Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Юсупова Рашидат Магомедовна

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о России, о малой Родине

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы: наглядно-дидактические пособия.

Предварительная работа:

1) беседы о своём селе, о России, её символике;

2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;

3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России, Дагестана и своего родного села.

4) Использование ИКТ технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл путешествие по россии35.96 КБ

Предварительный просмотр:

08.11.24г.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о России, о малой Родине

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы: наглядно-дидактические пособия.

Предварительная работа:

1) беседы о своём селе, о России, её символике;

2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;

3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России, Дагестана и своего родного села.

4) Использование ИКТ технологий

Открытое занятие по познавательному развитию «Путешествие по России» воспитатель: Юсупова Рашидат Магомедовна

Ход занятия:

I. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуйте, гости (руки к гостям)

Здравствуй, небо (руки вверх)

Здравствуй, земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки вперед)

Воспитатель; Ребята послушайте стихотворение

Елена  Аксельрод

«Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

II Основная часть

Воспитатель :

- Дети, а как называется наша страна(Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей стране - России на автобусе. Рассаживайтесь по местам, отправляемся.

(Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим»)

  1. СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

 Карта нашей страны

Воспитатель :

-Мы приехали на первую остановку. Она называется "Географическая". На планете много разных стран, но наша страна самая большая. Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте)

Воспитатель: что такое глобус? (Маленькая модель Земли)

Воспитатель : -Ещё раз как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель : А как называем мы людей, которые живут в нашей стране?

Дети: Россияне.

Воспитатель : Россия многонациональная страна, на территории России, проживает более 190 разных народов. Ребята назовите, какие народы живут в России.

(ответы детей).

Воспитатель : Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на карту России). Кто сможет показать нашу страну? Как много места занимает территория России : от запада до востока, от севера и до юга. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца до другого на поезде надо ехать неделю, а на самолете лететь почти сутки. А какая она наша Россия?

Игра с мячом

Дети: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, гордая, мужественная.(игра с мячом)

Воспитатель : А что означают цвета на карте?

Дети: Голубой –вода (реки, озера, моря, океаны), зеленый – леса, желтый – суша, коричневый – горы. Рассказать про богатство леса ,животного мира вкратце. Россия - самая богатая лесами страна в мире. Мы с вами должны беречь природу.

Ребята, а кто ответит мне на один сложный вопрос: «На каком материке располагается Россия?» (Страна Россия расположена на материке Евразия, который включает две части света: Европу и Азию).

Воспитатель:Наше путешествие продолжается, занимайте места в автобусе. Мы отправляемся в путь.

2. СТАНЦИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ»

- Москва

Воспитатель :Следующая станция называется "Государственная". Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу. Как называется столица нашего государства?

Дети: Москва

Воспитатель :А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? Путин В.В

(Ответы детей)

- Картинка - президент.

Воспитатель: чем занимается президент?

Дети: управляет страной.

Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.

Воспитатель: Назовите государственные символы России

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель : Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых, вы никогда не найдете.

(Дети рассматривают флаги разных государств).

     - флаги разных стран

- флаг России

Воспитатель : Какой Российский флаг? (ответы детей) трехцветный, триколор

Ребенок: Белый, синий, красный.

Воспитатель; Что означает белый цвет?

Ребенок: Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.

Воспитатель; Что означает синий цвет?

Ребенок: Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Воспитатель; Что означает красный цвет?

Ребенок: Красный цвет - цвет силы и мужества.

Дидактическая игра «Собери флаг»

Воспитатель : Дети, у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из них Российский флаг. Приступайте к работе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель : Молодцы! 

Воспитатель :А теперь поговорим о гербе.

- Герб

Воспитатель : Герб - это второй символ нашего государства. является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение.

Давайте с вами рассмотрим герб.

Ребёнок рассказывает о гербе:

- Герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет - это символ солнца. Одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад. Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Воспитатель : Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?

Дети: На зданиях госучреждений, на знаменах и флагах, на печатях и штампах,на наградах, на денежных знаках,на документах.

- показ различные документы с гербами

Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.

Воспитатель :А что же такое гимн?

- Гимн России

Дети: Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.

Воспитатель : Правильно. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александр Васильевич Александров и поэт Сергей Владимирович Михалков. У каждой страны свой гимн.

