Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Земля – наш общий дом».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бодрова Мария Фаузловна

Занятие направлено развитие познавательных способностей дошкольников в экологическом воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Земля – наш общий дом».

Цель: развитие познавательных способностей дошкольников в экологическом воспитании.

Задачи:

Обучающие:

-формирование целостной системы знаний о природе;

-закреплять ранее полученные знания о природе;

-Познакомить детей с понятием экология;

Развивающие:

-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческие способности;

-развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе;

-эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Воспитательные:

-воспитывать партнерские отношения во время игр;

-воспитывать умению слышать и слушать взрослого;

-воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Словарная работа: экологияэколог.

Предварительная работа: Занятия по познавательному развитию детей с элементами экологии в форме КВН, тематические беседы, экологические акции, наблюдения в природе, опытно-исследовательская деятельность, просмотр фильмов о животных, чтение художественной литературы.

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: - сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы.

Давайте вспомним, что это такое? Это все, что не создано руками человека. Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

Воспитатель: Приготовились, идите за мной:

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребята, у меня есть здесь друг - волшебный цветок. Сейчас я вам его покажу. Что же случилось с Цветочком? Лепестки совсем завяли. Что-то не так. Кажется здесь какое – то письмо.

Воспитатель: читает письмо

“Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам планета Земля. Со мною что-то произошло. Посмотрите, какая я была () и какой стала (). Мне одной не справиться, и очень надеюсь на вашу помощь. Для этого вам нужно выполнить несколько заданий. Задания для вас приготовили мои помощники. Когда вы выполните все задания, вы узнаете, какая наука помогает защищать окружающий нас мир и планету ЗемляС обратной стороны конверта буквы: Э, КО, ЛО, ГИ, Я) Надеюсь на вашу помощь. До скорой встречи».

Воспитатель: Что же делать, дети? Поможем планете Земля(Да).

Воспитатель: Вот первое задание.  Давайте отгадаем от кого оно.

Загадка про медведя.

Воспитатель: Давайте узнаем, какое задание нам приготовил медведь..

Первое задание “Назови художника”.

Дети, возьмите карточки на столах.

“Сейчас я буду читать строчки стихов, а вы должны поднять карточку. Если стихотворение будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый”.

“Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога. ” (Зима) 

“У второго – синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…” (Весна) 

“На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…” (Лето) 

“А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам!” (Осень) 

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какое сейчас время года? Какая весна сейчас? Какое время года наступит после весны?

Воспитатель: С первым заданием вы справились, давайте узнаем, кто же следующий нам приготовил? (Педагог читает загадку про улитку).

Итак, задание от Улитки.

Игра “Что сначала, что потом”.

Сейчас на столе вы видите предметы. Вам надо расположить их по цепочке и рассказать, что сначала, а что потом». 

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Икринка – головастик – лягушка.

Жёлудь – росток – дуб.

Гусеница-кокон-бабочка.

Молодцы справились с заданием.

Воспитатель: Посмотрим, кто же нам приготовил задание? От Бабочки. 

А вот здесь, ребята. Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.

– Нашёл Лёша гнездо с яйцами  в траве. Маленькие яйца очень понравились. Он их хотел взять домой. Как правильно поступить Алёше?

– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?

– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

Вот Земля, наш общий дом. (руки над головой в форме крыши)

Много есть соседей в нём. (разводят руки в стороны)

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы, (присели, встали машут руками, руки над головой бутон»)

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки над головой в форме крыши)

Жить со всеми очень дружно. (руки друг другу на плечи)

Никого не обижать, (хлопки)

Всех соседей уважать.

Воспитатель: Пора нам узнать, какое же следующее нам приготовили задание.

Задание от Муравья.

– Что обозначают эти знаки? (картинки  о правилах поведения в природе)

1. Не шуметь в лесу.

2. Не топтать грибы.

3. Не наступать на муравейники.

4. Не трогать птенцов.

–Все правильно ребята! Знаки вы знаете. А может кто-то хочет ещё дополнить «лесные правила»?

Дети читают стихи.

1. Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

3. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин –дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.

Воспитатель: Давайте посмотрим последнее задание. Оно от подснежника.

Наша планета единственная во вселенной, на которой есть воздух. Здесь живёт много людей и иногда наши действия приносят вред окружающей среде.

Игра «Загрязняет-сохраняет».

- Транспорт.

- Мусор, который остается на земле.

- Посадка деревьев.

- Уборка мусора

- Заводы.

- Использование экологического транспорта.

- Установка очистных установок на заводах.

 Действительно, к сожалению, транспорт, на котором очень удобно передвигаться, заводы, на которых делают нужные нам вещи, мусор, который остаётся на земле загрязняют окружающую природу и воздух. А Посадка деревьев, уборка мусора, использование экологического транспорта помогают делать нашу планету чище.

Воспитатель: Ребята посмотрите наш цветок расцвел, похорошел.

 Ну вот, наша планета стала такой же красивой. Я уверена, если мы будем беречь нашу природу, то наша планета не будет болеть.

Вы многое узнали сегодня о природе и способах ее охраны. А вот какая наука этим занимается мы прочитаем. Все правильно. Этим занимается целая наука- Экология. А человек, который занимается этой наукой, называется – ЭКОЛОГ. Сегодня вы стали юными экологами. За это вам награда. (Вручение значков «Юный эколог»)

Воспитатель: Дети, сегодня вы еще раз доказали, что вы по-настоящему любите природу и много о ней знаете.

Рефлексия: Ребята, скажите, что вам понравилось в нашем путешествии? Легко вам было, выполнять задания или нет? Что было легко, а что трудно? Как вы дальше будете охранять природу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Познание: формирование целостной картины мира

Конспект непосредственной образовательной деятельности по  формированию целостной картины мира...

конспект занятия по формированию целостной картины мира "Путешествие в Подземное царство"

Конспект знакомит с особенностями почвы и некоторыми обитателями почвы...

Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"

Закладывать основы гуманистического отношения к природе...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: «Земля Русская в старину далёкую»

Задачи.Развивать у детей представления о жизни наших предков, о связи времён и культурном наследии. Учить детей называть значение природного окружения для жизни человека. Закрепить знания детей о...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира. Тема "Планета Земля -наш дом".

Формировать представление детей о карте и глобусе ,о климате в холодных и жарких краях ,о кризисном состоянии природы Земля....

конспект занятия по формированию целостной картины мира "В мире игрушек"

Расширять знания детей по теме «Игрушки»;Развивать речевой слух, формировать развитие элементарных математических представлений....