Технологическая карта НОД
план-конспект занятия по окружающему миру

Богданова Оксана Валерьевна

Технологическая карта по познавательному развитию для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx295.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия НОД

Ф.И.О. воспитателя: Богданова Оксана Валерьевна

Образовательные область: познавательное развитие

Тема занятия: «Насекомые»

Возрастная группа: подготовительная 6-7лет

Цель занятия: расширение, уточнение и закрепление представления детей о насекомых.

Задачи занятия:

Обучающие задачи: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивающие задачи: развивать диалогическую монологическую речь детей; зрительное и слуховое восприятие;

Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме;

Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

Развивать общую моторику, координацию.

 Воспитательные задачи:

 воспитывать бережное отношение к маленьким жителям планеты.

 Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (тело насекомого сегментировано, муравьиная кислота, хищные, полезные, вредные насекомые, стрекоза, муравей, пчела)

Планируемый результат занятия:

 Дети имеют обобщённое понятие «насекомые», анализируют, устанавливают простейшие причинно-следственные связи; делают обобщения; отвечают на вопросы. Знают правила поведения в природе и соблюдает их. Имеют достаточный богатый словарный запас.

Подготовительная работа:

Наблюдение за насекомыми на прогулке; рассматривание иллюстраций, игрушек; чтение экологических сказок и рассказов о насекомых; заучивание физминутки о насекомых; отгадывание загадок о насекомых.

Материалы и оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза,).  Дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», цветок, стол, покрытый зеленой тканью, на котором расположены цветы, коробка с письмом, картинки с изображением волка, мухомора, ромашки, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия.

Ребята, вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели совершить путешествие?

Давайте произнесем волшебные слова. Повторяйте за мной: «Один, два, три повернись у волшебной полянке окажись»

Метод – словесный. Прием - Беседа.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети повторяют слова вместе с воспитателем.

Интерес детей к теме занятия

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

  Ребята, вот мы и попали на волшебную лесную полянку, посмотрите вокруг, что здесь находится.

-Что вы видите на полянке?

 

Словесный, наглядный

Дети осматриваются, отвечают на вопрос.

Дети подходят к столу, на котором одни цветы и коробка с письмом внутри.  

2.2.

Этап ознакомления с материалом

- Посмотрите, на полянке никого нет, я никого не вижу. Ребята, а кого бы мы могли здесь встретить?

-Посмотрите, какая чудесная коробочка, давайте посмотрим, что у неё внутри? Ой ребята да здесь письмо интересно от кого оно?

-Давайте прочтем письмо и узнаем.

- Дорогие ребята, у нас на полянке случилась беда

  насекомые, забыли кто они, как называются, чем питаются. Злой паук распылил

на полянке разноцветной свой яд.

Он всех заколдовал.

Помогите, нам, пожалуйста!»

- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь?

Чтобы бабочки порхали и

трудился муравей.
И чтоб пчёлы жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья и   доброту возьми,

И этим шестиногим

малышкам ты помоги! 

- А, чтобы помочь братьям нашим меньшим, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы? 

Словесный- метод, приём- беседа; практический-метод, приём-показ, пояснение, вопросы.

Дети отвечают.

Ответы детей.

Слушают воспитателя

Дети соглашаются помочь малышам.

Отвечают: Да, готовы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Уточнить и расширить представление детей о жизни насекомых. Развивать знания детей о насекомых. Воспитывать интерес к познанию насекомых. Обобщать и активизировать словарь. 

Уточнять и систематизировать знания о взаимосвязях леса и насекомых. Закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека. Знакомство с понятиями: пространство, количество, размер. Учить сравнивать, повествовать, рассуждать.

 -А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и пчелу, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки. Беседа по теме.

У реки, над камышами,

Вот с такущими глазами, зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер... И глаза...

Да ведь это -

 Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

-Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила, а зовут ее....

 Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

-  Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…

 Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

-На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое?

 Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

-Платье красное надела. В чёрную горошину, на ладошку прилетела Нежданно-непрошено.

 А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

Ребята, как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

  Какой основной признак всех насекомых?

