Наблюдение на прогулке как метод экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

Калинина Виктория Борисовна

Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования, в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности. Формирование личности человека предполагает развитие у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Экологическая культура – это система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_brgu_nablyudeniya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

В. Б. Калинина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №116» г. Братск

Наблюдение на прогулке как метод экологического воспитания

детей младшего дошкольного возраста

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, природа, окружающий мир.

Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования, в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности. Формирование личности человека предполагает развитие у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Экологическая культура – это система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

V. B. Kalinina

Municipal budgetary preschool educational institution

"Kindergarten of combined type No. 116", Bratsk

Observation while walking as a method of environmental education children of primary preschool age

Key words: environmental education, preschool education, nature, the world around.

The interaction of man with nature has a great psychological and pedagogical potential, which can be used in the process of environmental education, as a factor in the formation and development of an environmentally cultural, literate personality. The formation of a person's personality involves the development of the beginnings of ecological culture in preschool children. Ecological culture is a system of social relations, public and individual moral and ethical norms, views, attitudes and values ​​relating to the relationship between man and nature; harmonious coexistence of human society and the natural environment.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не являются самоцелью в экологическом воспитании, но представляют собой необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Основной метод обучения – это наблюдение. Ежедневно проводится запланированное наблюдение за изменениями природы со всеми детьми или по подгруппам. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый не раз уточняет, закрепляет знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений. Но у младшего дошкольника наблюдательность как качество личности отсутствует, значит, приемы должны соответствовать возрасту; в первую очередь это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Вышли дети на прогулку и сразу увидели что-то необычное или отметили, что изменилось в окружающей среде. Может быть, что-то осталось незамеченным. Задача взрослого – поддержать стремление детей замечать изменения в природном окружении и привлечь их внимание к чему-то упущенному, не оставлять это на потом.

Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих моментов: пролетела бабочка, проехала мимо машина и т. д. Удержать внимание ребенка младшего дошкольного возраста очень непросто. Поэтому наблюдения должны быть короткими (не более 7–10 минут), яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во-первых, сами объекты наблюдения и всплеск положительных эмоций малышей при виде их; во-вторых, образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства.

Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый должен привлекать детей к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим; вызывая сопереживание, сочувствие, сопричастность к необычным событиям к окружающей среде. Главное – не оставлять детей равнодушными при виде ярких образов природного окружения.

Интерес к ежедневным наблюдениям поддерживается тем, что детям каждый раз предлагается новый объект для непосредственного ознакомления. Наблюдения за растениями, животными, птицами и насекомыми перемежаются знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью – жизнью улицы. Целевые прогулки за пределы участка также способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

При наблюдении за растениями, дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарниками, культурными и дикорастущими травянистыми растениями, растениями сада и огорода. Узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена), и назначение всех органов. Узнают, что растения – живые существа, что для жизни и роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. Эти условия имеются на участке детского сада, поэтому растения там растут.

При наблюдении за животными, дети получают представления о кошке и собаке, об их характерных особенностях внешнего облика и поведения. Понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком: он создает для них необходимые условия (строит теплое помещение, кормит и ухаживает) и при хорошем обращении животные привязаны к нему. Эти животные не приспособлены самостоятельно жить в естественных природных условиях, без заботы человека они могут погибнуть.

При наблюдении за птицами, дети знакомятся с конкретными видами птиц своей местности, узнают их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняют, чем питаются, как приспособлены к наземно-воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Узнают, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день. Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их хлебными крошками, семенами различных растений.

При наблюдении за насекомыми, эти крохотные существа вызывают у детей противоречивые чувства. С одной стороны, восторг и радость при виде мотылька, божьей коровки, с другой стороны – настороженность и даже враждебность к жуку или гусенице. Дети получают знания о внешнем виде насекомых, их движениях, издаваемых звуках, о том, что некоторые насекомые могут нанести вред здоровью человека. 

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает у дошкольников речь, память, логическое мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания.

Литература

  1. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 176 с.
  2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
  3. Телюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании у детей младшего дошкольного возраста ».

Содержание статьи раскрывает возможность и эффективность использования информационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения....

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по экологическому воспитаниюдля детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Статья: « Экологическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста»

Статья: « Экологическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста»Подготовила: Саламатина Ирина Борисовна,-воспитатель ГБДОУ детский сад № 48Кировского района Санкт- Петербург...

Доклад "Значение экологического воспитания для детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе рассказывается какая работа ведется в младшей группе по экологическому воспитанию, как привить детям желание любить и заботиться о природе....

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста        № 1Кто чем питается?Цель. Закреплять представления детей о пище животн...