Знакомство дошкольников с народными приметами
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ляшко Анастасия Алексеевна

Данная работа познакомит дошкольников с:

- с особенностями природы, с народными приметами, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире;

- с народными приметами, связанными с жизнью человека.

- поможет развивать познавательный интерес к миру природы;

- сформирует  внимание, память, мышление, наблюдательность, умение вести наблюдение за растениями и животными;

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и потребности заботливого отношения к живым существам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no_3._narodnye_primety.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Народные приметы и местные признаки предсказания приметы

Ход занятия.

Оборудование: картины с изображением леса, альбомные листы карандаши фломастеры.

На доске сложенные слова: оттепель, зыбкая топь, полудень.

Воспитатель:  Мы с вами много провели занятий, бесед про природу, походов в лес. Каждого из нас тянет в лес на прогулку. И это неслучайно.

Михаил Шолохов писал «Человек должен жить среди людей, думать, говорить с ними, но лучше всего ему думается на природе, особенно у воды, а Лев Толстой утверждал «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Мудрые люди говорили «Врач лечит, а природа исцеляет».

Леса, которые нас окружают очень красивы и таинственны. В них много загадок. И одна из них это народные приметы.

Народных примет очень много по ним людям определяют что?

Вопрос к детям.

 Какой будет год урожайным или

 Определяют погоду

 Много ли будет грибов и ягод.

Если много мошки-бери для грибов лукошко,

Если много комаров- будет много ягод.

Воспитатель: Какие грибы и ягоды вы знаете?

Дети: (белые, лисички, земляника, малина….)

Воспитатель: Какие грибы самые поздние?

Дети: Серушки

Воспитатель: В каком месяце они растут?

Дети:(Сентябрь, октябрь)

Воспитатель

- Стало тихо, жарко замолкли птицы .

Вопрос к детям: Что должно произойти ?

Дети: гроза.

Какой воздух перед бурей? Сухой.

Воспитатель: Ребята перед нами муравейник, муравьи закрывают свои ходы и прячутся в нем, что сейчас произойдет.

Дети: (пойдет дождь).

Воспитатель: А еще какие признаки предвещают грозу?

Дети: Замолкают птицы, в лесу становится тихо, по берегу пруда прыгают лягушки.

Воспитатель: Сильный запах от заросшего пруда – к плохой погоде.

Воспитатель: Кучевые облака разорванные в лохмотья, предшествуют ненастью.

Дети: Кроты делают большие кучи и выползают из под земли.

Воспитатель: Если небо сплошь покрыто облаками, час от часу темнеет- скоро наступит продолжительное ненастье.

Дети: Пчелы в ульях сидят, громко жужжат, не вылетают». К дождю.

Воспитатель: Красное небо утром указывает на плохую погоду. Перед дождем цветы издают сильный запах и закрываются. Багровое красное небо на западе после захода – признак сильного ветра и дождя.

Дым от костра стелиться по низу к дождю.

Воспитатель: Задумавшись ребята, вы сможете заблудиться. Человек растеряется, не знает куда идти. Что делать?

Дети: Не паниковать.

Остановиться, оглядеться.

Воспитатель: Найти какие – нибудь признаки.

Воспитатель: По каким признакам можно выйти из леса?

Дети: по компасу.

 определить где какая часть света, север, юг, запад, восток.

Воспитатель: Ночью можно ориентироваться по звездам.

Вопрос к детям:

Какие природные признаки вы знаете?

Дети: Кора на северной стороне темнее, чем на южной.

Воспитатель: О чем нужно подумать когда идешь в лес?

Дети: В какую сторону идти домой.

Воспитатель: Запомните признаки бесполезно искать если вы находитесь в чаще леса. Ищите одиноко стоящее дерево.

Воспитатель: Если сразу не удалось сориентироваться, организуйте временную стоянку, соорудите шалаш, разложите костер.

Наметьте план дальнейших действий.

Воспитатель: Если вы решили идти дальше, возьмите палку в руки может пригодиться, откинуть сучок или змею. В наших лесах водятся змеи.

Вопрос: Какие змеи водятся (гадюки, ужи.)

Воспитатель: Если вам на пути попадется болото, как вы это определите? По каким признакам?

(ответы детей: мох, зыбкая поверхность)

Что вы сделаете? (обойдем)

А вдруг тучи разбежались, засветило солнце. Из под травинки вылез паук и начал плести паутину. (Что это предвещает?)

Дети: Хорошую погоду.

Воспитатель: Если над полями летают длинные паутиновые нити – это тоже к хорошей погоде.

Воспитатель: Признаков хорошей погоды много например:

1. Высокие перистые облака в виде завитков стоят.

2. Ослабление дождя к вечеру.

3. Обильная роса по утрам и вечерам.

4. Дым идет прямо вверх.

5. Радуга после полудня.

Воспитатель: Мы вспомнили лишь о некоторых народных приметах и предсказаниях и каждая из них интересная.

Общение с природой полезно. Может исцелить душу и тело человека. Люди которые берегут и любят природу проживут долгую и счастливую жизнь.

В заключении детям предлагается изобразить приметы в рисунках.

Подвести итог.

Вспомнить о рассказанном. Разобрать сложные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.

Знакомство дошкольников с народными этическими традициями.Одним из основопологающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,...

«Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусствомв процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»

ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТАС каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в  работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымков...

«Ярмарочные представление как способ знакомства дошкольников с народным творчеством»

Данная статья предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....

Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством».

Проект на тему: «Знакомство дошкольников с народным и декоративно–прикладным искусством»....

Консультация Основные аспекты деятельности по знакомству дошкольников с народным прикладным искусством и фольклором"

Консультация Основные аспекты деятельности по знакомству дошкольников с народным прикладным искусством и фольклором"...

Знакомство дошкольников с народным ремеслами, как одно из средств гражданско-патриотического воспитания.

История родной страны, знакомство с обычаями, традициями предков, знакомство с их ремеслами и промыслами не теряют своей актуальности и  занимают особую роль среди средств гражданско-патриотическ...

Знакомьте дошкольников с народными приметами лета

Уже очень давно люди ориентируются на народные приметы, которые основаны на наблюдении человека за поведением животных и растений и их реакцией на изменения погоды. Эти сведения имеют большую научную ...