Почти у всех насекомых по 6 лапок, есть крылышки и усики.

  Дети, а паук – это насекомое?

Паук имеет 4 пары ног, а насекомые 3 пары.

Ребята, мы спасли стрекозу и пчелу.

Трудовая деятельность.

Воспитатель: Давай наведем порядок на волшебной полянке. Соберем веточки, камешки. Посмотрите некоторые цветы засохли в цветнике, их надо полить, чтобы они цвели и радовали насекомых, пчелы смогут собирать нектар.

Воспитатель:

 Чтобы спасти муравья и божью коровку, давайте разложим насекомых по видам.

 4. Дидактическая игра «Разложи по группам».

 -Ребята, скажите, а какие бывают насекомые? 

-Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.

- Какие насекомые являются хищными? Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

-Почему их называют хищниками?

-Потому что они охотятся за другими насекомыми.

-Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на фланелеграфе под картинкой с изображением волка.

- Назовите полезных насекомых.

 -Бабочка, пчела, муравей.

-Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей?

-Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

-Возьмите картинки полезных насекомых и прикрепите на фланелеграфе под картинкой с изображением цветка-ромашки.

- Назовите вредных насекомых.  

 -Муха –разносит микробы, комар- кусает людей. 

-Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите их   на фланелеграфе под картинкой с изображением гриба – мухомора.

5. Физминутка.

-Ребята давайте немного отдохнем и выполним физминутку «Бабочка»

Видишь бабочка летает

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох, считать не сосчитать!

За день, за два и за месяц…
6, 7, 8, 9, 10.

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не смогла!                                    

6.Игра «Подскажи словечко».

У стрекозы не глаза, а глазищи.

У муравья не ножки, а …

У таракана не усы, а…

У бабочки не крыло, а …

Молодцы, вы справились и с этим заданием и спасли муравья и божью коровку. Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

Игра «Четвертый лишний»

 Подойдите к столу, на котором, расположены картинки.  Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?  

-Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

-Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

-Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

-Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.     

7.Составление описательного рассказа. 

- Вот мы с вами еще спасли бабочку, кузнечика и муху (появляется бабочка, кузнечик и муха). Я предлагаю вам превратиться в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми).

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-  Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами и превратились в насекомых. Проходите насекомые, садитесь.  Я предлагаю вам   описать насекомое, в которое он превратился. А ребята попробуют отгадать, в какого насекомого каждый из вас превратился.

Словесный-метод,

Приём- беседа, вопросы;

Игровой-метод, приём-обыгрывания насекомых;

Наглядный приём

дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

-стрекоза

Ответы детей.

-пчела

Ответы детей

-муравей

Ответы детей

-бабочка

Дети отвечают

-божья коровка

Деи отвечают

-насекомые

-есть крылышки, усики, 6 лапок.

-нет

Да

Дети вместе с воспитателем поливают цветы, собирают веточки и камешки.

Ответы детей.

Дети выбирают картинки хищных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе.

Ответы детей.

Ответы детей. 

Дети выбирают картинки полезных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе.

Ответы детей

Дети выбирают картинки вредных насекомых и прикрепляют на фланелеграфе.

дети машут руками -крылышками

считаем пальчиком

хлопки в ладоши


 прыжки на месте

шагаем на месте

хлопки в ладоши

машем руками-крылышками

считаем пальчиком

ножище

усище

крылище

Дети подходят к столу, рассматривают картинки

Ответы детей

Дети повторяют слова за воспитателем

Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились

Дети имеют представление о жизни насекомых. Дети имеют обобщённое понятие «насекомые», анализируют, устанавливают простейшие причинно-следственные связи; делают обобщения; отвечают на вопросы.

3.

Заключительный этап

подведение итогов занятия, систематизировать и закрепить полученных знания.  положительная оценка своей деятельности

Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята,

 какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Я горжусь вами. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

- Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. (Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова)

Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

Игровой приём, похвала

Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.

Дети выполняют указания воспитателя.

Дети закрывают глаза и повторяют за воспитателем.

Да!

D:\детский сад,дети\Screenshot_20231110-193027_Photos.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...