Знакомство дошкольников с народными приметами
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данная работа познакомит дошкольников с:
- с особенностями природы, с народными приметами, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;
- с народными приметами, связанными с жизнью человека.
- поможет развивать познавательный интерес к миру природы;
- сформирует внимание, память, мышление, наблюдательность, умение вести наблюдение за растениями и животными;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и потребности заботливого отношения к живым существам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные приметы и местные признаки предсказания приметы
Ход занятия.
Оборудование: картины с изображением леса, альбомные листы карандаши фломастеры.
На доске сложенные слова: оттепель, зыбкая топь, полудень.
Воспитатель: Мы с вами много провели занятий, бесед про природу, походов в лес. Каждого из нас тянет в лес на прогулку. И это неслучайно.
Михаил Шолохов писал «Человек должен жить среди людей, думать, говорить с ними, но лучше всего ему думается на природе, особенно у воды, а Лев Толстой утверждал «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Мудрые люди говорили «Врач лечит, а природа исцеляет».
Леса, которые нас окружают очень красивы и таинственны. В них много загадок. И одна из них это народные приметы.
Народных примет очень много по ним людям определяют что?
Вопрос к детям.
Какой будет год урожайным или
Определяют погоду
Много ли будет грибов и ягод.
Если много мошки-бери для грибов лукошко,
Если много комаров- будет много ягод.
Воспитатель: Какие грибы и ягоды вы знаете?
Дети: (белые, лисички, земляника, малина….)
Воспитатель: Какие грибы самые поздние?
Дети: Серушки
Воспитатель: В каком месяце они растут?
Дети:(Сентябрь, октябрь)
Воспитатель
- Стало тихо, жарко замолкли птицы .
Вопрос к детям: Что должно произойти ?
Дети: гроза.
Какой воздух перед бурей? Сухой.
Воспитатель: Ребята перед нами муравейник, муравьи закрывают свои ходы и прячутся в нем, что сейчас произойдет.
Дети: (пойдет дождь).
Воспитатель: А еще какие признаки предвещают грозу?
Дети: Замолкают птицы, в лесу становится тихо, по берегу пруда прыгают лягушки.
Воспитатель: Сильный запах от заросшего пруда – к плохой погоде.
Воспитатель: Кучевые облака разорванные в лохмотья, предшествуют ненастью.
Дети: Кроты делают большие кучи и выползают из под земли.
Воспитатель: Если небо сплошь покрыто облаками, час от часу темнеет- скоро наступит продолжительное ненастье.
Дети: Пчелы в ульях сидят, громко жужжат, не вылетают». К дождю.
Воспитатель: Красное небо утром указывает на плохую погоду. Перед дождем цветы издают сильный запах и закрываются. Багровое красное небо на западе после захода – признак сильного ветра и дождя.
Дым от костра стелиться по низу к дождю.
Воспитатель: Задумавшись ребята, вы сможете заблудиться. Человек растеряется, не знает куда идти. Что делать?
Дети: Не паниковать.
Остановиться, оглядеться.
Воспитатель: Найти какие – нибудь признаки.
Воспитатель: По каким признакам можно выйти из леса?
Дети: по компасу.
определить где какая часть света, север, юг, запад, восток.
Воспитатель: Ночью можно ориентироваться по звездам.
Вопрос к детям:
Какие природные признаки вы знаете?
Дети: Кора на северной стороне темнее, чем на южной.
Воспитатель: О чем нужно подумать когда идешь в лес?
Дети: В какую сторону идти домой.
Воспитатель: Запомните признаки бесполезно искать если вы находитесь в чаще леса. Ищите одиноко стоящее дерево.
Воспитатель: Если сразу не удалось сориентироваться, организуйте временную стоянку, соорудите шалаш, разложите костер.
Наметьте план дальнейших действий.
Воспитатель: Если вы решили идти дальше, возьмите палку в руки может пригодиться, откинуть сучок или змею. В наших лесах водятся змеи.
Вопрос: Какие змеи водятся (гадюки, ужи.)
Воспитатель: Если вам на пути попадется болото, как вы это определите? По каким признакам?
(ответы детей: мох, зыбкая поверхность)
Что вы сделаете? (обойдем)
А вдруг тучи разбежались, засветило солнце. Из под травинки вылез паук и начал плести паутину. (Что это предвещает?)
Дети: Хорошую погоду.
Воспитатель: Если над полями летают длинные паутиновые нити – это тоже к хорошей погоде.
Воспитатель: Признаков хорошей погоды много например:
1. Высокие перистые облака в виде завитков стоят.
2. Ослабление дождя к вечеру.
3. Обильная роса по утрам и вечерам.
4. Дым идет прямо вверх.
5. Радуга после полудня.
Воспитатель: Мы вспомнили лишь о некоторых народных приметах и предсказаниях и каждая из них интересная.
Общение с природой полезно. Может исцелить душу и тело человека. Люди которые берегут и любят природу проживут долгую и счастливую жизнь.
В заключении детям предлагается изобразить приметы в рисунках.
Подвести итог.
Вспомнить о рассказанном. Разобрать сложные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.
Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.Одним из основопологающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,...
«Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусствомв процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»
ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТАС каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымков...

«Ярмарочные представление как способ знакомства дошкольников с народным творчеством»
Данная статья предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....
Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».
Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством»....

Консультация Основные аспекты деятельности по знакомству дошкольников с народным прикладным искусством и фольклором"
Консультация Основные аспекты деятельности по знакомству дошкольников с народным прикладным искусством и фольклором"...
Знакомство дошкольников с народным ремеслами, как одно из средств гражданско-патриотического воспитания.
История родной страны, знакомство с обычаями, традициями предков, знакомство с их ремеслами и промыслами не теряют своей актуальности и занимают особую роль среди средств гражданско-патриотическ...
Знакомьте дошкольников с народными приметами лета
Уже очень давно люди ориентируются на народные приметы, которые основаны на наблюдении человека за поведением животных и растений и их реакцией на изменения погоды. Эти сведения имеют большую научную ...