Экологическая викторина "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 106 комбинированного вида
Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ
(для детей 5-6 лет)
Составила воспитатель: Огаркова Олеся Сергеевна
2025 год
- КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЁТНЫХ ПТИЦАХ
- (для детей 5-6 лет)
Цель: Закрепление и обобщение знаний учащихся о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц.
Задачи:
Обучающая. Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями.
Развивающая. Развивать способность анализировать внешний облик птиц, их поведение.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, любить их, беречь. Словарная работа: зимующие, перелетные, стая, вожак, корм, клин. Предварительная работа: изучение характерных особенностей внешнего вида и жизнедеятельности птиц, слушание голосов птиц Демонстрационный материал: карточки с изображением зимующих и перелетных птиц; аудиозапись с голосами птиц; видеозапись с движениями «Самолет»
Ход мероприятия:
Педагог: Ребята, сегодня на адрес нашего центра пришла телеграмма от мудрой совы, но она попала под дождь и ее немного размыло. Помогите мне ее прочитать. (читающие дети разгадывают ребус «Стертые буквы», на котором написана фраза: «Помогите птицам зимой»)
Педагог: Как вы думаете, почему сова прислала нам такую тревожную просьбу? (Дети отвечают)
(В группу влетает Мудрая сова)
Педагог: Здравствуй Мудрая сова. Мы получили твою телеграмму и обсуждаем почему ты просила помочь птицам зимой. Нужно решить много вопросов. Сова: Какие вопросы, вы все равно ничего не знаете. У вас только игры, забавы на уме.
Педагог: Тише, тише Мудрая сова! Ребята скоро идут в школу и многое уже знают и смогут помочь, правда ребята? (Да)
Сова: Тогда я собираю птичий совет и решим, как птицам выжить зимой. Я предлагаю вам, разделится на две стаи. Одна перелетная, другая зимующая. Для этого на столе лежат перевернутые картинки, каждый ребенок должен подойти и взять одну. Рассмотрите изображение птицы и скажите как она называется и к какой группе она относится. (Дети называют птиц и делятся на две группы. Выбирают названия для свои команд).
Ваши ответы сегодня будут оценивать совет «Мудрой совы». (Представляет Совет — жюри, которое будет подводить итоги, одевают маски птиц). За правильный ответ «Совет Мудрой Совы» командам будет давать зерна и гусеницы. Зерна для зимующих птиц. Гусеницы для перелетных птиц.
Внимание, внимание начинаем наш совет.
1 задание. «Вопросы Мудрой Совы»
Команде «Зимующие птицы»
1.Как называется птичий дом? (гнездо)
2.Для чего птице хвост? (руль)
3.Как, по-другому можно назвать перелетных птиц? (насекомоядные)
4.Какая птица живет у людей в часах? (кукушка)
5.Какая птица может выучить несколько слов? (ворона)
6.Назовите самую маленькую птицу, которая питается нектаром? (колибри)
7.Какие птицы прилетают последними? (ласточки-питаются насекомыми)
8.Какую птицу называют санитаром леса? (дятел)
9.Какая птица летает выше всех? (орел)
10.Какие птицы ночуют зарывшись в снегу? (тетерев, куропатка)
11.Почему птицы улетают в другие страны? (Перелетные птицы улетают в теплые края в поисках корм
Команде «Перелетные птицы»
1. Как называется дом для птиц сделанный человеком? (скворечник)
2.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест-есть шишки)
3.Как по другому можем назвать зимующих птиц? ( зерноядные)
4.Какая птица может работать почтальоном? (голубь)
5. Какую птицу называют зимним яблоком? (снегирь)
6.Назовите самую большую птицу? (страус)
7.Какие птицы прилетают первыми? (грачи)
8.Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
9.Какие птицы не летают? (пингвин, курица, страус)
10.Какая птица ни разу шаг не сделала? (воробей)
11. Чем питаются птицы, которые остаются на зиму? (Ягодами, семенами, жучками из-под коры)
2 задание. «Кто лишний». (демонстрация слайдов)
Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
(скворец- лесная ,остальные птицы - домашние.)
Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний?
(Снегирь- зимующая, остальные птицы перелётные.)
Цыплёнок, петух, грач, снегирь. (Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.)
Сорока, скворец, курица, журавль; (курица – домашняя птица)
Ворона, синица, воробей, соловей; (соловей – перелетная птица)
Жаворонок, грач, синица, ласточка;(синица- зимующая)
Ворона, сова, воробей, голубь;(сова- лесная птица)
Глухарь, клёст, воробей, дятел; (воробей-городской житель)
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай- декоративная птица);
Гусь, индюк, курица, ворона (ворона- все остальные домашние);
Журавль, аист, цапля, грач (грач – у всех остальных длинные ноги).
