Экологическая викторина "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ekologicheskoy_viktoriny.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 106 комбинированного вида

 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ

(для детей 5-6 лет)

Составила воспитатель: Огаркова Олеся Сергеевна

                                                                                                                                                                               

                                                   

                                                                                                                                             

                                                     

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                         

2025 год

  1. КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ
  2. (для детей 5-6 лет)

Цель: Закрепление и обобщение знаний учащихся о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.

Задачи:

Обучающая. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.

Развивающая. Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение.                                                                                              

 Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь.                                                                                                                              Словарная работа: зимующие, перелетные, стая, вожак, корм, клин.                                                                                    Предварительная работа: изучение характерных особенностей внешнего вида и жизнедеятельности птиц, слушание голосов птиц                                                                                         Демонстрационный материал: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц; аудиозапись с голосами птиц; видеозапись с движениями «Самолет»                                                                                             

Ход мероприятия:

Педагог: Ребята, сегодня на адрес нашего центра пришла телеграмма от мудрой совы, но она попала под дождь и ее немного размыло. Помогите мне ее прочитать. (читающие дети разгадывают ребус «Стертые буквы», на котором написана фраза: «Помогите птицам зимой»)

Педагог: Как вы думаете, почему сова прислала нам такую тревожную просьбу? (Дети отвечают)

(В группу влетает Мудрая сова)

Педагог: Здравствуй Мудрая сова.  Мы получили твою телеграмму и обсуждаем почему ты просила помочь птицам зимой. Нужно решить много вопросов.                                                                                    Сова: Какие вопросы, вы все равно ничего не знаете. У вас только игры, забавы на уме.

Педагог: Тише, тише Мудрая сова! Ребята скоро идут в школу и многое уже знают и смогут помочь, правда ребята? (Да)

Сова: Тогда я собираю птичий совет и решим, как птицам выжить зимой. Я предлагаю вам, разделится на две стаи. Одна перелетная, другая зимующая. Для этого на столе лежат перевернутые картинки, каждый ребенок должен подойти и взять одну. Рассмотрите изображение птицы  и скажите как она называется и к какой группе она относится. (Дети называют птиц и делятся на две группы. Выбирают названия для свои команд).

Ваши ответы сегодня будут оценивать совет «Мудрой совы».  (Представляет Совет — жюри, которое будет подводить итоги, одевают маски птиц). За правильный ответ «Совет Мудрой Совы» командам будет давать зерна и гусеницы.  Зерна для зимующих птиц. Гусеницы для перелетных птиц.  

Внимание, внимание начинаем наш совет.

1 задание. «Вопросы Мудрой Совы»

Команде «Зимующие птицы»

1.Как называется птичий дом? (гнездо)

2.Для чего птице хвост? (руль)

3.Как, по-другому можно назвать перелетных птиц? (насекомоядные)

4.Какая птица живет у людей в часах? (кукушка)

5.Какая птица может выучить несколько слов? (ворона)

6.Назовите самую маленькую птицу, которая питается нектаром? (колибри)

7.Какие птицы прилетают последними? (ласточки-питаются насекомыми)

8.Какую птицу называют санитаром леса? (дятел)

9.Какая птица летает выше всех? (орел)

10.Какие птицы ночуют зарывшись в снегу? (тетерев, куропатка)

11.Почему птицы улетают в другие страны? (Перелетные птицы улетают в теплые края в поисках корм

Команде «Перелетные птицы»

1. Как называется дом для птиц сделанный человеком? (скворечник)

2.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест-есть шишки)

3.Как по другому можем назвать зимующих птиц? ( зерноядные)

4.Какая птица может работать почтальоном? (голубь)

5. Какую птицу называют зимним яблоком? (снегирь)

6.Назовите самую большую птицу? (страус)

7.Какие птицы прилетают первыми? (грачи)

8.Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

9.Какие птицы не летают? (пингвин, курица, страус)

10.Какая птица ни разу шаг не сделала? (воробей)

11.         Чем питаются птицы, которые остаются на зиму? (Ягодами, семенами, жучками из-под коры)

2 задание. «Кто лишний». (демонстрация слайдов)

Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

(скворец- лесная ,остальные птицы - домашние.)

Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?

(Снегирь- зимующая, остальные птицы перелётные.)

Цыплёнок, петух, грач, снегирь. (Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.)

Сорока, скворец, курица, журавль; (курица – домашняя птица)

Ворона, синица, воробей, соловей; (соловей – перелетная птица)

Жаворонок, грач, синица, ласточка;(синица- зимующая)

Ворона, сова, воробей, голубь;(сова- лесная птица)

Глухарь, клёст, воробей, дятел; (воробей-городской житель)

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай- декоративная птица);

Гусь, индюк, курица, ворона (ворона- все остальные домашние);

Журавль, аист, цапля, грач (грач – у всех остальных длинные ноги).

