Проект по музейной педагогике "С миру по нитке"
проект по окружающему миру

Якуненко Юлия Ринатовна

Культурологический страноведческий образовательный проект мини-музей  путешествий для детей и родителей  «С миру по нитке» 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_proekt.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Культурологический страноведческий

образовательный проект

 Мини-музей путешествий для детей и родителей

 «С миру по нитке»

Разработала:

Воспитатель

Якуненко Юлия Ринатовна

с.п. Куть-Ях

2024

Паспорт проекта

Цель проекта

Расширение кругозора дошкольников, формирование страноведческой компетентности.

Назначение проекта

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2024г. - апрель2025г.

Источники финансирования проекта

          -

Участники проекта

Перечень сведений об участнике проекта:

Ф.И.О.

Должность

Образование

Квалификационная категория

Педагоги, родители, воспитанники НРМ ДОБУ «Детского сада «Морошка»

Якуненко Юлия Ринатовна

Воспитатель

Среднее профессиональное

Башкирский Республиканский техникум культуры и искусства

Без категории

Результаты реализации проекта

У детей расширился кругозор , активизировалась познавательная деятельность, логика, мышление, желание работать в команде.

Улучшились взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами. Повысился престиж  ДОУ в среде родителей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Девиз проекта:

 «В нашем музее всё можно

потрогать руками, взвесить,

измерить и сфотографировать,

а также принести свой экспонат!»

Тип проекта:

  • Долгосрочный
  • Культурологический и страноведческий
  • Познавательно-творческий
  • Информационный

Участники проекта:

  • Дети  всех возрастных групп
  • Воспитатели
  • Музыкальный руководитель
  • Родители

Актуальность темы

    Каждый из нас время от времени путешествует - кто-то по своей стране, кто-то выезжает заграницу. Мы хотим сохранить в памяти новые впечатления, колорит местных обычаев, радостные воспоминания. Что же увозят люди домой на память? Что влияет на выбор сувенира - системное создание домашней коллекции или сиюминутный душевный порыв?

    Сувениры несут в себе колорит места, в котором они были произведены или приобретены. Это может быть эмблема города, изображение памятного места. Это могут быть предметы, которыми славится местное производство (тульский самовар, оренбургский пуховый платок и т.д.). Бывают сувениры, не обладающие художественной ценностью (магнитики, брелоки, бижутерия и др.), а могут быть предметы искусства (изделия ручной работы, гжель и хохлома и др.) Сувениры сопровождают туристов по всему миру.

    Для дошкольников приобщение к культуре разных народов – это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

    Именно это определило выбор темы проектной деятельности. Первые представления ребёнка о себе, об окружающем его мире обычно очень разрозненны и бессистемны.

Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира. Наши воспитанники, как и многие их сверстники, много путешествуют. Вместе со своими родителями дети путешествуют по памятным местам нашей страны, а также отдыхают и во многих зарубежных странах. В выборе стран для ознакомления мы решили опереться на имеющийся опыт детей.

Знакомство детей со странами и народами мира необходимо начинать с организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для этого был начат сбор материалов на данную тему:

– подбор иллюстраций, картинок, фото (национальный костюм, флаг и герб страны, известные памятники, достопримечательности и др.);

– подбор произведений мировой художественной культуры (сказки, стихи, фольклор народов мира);

– подбор подвижных игр разных стран;

– подбор интересной познавательной информации о столицах государств, традициях народов, основных достопримечательностях.

   Знакомство детей со странами и народами мира, мировой культурой и мировыми ценностями, лучшими литературными произведениями и достопримечательностями и приобщение к ним является важной образовательной задачей.

Цель проекта:

Расширение кругозора дошкольников, формирование страноведческой компетентности.

Задачи проекта:

Воспитательные:

 Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей к их традициям, и культуре. Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха в различных видах детской деятельности.

Развивающие:

Формировать у дошкольников коммуникативные навыки в ходе творческого взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно-исследовательской деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов.

 Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: восприятие цели, планирование деятельности, выбор средства достижения цели в процессе совместного планирования маршрута путешествия.

Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Развивать волевую саморегуляцию поведения.

Обучающие:

Познакомить с культурными традициями народов мира и достопримечательностями стран. Расширить представление дошкольников о жизни людей в других странах. Систематизировать знания об этнографических условиях населения разных государств.

Планируемые результаты:

Расширился кругозор.

Появились начальные представления о жизни людей в разных странах, интерес к культуре других народов.

Сформированы задатки толерантного отношения к другим народам.

Систематизированы знания об этнографических условиях населения.

Воспитаны качества личности: самостоятельность, инициативность, коммуникативность, трудолюбие.

