Проект "Время" для подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шеванкова Ирина Анатольевна

Долгосрочный проект, знакомство с понятием времени, история часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

в подготовительной к школе группе по теме:

«Время. Часы»

Авторы проекта:

воспитатель Шеванкова Ирина Анатольевна

воспитатель Миронова Анна Анатольевна

г. Москва, 2022г.


21.03-01.04.2022г.

Проект подготовительной к школе группы по теме: «Время. Часы»

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели).

Участники: группа «Золушка» (дети, родители, воспитатели).

Актуальность: Задача понимания времени стояла всегда. Например, чтобы не остаться голодными зимой, нашим предкам нужно было научиться определять время посадки растений и время уборки плодов. Без ориентирования во времени никак не обойтись в наш скоростной век особенно. Будущие школьники должны научиться определять время по часам для осуществления самоорганизации и самоконтроля, чтобы иметь успех в школе, а в дальнейшем и в работе.

Цель. Развитие представлений о понятии времени, интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи.

Социально-коммуникативное развитие: 

  • развивать в детях стремление работать в коллективе, определяя свою роль в достижении цели и нести ответственность за итоговый результат;
  • поощрять желание и умение договариваться в игре, распределять роли;
  • воспитывать ответственность в соблюдении правил безопасности в детском саду и дома.

Познавательное развитие:

  • продолжать знакомство с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью;
  • развивать умение использовать условные значки (символами);
  • расширять знания о профессиях;
  • закреплять знания о цикличности природных явлений, о событиях и явлениях, характерных для дневного и ночного времени;
  • познакомить с разными видами часов, историей их изобретения;
  • учить ориентироваться на плоскости;
  • упражнять в определении состава числа;
  • развивать чувство времени.

Речевое развитие:

  • учить пересказывать рассказ, используя опорные картинки,
  • придумывать самостоятельный сюжет;
  • формировать умение использовать выразительные средства русского языка;
  • учить определять и называть отличительные признаки предметов и явлений;
  • упражнять в подборе определений к существительным, синонимов к различным частям речи, знакомить с многозначностью слов;
  • активизировать в речи употребление глаголов;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слова с определением гласных и согласных звуков;
  • учить детей словоизменению;
  • познакомить с рассказом Валентины Осеевой «Время»;
  • учить представлять и описывать героев рассказа;
  • создавать ситуации, способствующие различным толкованиям;
  • развивать способность высказывать свое мнение и обосновывать его;
  • побуждать детей к сочинительству.

Художественно-эстетическое развитие:

  • учить создавать оригинальные композиции, развивать воображение, мелкую моторику;
  • воспитывать интерес к процессу создания художественных композиций;
  • продолжать освоение способа вырезывания силуэтов по нарисованному контуру или по воображаемой линии;
  • закреплять умение рисовать сюжеты по замыслу;
  • формировать умение планировать работу и определять путь реализации замысла: выбирать адекватные средства художественной выразительности и подходящие материалы.

Физическое развитие:

  • развивать стремление справляться с заданием;
  • поддерживать стремление к улучшению результатов выполнения физических упражнений;
  • воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества;
  • способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

  • сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого;
  • дети познакомятся с историей возникновения и многообразием форм часов.;
  • дети приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы;
  • полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности;
  • закрепление умения составлять рассказ-описание;
  • закрепление способности анализировать, выделять характерные признаки предметов, сравнивать один с другим, узнавать по описанию;
  • расширение словарного запаса.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

  •  Изучение научной литературы по теме проекта.
  •  Систематизация материала по теме проекта.
  •  Подбор художественной, энциклопедической литературы.
  •  Подбор демонстрационного материала.
  •  Подбор раздаточного материала для проведения занятий.
  •  Привлечение родителей к поиску необходимой информации по теме проекта.
  •  Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
  •  Информирование детей о проведении проекта.
  1. этап – основной.
  • Проведение занятий по теме проекта. (Приложение №1)

3 этап - заключительный

  • Итоговое занятие.

Приложение 1

План-конспект занятий по проекту «Время. Часы»

Комплексное занятие №1 проекта «Время. Часы»

Цель занятия: изготовление индивидуального дидактического пособия «Часы», закрепление умения пересказывать рассказ по опорным картинкам.

Задачи:

  • познакомить детей с произведением «Время» Валентины Осеевой;
  • развивать внимание, усидчивость;
  • воспитывать уважение к мнению и творчеству других людей;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать умение развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение;
  • учить пересказывать, используя опорные картинки;
  • учить создавать новое из подручного материала;
  • тренировать умение вырезать по намеченным линиям;
  • научить получать удовлетворение от творческого процесса.

Материалы: произведение В. Осеевой «Время», карточки с изображением опорных моментов произведения, муз. произведение «Часики» из м/с «Фиксики», ножницы, бумажные стаканы, цифеблаты, клей-карандаш, стрелки, крепление для стрелок на каждого ребенка.

Ход занятия:

Мотивационный момент.

Воспитатель в костюме часовщика загадывает загадки:

  1. Они ходят, но стоят,

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять… (часы)

  1. День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)!

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Валентины Осеевой «Время».

Чтение рассказа Валентины Осеевой «Время»:

Два мальчика стояли на улице под часами и разговаривали.

— Я не решил примера, потому что он был со скобками, — оправдывался Юра.

— А я, потому, что там были очень большие числа, — сказал Олег.

— Мы можем решить его вместе, у нас еще есть время!

Часы на улице показывали половину второго.

— У нас целых полчаса, — сказал Юра. — За это время летчик может перевезти пассажиров из одного города в другой.

— А мой дядя, капитан, во время кораблекрушения в двадцать минут успел погрузить в лодки весь экипаж.

— Что — за двадцать!.. — деловито сказал Юра. — Иногда пять — десять минут много значат. Надо только учитывать каждую минуту.

— А вот случай! Во время одного состязания…

Много интересных случаев вспомнили мальчики.

— А я знаю… — Олег вдруг остановился и взглянул на часы. — Ровно два!

Юра ахнул.

— Бежим! — сказал Юра. — Мы опоздали в школу!

— А как же пример? — испуганно спросил Олег.

Юра на бегу только махнул рукой.

Воспитатель спрашивает детей, понравился ли им рассказ.

Читает второй раз, просит обращать внимание на детали.

Задает вопросы по содержанию рассказа:

  1. Кто главные герои рассказа? Как их зовут?
  2. Куда они шли?
  3. Где остановились?
  4. Сколько свободного времени было у мальчиков?
  5. Что они хотели сделать в свободное время?
  6. На что они потратили свободное время?
  7. Почему мальчики так и не решили пример?
  8. Научились ли ребята ценить время?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель выделяет правильные ответы, подводит итог.

Воспитатель спрашивает, что помогло детям определить который час.

Физкультминутка-

танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».

Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.

Получение новых знаний и умений.

Воспитатель предлагает детям изготовить наручные часы для каждого из них, чтобы учиться определять который час по собственным наручным часам.

Воспитатель демонстрирует очередность действий для изготовления часов и комментирует их.

Из бумажного стаканчика по намеченным линиям вырезать браслет для часов, наклеить циферблат, прикрепить стрелки.

Пальчиковая гимнастика

На стенке в комнате часы.                    Ладошки «круглым окошком»

Висят они не для красы.                       Посмотреть в «окошко»

И в ритм стучат: тик-так, тик-так,       Кулачки друг об друга,

Всем подают условный знак.               Сверху то один, то другой.

День, ночь меняют за окном.               «Кулак-ладонь»

Рассвет чудесный! А потом,

У человека круглый год                        Руки в «замок», сжимаем,

Пришла пора дневных забот.               Разжимаем.

Продуктивная деятельность.

Кто-то из детей повторяет этапы изготовления часиков. И все приступают к деятельности.

Воспитатель помогает тому, у кого возникают трудности.

По окончании работы, все надевают часы на руки.

Воспитатель просит желающих детей пересказать рассказ «Время», используя опорные картинки.

Подведение итога.

Воспитатель спрашивает детей о том, что нового они узнали, чему научились и что им больше всего понравилось на занятии.


Комплексное занятие №2 проекта «Время. Часы»

Цель занятия: закрепление умения определять время по часам, создание рисунка часов.

Задачи:

  • продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
  • упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20-ти;
  • развивать внимание, усидчивость;
  • научить получать удовлетворение от творческого процесса.

Материалы: большой циферблат часов, индивидуальные часы (созданные на прошлом занятии), цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги формата А4, ластики на каждого ребенка, музыкальное произведение «Часики» из м/с «Фиксики», демонстрационные плакаты с изображением различных часов.

Ход занятия:

Мотивационный момент. 

Появляется Хрюша (игрушка). Хрюша здоровается и говорит, что заболел, а доктор сказал ему принимать таблетки каждые два часа, и полоскать горло каждые три.

Основная часть.

Хрюша просит помочь ребят и сказать, когда что надо делать (счет двойками и тройками).

Доктор назначил прием Хрюше через 10 дней. В какой день недели ему надо прийти в поликлинику?

Дети помогают Хрюше.