Утка, сорока, гусь, лебедь (сорока-все остальные водоплавающие)

3 задание. «Рассели птиц»

Детям раздаются картинки с птицами, нужно распределить их по месту обитания (работа со схемами).

Лес: кукушка, глухарь, тетерев, клест, дятел, сова.

Водоем: утка, лебедь, гуси, чайка

«Задание для капитанов»

Собрать пазл и рассказать о птице.

4 задание. «Чей голосок?»

Ворона, тетерев, соловей, дятел, филин, кукушка.

(Включаем прослушать аудиозапись с голосами птиц)

5 задание. «Закончи пословицу и объясни»

 

Грач на горе …..(весна на дворе)

Лучше синица в руках ….(чем журавль в небе)

У каждой птицы ….(своя песня)

Болтлива, как …. (сорока)

Слово не воробей, …..(вылетит не поймаешь)

Глухой, как ….. (тетерев)

А теперь отгадайте загадку:

                  Птица железная в небе летит,

                  След оставляя, шумит и гудит -

                  В дальние страны уносит людей...

                  Это не голубь и не воробей.

Физкультминутка.

Подвижная игра под видеозапись «Самолет».

6 задание. «Сказочные персонажи»

Птицы-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы проверим, как вы помните сказки.

- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки?   (Гуси-лебеди)

- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов?  (Ласточка)

- Птица, которая несла золотые яйца?   (Курочка Ряба)

- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу?   (Утки)

- В кого превратился «Гадкий утенок»?  (В прекрасного лебедя)

-Какая птица помогла зайчику выгнать лису? (Петух)

-Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»(Каркуша)

-У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?(у вороны)

-Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там? Кто там?» (галчонок)

-Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

-Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)

-Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок яблок»?(ворона)

7 задание. «Береги природу»

– Чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

 «Истории про птиц»

1 команде

Я хочу рассказать вам историю. Таня вместе с бабушкой, в начале зимы повесили во дворе кормушку. Каждый день Таня спускалась во двор и насыпала в кормушку корм. Наступили морозы, но Таня каждый день выходила к птицам. Однажды в один из морозных дней Таня забыла насыпать корм, когда на следующий день она вышла во двор с кормом -кормушка была пуста. Птицы не прилетели и на следующий день. Почему? (обсуждение ситуации с детьми)

2 команде

Жила была на свете девочка Маша. Однажды Маша гуляла по лесу и встретила волшебника. Волшебник сказал, что исполнить одно Машино желание. «Я хочу, — сказала Маша, — чтобы из леса исчезли все комары, потому что они злые и надоедливые». Волшебник взмахнул палочкой, и комары исчезли. Как вы думаете, правильно ли поступила Маша? (Результаты на экране)

 – Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

Не разорять гнезда.

Не ловить и не убивать.

Не трогать яйца и птенцов.

Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

Делать кормушки.

Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Так давайте же беречь и охранять нашу природу и её обитателей.

«Правила обращения с птицами»

«Угадай птицу по написанию»

Воробей.                                                                                                                         -Серенькая, маленькая, подвижная птичка.                                                                            - Эта птичка издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.                                                                    

 - В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Ворона. 

- Эта птица крупная, у нее продолговатое туловище. Она ходит широкими шагами. Имеет крепкий клюв.

- Основной цвет оперения птицы черный.

- Ей нравится подбирать блестящие предметы.

Дятел.

- Эта птица имеет пестрое  оперение.                                                                        

 - Эту птицу называют «лесным доктором».

- Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях  белые пятна.

Снегирь.

- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве.

- Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный.

- Птица носит снежное название.

Сорока.

- Ловкая, суетливая птица.

- Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный,  будто стрела.

- В народе про нее говорят, что она трещит.

Синица.

- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья.

- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые.

- В зимний солнечный денек звонко поет:«Синь-синь-синь!»

Педагог:  А теперь пока наш Мудрый Совет подводит итоги, чья команда набрала больше корма, давайте и мы с вами обобщим все, что мы сегодня вспомнили о зимующих и перелетных птицах.  Каким птицам мы должны помогать зимой?  Почему мы — люди, должны помогать птицам? Почему важно, чтобы птицы не погибли зимой? Как мы можем им помочь? Какой корм мы можем предложить птичкам?

Рефлексия: Ребята, кому показались сложными вопросы Мудрой совы?

                           

 После подведения итогов и награждения команд педагог читает детям стихотворение «Покормите птиц зимой!»

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, -

 И не страшна будет им зима.

 Сколько гибнет их - не счесть,

 Видеть тяжело.

 А ведь в нашем сердце есть

 И для птиц тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

 Приучите птиц в мороз

 К своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось

 Нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....