Негосударственные символы России

Воспитатель : А наше путешествие продолжается, занимайте места в автобусе , поехали.

  1. Станция: «Россия – страна мастеров»


Воспитатель: Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.


Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров. 

Воспитатель: Ребята, здесь на столе лежат разрезные картинки промыслов, вам  надо собрать и определить промысел. (Работа в парах у каждой пары на столах  лежат  конверты). Молодцы, ребята, вы справились

Воспитатель: прежде чем отправимся дальше, давайте немного отдохнём.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: Мы с вами отдохнули , а теперь давайте рассаживайтесь по местам мы продолжаем наше путешествие.

4.Станция : Малая Родина ДАГЕСТАН (КАРТА ДАГЕСТАНА)

Воспитатель: среди просторов нашей большой страны, есть чудесная республика, в котором мы с вами живем. Вы знаете, о какой республике идет речь? 

Дети: Дагестан

Воспитатель: правильно ребята это Дагестан-наша малая Родина.  А вот людей живущих в Дагестане как называют?

– Дети : дагестанцами.

Воспитатель: А вы знаете как переводится Дагестан? (ответы детей) «Дагестан» означает «Страна гор». А почему страна гор? (ответы детей). Вот наши Дагестанские горы. Вы знаете, как они называются? (ответы детей) (Кавказские)

Воспитатель: Ведь наша страна гор еще богата животным и растительным миром давайте мы с вами посмотрим на экран и перечислим некоторые из них : В лесах водятся дикая коза, кабаны. но самое распространенное животное это - тур. Из птиц орел – курганник, дрофа, перепел фазан, рябчик, тетерева. Водоплавающие птицы утки, гуси, лебеди, цапли,чайки, сова. 

Воспитатель: В Дагестане очень много рек. Самые крупные – это Терек, Сулак, Самур. Реки широко используются в народном хозяйстве республики.

Воспитатель:У Дагестана есть еще одно название, кто сможет ответить?

Дети: «Страна языков»

Воспитатель: В республике живет более двух с половиной миллионов человек, которые разговаривают на 30 языках и 70 диалектах.

Воспитатель: Какие нации живут у нас в Дагестане? (ответы детей)

Воспитатель: А мы с вами кто?

Дети: аварцы

Воспитатель:  ребята ,а как называется столица Дагестана.

Дети:  Махачкала.

Воспитатель: А какие еще города Дагестана вы знаете?

Дети :Махачкала, Дербент, Кизляр, Хасавюрт, Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, Избербаш, Южно-Сухокумск и Дагестанские Огни.

Воспитатель:  Каждое государство  имеет  свои отличительные знаки.

Дети:  Это флаг, герб, гимн.

Воспитатель:  Из каких цветов состоит полотнище флага  Дагестана?                                                                                          

 Дети:  Из зеленого, голубого,  красного.

 Воспитатель: Что означает зеленая полоса?

Дети:  Земля, горы, равнины.

Воспитатель:  Зеленый цвет олицетворят жизнь, изобилие дагестанского народа. Правильно, и одновременно выступает как традиционный цвет ислама.

Воспитатель: Что обозначает голубая полоса?

Дети: Вода, реки, родники, моря, озера. Эта полоса означает цвет моря (а кто знает как называется море  Каспийское море).

Воспитатель:  Верно, а еще символизирует красоту и величие дагестанского народа.

А что обозначает красная полоса?

Дети:  Люди и их мастерство, гостеприимство.

Воспитатель: Правильно, мужество и храбрость народа Дагестана.

Дидактическая игра «Собери флаг»

Воспитатель : Дети, у вас на столах лежат цветные прямоугольники. Соберите из них Российский и Дагестанский флаги. Приступайте к работе.

Воспитатель: что изображено на гербе Дагестана?

Дети: Орел,  солнце, горы, равнины, море.

Воспитатель: Герб Республики Дагестана представляет собой; круглый шит, белого цвета,  в центре изображен золотой орел. Над ним изображено золотое солнце в виде диска. У основания щита  расположены бело – золотого цвета  снежные вершины гор, равнины, море и в картуше – рукопожатие, с обеих  сторон  которых проходит геральдическая лента с надписью белыми буквами « Республика Дагестан».  В верхней  половине щит  обрамлен  золотой  полосой, в нижней  двумя орнаментальными кантами: слева - синим, справа - красным.