Утка, сорока, гусь, лебедь (сорока-все остальные водоплавающие)
3 задание. «Рассели птиц»
Детям раздаются картинки с птицами, нужно распределить их по месту обитания (работа со схемами).
Лес: кукушка, глухарь, тетерев, клест, дятел, сова.
Водоем: утка, лебедь, гуси, чайка
«Задание для капитанов»
Собрать пазл и рассказать о птице.
4 задание. «Чей голосок?»
Ворона, тетерев, соловей, дятел, филин, кукушка.
(Включаем прослушать аудиозапись с голосами птиц)
5 задание. «Закончи пословицу и объясни»
Грач на горе …..(весна на дворе)
Лучше синица в руках ….(чем журавль в небе)
У каждой птицы ….(своя песня)
Болтлива, как …. (сорока)
Слово не воробей, …..(вылетит не поймаешь)
Глухой, как ….. (тетерев)
А теперь отгадайте загадку:
Птица железная в небе летит,
След оставляя, шумит и гудит -
В дальние страны уносит людей...
Это не голубь и не воробей.
Физкультминутка.
Подвижная игра под видеозапись «Самолет».
6 задание. «Сказочные персонажи»
Птицы-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы проверим, как вы помните сказки.
- Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди)
- Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка)
- Птица, которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба)
- Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки)
- В кого превратился «Гадкий утенок»? (В прекрасного лебедя)
-Какая птица помогла зайчику выгнать лису? (Петух)
-Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»(Каркуша)
-У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?(у вороны)
-Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там? Кто там?» (галчонок)
-Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)
-Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)
-Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок яблок»?(ворона)
7 задание. «Береги природу»
– Чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
«Истории про птиц»
1 команде
Я хочу рассказать вам историю. Таня вместе с бабушкой, в начале зимы повесили во дворе кормушку. Каждый день Таня спускалась во двор и насыпала в кормушку корм. Наступили морозы, но Таня каждый день выходила к птицам. Однажды в один из морозных дней Таня забыла насыпать корм, когда на следующий день она вышла во двор с кормом -кормушка была пуста. Птицы не прилетели и на следующий день. Почему? (обсуждение ситуации с детьми)
2 команде
Жила была на свете девочка Маша. Однажды Маша гуляла по лесу и встретила волшебника. Волшебник сказал, что исполнить одно Машино желание. «Я хочу, — сказала Маша, — чтобы из леса исчезли все комары, потому что они злые и надоедливые». Волшебник взмахнул палочкой, и комары исчезли. Как вы думаете, правильно ли поступила Маша? (Результаты на экране)
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
Не разорять гнезда.
Не ловить и не убивать.
Не трогать яйца и птенцов.
Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
Делать кормушки.
Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Так давайте же беречь и охранять нашу природу и её обитателей.
«Правила обращения с птицами»
«Угадай птицу по написанию»
Воробей. -Серенькая, маленькая, подвижная птичка. - Эта птичка издаёт призывное " чив..., чив...", которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев.
- В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Ворона.
- Эта птица крупная, у нее продолговатое туловище. Она ходит широкими шагами. Имеет крепкий клюв.
- Основной цвет оперения птицы черный.
- Ей нравится подбирать блестящие предметы.
Дятел.
- Эта птица имеет пестрое оперение.
- Эту птицу называют «лесным доктором».
- Верхняя часть тела черная, а низ белый. У самцов на затылке красное пятно. На крыльях белые пятна.
Снегирь.
- Эта перелетная птица появляется в нашем регионе в начале зимы в большом количестве.
- Нижняя часть тела самцов красная, спина - серая; верх головы, крылья и хвост блестяще-черный.
- Птица носит снежное название.
Сорока.
- Ловкая, суетливая птица.
- Голова, крылья, хвост - чёрные, на крыльях есть белые пятна. Хвост длинный, будто стрела.
- В народе про нее говорят, что она трещит.
Синица.
- Очень подвижная и ловкая птичка размером с воробья.
- Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желтая и брюшко желтое, а щеки и пятно на затылке белые.
- В зимний солнечный денек звонко поет:«Синь-синь-синь!»
Педагог: А теперь пока наш Мудрый Совет подводит итоги, чья команда набрала больше корма, давайте и мы с вами обобщим все, что мы сегодня вспомнили о зимующих и перелетных птицах. Каким птицам мы должны помогать зимой? Почему мы — люди, должны помогать птицам? Почему важно, чтобы птицы не погибли зимой? Как мы можем им помочь? Какой корм мы можем предложить птичкам?
Рефлексия: Ребята, кому показались сложными вопросы Мудрой совы?
После подведения итогов и награждения команд педагог читает детям стихотворение «Покормите птиц зимой!»
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, -
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...

Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....