иллюстрации, воспитатель помогает тому, кому необходима помощь.
Подведение итога.
Рассматривание и обсуждение готовых работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...

Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»
Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...
Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»
Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»
. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценне...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...