Выполнила воспитатель: Грошева Елена Олеговна
МБДОУ Детский сад №2 «Ромашка»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Волшебная вода»
Цель: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Обучающие:
• Расширить знания детей о воде, её свойствах.
Развивающие:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций.
Воспитательные:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы: нарисованный на бумаге кроссворд, коробка, сахар, соль, подсолнечное масло, стаканчики пластиковые, блюдца, глобус, ведро с водой, маленькие игрушки, пластмассовые ложки.
Оборудование: столы, стулья, магнитная доска.
Ход деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришла посылка, на которой было написано – самым старшим и любознательным детям. Я сразу подумала, что посылка адресована именно вам. Сейчас мы ее откроем, и посмотрим, что внутри. Ребята, что это такое, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это кроссворд. А как же нам его разгадать? Подождите, тут на дне коробки, еще что – то лежит, наверное, вопросы давайте прочитаем их, и разгадаем наш кроссворд.
Вопрос №1. С горы бежит поток проворный, быстро падает вода, красоту увидишь, эту не забудешь никогда (ответы детей, водопад)
Вопрос № 2. Из него вода не пьется, потому что не вкусна – и горька и солона (ответы детей, море)
Вопрос № 3. Он без рук, и без ног из земли пробиться смог, нас он летом жаркий зной, ледяной поит водой (ответы детей, родник)
Вопрос № 4. Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали, а пошли искать их днем – ищем, ищем, не найдем (ответы детей, роса)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, ответили правильно на все вопросы, давайте же посмотрим, какое слово получилось по вертикали, и прочитаем его (ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята это вода. Сегодня, у нас не совсем обычное занятие, я бы хотела, чтобы мы с вами сегодня узнали о воде что – то новое, ведь с водой мы сталкиваемся каждый день, но не всегда обращаем внимание, какая она. А необычным наше занятие будет потому, что мы с вами превратимся в настоящих ученых, переместимся в секретную лабораторию, где узнаем о свойствах воды.
Основная часть.
Воспитатель: Но для начала, посмотрите, что я для вас приготовила, скажите, что я держу в руках? (ответы детей)
Воспитатель: Верно, это глобус, уменьшенная модель нашей планеты. Как вы думаете, что отмечено голубым цветом? (ответы детей)
Воспитатель: Да, голубым цветом отмечена вода. И глядя на глобус можно подумать, что на нашей планете очень много воды. На самом деле так и есть, только вся эта вода – солёная, и не пригодна в пищу и для питья. А пресной воды, которую мы используем в пищу не так много, поэтому её нужно беречь, и просто так из крана не лить!
Воспитатель: А сейчас ребята предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай, что внутри». Перед вами стоит ведро с водой, в котором находятся некоторые предметы, вам необходимо по очереди опустить в ведро руку, взять один из предметов, определить, что это, назвать, и только потом вытащить руку, и проверить, не ошиблись ли вы.
Физминутка «Зайкина избушка»
Девочки и мальчики, разомнем – ка пальчики,
Что – бы пальчики размять, надо сказку рассказать,
Пусть расскажут пальчики, сказку нам про зайчика.
У зайки ушки на макушке, он сидит в своей избушке,
Смотрит он в окно, не идет – ли кто.
Под окном собака лает, и ушами шевелит,
Глазками она моргает, домик зайки сторожит.
В гости к зайкиной избушке прибежали все зверушки,
Две лягушки говорушки, две весёлые подружки,
Серый козлик бородатый, большой олень рогатый.
И несут в подарок зайке – барабан, и балалайку.
Трынди брынди балалайка, получай в подарок зайка.
В этой зайкиной избушке поместились все зверушки:
Сам хозяин зайка – зайка побегайка, две лягушки говорушки – две веселые подружки, серый козлик бородатый, и большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке, надо выйти погулять.
Разбежались все зверушки, ну попробуй их догнать.
Долго – долго мы бежали, но зверушек не догнали,
Стали наши пальчики, резвые, как зайчики.
Воспитатель: А сейчас закрываем глазки, считаем до трех, и оказываемся в секретной лаборатории. Проходите к столам, и занимайте места. Напоминаю ребята, во время опытов необходимо быть внимательными, аккуратными, и ни в коем случае нельзя отвлекаться. Итак, первое, что нам необходимо исследовать, имеет ли вода форму. Перед вами на столах лежат геометрические фигуры, назовите их (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Что станет с этими предметами, если мы опустим их в воду? Они поменяют свою форму? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, фигуры не поменяют своей формы, останутся такими же. А сейчас давайте проверим, есть ли форма у воды. Сейчас вода налита у вас в стаканчики, какой она формы? (ответы детей)
Воспитатель: Вода приняла форму ваших стаканчиков, А сейчас возьмите блюдца, и аккуратно вылейте туда немного воды из стаканчика. Что произошло, какая сейчас форма у воды? (ответы детей)
Воспитатель: Вода приняла форму блюдца. Из этого можно сделать вывод, что вода не имеет своей формы, и принимает форму того предмета, или сосуда, в котором находится. А сейчас давайте немного отдохнем, и вспомним, как мы используем воду в повседневной жизни? (ответы детей)
Воспитатель: Продолжаем ребята. Перед вами стоят тарелочки с разными веществами, давайте назовем их (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим, что же станет со всеми веществами, если мы опустим их в воду. Начнем с сахара. Возьмите кусочек сахара, опустите в воду, и хорошо размешайте. Что произошло? (ответы детей)
Воспитатель: Сахар растворился полностью, а теперь возьмите соль, и высыпьте её в другой стакан с водой, размешайте. Что сейчас получилось? (ответы детей)
Воспитатель: Соль также растворилась в воде. А сейчас давайте возьмем подсолнечное масло, и тоже выльем в воду, размешаем. Что же произошло на этот раз? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, масло не растворилось, оно осталось плавать на поверхности воды. Из чего мы можем сделать вывод, что вода может растворять одни вещества. И совсем не растворять другие.
Воспитатель: На этом, ребята, работа в лаборатории закончена, но мы обязательно изучим еще одно свойство воды, когда она может менять свой цвет, во второй половине дня. И в заключение нашего занятия предлагаю вспомнить, где в природе можно встретить воду? (ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте сделаем одну большую аппликацию в виде дождика. Вырежем капельки воды из бумаги, и приклеим их к тучке.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых необычных веществ на нашей планете, давайте вспомним, о каких ее свойствах вы сегодня узнали? (ответы детей).