Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
№ 1 Кто чем питается? Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.
| № 2 Что сначала - что потом? Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных. Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
| |
№ 3 Игры словесные. Игра «Кто в домике живет?» Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам. Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.
№ 5 Игры с предметами. Игра «Детки на ветке» Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
| № 4 Игра «Отгадай кто это?» Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных. Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
№ 6 Игра «Найди, что покажу» Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой. Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
| |
№ 7 Игры с предметами. Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
№ 9
Игры словесные. Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года. Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.
| № 8 Игры настольно-печатные. Игра «Это когда?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
№ 10
«Ухаживаем за растениями» Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.
| |
№ 11 Дидактические игры: "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих" Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
| № 12 Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей? ". Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
| |
№ 13 Дидактическая игра «Один – много» Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление Цыпленок – цыплята Курица - …. Индюк - …. Гусь - …. Утенок - …. Гусенок - …
| № 14 Дидактическая игра «Кто как разговаривает» Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; Утка (кря-кря) – крякает; Гусь … .) - … . Петух …. ) - …. Курица) - … .
| |
№ 15
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку. Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
| № 16
«Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды. Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
| |
№ 17
«Сад - огород»
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами. - Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов. | № 18
«Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
| |
№ 20
«Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.
Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки. | № 21
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее. | |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
№ 1 Кто чем питается? Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой. | № 2 Что сначала - что потом? Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных. Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке. | |
№ 3 Игры словесные. Игра «Кто в домике живет?» Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам. Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике. № 5 Игры с предметами. Игра «Детки на ветке» Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети. | № 4 Игра «Отгадай кто это?» Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных. Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь. № 6 Игра «Найди, что покажу» Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой. Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы. | |
№ 7 Игры с предметами. Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы. № 9 Игры словесные. Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года. Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей. | № 8 Игры настольно-печатные. Игра «Это когда?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки. № 10 «Ухаживаем за растениями» Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением. | |
№ 11 Дидактические игры: "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих" Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных. | № 12 Дидактические игры: "Чей это домик", "Кто чей? ". Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец. | |
№ 13 Дидактическая игра «Один – много» Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление Цыпленок – цыплята Курица - …. Индюк - …. Гусь - …. Утенок - …. Гусенок - … | № 14 Дидактическая игра «Кто как разговаривает» Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; Утка (кря-кря) – крякает; Гусь … .) - … . Петух …. ) - …. Курица) - … . | |
№ 15 Игра с мячом «Я знаю…» Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку. Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее. | № 16 «Угадай, что в руке» Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды. Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода). | |
№ 17 «Сад - огород» Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание. Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами. - Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов. | № 18 «Кто где живёт?» Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта. У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее). | |
№ 20 «Времена года» Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе. Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки. | № 21 Игра «Хорошо – плохо» Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание в младшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает соз...
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Игры по экологическому воспитанию....
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста...