Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы в старшей группе на тему: «Друзья воздушного шарика».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Данное занятие формирует познавательную самостоятельность детей старшего дошкольного возраста, реалистическое представление о предметах природы и ее явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно – экспериментальная деятельность с предметами неживой природы в старшей группе на тему:
«Друзья воздушного шарика»
Цель: формирование познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста; реалистического представления о предметах природы и ее явлениях.
Задачи:
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность;
- расширять кругозор о неживой природе;
Воспитательные:
- формировать умение действовать в соответствии с правилами коллективной деятельности;
- воспитывать основы коллективного сотрудничества;
- воспитывать самостоятельность, уверенность;
- воспитывать аккуратность и точность в работе;
- формировать сострадание, желание помочь окружающим.
Образовательные:
- познакомить с механизмом возникновения мыльных пузырей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира;
- активизировать познавательную деятельность детей;
- расширять и закреплять представления детей о воздухе и его свойствах ;
- активизировать познавательную деятельность детей;
- расширять словарный запас.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно – эстетическое.
Оборудование и материалы: пластмассовые тазики, дистиллированная вода, жидкость для мытья посуды, сахар, желатин, рамки для мыльных пузырей, пластмассовые ложечки для перемешивания раствора, воздушные шары (грустный и веселый), мнемотаблицы.
Методические приемы: поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации, познавательные мотивы, мнемотехника.
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не одна. Что у меня в руках? (ответы детей). Дети, как вы думаете какое настроение у шарика? (ответы детей). А почему вы так думаете? (ответы детей) Правильно, у нашего шарика грустная улыбка. А вы не знаете почему? (ответы детей). Ребята, шарик сказал мне по секрету, что ему очень грустно, потому, что у него нет друзей. Он очень любит летать, но одному ему это делать скучно. Чем мы ему можем помочь? (ответы детей). Посмотрите, ребята, а ведь шарик принес нам что-то (отвязывает записку и читает ее). Воздушный шарик просит отгадать загадки, и тогда вы узнаете, кто его друзья.
Мимолётен, непослушен,
А вот с пеной очень дружен.
Как появится на свет -
Ничего воздушней нет. (Мыльный пузырь)
Кто я? Мыльнице родня,
Разноцветный, яркий.
Любят выпускать меня
Ребятишки в парке. (Мыльный пузырь)
Воспитатель. Воздушные шарики - друзья мыльных пузырей. И воздушные шары, и мыльные пузыри очень любят летать и играть с ребятами. Дети, а вы знаете, как сделать мыльные пузыри? (ответы детей). Я думаю, что шарик знает секрет приготовления мыльных пузырей, поэтому принес нам особенный рецепт их приготовления. Ну что, вы согласны помочь шарику обрести новых друзей? (ответы детей). А узнать уникальный рецепт приготовления мыльных пузырей? (ответы детей). Тогда прошу вас пройти к столам, в нашу лабораторию, и приступить к работе. Предлагаю делать это парами.
Давайте вспомним, какие существуют правила безопасности при проведении экспериментов. (Рассматривание мнемотаблиц). Молодцы! Теперь, когда вы знаете правила безопасной для здоровья работы, приступим к изготовлению наши веселых друзей. Я буду работать вместе с вами.
Наливаем в тазики теплой воды. (Дети наливают воду из бутылочек в тазики).
Секрет: не используйте воду из-под крана, она содержит большое количество солей и из-за этого пузыри получаются очень хрупкими.
Затем растворяем и перемешиваем в теплой воде жидкость для мытья посуды (дети добавляют жидкость для мытья посуды и перемешивают ее).
Секрет: Добавьте в мыльный раствор смесь сахара с желатином, этим вы продлите жизнь мыльному пузырю. Жизнь пузыря зависит от его влажности и для того, чтобы мыльная пленка как можно дольше не высыхала, в раствор добавляют сахар с желатином. Эта смесь смягчает воду и замедляет процесс разрушения пузыря. (Дети добавляют смесь и перемешивают раствор). Ну, теперь наши мыльные пузыри готовы. Но почему они не летят? Чего нам еще не хватает? (ответы детей).
Воспитатель. - Ребята, а может шарик нам подскажет? Почему он может летать? Давайте посмотрим, какой он. (Трогают руками шарик, выясняют, что он легкий, мягкий, воздушный). Как вы думаете, что у него внутри? (воздух). А как мы наполнили его воздухом? (надули).
Летающие способности пузырей полностью зависят от температуры воздуха: выдуваемый воздух из наших легких теплее, а значит по законам физики, и легче, чем окружающий. Но пузыри быстро остывают и оттого опускаются вниз. Значит, нам необходимо наполнить воздухом наши мыльные пузыри. Как мы это сделаем? (подуем на рамки с образовавшейся пленкой).
- Молодцы, а как вы думаете, почему пузыри переливаются всеми цветами радуги? (ответы детей). Мыльный пузырь представляет собой две тончайшие мыльные пленки, между которыми находится вода. Световые лучи, проходя через такое «сооружение», преломляются и отражаются. Поэтому нам, кажется, что пузыри разноцветные.
Воспитатель. Предлагает детям поиграть в игру «Поймай пузырь».
Выдуваем пузыри,
Вот такие - посмотри!
Все они воздушные
И очень не послушные.
Как бы нам их поймать,
На ладошке подержать!
(дети одной группы выдувают пузыри, а другие стараются их поймать, и наоборот).
Воспитатель. Дети, посмотрите, наш воздушный шарик улыбается. Почему он был грустный, а теперь улыбается? Мы помогли воздушному шарику найти друзей? Спасибо вам большое, шарику очень понравились мыльные пузыри – новые друзья. А еще мы узнали секреты их приготовления и у нас получились отличные воздушные друзья. (Хвалит и отмечает работу каждого ребенка). Ребята, а что вам понравилось больше всего? Какое задание было самым легким (трудным)? Что вы узнали нового? А теперь волшебный шарик улетает с новыми друзьями, но он обязательно еще вернется к вам и поможет сделать новые открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе
Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...
Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».
В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...
Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»
Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...
«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...
Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...