Совместная деятельность по опытно— экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны льда».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

-Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед замерзшая вода.

Обогащать словарь детей словами: холодный, твердый, прозрачный.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

- Воспитывать любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_lda.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность по опытно— экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны льда».

Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности в процессе изучения свойств льда.

Задачи:

-Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед замерзшая вода.

Обогащать словарь детей словами: холодный, твердый, прозрачный.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

- Воспитывать любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.

Ход деятельности:

Воспитатель. Добрый день, ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Игровой момент. Воздушный шарик. (Слышен шорох)

Воспитатель. Ребята, вы слышите, что это за шорох? (залетает шарик с письмом). Ой, это же шарик! А что это на нем такое? Это письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто мог нам его передать.

«Добрый день, дети группы «Гномики»! Мы, жители сказочной страны Игрушек, слышали, что вы самые умные и сообразительные в своем детском саду и поэтому просим вас помочь. У нас в стране  появился неизвестный, предмет! Мы раньше его никогда не встречали! Мы вам вместе с письмом прислали  образец этого предмета. Помогите нам, пожалуйста разобраться. Мы будем ждать от вас ответа. Спасибо!»

Мотивация

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочным жителям разобраться с этим предметом?

Дети: Да, поможем!

II Основная часть

1. Беседа воспитателя с детьми о льде

Воспитатель: Посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть?

 Дети: Это лед.

Воспитатель: Да ребята -  это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть?

Дети: Зимой.

Воспитатель: А где зимой можно увидеть много льда?

Дети: На реке, на земле, где были лужи.

Воспитатель: А почему именно зимой появляется лед?

Дети: Потому, что холодно. (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать).

Воспитатель: Так, что же это такое лед?

Дети: Это замерзшая вода.

Воспитатель: Да, правильно лед – это замерзшая вода.  Когда сильные морозы, то вода начинает замерзать и образуется лед. А как вы думаете, можно увидеть лед летом и где?

 Дети: В холодильнике.

Воспитатель: Да правильно. В холодильнике есть морозильная камера и там может быть лед. Я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм о том, что такое лед и как он образуется.

 Наша групповая комната сегодня будет разделена на лабораторию и информационный зал. Поэтому приглашаю вас к экрану, в комнату информации. Садитесь, пожалуйста, удобно и посмотрите на экран.

 Презентация «Что такое лед и как он образуется»

Воспитатель: Ну, что ребята, вы увидели, как появляется и где  образуется лед?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами поможем сказочным жителям разобраться, что же это за предмет. Скажите, как называются люди, которые проводят опыты?

 Дети: Исследователи, ученые.

Воспитатель: А, где можно проводить опыты?

Дети: В специальных комнатах-лабораториях.

 Воспитатель: Сегодня мы с вами станем маленькими учеными! А давайте вспомним, как надо себя вести в лабораториях.

Правила поведения в лаборатории:

- Нельзя громко разговаривать;

- Нельзя трогать руками инструменты;

- Проводить опыты только в специальной одежде;

- Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.

Воспитатель: Молодцы, вспомнили все правила поведения в лаборатории. Ну а теперь, одеваем спец одежду - фартуки, и отправляемся в лабораторию.

Экспериментальная деятельность. В исследовательской лаборатории.

Воспитатель: Ну что, ребята, приглашаю вас в лабораторию, в которой мы проведем первый опыт.

Опыт №1. «Какой лед-теплый или холодный, твердый или мягкий?»

Ход опыта:

На столах тарелочки с кусочком льда.

Воспитатель: Ребята, возьмите каждый льдинки в ладони. Скажите, какой лед?

Дети: Лед холодный.

Воспитатель: Попробуйте сдавить его пальцами, какой лед?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Ну что, ребята, какой лед на ощупь?

Дети: Холодный и твердый.

Воспитатель: Вот и ответ для наших сказочных жителей. (Выставляю схему «Лед холодный и твердый»).

 Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем следующий опыт.

Опыт № 2. «Лед – прозрачный!»

