Конспект непосредственной образовательной деятельности "Весна пришла, прилетели птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Николаевна Колоскова

Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней; продолжать знакомить со стихами русских поэтов о временах года; углубить интерес к птицам, научить выделять и называть их характерные особенности; учить изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД в области «Познавательное развитие»

Подготовительная группа                                              

Тема: «Пришла весна, прилетели птицы».

Цель:

Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны.                                               Выявить связи с живой и неживой природой.

Задачи:

- напомнить детям о приходе весны;

- научить замечать признаки весны;

- познакомить с явлением – перелет птиц;

- расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);

- познакомить с перелётными птицами: грачом, скворцом, соловьём;

- воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Ворона и воробей».

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.

Словарная работа: сосулька, грач, грачата, соловей, соловушка, скворец, скворчата, скворушка, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, чернокрылый, черноглазый, остроклювый, щебет птиц.

Демонстрационный материал: картинки с изображением природы, птиц, 

Аудио сопровождение: голоса птиц.

Раздаточный материал: разрезные картинки, карточки с изображением птиц, геометрические фигуры для скворечника, клей, картинка с деревом.

Ход занятия.

Воспитатель.Присядьте рядышком друг с другом

Словно месяц полукругом

И послушайте загадку

Дайте правильно отгадку.

Загадка.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла (Весна).

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

Работа по теме:

Игра «Вопрос – ответ».

- что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

- что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)

- что весной греет, светит, припекает? (солнце)

- что весной черное, из под снега появляется? (проталина)

- что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

- что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)

- что весной первым появляется, расцветает (подснежник)

(составляем картину)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны, и составили картину, давайте назовем её «Весна пришла». Глядя на нашу весеннюю картину, ребята расскажут стихи о весне.

1. Что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньку прогоняем 

Зиму прочь.

2. Снег растаял, снег растаял,

Это новость не простая,

Это значит наступает

Настоящая Весна 

3. На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель

В лесу у нас весна 

4. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне,

Весна в апреле прилетает, с веселой ласточкой ко мне 

Воспитатель:

Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, если я ошибусь - хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»

Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
(Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
(Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потягивания — руки вверх)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля.
(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.
(Дети садятся)

Воспитатель:

 Ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво.                                                     Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц – тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран (прошли под музыку, встали кругом).

Закрываем глазки и считаем до пяти

1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.

Постоим мы на дорожке

Птиц послушаем немножко.

Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу (звучит звук леса и голоса птиц).                                                                                                                                                                -Весело и радостно поют птицы?

-Да.

-Почему им так весело? Чему они радуются?

- Птицы рады приходу весны.

- Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне.

-Весной небо голубое и чистое. На нём белые пушистые облака, по земле бегут – журчат ручьи.

А я ещё добавлю один элемент картины. Весной возвращаются перелётные птицы.

Я тоже внимательно слушала голоса птиц и, кажется, поняла их песенку. Вот что поют зимующие птицы в последний день зимы. Они говорят – мы выжили, мы выжили, живы, живы мы. Давайте повторим их радостную песенку.

А перелётные птицы рады тому, что, преодолев очень долгий и опасный путь, вернулись на лето сюда.

Вот и к нам прилетели птицы. Я буду делать их описание, вы угадывать и рассказывать о них.

1. Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач).

(Дети рассказывают о грачах).

1. Грач – это большая птица. Она похожа на ворону. У нее большой толстый клюв. Грач ходит по пашне и поедает жуков, личинок, червей. Грачи прилетают самыми первыми, как только растает снег на полях. (Милана)

2. Живут грачи большими семьями – стаями

Он вьет гнездо из тонких прутьев и соломы на верхушках деревьев.

В народе есть примета: «Увидел грача – весну встречай». (Вова)

Музыка (голос грача)

2. На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец).

(Дети рассказывают о скворцах).

1. Скворцы прилетают вслед за грачами

И питаются сначала дождевыми червями,

А позже уничтожают гусениц,

Охраняют леса и сады. (Маша)

2. Люди мастерят для скворцов – скворечники

И развешивают их рядом со своими домами.

В народе есть примета: «Увидал скворца – знай весна у крыльца». (Оля)

Музыка (голос скворца)

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это… (соловей).