Хрюша благодарит ребят и восхищается, как они в часах разбираются. Воспитатель предлагает ребятам рассказать Хрюше, как определять время.

Воспитатель говорит, что самое время сверить часы, по одному приглашает детей к большим часам, дает задание показать на больших часах определенный час, остальные устанавливают стрелки на своих часах, каждый раз сверяют часы.

 «Делу время – потехе час»;

Физкультминутка-

танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».

Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.

Получение новых знаний и умений.

Воспитатель рассказывает и показывает детям, какими разными бывают часы: механические, песочные, водяные, огневые, солнечные, электронные, настенные, наручные, башенные.

Пальчиковая гимнастика

На стенке в комнате часы.                    Ладошки «круглым окошком»

Висят они не для красы.                       Посмотреть в «окошко»

И в ритм стучат: тик-так, тик-так,       Кулачки друг об друга,

Всем подают условный знак.               Сверху то один, то другой.

День, ночь меняют за окном.               «Кулак-ладонь»

Рассвет чудесный! А потом,

У человека круглый год                        Руки в «замок», сжимаем,

Пришла пора дневных забот.               Разжимаем.

Продуктивная деятельность.

Хрюше очень понравилось слушать про часы. Он попросил ребят нарисовать разные часы, чтобы устроить дома выставку и рассказать братишкам и сестренкам о часах и времени.

Воспитатель помогает тому, у кого возникают трудности.

Подведение итога.

Воспитатель спрашивает детей о том, что нового они узнали, чему научились и что им больше всего понравилось на занятии.


Комплексное занятие №3 проекта «Время. Часы»

Цель занятия: создание конструкции часов, используя бросовый материала, закрепление умения пересказывать рассказ по опорным картинкам.

Задачи:

  • закреплять умение делить слова на слоги, называть гласные и согласные звуки в слове, составлять схему предложения;
  • развивать внимание, усидчивость;
  • воспитывать уважение к мнению и творчеству других людей;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать умение развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение;
  • учить составлять предложения по схеме;
  • учить создавать новое из подручного материала;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • научить получать удовлетворение от творческого процесса.

Материалы: схемы предложений, материал для составления схем, муз. произведение «Часики» из м/с «Фиксики», ножницы, бумажные стаканы, коктейльные трубочки, клей, крышки и другой бросовый материал.

Ход занятия:

Мотивационный момент.

Воспитатель в костюме часовщика рассказывает пословицы про время:

 «Время руками не удержишь»;

«Минутка час бережет»;

«Упустишь минутку, потеряешь час».

Просит объяснить детей, как они понимают смысл этих пословиц, выслушивает ответит, выделяет верные и подводит итог.

«Делу – время, потехе час»

Актуализация знаний.

Воспитатель достает из шляпы схемы предложений и предлагает детям подобрать подходящую схему предложения для каждой пословицы.

Спрашивает, в какой пословице есть слово минутка, сколько слогов в этом слове. Достает из шляпы бумажные цветные квадраты и предлагает детям составить схему слова.

Игра «Ты мне, я тебе»

Воспитатель по очереди бросает мяч детям, называя слова: час, год, время, неделя, день, среда, вчера, часы, завтра, ночь, утро, вечер, всегда, куранты, месяц, пятница… Дети произносят звуки этого слова и дают аналогичное задание воспитателю со своим словом.

Физкультминутка-

танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».

Актуализация знаний.

Появляется Хрюша с рисунками ребят с изображением часов и говорит, что шел, упал и все забыл. Воспитатель предлагает детям рассказать, что они запомнили про различные виды часов для Хрюши, демонстрируя картинки с изображением тех самых часов.

А чтобы ему лучше было все запомнить надо соорудить модели этих часов, используя собственные рисунки.

Продуктивная деятельность.

Дети делятся на 4 команды садятся за столы, взяв с собой раздаточный материал для творчества. Создают макет часов, ориентируясь на один из рисунков участников команд.

Завершение занятия.

Выставка и обсуждение макетов.


Комплексное занятие №4 проекта «Время. Часы»

Цель занятия: закрепление умения определять время по часам, создание рисунка часов.

Задачи:

  • продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
  • упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20-ти;
  • развивать внимание, усидчивость;
  • научить получать удовлетворение от творческого процесса.

Материалы: большой циферблат часов, индивидуальные часы (созданные на прошлом занятии), цветные карандаши, простые карандаши, листы бумаги формата А4, карточки с заданием, ластики на каждого ребенка, музыкальное произведение «Часики» из м/с «Фиксики», демонстрационные плакаты с изображением различных часов.

Предварительная работа: чтение произведения «Сказка о потерянном времени»

Ход занятия:

Мотивационный момент. 