Воспитатель:  Как вы думаете, что означает рукопожатие?

Дети: Дружбу народов всех национальностей, которые живут в Дагестане.

Воспитатель: У нашей республики тоже есть гимн. 

Слова гимна написал наш великий поэт Р.Гамзатов, музыку Ш. Чалаев.

Воспитатель: Как и у каждого государства у нас есть свое правительство. Как зовут  главу Республики Дагестан?

Дети:Сергей Алимович Меликов (фото)

Воспитатель: Следующий пункт нашего путешествия – это музей. Дагестан  - это не просто страна гор. Это страна многочислен-ных  народов. И у каждого народа есть свои прославленные мастера – умельцы. А  какие мы с вами знаем народные промыслы Дагестана? (ответы детей)

На весь мир известны здешние табасаранские ковры, ювелирные изделия из аула Кубачи, унцукульское дерево с насечкой, балхарские изделия

Воспитатель: Сколько прекрасных слов сказал великий поэт Дагестана о труде народных умельцев. Как выдумаете о каком поэте идет речь?

Дети: Р.Гамзатов.

Воспитатель: Правильно, он известен не только в России, но и за  границей.

«Национальные костюмы».

Воспитатель: а сейчас поговорим о национальных костюмах.

У всех народов есть свои национальные костюмы.  В России, это сарафан, кокошник, а у мужчин – косоворотка (рубашка), штаны и лапти или сапоги.

А вот традиционный костюм аварки состоит из широких прямых штанов, платья – рубахи и верхней распашной одежды с двойными рукавами, короткой или длинной.

Обувью служили вязаные или войлочные сапоги. На аварки носят чохто - головной убор, а сверху укутываются в легкое покрывало или большой платок. Для украшения чохкто использовались: бисер, монеты, ажурные бляшки. А мужчины носят папахи (головной убор, а на плечи надевают бурку (накидку из овечьей шерсти. -Традиционная Дагестанская бурка – это накидка из овечьей шерсти с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Это традиционная одежда горцев. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Раньше бурка была в каждом горском доме. На ногах, у них сапоги

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду надевали в старину только по праздникам.

Воспитатель:У нас в Дагестане очень много добрых традиций и обычаев. Какие вы знаете традиции и обычаи дагестанского народа?

Дети: Традиция почитать старших, уважать младших; традиция взаимопомощи друг другу, слабым и беспомощным; традиция гостеприимства. 

НАДЕНЬ ПАПАХУ (Тlагъур лъе) – аварская игра.

Играет вся группа.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:

Мальчик – джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Водящий не должен подсматривать, играющие не должны подсматривать, играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Ребенок: В ладони сердце можно уместить

Но в сердце целый мир не уместишь

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

-Эти строки написал великий дагестанский писатель Р. Гамзатов.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие .

5.Остановка: «Нечаевка»

Воспитатель: - Кто ответит, что такое малая родина?
Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились. - Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.

Воспитатель: Правильно. Это наше родное село–  под названием Нечаевка.

Воспитатель:  А сейчас я вас попрошу расставить макеты зданий центра нашего села, начинаем от детского сада. Назовите пожалуйста как называется улица на которой расположен детский сад? А какие еще здесь есть улицы? Назовите их.

(работа детей)

Воспитатель: а как зовут нашего главу администрации?

Дети: Глава сельсовета села Нечаевка Гашимов Муса

Воспитатель: Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, республику, где вы родились, где прошло ваше детство.

Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. Вам оно понравилось? О чем мы с вами говорили? (ответы детей). Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). Спасибо за занятие!

Наша страна сильная, крепкая. Сильна она дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" в подготовительной группе

занятие нацелено на закрепление изученного материала по проекту "Россия - родина моя" с элементами регионального компонента...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России" подготовительная группа.

Развивать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России " с презентацией

Конспект содержит первоначальные необходимые знания для детей старшего дошкольного возраста о географическом расположении России, о ее природе, государственных символах, а также включает в себя информ...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"

Развивать у детей чувство патриотизма и любовь к своей Родине.Воспитание  у дошкольников гражданственности и гордости за свою страну и свой народ....

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"

Открытое занятие по патриотическому воспитанию "Путешествие по России"...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе.

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....