Интегрированное занятие детей старшего дошкольного возраста «День рождения Домового»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бадуненко Елена Анатольевна
10 февраля отмечают именины домового, Кудесы. Домовой - добрый дух, он, по народному поверью, живёт в каждом доме и у нас есть свой детсадовский домовой. Сегодняшний день в группе №10 был посвящен знакомству с традициями и обычаями русского народа и направлен на формирование интереса к познанию истории и культуры наших предков, пословицам, поговоркам, приметам связанным с этим днём. Дети познакомились с происхождением этого праздника, узнали где живут домовые, где прячутся, как почитать и задабривать домового. Ребята попросили домового беречь детский сад, их родных и близких, чтоб все были здоровы и счастливы. 
   Поздравляем домового с Днём рождения! И дадим наказ: 
"Береги наш дом и нас в нем! Добро умножай, а зло отражай!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_domovogo.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ясли-сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Интегрированное занятие детей старшего дошкольного возраста

«День рождения Домового»

                         Подготовила:
                                                  Бадуненко Е.А. - воспитатель
                                                                   высшей квалификационной категории

г. Алчевск
2025
Цель:
  создать праздничное настроение, способствовать становлению положительных детских отношений.
 Задачи:

1. Познакомить детей со сказочным персонажем – Домовым.

2. Формировать интерес к познанию истории и культуры наших предков.

    3. Учить детей отгадывать загадки.

4. Способствовать активному участию в играх – соревнованиях.

5. Развивать игровые способности, эмоциональную отзывчивость, чувство ритма, координацию движений.

     6. Воспитывать доброжелательные отношения друг к друг и к персонажу - Домовому. 


                        (заходим в комнату, там на пороге лежит картинка предмет)

Вос-ль: Дети, как вы думаете что это?Кто же подбросил картинку  нам?
Может Золушка, убегая с бала? Но у Золушки была маленькая ножка, а этот
лапоть на большую лапу. У золушки – ножка, а лапоть на лапу.
Наверно, потому и лаптем эта обувь зовется, что на лапу надевается.
Какой же сказочный герой мог забыть здесь лапоть?
(Баба Яга, Леший, Кикимора).

Вос-ль: Ребятки, раньше в старину была чудесная примета про лапоть. Клали лапоть на пороге дома от нечистой силы и злых духов. Значит, и нас кто то решил уберечь от них! Только вот кто? А узнаете вы это, отгадав  загадку:

Он за печкой жил с ребятишками дружил,

Он хозяйке помогал, всех гостей он развлекал

Он за печкою сидит иногда слегка ворчит

А вообще он удалой, самый лучший в мире (ДОМОВОЙ)

10 февраля – старинный русский праздник называется Кудесы или День домового.  В народе считают, что домовой живёт в каждом доме, в каждом семействе. Ни какой дом не стоит без домового. Он и правду настоящий хозяин дома, хранитель – покоритель его. Оберегает, следит за порядком, чтоб мир был в доме, ни кто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться, шумит, скрипит половицами. Очень не нравиться ему, когда дети капризничают или вещи разбрасывают повсюду. Тогда он их прячет. Дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. В народе считают, что домовой похож на седого, косматого мужика. Неуклюжий, всклоченный, хитрый, но не злой. Может появиться в облике своих любимых животных; то кошкой прикинется, то коровой, то петухом. Ещё в народе считают, что живёт домовой за печкой, или у порога. В старину, когда семья в новый дом переезжала, из печки брали уголёк, клали в лапоть и перевозили на новое место со словами: «Пожалуй к нам, дедушка – соседушка на новое место» и добавляли: Дедушка – соседушка, будь добр и ласков к нам».
Домовой, как и все жители дома любит покушать. Он большой сластена, очень любит конфеты, варенье, мед, молоко. Также он любит кашу есть. Сейчас мы с вами будем готовить кашу для домового, но не настоящую, а «понарошковую». Если из того, что я буду называть, готовится каша, то вы хлопаете в ладоши и говорите «ДА!». Но если названные продукты не используются для приготовления каши, то вы топаете ногой и говорите «НЕТ!»
ИГРА «КАША ДЛЯ ДОМОВОГО»
Парное молоко? ДА!
Куриное яйцо? НЕТ!
Крупа манная? ДА!
Капуста кочанная? НЕТ!
Соленый огурец? НЕТ!
Мясной холодец? НЕТ!
Сахар да соль? ДА!
Белая фасоль? НЕТ!
Масло топленое ДА!
Рыбка соленая? НЕТ!
Лавровый лист? НЕТ!
Китайский рис? ДА!
Чернослив да изюм? ДА!
Шоколадный лукум? НЕТ!
Перец болгарский? НЕТ!
Соус татарский? НЕТ!
Клубничное варенье? ДА!
Бисквитное печенье? НЕТ!
Когда домового угощают кашей, то приговаривают: «Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги – наш дом береги!»
Вос-ль: Наши предки для приготовления каши и других блюд использовали различную кухонную утварь сейчас , отгадав мои загадки, вы узнаете кукую.
1. Выпускает жаркий пар
    Древний чайник… (САМОВАР)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
2. Новая посудина,
    А вся в дырках… (СИТО)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
3. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая… (ЛОЖКА)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит»
4. Что хозяин в печку ставит,
    Кто из вас, ребята знает? (ЧУГУНОК)
    Чугунок был в хозяйстве незаменим. По весу он тяжелый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
5. Сколько было сил, всю семью кормил.
   Сам терпел, ничего не ел…(ГОРШОК)
Горшок – соперник чугунка. Это предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, хранили крупу, муку, масло.
Физминутка «Домовёнок Кузька»

Кузька - славный домовой,

(обе руки вперед, показываем жест, обозначающий, что все хорошо)

Подружись – ка ты со мной!

(протянули ручки раскрыв ладонь, с наклоном корпуса вперед)

Сосчитаю до пяти,

(шаг на месте)

Кузька, прятаться иди!

(шаг на месте, вокруг себя)

Раз, два, три, четыре, пять,

(приседание)

Кузька, я иду искать!

(шаг на месте)

Вос-ль: Перед вами корзина, в которой находятся игрушки. Вы должны отгадать любимого друга домового, этот друг единственный кто может видеть домового. И он нам обязательно рассказал бы о домовом, если бы мог говорить.
(Если дети затрудняются с ответом загадать загадку)
    Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь.
    Сел у печки, хмурясь сладко, и умылся черной лапкой.
    Берегись мышиный род, на охоту вышел … КОТ
Кот - единственное домашнее животное, способное видеть потусторонние сущности. Отсюда и идет обычай первыми в новый дом или квартиру запускать кошку или кота: уж эти-то сумеют настроить домового на добрый лад! При сем нужно говорить: « Дарю тебе, домовой – батюшка, мохнатого зверя на богатый двор»
  Домовой передает предупреждения и предсказания через - кота.
Если кот:
…долго умывается – жди гостей;
…скребет лапами по полу – к метели;
…лезет на кровать – к холодам;
…ложится животом вверх – к благополучию в семье;
…тянется лапами к хозяину – к прибыли.
Вос-ль: Домовой очень любит чистоту и порядок .  Проведем игру «Наведи порядок».
ИГРА «НАВЕДИ ПОРЯДОК»
Задание (на скорость и аккуратность) - развязать узелки на ленточках, скрутить  и сложить в корзинку.

- Молодцы, ребята. Надеюсь, и дома вы складываете аккуратно свою одежду.


- А ещё домовые не любят, когда в доме ссорятся. И очень любят вежливость. А вы знаете вежливые слова?

Дидактическая игра «Подскажи словечко”

Выглянет солнышко, спрячется тень.

Если с улыбкой сказать…(ДОБРЫЙ ДЕНЬ).

Дед про внучку говорил: “Экая досада,

Я ей куклу подарил, вижу – очень рада,

Только вот молчит как рыба,

А должна сказать …(СПАСИБО)

Если мама нас бранит за шалости,

Мы ей говорим…(ПРОСТИ,  ПОЖАЛУЙСТА).

За чаем, обедом и ужином

Приветливо, а не сердито,

Сказать обязательно нужно

Приятного … (АППЕТИТА)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого …(СПАСИБО).

Уходя, обернись на прощанье

Что ты должен сказать… (ДО  СВИДАНИЯ)


- В каждом доме живет домовой. Какой, злой или добрый зависит от хозяев дома. Но, помните, без домового плохо живется. Поэтому помогайте и благодарите своего домового. И поздравляйте его в день рождения. Давайте мы поздравим домового нашей группы. Мы превратимся в маленьких домовят (наденем парики и нарисуем друг другу на носике веснушки) и поставим на окошко угощение. А для наших домашних домовят приготовим их портреты.

Конструирование « Мой домовой»

По окончании занятия дети смотрят мультипликационный фильм «Дом для Кузьки»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «День рождения детского сада «Балкыш»

Сценарий развлечения посвящен празднованию Дня рождения детского сада. В сценарии сочетаются различные формы: игра, художественное слово, концертные номера....

Развивающее занятие для гиперактивных детей старшего дошкольного возраста «День рождения Хочухи»

В нашем детском саду ведётся кружковая работа с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста. По данной теме мы работаем уже третий год. Результаты нашей работы отслеживает психолог, проводя ди...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "День рождения Ложки"

Идея проекта: Развитие интереса детей к истории появления старинных и современных предметов рукотворного мира, к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете.Участники проекта: дети ст...

конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Земли»

В публикации представлен  методический материал  по образовательной области "Познавательное развитие". Он направлен на формирование экологической культуры  и расширение знаний...

музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста "День рождения колокольчика"

Современное занятие на котором ипользованы новые подходы к проведению занятий с детьми. Девиз занятия: "С детьми играют, но они не понимают, что их учат!". В занятии использованы игры и упра...

Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Деда Мороза»

Конспект занятия с использованием квест- технологии для детей старшего дошкольного возраста «День рождения Деда Мороза»Цель: создание условий для развития умения работать в команде и совме...