Совместная деятельность по опытно— экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны льда».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности в процессе изучения свойств льда.
Задачи:
-Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед замерзшая вода.
Обогащать словарь детей словами: холодный, твердый, прозрачный.
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность по опытно— экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны льда».
Цель: Создание условий для развития познавательной деятельности в процессе изучения свойств льда.
Задачи:
-Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед замерзшая вода.
Обогащать словарь детей словами: холодный, твердый, прозрачный.
- Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывать любознательность и интерес к экспериментальной деятельности.
Ход деятельности:
Воспитатель. Добрый день, ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.
Игровой момент. Воздушный шарик. (Слышен шорох)
Воспитатель. Ребята, вы слышите, что это за шорох? (залетает шарик с письмом). Ой, это же шарик! А что это на нем такое? Это письмо. Давайте прочитаем и узнаем, кто мог нам его передать.
«Добрый день, дети группы «Гномики»! Мы, жители сказочной страны Игрушек, слышали, что вы самые умные и сообразительные в своем детском саду и поэтому просим вас помочь. У нас в стране появился неизвестный, предмет! Мы раньше его никогда не встречали! Мы вам вместе с письмом прислали образец этого предмета. Помогите нам, пожалуйста разобраться. Мы будем ждать от вас ответа. Спасибо!»
Мотивация
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочным жителям разобраться с этим предметом?
Дети: Да, поможем!
II Основная часть
1. Беседа воспитателя с детьми о льде
Воспитатель: Посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть?
Дети: Это лед.
Воспитатель: Да ребята - это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть?
Дети: Зимой.
Воспитатель: А где зимой можно увидеть много льда?
Дети: На реке, на земле, где были лужи.
Воспитатель: А почему именно зимой появляется лед?
Дети: Потому, что холодно. (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать).
Воспитатель: Так, что же это такое лед?
Дети: Это замерзшая вода.
Воспитатель: Да, правильно лед – это замерзшая вода. Когда сильные морозы, то вода начинает замерзать и образуется лед. А как вы думаете, можно увидеть лед летом и где?
Дети: В холодильнике.
Воспитатель: Да правильно. В холодильнике есть морозильная камера и там может быть лед. Я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм о том, что такое лед и как он образуется.
Наша групповая комната сегодня будет разделена на лабораторию и информационный зал. Поэтому приглашаю вас к экрану, в комнату информации. Садитесь, пожалуйста, удобно и посмотрите на экран.
Презентация «Что такое лед и как он образуется»
Воспитатель: Ну, что ребята, вы увидели, как появляется и где образуется лед?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами поможем сказочным жителям разобраться, что же это за предмет. Скажите, как называются люди, которые проводят опыты?
Дети: Исследователи, ученые.
Воспитатель: А, где можно проводить опыты?
Дети: В специальных комнатах-лабораториях.
Воспитатель: Сегодня мы с вами станем маленькими учеными! А давайте вспомним, как надо себя вести в лабораториях.
Правила поведения в лаборатории:
- Нельзя громко разговаривать;
- Нельзя трогать руками инструменты;
- Проводить опыты только в специальной одежде;
- Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили все правила поведения в лаборатории. Ну а теперь, одеваем спец одежду - фартуки, и отправляемся в лабораторию.
Экспериментальная деятельность. В исследовательской лаборатории.
Воспитатель: Ну что, ребята, приглашаю вас в лабораторию, в которой мы проведем первый опыт.
Опыт №1. «Какой лед-теплый или холодный, твердый или мягкий?»
Ход опыта:
На столах тарелочки с кусочком льда.
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый льдинки в ладони. Скажите, какой лед?
Дети: Лед холодный.
Воспитатель: Попробуйте сдавить его пальцами, какой лед?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Ну что, ребята, какой лед на ощупь?
Дети: Холодный и твердый.
Воспитатель: Вот и ответ для наших сказочных жителей. (Выставляю схему «Лед холодный и твердый»).
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем следующий опыт.
Опыт № 2. «Лед – прозрачный!»
Воспитатель: Ребята, перед вами на тарелках кусочки льда. Посмотрите на них внимательно.
Детям предлагается рассмотреть кубики льда с замороженными предметами.
Воспитатель: Если мы видим предмет внутри, то что мы можем сказать про лед?
Дети: Лёд прозрачный.
Воспитатель: Правильно – лед прозрачный.
Воспитатель: Знаете, ребята, через лёд на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.
Воспитатель: Мы можем сделать вывод, что лед прозрачный и вот еще один ответ для сказочных жителей. (Выставляю схему «Лед прозрачный»).
Воспитатель: Молодцы, мои исследователи, а сейчас мы проведем следующий опыт со льдом.
Опыт № 3. «Умеет ли лед плавать?»
Ход опыта
Воспитатель: На столах у вас емкости с водой. Возьмите ложкой кусочек льда и опустите его в воду.
Дети наблюдают за льдом.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, лед утонул в воде?
Дети: Нет, лед не утонул.
Воспитатель: Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды).
Воспитатель: Вот наш ответ для сказочных жителей. (Выставляю схему «Лед не тонет в воде»).
Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем в информационно-исследовательский центр, где мы проведем следующий опыт.
Опыт № 4. «В какой воде лед быстрее растает?»
Ход опыта
Воспитатель: Дети, у нас на столе две емкости с водой. Нам нужно выяснить, какая вода в каждой емкости? Как мы можем это сделать?
Дети: ___________________________________
Воспитатель: Вспомним правила работы в лаборатории:
- Нельзя трогать руками инструменты;
- Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.
А если вода будет горячей и у кого-то может случится ожег? Можем мы так поступить?
Дети: Нет так делать нельзя.
Воспитатель: А, помогать нам сегодня будет наука. Исследователь помощник Наураш, он нам поможет измерить и определить температуру воды с помощью умного градусника и это будет для всех безопасно.
Проведение исследования воды.
Итак, мы теперь знаем в какой емкости вода теплая и отметим ее красной каплей, а холодную синей.
Воспитатель: А теперь возьмите кубики льда и опустите в теплую и в холодную воду. Посмотрим, в какой воде лед быстрее растает -в теплой или в холодной?
Воспитатель: А пока наш лед находится в воде, погреем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика:
«Погреемся»
Поиграем-ка немножко (Дети хлопают в ладоши).
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем, (Сжимают пальцы в кулак и разжимают).
Их сжимаем, разжимаем.
Воспитатель: Подходите к столам и посмотрите к какой воде лед быстрее тает?
Дети: В теплой воде лед быстрее растаял, чем в холодной.
Воспитатель: Давайте выставим наш ответ для сказочных жителей
. «В теплой воде лед быстрее тает, чем в холодной».
Воспитатель: Молодцы, дети, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь, настоящих исследователей, я приглашаю вас в зал заседания, где мы с вами подведем итог нашим опытам. (Дети садятся полукругом у доски со схемами и обсуждают каждую схему).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю отправить рисунки-схемы сказочным жителям. Эти схемы расскажут им все о льде, и они больше не будут волноваться за этот предмет. (Воспитатель предлагает детям снимать схемы по очереди и рассказывать о свойствах льда, которые на схемах). Мы опустим их в конверт, привяжем его к шарику, а он унесет его в страну Игрушек. (Привязываем конверт к шарику и выпускаем его через окно).
III. Заключительная часть
Итог. Рефлексия
Воспитатель: Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать сказочным жителям? (да).
А что вам понравилось больше всего?
Что было трудно?
Я надеюсь, что и вы и сказочные жители сегодня много интересного узнали о таком явлении как лед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/05/picture-790457-1538737116.jpg)
Программа проведения Опытно-экспериментальной деятельности по разделу « Музыкальное воспитание» в старшей группе
Основные цели и задачи: 1. Развивать умения выявлять причинно-следственные связи.2. Развивать умения проводить сравнительный анализ, использовать у...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-1330984-1619341247.jpg)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе «Вулкан»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ технологии в старшей группе «Вулкан»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/19/picture-1165185-1568917622.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ для средней группы .
формирование умения изготавливать мыльные пузыри и объяснять их изготовление. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/24/picture-917013-1571931377.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-1348547-1669730973.jpg)
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-1039088-1526709913.jpg)
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лепбук в старшей группе «Удивительный мир магнита»
КонспектНОД по опытно-экспериментальной деятельности с использованием технологии лепбук в старшей группе «Удивительный мир магнита»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/28/picture-1466206-1679951023.jpg)
Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы в старшей группе на тему: «Друзья воздушного шарика».
Данное занятие формирует познавательную самостоятельность детей старшего дошкольного возраста, реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях....