Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России, о малой Родине
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материалы: наглядно-дидактические пособия.
Предварительная работа:
1) беседы о своём селе, о России, её символике;
2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России, Дагестана и своего родного села.
4) Использование ИКТ технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
08.11.24г.
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе
Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России, о малой Родине
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материалы: наглядно-дидактические пособия.
Предварительная работа:
1) беседы о своём селе, о России, её символике;
2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России, Дагестана и своего родного села.
4) Использование ИКТ технологий
Открытое занятие по познавательному развитию «Путешествие по России» воспитатель: Юсупова Рашидат Магомедовна
Ход занятия:
I. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуйте, гости (руки к гостям)
Здравствуй, небо (руки вверх)
Здравствуй, земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперед)
Воспитатель; Ребята послушайте стихотворение
Елена Аксельрод
«Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
II Основная часть
Воспитатель :
- Дети, а как называется наша страна? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране - России на автобусе. Рассаживайтесь по местам, отправляемся.
(Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим»)
- СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»
Карта нашей страны
Воспитатель :
-Мы приехали на первую остановку. Она называется "Географическая". На планете много разных стран, но наша страна самая большая. Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте)
Воспитатель: что такое глобус? (Маленькая модель Земли)
Воспитатель : -Ещё раз как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель : А как называем мы людей, которые живут в нашей стране?
Дети: Россияне.
Воспитатель : Россия многонациональная страна, на территории России, проживает более 190 разных народов. Ребята назовите, какие народы живут в России.
(ответы детей).
Воспитатель : Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту России). Кто сможет показать нашу страну? Как много места занимает территория России : от запада до востока, от севера и до юга. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца до другого на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь почти сутки. А какая она наша Россия?
Игра с мячом
Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, гордая, мужественная.(игра с мячом)
Воспитатель : А что означают цвета на карте?
Дети: Голубой –вода (реки, озера, моря, океаны), зеленый – леса, желтый – суша, коричневый – горы. Рассказать про богатство леса ,животного мира вкратце. Россия - самая богатая лесами страна в мире. Мы с вами должны беречь природу.
Ребята, а кто ответит мне на один сложный вопрос: «На каком материке располагается Россия?» (Страна Россия расположена на материке Евразия, который включает две части света: Европу и Азию).
Воспитатель:Наше путешествие продолжается, занимайте места в автобусе. Мы отправляемся в путь.
2. СТАНЦИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ»
- Москва
Воспитатель :Следующая станция называется "Государственная". Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего государства?
Дети: Москва
Воспитатель :А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? Путин В.В
(Ответы детей)
- Картинка - президент.
Воспитатель: чем занимается президент?
Дети: управляет страной.
Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
Воспитатель: Назовите государственные символы России
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель : Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых, вы никогда не найдете.
(Дети рассматривают флаги разных государств).
- флаги разных стран
- флаг России
Воспитатель : Какой Российский флаг? (ответы детей) трехцветный, триколор
Ребенок: Белый, синий, красный.
Воспитатель; Что означает белый цвет?
Ребенок: Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Воспитатель; Что означает синий цвет?
Ребенок: Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Воспитатель; Что означает красный цвет?
Ребенок: Красный цвет - цвет силы и мужества.
Дидактическая игра «Собери флаг»
Воспитатель : Дети, у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из них Российский флаг. Приступайте к работе.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель : Молодцы!
Воспитатель :А теперь поговорим о гербе.
- Герб
Воспитатель : Герб - это второй символ нашего государства. является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение.
Давайте с вами рассмотрим герб.
Ребёнок рассказывает о гербе:
- Герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет - это символ солнца. Одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
Воспитатель : Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?
Дети: На зданиях госучреждений, на знаменах и флагах, на печатях и штампах,на наградах, на денежных знаках,на документах.
- показ различные документы с гербами
Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.
Воспитатель :А что же такое гимн?
- Гимн России
Дети: Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.
Воспитатель : Правильно. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков. У каждой страны свой гимн.
Негосударственные символы России
Воспитатель : А наше путешествие продолжается, занимайте места в автобусе , поехали.
- Станция: «Россия – страна мастеров»
Воспитатель: Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.
Воспитатель: Ребята, здесь на столе лежат разрезные картинки промыслов, вам надо собрать и определить промысел. (Работа в парах у каждой пары на столах лежат конверты). Молодцы, ребята, вы справились
Воспитатель: прежде чем отправимся дальше, давайте немного отдохнём.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Мы с вами отдохнули , а теперь давайте рассаживайтесь по местам мы продолжаем наше путешествие.
4.Станция : Малая Родина ДАГЕСТАН (КАРТА ДАГЕСТАНА)
Воспитатель: среди просторов нашей большой страны, есть чудесная республика, в котором мы с вами живем. Вы знаете, о какой республике идет речь?
Дети: Дагестан
Воспитатель: правильно ребята это Дагестан-наша малая Родина. А вот людей живущих в Дагестане как называют?
– Дети : дагестанцами.
Воспитатель: А вы знаете как переводится Дагестан? (ответы детей) «Дагестан» означает «Страна гор». А почему страна гор? (ответы детей). Вот наши Дагестанские горы. Вы знаете, как они называются? (ответы детей) (Кавказские)
Воспитатель: Ведь наша страна гор еще богата животным и растительным миром давайте мы с вами посмотрим на экран и перечислим некоторые из них : В лесах водятся дикая коза, кабаны. но самое распространенное животное это - тур. Из птиц орел – курганник, дрофа, перепел фазан, рябчик, тетерева. Водоплавающие птицы утки, гуси, лебеди, цапли,чайки, сова.
Воспитатель: В Дагестане очень много рек. Самые крупные – это Терек, Сулак, Самур. Реки широко используются в народном хозяйстве республики.
Воспитатель:У Дагестана есть еще одно название, кто сможет ответить?
Дети: «Страна языков»
Воспитатель: В республике живет более двух с половиной миллионов человек, которые разговаривают на 30 языках и 70 диалектах.
Воспитатель: Какие нации живут у нас в Дагестане? (ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами кто?
Дети: аварцы
Воспитатель: ребята ,а как называется столица Дагестана.
Дети: Махачкала.
Воспитатель: А какие еще города Дагестана вы знаете?
Дети :Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно-Сухокумск и Дагестанские Огни.
Воспитатель: Каждое государство имеет свои отличительные знаки.
Дети: Это флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Из каких цветов состоит полотнище флага Дагестана?
Дети: Из зеленого, голубого, красного.
Воспитатель: Что означает зеленая полоса?
Дети: Земля, горы, равнины.
Воспитатель: Зеленый цвет олицетворят жизнь, изобилие дагестанского народа. Правильно, и одновременно выступает как традиционный цвет ислама.
Воспитатель: Что обозначает голубая полоса?
Дети: Вода, реки, родники, моря, озера. Эта полоса означает цвет моря (а кто знает как называется море Каспийское море).
Воспитатель: Верно, а еще символизирует красоту и величие дагестанского народа.
А что обозначает красная полоса?
Дети: Люди и их мастерство, гостеприимство.
Воспитатель: Правильно, мужество и храбрость народа Дагестана.
Дидактическая игра «Собери флаг»
Воспитатель : Дети, у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из них Российский и Дагестанский флаги. Приступайте к работе.
Воспитатель: что изображено на гербе Дагестана?
Дети: Орел, солнце, горы, равнины, море.
Воспитатель: Герб Республики Дагестана представляет собой; круглый шит, белого цвета, в центре изображен золотой орел. Над ним изображено золотое солнце в виде диска. У основания щита расположены бело – золотого цвета снежные вершины гор, равнины, море и в картуше – рукопожатие, с обеих сторон которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами « Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает рукопожатие?
Дети: Дружбу народов всех национальностей, которые живут в Дагестане.