(Дети рассказывают о соловьях).

1. Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,

Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках или на земле, или вьют новые и поют. (Аня)

2. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.

В народе есть примета: «Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».(Саша)

Голос соловья.

Воспитатель: Ребята, а кто запомнил, какая первая забота у птиц весной?
Дети:

Построить гнезда.

Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: из веточек, соломы, мха, коры, земли.

Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: на деревьях, на земле, в траве (жаворонок).

-Как мы можем помочь птицам?

Дети: 

Можно сделать и развесить скворечники.

Воспитатель: А давайте с вами рассмотрим скворечник.

(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места)

Воспитатель. Мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

Воспитатель: Гнезда готовы и какая же следующая забота у птиц?                                                                                                                                                 Дети. Им нужно вывести птенцов.

Воспитатель: Кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Дети: Мама птичка, самка.

Воспитатель: Кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Дети: Папа, самец.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах?                 Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили?

Игра «Четвертый лишний» (грач, ворона, ласточка, аист).

 Игра «У кого, какой птенец?» (проводится с мячом).

·        у грача – грачонок,

·        у скворца – скворчонок

·        у чижа - чижонок

·        у соловья - соловьенок

·        у аиста – аистенок

·        у кукушки – кукушонок

(Дети выстраиваются в ряд).

Вот вы и превратились в птиц (надеваю на детей коронки с изображением птиц: грача, скворца, соловья).

Обратите внимание у всех птичек есть: голова, клюв, глаза, туловище, покрытое перьями (потому птиц называют пернатыми, крылья, хвост и ноги)

Все птицы похожи по форме, но они разные по цвету и размеру.

Грач большой – чёрный, скворец синевато - фиолетовый поменьше, соловей коричневый – маленький.

- Давайте по рассуждаем почему мы их называем перелётными птицами.

- Потому что птицы, спасаясь от зимнего голода, перелетают с одного края в другой, где есть еда.  От слова перелетают и произошло такое название перелётные птицы.

Воспитатель:

Вот вы птички оказались в тёплой весне, где много солнечного тепла и корма. И будете жить здесь всю весну, лето и начало осени. Не просто жить, а спасать наши сады и леса от вредителей и радовать нас своим щебетом. Ребята, а что такое щебет птиц. (пение) Как по-другому можно сказать птицы поют-(Птицы щебечут)

Упражнение «Рассели птиц по домам» (воспитатель предлагает детям найти картинку на столе: скворцам - скворечник, грачам - гнездо на дереве, соловьям –гнёздышко в кустарнике).

Воспитатель: А чем люди могут помочь птицам?
Дети: можно сделать и развесить скворечники.

Пальчиковая гимнастика:

Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием.

Слышите, как они радостно поют для нас свои песни (запись пение птиц).

Мы должны пообещать им, что никогда не обидим не одной птички.

Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:

Вас не будем обижать

Гнёзд не будем разорять

В клетки вас сажать не будем

Пользу вашу не забудем.

3. Итог занятия:

Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.

-Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?

-О каком времени года мы говорили?

-О каких новых перелётных птицах вы узнали?

Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!

А сейчас закроим глазки и вспомним всё, что происходило сегодня с нами (релаксация).

Такой экскурсии весенней

Каждой был сегодня рад.

Вспомним как весну искали

Мы по солнечным шагам,

Как мы птицами летали

По неведомым краям,

Как пернатым обещали

Птичьих гнёзд не разорять.

А теперь пора настала

Снова в детский сад попасть

1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте

И тихонечко за мной в группу вы шагайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла Красавица - весна"

Беседа с опорой на картинку "Весна", физминутка "Хорошо гулять по лесу", рассматривание листьев мать-и-мачехи, составление панно"Весна", дидактическая игра "Какой, какая, какое", стихотворение о мае....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пришла зима"

Педагогом разработана непосредственно образовательная деятельность по теме "Зима" для детей средней группы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности аппликация "ЧУДО-ПТИЦА"

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.Задачи:Образовательная область - «Познава...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пришла весна, прилетели птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пришла весна, прилетели птицы»Автор: Федоренко Елена ГеннадиевнаЗадачи: 1. Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Пришла красавица зима!" для детей средней группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Пришла красавица зима!" для детей средней группы...