Дети вступают в общение в процессе совместной деятельности.

Сформирована положительная самооценка детей в процессе реализации проекта.

Развиты мыслительные операции, волевая саморегуляция поведения.

Принципы:

Реализация целей и задач проекта строится на основе принципов:

  • Принцип научности
  • Принцип активности и сознательности
  • Принцип комплексности и интегративности
  • Принцип приемственности
  • Принцип самостоятельности
  • Принцип индивидуальности
  • Принцип доступности
  • Принцип проблемности
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  • Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, альбомы, коллекция кукол в национальных костюмах; презентации и видеоматериалы по теме проекта.
  • Подготовка справочно-информационного материала для педагогов и родителей.
  • Взаимодействие «ребенок – педагог», «ребенок – родитель».
  • Постановка проблемы, определение целей и задач последовательной работы.
  • Сбор информации для реализации проекта.

Первый этап:

  • Создание развивающей пространственно-предметной среды, отражающей специфику проводимой работы по поликультурному воспитанию.
  • Подбор методической литературы и информационного материала.
  • Проектирование алгоритма работы.

Второй этап:

  • Овладение элементарными базовыми знаниями о культуре разных народов и особенностях взаимодействия человека с природой разных стран.
  • Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
  • Организация работы с социальными институтами.

Третий этап:

  • Обобщение опыта, определение результата и оценка практической деятельности на итоговом педсовете в ДОУ.

Второй этап

Сроки проведения

Мероприятия

Содержание мероприятия

Участники

Работа с родителями

Итоговое мероприятие

сентябрь

«Египет» «Турция» «Таиланд»

«Страна Египет»

«Флора и фауна Египта»

«Тайская культура и традиции»

Воспитатели

Дети

Альбом «Достопримечательности Египта»

Изготовление афиши развлечения

Египетская вечеринка «Арабские ночи»

«Праздники Таиланда»

«Праздники Турции»

«Учим восточные танцы»

Музыкальный руководитель

Студия танца «Восточные танцы»

Знакомство со сказками Востока:

  • «Сказки Шахерезады «1001 ночь»
  • «Дочь султана и сын махараджи»
  • «Сказка жены падишаха»
  • «Сказки про монаха»
  • «Остров змей»
  • «Кошка и коршун»

Воспитатели

Дети

Родители

Библиотека семейного чтения

Папка-передвижка для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Сказки Востока»

Викторина

«Тысяча и одна ночь»

Рисование «Платок Тутанхамона»

Рисование «Корабль пустыни – верблюд»

Конструирование «Пирамиды»

Аппликация «Обитатели моря»

Познавательно-исследовательская деятельность «Прототип папируса»

Воспитатели

Дети

Стена творчества

«Сказки Востока»

Восточные игры:

  • «Погоня за зеброй»
  • «Мумия»

Воспитатели

Дети

октябрь

«Франция – страна сказок»

«Страна Франция»

«Детский город сказок «Диснейленд»

«Музыкальный инструмент Франции – аккордеон»

«Классические танцы Франции»

Игра-инсценировка сказки «Красная шапочка»

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Дети

Музыкальный руководитель

Альбом «Достопримечательности Франции»

Изготовление афиши развлечения

«В гости к Шарлю Перро»

Музыкальная гостиная «Страна сказок»

Знакомимся с французской сказкой:

  • «Красная шапочка»
  • «Кот в сапогах»
  • «Золушка»
  • «Мальчик с пальчик»

Воспитатели

Дети

Родители

Библиотека семейного чтения

Папка-передвижка для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Французские сказки»

Стена творчества «Любимая сказка Шарля Перро»

Рисование иллюстраций к сказкам Шарля Перро

Аппликация «Элегантное платье»

Лепка «Круассан»

Оригами «Лилия (ирис) — геральдический символ Франции»

Моделирование «Эйфелева башня»

Воспитатели

Дети

Художественная школа

Конкурс

«Шляпка от кутюрье»

Французские народные игры:

  • «Бильбоке»
  • «Петанк»
  • «Чучело»

Воспитатели

Дети

ноябрь

«Англия – страна дождей и туманов»

«Страна Англия»

«Обычаи и традиции Англии»

«Флора и фауна Великобритании»

Воспитатели

Дети

Альбом «Достопримечательности Англии»

Изготовление афиши развлечения

«В гостях у английской королевы»

«Музыкальные инструменты Англии»

«Фольклор Англии»

«Танец Морисс»

Игра-драматизация «Три поросенка»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Изготовление атрибутов

для драматизации сказки

Праздник

«Мы с мамой улыбаемся!» посвященный Дню матери

Знакомство с английскими народными сказками:

  • «Три поросенка»
  • «Ученик чародея»
  • «Как Джек пошел искать счастье»
  • «Крошечка»

«Портной и феи»

Воспитатели

Дети

Родители

Библиотека семейного чтения

Папка-передвижка для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Английские сказки»

Рисование иллюстраций к английским сказкам

Аппликация «Лондонский зоопарк»

Конструирование «Замок»

Воспитатели

Дети

Стена творчества «Английские сказки»

Английские народные игры:

  • «Коты и мыши»
  • «Море-земля»

«Волк»

Воспитатели

Дети

декабрь

«Этот удивительный - Китай»

«Страна Китай»

«Флора и фауна Китая»

«Китайский национальный костюм»

Познавательно-исследовательская деятельность «Чайные открытия»

Воспитатели

Дети

Альбом «Достопримечательности Китая»

Изготовление афиши развлечения

«Китайское чаепитие»

«Особенности китайской музыки»

«Китайские народные музыкальные инструменты»

«Китайский танец – ты прекрасен!»

Театрализованная игра (обыгрывание сказки) «Фея из ракушки»

Музыкальный руководитель

Музыкальная школа

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Изготовление атрибутов для театрализованной игры

Музыкальная гостиная

«Этот удивительный Китай!»

Знакомство с китайскими народными сказками:

  • «Волшебное коромысло»
  • «Заячий хвост»
  • «Желтый аист»
  • «Сказка о чае»
  • «Цзунь – Длинный день»
  • «Фея из ракушки»

Воспитатели

Дети

Родители

Библиотека семейного чтения

Папка-передвижка

для родителей «Прочитайте вместе с детьми – «Китайские сказки»

Рисование иллюстраций к китайским сказкам

Аппликация «Кукла в национальном костюме»

Конструирование из бумаги «Дракон»

Конструирование «Великая китайская стена»

Воспитатели

Дети

Художественная школа

Конкурс

«Кукла в национальном костюме - Китаянка»

Стена творчества «Китайские сказки»

Китайские народные игры

  • «Поймай за хвост дракона»
  • «Китайский ужин»
  • «Состязания с чашами»

«Чи-Чао-Ту» («Танграм») - старинная китайская игра-головоломка.

Воспитатели

Дети

Изготовление

игры-головоломки «Танграм»

Спортивный праздник «Страны Востока»

январь

«Япония – страна восходящего солнца»

«Страна Япония»

«Японская национальная одежда»

«Япония – праздники для девочек и мальчиков»

Воспитатели

Дети

Альбом «Достопримечательности Японии»

Изготовление афиши развлечения

«Здравствуй, страна восходящего солнца»

«Слушаем японскую музыку»

«Музыкальные инструменты Японии»

«Учим японские танцы»

Музыкальный руководитель

Музыкальная школа

Музыкальная гостиная «Страна восходящего солнца»

Знакомство с японской народной сказкой:

  • «Барсук и волшебный веер»
  • «Заколдованная чашка»
  • «Соломенные шляпы для Дзидзо»
  • «Ивовый росток»
  • «Веер Тэнгу»

Воспитатели

Дети

Библиотека семейного чтения

Папка-передвижка для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Японские сказки»

Рисование иллюстраций к японским сказкам

Рисование «Ветка сакуры»

Конструирование из бумаги «Закладка для книги «Куколка Кокэсси»

Воспитатели

Дети

Конкурс

«Поделки из бумаги своими руками»

Стена творчества

«Наши Куколки Кокэсси»

Японские народные игры

  • «Японские жмурки»
  • «Нос, нос, нос, рот»

Воспитатели

Дети

 «Восточные единоборства»

февраль

«Италия – солнечная страна»

«Страна Италия»

«Венецианский карнавал»

«Страна великих мастеров»

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Родители

Библиотека семейного чтения

Альбом «Достопримечательности Италии»

Изготовление афиши развлечения

«Венецианский карнавал»

«Итальянские слова: форте и пиано»

«Итальянская опера»

«Музыкальные инструменты Италии»

Игра-драматизация «Приключения Чиполлино» (отрывок)

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Изготовление атрибутов

для драматизации сказки

Музыкальная гостиная «Путешествие

в Испанию»

Знакомство с итальянскими народными сказками:

  • «Бесстрашный Джованино»
  • «Ленивая Бручолина»
  • «Прекрасная Розалинда»
  • «Три апельсина»
  • «Приключения Чиполлино»

Воспитатели

Дети

Родители

Библиотека семейного чтения

Папка-передвижка для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Итальянские сказки»

Викторина «Калейдоскоп сказок Италии»

Рисование иллюстраций к сказке «Приключения Чиполлино»

Рисование «Карнавальная маска»

Конструирование из бумаги «Итальянские лодки»

Воспитатели

Дети

Стена творчества «Сказка «Приключения Чиполлино»

Итальянские народные игры:

  • «Раз, два, три … звезда»
  • «Волк поедатель фруктов»
  • «Ведьма управляет цветом»

Воспитатели

Дети

Спортивное развлечение

«Пизанская башня»

март

«Испания – страна вечного праздника»

«Страна Испания»

«Флора и фауна Испании»

«Испанские праздники и традиции»

Воспитатели

Дети

Альбом «Достопримечательности Испании»

Изготовление афиши развлечения

«Испанское чаепитие»

«Испанская музыка, какая она?»

«Музыкальные инструменты Испании»

«Мы любим, танцевать испанские танцы!»

Игра-драматизация народной сказки «Кто стучит!»

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Изготовление атрибутов

для драматизации сказки

Музыкальная гостиная «Путешествие

в Испанию»

Знакомство с испанскими народными сказками:

  • «Голубой ирис»
  • «Горбатая принцесса»
  • «Жадный мельник»
  • «Кто стучит?»
  • «Принц-ворон»

«Сеньор Скряга»

Воспитатели

Дети

Родители

Папка-передвижка для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Испанские сказки»

Рисование иллюстраций к испанским сказкам.

Конструирование из бумаги «Испанский веер»

Воспитатели

Дети

Родители

Конкурс

«Испанский веер своими руками»

Стена творчества «Испанские сказки»

Испанские народные игры:

  • «Коррида»

«Томатино»

Воспитатели

Дети

Командные соревнования

«Россия – Испания»

апрель

«Наша страна Россия»

«Наша страна – Россия»

«Символы России»

«Русские традиции и обычаи»

Воспитатели

Дети

Родители

Библиотека семейного чтения

Альбом «Достопримечательности России»

Изготовление афиши развлечения

«Русское чаепитие»

«Русские народные музыкальные инструменты»

«Песенный фольклор»

«Русские пляски и хороводы»

«Народные праздники»

Игра-драматизация народной сказки «Теремок»

Музыкальный руководитель

Музыкальная школа

Воспитатели

Дети

Музыкальный руководитель

Изготовление атрибутов

для драматизации сказки

Музыкальная гостиная «Путешествие

в Россию»

Знакомство с русскими народными сказками:

  • «Морозко»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Иван-царевич и серый волк»
  • «Снегурочка»
  • «Двенадцать месяцев»

Воспитатели

Дети

Родители

Папка-передвижка

для родителей

«Прочитайте вместе

с детьми – «Русские сказки»

Рисование иллюстраций к русским сказкам

Рисование «Рушник»

Аппликация «Лоскутное одеяло»

Конструирование «Замок для Елены Прекрасной»

Воспитатели

Дети

Художественная школа

Конкурс

«Символ России – русская матрешка»

Стена творчества «Русские сказки»

Русские народные игры

  • «Горелки»
  • «Золотые ворота»
  • «Колечко-колечко»
  • «Мышеловка»
  • «Волк и овцы»

Воспитатели

Дети

Спортивное развлечение

«Народные игры»

Использованная литература

  1. Васильева Н. Проектная деятельность: участвуем вместе/ Н. Васильева// Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 126.
  2. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
  3. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
  4. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
  5. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
  6. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
  7. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника/сост. Н.В. Нищева. -СПб.: Детство-пресс, 2013. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по музейной педагогике "Игрушка-забава"

Всюду, где живут люди, дети играют….Скачут верхом на палочках «всадники», летят с вытянутыми в стороны ручонками «самолеты», прыгают, прижав к голове два пальчика, трусливые«зайчишки». Куда более смел...

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)...

Проект по музейной педагогике "В мире животных"

Проект по музейной педагогике "В мире животных"...

Познавательный проект по музейной педагогике «От потешки до сказки!» Участники проекта: воспитанники младшей группы № 8 «Тюльпанчик», воспитатели, родители.

Познавательный проект по музейной педагогике «От потешки до сказки!»  Участники проекта:воспитанники младшей группы № 8«Тюльпанчик», воспитатели,  родители....

проект "С миру по нитке"

проект был проыеден с 2019-2020г с детьми старшей группы "Котята"....

Творческий проект в старшей группе "С миру по нитке"

В ходе реализации проекта дети узнали откуда берутся ткани, какие бывают ткани, свойства тканей...

Проект по музейной педагогике "В мире животных"

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. С раннего детства многие из ребят имеют контакты с животными. Однако дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, п...