ООД "Народы Кузбасса"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Ознакомление детей с коренными народами Кузбасса. Развитие интереса к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организации непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема: «НАРОДЫ Кузбасса»
Образовательные области:
Приоритетная «Познавательное развитие»
В интеграции: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Цель. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю. Развивать интерес к традициям русского народа и коренных народов Кузбасса.
- Образовательные задачи по приоритетной образовательной области:
- Познакомить с традициями, обычаями национальностей проживающих в Кемеровской области.
- Развивать представления о том, что Кемеровская область — многонациональная область.
- Создавать условия для развития толерантности, уважительного отношения к другим национальностям населяющий Кемеровскую область.
- Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей.
- «Речевое развитие»: развивать связную речь, совершенствовать все компоненты устной речи детей.
- «Физическое развитие» способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья воспитанников по средствам физминутки.
- «Социально – коммуникативное развитие»: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
- Формирование интегративных качеств (развивающие и воспитательные задачи)
- Способствовать формированию у детей представление о социальном окружении;
- развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине, чувство доброты.
Оборудование для детей: карта Кемеровской области, мультимедийная презентация «Национальности нашего края», цветные карандаши, листы бумаги А-4.
Оборудование для педагога: ноутбук, оборудование для показа мультимедийной презентации «Национальности нашего края».
Приемы и методы:
- Словесный: разъяснение, объяснение, диалог (вопрос – ответ); художественное слово;
- Наглядный: мультимедийная презентация «Национальности нашего края»;
- Практический: Дидактическая игра «Наши соседи», народые подвижные игры «Белый шаман», «Лови платок».
Предварительная работа: рассматривание карты Кемеровской области, беседы о национальностях населяющих нашу область, рассматривание фотографий о национальностях Кузбасса, дидактическая игра « Наши соседи», разучивание подвижных народных игр.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
- Имеют представление о Кемеровской области – малой родине, месте, где родились.
- Умеют сотрудничать, охотно делятся информацией со сверстниками и взрослыми.
- Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей по средствам физминутки.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, художественно – эстетическое.
- Формы работы с детьми: групповая, коллективная, индивидуальная.
Ход занятия
- Вводная часть
Проведение дидактической игры «Наши соседи».
Цель: Формировать знания о народах живущих в Кемеровской области, воспитывать уважительное отношение к людям других национальностях.
- Основная часть.
Воспитатель:
В Российской нашей необъятной шири
Есть край, где мы живем
Зовут его жемчужиной Сибири,
А мы землей любимою зовем.
Дети, вы хотите отправиться в путешествие по родному Кузбассу?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Как называется наш край?
Дети: Кузбасс, земля Кузнецкая, Кемеровская область, Сибирь.
Воспитатель: Да, названия разные, но обозначают они одно и то же, это наша Родина, место, где вы родились. Очертание нашей Кемеровской области, на карте нашей страны имеет форму сердца. (вывесить на доску карту Кемеровской области).
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца,
И бьётся оно,
И отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи
И в каждом из нас
Пульсирует гордо имя –
Кузбасс.
- Кто из вас сможет показать Кемеровскую область на карте России? (работа у карты- дети по желанию выходят и на карте показывают Кемеровскую область).
-Кемеровская область составляет часть нашей страны. Она расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор.
- В сравнении с другими областями России наш край не особенно велик. А если сравнивать его с другими странами? На территории Кузбасса могло бы поместиться две Дании или три Бельгии.
- Посмотрите, ребята, вся территория Кемеровской области окрашена в три цвета. Так условно обозначают поверхность. Коричневым цветом обозначают горы, желтым – возвышенности - степи, зеленым – равнины и низменности, покрытые лесом и густой тайгой. Реки на карте обозначаются синим цветом, озёра голубым.
-Ребята назовите крупные реки Кемеровской области?
Ребенок выходит к карте и называя показывает реки Кемеровской области.
- Это реки – Томь, Кия, Иня, Яя.
Воспитатель: Населенные пункты – города, посёлки, села и деревни – обозначаются кружочками, величина которых зависит от количества проживающего в них населения.
Воспитатель: Ребята, если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? Конечно же нет. Существуют еще и малые народности. Людей этих национальностей очень мало. И в нашей Кемеровской области проживают такие народности.
- Первые жители нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. С давних пор на территории Кемеровской области живут татары, шорцы и телеуты.
- Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. Основной вид занятий – скотоводство. Они разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот.
В настоящее время живут в основном в Беловском районе, в Новокузнецком районе, возле города Юрги.
Они сохранили свой язык (язык у них тюрский), устное народное творчество, многие обычаи, обряды.
Мясо – молочные продукты были основными в пище телеутов. Кожа шла на изготовление обуви, одежды, конской упряжи, ею покрывали жилища, из шерсти катали кашмы, войлок. Из сыромятной кожи изготавливали кожаные сосуды (аркыты, шамауры и др.).
Из дерева изготавливали различную домашнюю утварь: чашки, миски, ложки, солонки, корыта, ступы, мельницы. Из бересты изготавливали туеса, коробы, бураки, корзины различных размеров и назначений.
Шорцы – лесные оседлые племена, обычно живущие изолированно друг от друга по долинам многочисленных рек и их притоков.
Осёдлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. Они изготавливали деревянную посуду из берёзового капа и кедра, берестяную посуду, на ткацких станках ткали ткань для одежды, из выделанной кожи шили сапоги.
Ребята, а я предлагаю поиграть вам в шорскую национальную игру «Белый шаман».
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход игры: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.
Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.
Воспитатель:- Телеуты- старейшие жители территории Кузбасса, они были полновластными хозяевами земель, лесов и лугов. Место обитания коренного населения Белова и Беловского района носило название «Телеутская землица». Она простиралась на многие сотни вёрст. Старые люди говорили: чтобы её границы на лошади объехать, нужно три дня быть в пути.
Разводили лошадей и крупный рогатый скот. Традиционными промыслами являлись охота, рыболовство. Широкое распространение имело собирательство (кедрового ореха, сараны, черемши). Из домашних ремёсел наибольшее развитие получили обработка кожи, дерева, металла, ткачество, плетение, шитьё. Обработкой кож, прядением и ткачеством занимались женщины.
Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Отличалась большей искусностью. Она делилась на мужскую и женскую, зимнюю и весеннюю.
Шорцы и телеуты верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами»
- Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.
Воспитатель. – Я предлагаю вам поиграть в телеутскую подвижную игру «Лови плоток».
Цель: развивать быстроту реакции, воспитывать активный интерес к играм.
Ход игры: участники игры выстраиваются в одну шеренгу. Игрок, стоящий в шеренге первым, держит платок. Два игрока из конца шеренги бегут, наперегонки стараясь поймать платок. Игрок, схвативший платок становится первым, а проигравший возвращается в конец шеренги и соревнуется с игроком, который стоит последним.
Атрибуты: платок.
- Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать карту Кемеровской области и жителей нашего края.
Дети рисую рисунки, из которых оформляется выставка «Мой край Кузбасс и его жители».
Воспитатель: В конце я хочу вам сказать, что все мы разные, и можем быть разных национальностей, но в единстве - наша сила. Не стесняйтесь спрашивать у родителях о других национальностях которые населяют не только кемеровскую область, но и нашу родину Россию. Каждая национальность уникальна и имеет свою культуру и свои традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголь-черное золото Кузбасса
Реализация представленного конспекта занятия позволит расширить и закрепить знания детей о природных ископоемых; уточнить знания свойствах и применении каменного угля....

Проект «Красная книга Кузбасса»
Проблемы сохранения природных богатств являются приоритетными во всем мире, в том числе и в Кемеровской области. Основными причинами исчезновения многих видов животных является нерациональная, а, поро...

Проект «Красная книга Кузбасса». Приложение №1: "Красная книга Кузбасса"
Растет в светлых лесах и на вырубках по всей Восточной Сибири, но не часто. Растение очень декоративно, поэтому в период цветения его часто собирают в букеты, вырывая вместе с корневищем, что пр...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал....
Игра "Путешествие по родному "Кузбассу" к 300 летию Кузбассу
В 2021 г наш родной регион Кузбасс празднует 300-летие обобразования .В рамках ознакомления дошкольников с родным краем,провели вместе с детьми игру " Путешествие по родному &qu...

Сценарий фестиваля чтецов, посвященного празднованию 300-летия Кузбасса «Наш дом – Россия. Мой дом - Кузбасс» для детей дошкольного возраста/
Сценарий фестиваля чтецов, посвященного празднованию 300-летия Кузбасса «Наш дом – Россия. Мой дом - Кузбасс» для детей дошкольного возраста/...