Часовщик сообщает ребятам, что в своем часовом магазине хочет навести порядок и посчитать весь товар, просит помочь ему.  

Основная часть.

Часовщик демонстрирует карточки для составления задач. Упражняет детей в составлении задач на сложение и вычитание.

Воспитатель говорит, что самое время сверить часы, устанавливает стрелки на больших часах на двенадцать, дети делают то же на своих часах. Переставляя стрелки, считают пятерками.

Пальчиковая гимнастика

На стенке в комнате часы.                    Ладошки «круглым окошком»

Висят они не для красы.                       Посмотреть в «окошко»

И в ритм стучат: тик-так, тик-так,       Кулачки друг об друга,

Всем подают условный знак.               Сверху то один, то другой.

День, ночь меняют за окном.               «Кулак-ладонь»

Рассвет чудесный! А потом,

У человека круглый год                        Руки в «замок», сжимаем,

Пришла пора дневных забот.               Разжимаем.

Получение новых знаний и умений.

Воспитатель рассказывает и показывает детям, как можно разгадать зашифрованное послание. Дети разгадывают знаки и выполняют зашифрованное задание.

    

  1   2   3   4

Отразить полученный рисунок.

Получились песочные часы. Часовщик достает из шляпы песочные часы и спрашивает научились ли ребята ценить время и какую сказку они знают о том, что может произойти, если время не ценить.

Выслушивает ответы ребят, предлагает после физкультминутки нарисовать иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»

Физкультминутка-

танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».

Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.

Продуктивная деятельность.

Дети рисуют иллюстрации, воспитатель помогает тому, кому необходима помощь.

Подведение итога.

Рассматривание и обсуждение готовых работ.


Итоговое занятие проекта «Время. Часы»

Цель занятия: закрепление умения определять время по часам, знаний об истории возникновения различных часов.

Задачи:

  • продолжать развивать чувство ответственности за принятие решений;
  • закреплять умение работы в коллективе;
  • упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа;
  • упражнять в умении правильно строить предложения, выражать свои мысли;
  • развивать внимание, усидчивость;
  • научить получать удовлетворение от творческого процесса.

Материалы: большой циферблат часов, индивидуальные часы (созданные на прошлом занятии), музыкальное произведение «Часики» из м/с «Фиксики», демонстрационные плакаты с изображением различных часов, наградные листы.

Предварительная работа: занятия №1, 2, 3, 4 проекта.

Ход занятия:

Загадка.

Что вчера было «завтра»,

А завтра будет «вчера»?

Основная часть.

Часовщик демонстрирует карточки для составления задач. Упражняет детей в составлении задач на сложение и вычитание.

Воспитатель говорит, что самое время сверить часы, устанавливает стрелки на больших часах на двенадцать, дети делают то же на своих часах. Переставляя стрелки, считают пятерками.

Пальчиковая гимнастика

На стенке в комнате часы.                    Ладошки «круглым окошком»

Висят они не для красы.                       Посмотреть в «окошко»

И в ритм стучат: тик-так, тик-так,       Кулачки друг об друга,

Всем подают условный знак.               Сверху то один, то другой.

День, ночь меняют за окном.               «Кулак-ладонь»

Рассвет чудесный! А потом,

У человека круглый год                        Руки в «замок», сжимаем,

Пришла пора дневных забот.               Разжимаем.

Получение новых знаний и умений.

Воспитатель рассказывает и показывает детям, как можно разгадать зашифрованное послание. Дети разгадывают знаки и выполняют зашифрованное задание.

    

  1   2   3   4

Отразить полученный рисунок.

Получились песочные часы. Часовщик достает из шляпы песочные часы и спрашивает научились ли ребята ценить время и какую сказку они знают о том, что может произойти, если время не ценить.

Выслушивает ответы ребят, предлагает после физкультминутки нарисовать иллюстрации к «Сказке о потерянном времени»

Физкультминутка-

танец «Часики идут» под музыку из м/с «Фиксики».

Когда дети садятся за рабочее место, берут с собой раздаточный материал для творчества.

Продуктивная деятельность.

Дети рисуют иллюстрации, воспитатель помогает тому, кому необходима помощь.

Подведение итога.

Рассматривание и обсуждение готовых работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Конспект товарищеской встречи по футболу среди команд в подготовительной к школе группе №6 «Колобок» и подготовительной к школе группы №10 «Улыбка»

Материалы к муниципальному конкурсу«Лучшая разработка внеклассного мероприятия «Новые идеи», Почкалова Ирина Владимировна,инструктор по физической культуре Муниципального автономногодошколь...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...