Воспитатель: Ребята, перед вами на тарелках кусочки льда. Посмотрите на них внимательно.

Детям предлагается рассмотреть кубики льда с замороженными предметами.

Воспитатель: Если мы видим предмет внутри, то что мы можем сказать про лед?

Дети: Лёд прозрачный.

Воспитатель: Правильно – лед прозрачный.

Воспитатель: Знаете, ребята, через лёд на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.

 Воспитатель: Мы можем сделать вывод, что лед прозрачный и вот еще один ответ для сказочных жителей. (Выставляю схему «Лед прозрачный»).

 Воспитатель: Молодцы, мои исследователи, а сейчас мы проведем следующий опыт со льдом.

Опыт № 3. «Умеет ли лед плавать?»

Ход опыта

Воспитатель: На столах у вас емкости с водой. Возьмите  ложкой кусочек льда и опустите его в воду.

Дети наблюдают за льдом.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, лед утонул в воде?

Дети: Нет, лед не утонул.

Воспитатель: Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды).

Воспитатель: Вот наш ответ для сказочных жителей. (Выставляю схему «Лед не тонет в воде»).

Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем в информационно-исследовательский центр, где мы проведем следующий опыт.

Опыт № 4. «В какой воде лед быстрее растает?»

Ход опыта

Воспитатель: Дети, у нас на столе две емкости с водой. Нам нужно выяснить,  какая вода в каждой емкости? Как мы можем это сделать?

Дети: ___________________________________

Воспитатель: Вспомним правила работы в лаборатории:

- Нельзя трогать руками инструменты;

- Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.

А если вода будет горячей и у кого-то может случится ожег? Можем мы так поступить?

Дети: Нет так делать нельзя.

Воспитатель: А, помогать нам сегодня будет наука. Исследователь помощник Наураш, он нам поможет измерить и определить температуру воды с помощью умного градусника и это будет для всех безопасно.

Проведение исследования воды.

Итак, мы теперь знаем в какой емкости вода теплая и отметим ее красной каплей, а холодную синей.

 Воспитатель: А теперь возьмите кубики льда и опустите в теплую и в холодную воду. Посмотрим, в какой воде лед быстрее растает -в теплой или в холодной?

Воспитатель: А пока наш лед находится в воде, погреем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика:

«Погреемся»

Поиграем-ка немножко (Дети хлопают в ладоши).

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем, (Сжимают пальцы в кулак и разжимают).

Их сжимаем, разжимаем.

Воспитатель: Подходите к столам и посмотрите к какой воде лед быстрее тает?

 Дети: В теплой воде лед быстрее растаял, чем в холодной.

Воспитатель: Давайте выставим наш ответ для сказочных жителей

. «В теплой воде лед быстрее тает, чем в холодной».

Воспитатель: Молодцы, дети, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь, настоящих исследователей, я приглашаю вас в зал заседания, где мы с вами подведем итог нашим опытам. (Дети садятся полукругом у доски со схемами и обсуждают каждую схему).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправить  рисунки-схемы сказочным жителям. Эти схемы расскажут им все о льде, и они больше не будут волноваться за этот предмет. (Воспитатель предлагает детям снимать схемы по очереди и рассказывать о свойствах льда, которые на схемах). Мы опустим их в конверт, привяжем его к шарику, а он унесет его в страну Игрушек. (Привязываем конверт к шарику и выпускаем его через окно).

III. Заключительная часть

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать сказочным жителям? (да).

А что вам понравилось больше всего?

Что было трудно?

Я надеюсь, что и вы и сказочные жители сегодня много интересного узнали о таком явлении как лед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе

Основные цели и задачи: 1.     Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2.     Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе «Вулкан»

Конспект занятия по  опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе  «Вулкан»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лепбук в старшей группе «Удивительный мир магнита»

КонспектНОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лепбук в старшей группе «Удивительный мир магнита»...

Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы в старшей группе на тему: «Друзья воздушного шарика».

Данное занятие формирует  познавательную самостоятельность детей старшего дошкольного возраста,   реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях....