Конспект занятия по познавательному развитию №15 в старшей группе Тема: «Идёт волшебница зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Идёт волшебница зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_idyot_volshebnitsa_zima.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №15

 в старшей группе

Тема: «Идёт волшебница зима»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: продолжать формирование знаний и представлений о зиме, развивать наблюдательность детей, продолжая знакомить их с явлениями природы.

Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить с природными особенностями зимних месяцев; приобщать к русской национальной культуре; развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением русской природы зимой; оборудование к опытам; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, простые карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о зиме.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

21 мин

1

Работа с пособием

«В какую погоду Таня и Ваня заполняли свой календарь…»

3 мин

2

Беседа

«Декабрь и январь»

3 мин

3

Физкультминутка

«Малечина-калечина»

2  мин

4

Беседа

«Февраль»

3 мин

5

Опыт

«Какой снежок растает быстрее»

6  мин

6

Работа с пособием

«Объясни, сто общего на этих рисунках…»

2 мин

7

Работа с пособием

«Какой снеговик растает быстрее…»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

3 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть  

- Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Где мы были в прошлый раз? (В смешанном лесу.)

- А во что мы и Таня с Ваней были одеты? (В зимние куртки, тёплые сапоги, меховые шапки, варежки.)

- На дворе зима.

II. Основная часть

  1. Работа с пособием (задание 1)

- Ребята, рассмотрите картинки в верху страницы. Это фотографии, которые сделали дети в разное время. Сравните первую и последнюю фотографии.

- Чем они похожи? (На обеих фотографиях светит солнце.)

- Чем эти фотографии отличаются? (На последней фотографии снеговик начинает таять, значит, на улице тепло.)

- Найдите листы календаря, на которых отмечена солнечная погода.

- Какой лист соответствует первой (последней) фотографии?

- Соедините линиями картинки с соответствующим календарём погоды.

- Дети, рассмотрите картинку в низу страницы. Как вы думаете, сильный ли на улице мороз?

Дети могут обратить внимание на одежду детей и сказать, что мороз невелик.

- Ребята, вспомните в какую погоду из снега можно лепить так, как это делают дети на картинке?

- На улице должно быть не очень холодно, тогда и снег будет липкий. При большом морозе снег рассыпается.

  1. Беседа «Декабрь и январь»

- Сколько месяцев зимой? (Их три: декабрь, январь, февраль.)

- Чем зимние месяцы отличаются от осенних?

- Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Что обозначают эти названия?

- Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».

- Вспомните какая погода была в декабре?

- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. Послушайте пословицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Как вы понимаете эту пословицу?

- Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь – просинец. Как вы думаете почему?

- В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце?

- Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг», и ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес». Что бы это значило?

- После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года. Как вы думаете, почему так говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод»?

- В какой сказке мужик мороза не испугался? («Два Мороза».)

- Почему он даже разделся в сильный мороз?

  1.  Физкультминутка

- Зима – время весёлых детский игр. Много их придумал русский народ. Вот одна их них – «Малечина-калечина».

У каждого ребёнка в руках веточка длиной 20-30 см. можно взять неотточенные карандаши. Все произносят слова:

Малечина-калечина.

Сколько часов

Осталось до вечера

До зимнего?

После последних слов каждый ребёнок ставит веточку на ладонь и старается удержать. Воспитатель-ведущий в это время считает (раз, два, три и т.д.). Выигрывает тот, кто смог удержать веточку дольше всех.

  1. Беседа «Февраль»

- Последний месяц зимы – февраль. Какая погода будет в феврале? Поживём – увидим. Одно можно сказать: в феврале зима с весной встретится. Что это значит?

- В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило.

- В феврале ещё стоят морозы, лютуют вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет тёплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета. Как вы понимаете это слово?

- Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга… А что это такое?

- Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…» Так метель сама себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днём кажется, что наступили сумерки. Это пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель?

- Позёмка. А сейчас отгадайте загадку:

Одеяло бе́ло, всю землю одело.

- Что это?

- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?

  1.  Опыт

Перед занятием принесите в группу два небольших рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф.

- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?

Пока идёт занятие, снежки тают. И наконец наступает момент, когда можно развернуть шарф.

- И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?

- Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжём свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо! Что нужно сделать, чтобы не жгло?

- Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

- Почему теперь руке не горячо?

- Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

- Почему не растаял снежок в стакане?

- Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

- Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло?

- Просто шуба не выпускает тепло тела на улицу или не пускает к нему холод.

- Бывают «шубы» из камня, дерева, стекла. Что это за «шубы»?

- Это каменные и деревянный дома, термос.

- Мы знаем, что снежинки лёгкие и рыхлые. Они большей частью состоят из воздуха. А воздух плохо проводит тепло.

Зажгите  свечу и предложите детям расположить свою руку на некотором расстоянии от нёё.

- Чувствуете ли вы тепло от свечки?

Возьмите кусок тонкой проволоки и один её конец поднесите к огню свечи. За другой конец предложите взяться ребёнку. Поволока нагреется очень быстро, и он это сможет почувствовать.

- По воздуху тепло передаётся плохо, а по металлу – хорошо. А раз снежинки в основном состоят из воздуха, то именно он не даёт уходить тепло из земли. По снегом на 5-6 градусов теплее, чем на улице.

  1. Работа с пособием (задание 2)

- Что изображено на рисунках?

- Что общего между всеми этими рисунками?

- Расскажите по картинкам, почему снег называют «одеялом»?

  1. Работа с пособием (задание 3)

- Как вы думаете, чей снеговик растает быстрее, если начнёт припекать солнце?

- Объясните, почему вы так думаете.

III. Заключительная часть

- Так почему говорят: «Одеяло бе́ло, всю землю одело»?

- Почему под снегом теплее?

- Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?

- Представьте себе, что вы оказались на Севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас с собой нет. Как поступить? (Построить дом из снега.)

- В нём будет значительно теплее, чем на улице. Слой снега не пропустит холод в берлогу к медведю или в ваш дом, защитит и растения, которые оказались под ним.

- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?

- Почему? (Весной солнце стало пригревать, и она начала таять.)

- Представьте себе, что Снегурочка надела шубу, шапку, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку. Растает ли она там?

От детей можно ожидать три ответа:

  1. Снегурочка растает от жары и шуба ей не поможет, так как в шубе ещё жарче. (Ответ неверный.)
  2. Она не растает совсем. (С таким ответом можно согласиться.)
  3. Снегурочка сначала не растает, а потом жара всё-таки проберётся через шубу и Снегурочка начнет таять. (Такой ответ говорит о том, что ребёнок умеет обдумывать ответ достаточно глубоко.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»

Конспект по познавательному развитию  в старшей группе с экспериментом и подвижными играми ....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...