Конспект занятия на тему «Зима красавица!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Попова Татьяна Александровна

Конспект занятия на тему «Зима красавица!»  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Зима красавица!» для детей дошкольников 4-5 лет

Составила и провела: Татьяна Александровна Попова

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2025/2/72524_9fc45d109c72e7a594ce6afe25c54807.jpg.jpgЦель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.
Задачи:
образовательные:
- закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода,
- соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления;
обучающие:
- развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение;
- продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
воспитательные:
- воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.
Материал: Мольберт, нарисованная березка, листочки желтые с заданием приклеенные к березке, магнитная доска, набор картинок на магнитах «Чей домик», тюль-покрывало со снежинками, кормушка, сапожок, пуховый платок, валенки.

Ход занятия

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело…

Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение?
А как вы догадались, что стихотворенье о зиме?
- Какое сейчас идёт время года?
- Какой сейчас идёт зимний месяц?
Первый месяц декабрь, в народе его называют «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.
- Какой второй месяц зимы?
Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».
- А, как называется третий месяц?
Третий месяц февраль - последний месяц зимы . Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».
В феврале день становится длиннее?

Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть в лесу?
- Голые деревья.
- Высокие елки.
- Зайчика, лисичку, волка.
- Посмотрите, ребята что это за дерево растёт 
(открывается занавес на мольберте - берёза)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2025/2/72524_6bbd431efb84dff943ebff6d57dc6d27.jpg.jpg

- Береза.
- Вы правы, это берёзка, но она волшебная. А почему, как вы думаете?
Ребёнок: На березе листочки висят золотые.

- Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке листочки.
- Ребята, все деревья отдыхают, а наша березка?
- Нет.
- Что нужно же, нам сделать?
- Нужно сорвать с нее листочки.
- Правильно мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно ответить на задания. Вы согласны березке помочь?
- Согласны.
(воспитатель отрывает листочек)

1 задание «Одень одежду на прогулку»
- Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку? Скажи Катя?
- Одежду, обувь.
- Назовите предметы одежды зимней.
- Шуба.
- Пуховик.
- Комбинезон.
- Пальто.
- Теплые штаны.
- Свитер.
- Гамаши.
- Носки шерстяные.
- Колготки.
- Кофта вязаная.
- Варежки, перчатки .
- Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.
- Угги.
- Бурки.
- Сапожки.
- Ботинки.
- Знакомство с обувью из старены – валенки.
- Замечательно. Назови Лейла зимние предметы головного убора.
- Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.
Показ пухового платка.

2 задание Словесная игра «Доскажи словечко»
- Я начинаю читать предложение, а вы заканчиваете.
1. Заяц прыгает, а сова 
(летает)
2. Корова мычит, а собака лает.
3. У овцы ягнёнок, а у лошади 
(жеребёнок)
4. Медведь любит малину, а белка 
(орешки)
5. У зайца зайчата, а у лисы 
(лисята)
6. Пчёлы дают мёд, а корова 
(молоко)
7. Астры растут на клумбе, а кактусы 
(в горшке, комнатные)
8. Яблоко, груша - фрукты, а капуста, морковь 
(овощи)
9. У лисы лисёнок, а у медведицы 
(медвежонок)

Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. 
(Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
• Зима пришла с морозами и всё… – 
(заморозила).
• Метель мела и все тропинки – 
(замела).
• Река покрылась льдом и вся… – 
(заледенела).
• Зима позвала вьюгу и всё… – 
(завьюжила).
• Снежная пороша дорожки все…– 
(запорошила).

3 задание «Мимическое упражнение»
У нас в приёмной висит плакат, на котором изображены дети с разным настроением.
Сейчас, я буду читать вам строки о зиме, вы попробуйте определить какая это зима злая или добрая, т.е какое настроение они у вас вызывают грустное или весёлое.
«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. 
(Радость),
«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. 
(Грусть).
Хоть зима всё заморозила и замела, мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.

4 задание Игра «Пойдём след в след»
(на полу разложены следы из картона)
По правилам игры один шагает по следам, а другой идёт за ним след в след.

5 задание Игра «Снежок»
Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:
- Снежок какой? 
(Хрупкий)
- Снежинка какая? 
(Белая, пушистая ,воздушная, сказочная, нежная, колючая, резная)
- Сугроб какой? 
(Большой)
- Зима какая? 
(Красивая, холодная ,серебристая)
- Метель какая? 
( Вьюжная)
- Сосулька какая? 
(Холодная, прозрачная)
- Иней какой? 
(Блестящий, серебристый)
- Снежная баба какая? 
(Большая)
- Снег какой? 
(Лёгкий , скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)
- Снежок какой? 
(Круглый, мягкий)
А, что можно сделать со снежными комочками?
(Сугроб)
Воспитатель предлагает укрыть снежками корень дерева.

6 задание Игра «Доскажи словечко»
Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.
Давайте поиграем со словом «снег».
(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Дети сидят на ковре под развивающимся «тюлью-снегом».)
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... 
(Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... 
(Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... 
(Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... 
(Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... 
(Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... 
(Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... 
(Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... 
(Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... 
(Снег.)»

7 задание Чистоговорка «Зима»
Ок-ок-ок – выпал беленький снежок,
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

8 задание «Как зимуют звери зимой»
Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.

Медведь: Я зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Пусть мне во сне присниться мёд.
Проснусь, когда весна придёт.

Ёжик: Послушайте меня, детишки.
Зимой я тоже сплю как Мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Мне нужно отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, белочка к зиме старалась:
Меняла шубку запасалась,
Дупло листвою утеплила,
Чтоб зимой тепло мне было.

Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.
И цвет у шубки поменял.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.
Чтоб злым не быть, не голодать –
Рыщу, охочусь, не устану,
Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Я хитрая лиса плутовка.
Мой мех пушист, красив и тёпл.
Чтоб поживиться в зимний холод –
Брожу по лесу мимо сёл.

- Кто из животных спит зимой?
- Чем питается ёж?
- Как называют медведя , который зимой не спит?
(Звери, которые зимой спят, присаживаются на стульчики)
- Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?
- Кто из зверей стоит первый ,последний?
- Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?
- Кто меняет шубку с оранжевой, на серую?
- Зачем белке хвост?
- Кто самый большой зверь?
- Кто из животных бродит стаями?
- Кто враги у зайца?
- Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?

9 задание «Назови детенышей»
Дети находят детенышей по опорным картинкам:
Лиса - лисята
Волк – волчата
Белка - бельчата
Заяц – зайчата
Медведь – медвежата

10 задание. Игра – имитация «Кто как двигается?»
Заяц – прыгает
Медведь – идет вразвалочку
Лиса – крадётся
Белка – прыгает
Волк – рыщет.

11 задание «Чей домик?»
- Ребята, посмотрите ветер, перемешал листочки с заданием, нам надо соединить животных с их домиком 
(детям предлагаются пазлы, с картинками животных и их жилищ).
- Скажи Камиль, кто у тебя на картинке нарисован?
- Собака.-Какой домик у собаки?
- Конура.- Вадим, а у тебя кто нарисован?
- Мышка.- И где же живет твоя мышка?
- В норке.- Ралина, кто нарисован на твоем пазле?
- Рыбка, она живет в аквариуме.- Какой домик у тебя Яна?
- Дупло. В нем живет белка.- Динар у тебя кто нарисован?
- Клетка для попугая.-Спасибо, вы старались молодцы.
- Молодцы ребята, все старались ответить. Продолжим помогать нашей березке 
(воспитатель отрывает листочек.)

12 задание «Найди отличия у снеговиков»
(На магнитной доске 2 снеговика)
- Ребята, давайте найдём отличия между ними.

13 задание «Дидактическая игра - беседа «Покормим зимующих птиц»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кормушку.
- Что в руках у воспитателя?
- Для каких птиц сделана эта кормушка? 
( Для зимующих.)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри!-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
- Кто они, зимующие птицы? 
( Те, птицы которые не боятся мороза.)
- Кто, из полей и лесов, переселяется к жилью человека? 
(Вороны, сороки, галки, синицы.)
- Поют ли птицы, в мороз? 
(Умолкают, нахохливаются, прячутся в безветренные места.)
- Чем нужно подкармливать птиц зимой? 
(Семенами подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза, крупой, крошками хлеба.)
(воспитатель на кормушку насыпает корм)

Что нужно для того, что бы ни заболеть?
(прежде всего, соблюдение правил безопасности в зимнее время)
• не расстёгивать одежду;
• не снимать шапку;
• не есть снег;
• не брать в рот сосульки;
• не садиться на снег и лёд;
• нельзя прикладывать язычок к металлу;
• нужно ходить посередине тротуара;
• нельзя кататься стоя на санках;
• кидать снег в лицо запрещено.

Ребята, это был последний листок , берёзка благодарит вас за помощь .Она оставила для вас подарок. Что бы мы с вами быстрее попали на праздник.

• Какие зимние праздники вы знаете?
(31 декабря – Новый год, 7 января - Светлый Праздник Рождества Христова, 23 февраля – День Защитника Отечества.)
В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встречи весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему " Зимующие птицы" (с презентацией)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания п...

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по теме "Зима"

Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Зима"...

конспект занятия по теме «Зима. Зимующие птицы»

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»...

Презентация, конспект занятия на тему "Зимующие птицы" презентация к ОД по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Конспект занятий на тему "Зима. Приметы зимы."

Конспект занятий на тему "Зима. Приметы зимы." для детей старшего дошкольного возраста....