Воспитатель: У нашей республики тоже есть гимн.
Слова гимна написал наш великий поэт Р.Гамзатов, музыку Ш. Чалаев.
Воспитатель: Как и у каждого государства у нас есть свое правительство. Как зовут главу Республики Дагестан?
Дети:Сергей Алимович Меликов (фото)
Воспитатель: Следующий пункт нашего путешествия – это музей. Дагестан - это не просто страна гор. Это страна многочислен-ных народов. И у каждого народа есть свои прославленные мастера – умельцы. А какие мы с вами знаем народные промыслы Дагестана? (ответы детей)
На весь мир известны здешние табасаранские ковры, ювелирные изделия из аула Кубачи, унцукульское дерево с насечкой, балхарские изделия
Воспитатель: Сколько прекрасных слов сказал великий поэт Дагестана о труде народных умельцев. Как выдумаете о каком поэте идет речь?
Дети: Р.Гамзатов.
Воспитатель: Правильно, он известен не только в России, но и за границей.
«Национальные костюмы».
Воспитатель: а сейчас поговорим о национальных костюмах.
У всех народов есть свои национальные костюмы. В России, это сарафан, кокошник, а у мужчин – косоворотка (рубашка), штаны и лапти или сапоги.
А вот традиционный костюм аварки состоит из широких прямых штанов, платья – рубахи и верхней распашной одежды с двойными рукавами, короткой или длинной.
Обувью служили вязаные или войлочные сапоги. На аварки носят чохто - головной убор, а сверху укутываются в легкое покрывало или большой платок. Для украшения чохкто использовались: бисер, монеты, ажурные бляшки. А мужчины носят папахи (головной убор, а на плечи надевают бурку (накидку из овечьей шерсти. -Традиционная Дагестанская бурка – это накидка из овечьей шерсти с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это традиционная одежда горцев. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Раньше бурка была в каждом горском доме. На ногах, у них сапоги
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду надевали в старину только по праздникам.
Воспитатель:У нас в Дагестане очень много добрых традиций и обычаев. Какие вы знаете традиции и обычаи дагестанского народа?
Дети: Традиция почитать старших, уважать младших; традиция взаимопомощи друг другу, слабым и беспомощным; традиция гостеприимства.
НАДЕНЬ ПАПАХУ (Тlагъур лъе) – аварская игра.
Играет вся группа.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Мальчик – джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Водящий не должен подсматривать, играющие не должны подсматривать, играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Ребенок: В ладони сердце можно уместить
Но в сердце целый мир не уместишь
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.
-Эти строки написал великий дагестанский писатель Р. Гамзатов.
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие .
5.Остановка: «Нечаевка»
Воспитатель: - Кто ответит, что такое малая родина?
Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились. - Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Воспитатель: Правильно. Это наше родное село– под названием Нечаевка.
Воспитатель: А сейчас я вас попрошу расставить макеты зданий центра нашего села, начинаем от детского сада. Назовите пожалуйста как называется улица на которой расположен детский сад? А какие еще здесь есть улицы? Назовите их.
(работа детей)
Воспитатель: а как зовут нашего главу администрации?
Дети: Глава сельсовета села Нечаевка Гашимов Муса
Воспитатель: Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, республику, где вы родились, где прошло ваше детство.
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? О чем мы с вами говорили? (ответы детей). Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). Спасибо за занятие!
Наша страна сильная, крепкая. Сильна она дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" в подготовительной группе
занятие нацелено на закрепление изученного материала по проекту "Россия - родина моя" с элементами регионального компонента...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" подготовительная группа.
Развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России " с презентацией
Конспект содержит первоначальные необходимые знания для детей старшего дошкольного возраста о географическом расположении России, о ее природе, государственных символах, а также включает в себя информ...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" в подготовительной группе
......

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"
Развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.Воспитание у дошкольников гражданственности и гордости за свою страну и свой народ....

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"
Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе.
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....