Конспект занятия по познавательному развитию №15 в старшей группе Тема: «Идёт волшебница зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию в старшей группе «Идёт волшебница зима»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
15_idyot_volshebnitsa_zima.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию №15
в старшей группе
Тема: «Идёт волшебница зима»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: продолжать формирование знаний и представлений о зиме, развивать наблюдательность детей, продолжая знакомить их с явлениями природы.
Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить с природными особенностями зимних месяцев; приобщать к русской национальной культуре; развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; закрепить умение соблюдать правила безопасности; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением русской природы зимой; оборудование к опытам; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, простые карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления о зиме.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 1 мин |
II | Основная часть | 21 мин | |
1 | Работа с пособием | «В какую погоду Таня и Ваня заполняли свой календарь…» | 3 мин |
2 | Беседа | «Декабрь и январь» | 3 мин |
3 | Физкультминутка | «Малечина-калечина» | 2 мин |
4 | Беседа | «Февраль» | 3 мин |
5 | Опыт | «Какой снежок растает быстрее» | 6 мин |
6 | Работа с пособием | «Объясни, сто общего на этих рисунках…» | 2 мин |
7 | Работа с пособием | «Какой снеговик растает быстрее…» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 3 мин |
Длительность 25 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Мы с вами путешествуем уже давно и успели побывать во многих местах. Где мы были в прошлый раз? (В смешанном лесу.)
- А во что мы и Таня с Ваней были одеты? (В зимние куртки, тёплые сапоги, меховые шапки, варежки.)
- На дворе зима.
II. Основная часть
- Работа с пособием (задание 1)
- Ребята, рассмотрите картинки в верху страницы. Это фотографии, которые сделали дети в разное время. Сравните первую и последнюю фотографии.
- Чем они похожи? (На обеих фотографиях светит солнце.)
- Чем эти фотографии отличаются? (На последней фотографии снеговик начинает таять, значит, на улице тепло.)
- Найдите листы календаря, на которых отмечена солнечная погода.
- Какой лист соответствует первой (последней) фотографии?
- Соедините линиями картинки с соответствующим календарём погоды.
- Дети, рассмотрите картинку в низу страницы. Как вы думаете, сильный ли на улице мороз?
Дети могут обратить внимание на одежду детей и сказать, что мороз невелик.
- Ребята, вспомните в какую погоду из снега можно лепить так, как это делают дети на картинке?
- На улице должно быть не очень холодно, тогда и снег будет липкий. При большом морозе снег рассыпается.
- Беседа «Декабрь и январь»
- Сколько месяцев зимой? (Их три: декабрь, январь, февраль.)
- Чем зимние месяцы отличаются от осенних?
- Первый месяц зимы – декабрь. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Что обозначают эти названия?
- Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет».
- Вспомните какая погода была в декабре?
- С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. Послушайте пословицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Как вы понимаете эту пословицу?
- Второй месяц зимы – январь. В народе называют январь – просинец. Как вы думаете почему?
- В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце?
- Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг», и ещё: «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес». Что бы это значило?
- После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года. Как вы думаете, почему так говорят: «Мороз не велик, да стоять не велит», «В зимний холод всякий молод»?
- В какой сказке мужик мороза не испугался? («Два Мороза».)
- Почему он даже разделся в сильный мороз?
- Физкультминутка
- Зима – время весёлых детский игр. Много их придумал русский народ. Вот одна их них – «Малечина-калечина».
У каждого ребёнка в руках веточка длиной 20-30 см. можно взять неотточенные карандаши. Все произносят слова:
Малечина-калечина.
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
После последних слов каждый ребёнок ставит веточку на ладонь и старается удержать. Воспитатель-ведущий в это время считает (раз, два, три и т.д.). Выигрывает тот, кто смог удержать веточку дольше всех.
- Беседа «Февраль»
- Последний месяц зимы – февраль. Какая погода будет в феврале? Поживём – увидим. Одно можно сказать: в феврале зима с весной встретится. Что это значит?
- В старину февраль называли ветродуй, вьюговец и бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило.
- В феврале ещё стоят морозы, лютуют вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз да вьюга». Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет тёплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета. Как вы понимаете это слово?
- Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим: вьюга, метель, пурга… А что это такое?
- Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…» Так метель сама себя назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днём кажется, что наступили сумерки. Это пурга. А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель?
- Позёмка. А сейчас отгадайте загадку:
Одеяло бе́ло, всю землю одело.
- Что это?
- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный?
- Опыт
Перед занятием принесите в группу два небольших рыхлых снежка. Один положите на блюдце и поставьте на стол. Другой положите в стакан и заверните в шерстяной шарф.
- Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?
Пока идёт занятие, снежки тают. И наконец наступает момент, когда можно развернуть шарф.
- И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажжём свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо! Что нужно сделать, чтобы не жгло?
- Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
- Почему теперь руке не горячо?
- Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
- Почему не растаял снежок в стакане?
- Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
- Зачем человек зимой надевает шубу?
- Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло?
- Просто шуба не выпускает тепло тела на улицу или не пускает к нему холод.
- Бывают «шубы» из камня, дерева, стекла. Что это за «шубы»?
- Это каменные и деревянный дома, термос.
- Мы знаем, что снежинки лёгкие и рыхлые. Они большей частью состоят из воздуха. А воздух плохо проводит тепло.
Зажгите свечу и предложите детям расположить свою руку на некотором расстоянии от нёё.
- Чувствуете ли вы тепло от свечки?
Возьмите кусок тонкой проволоки и один её конец поднесите к огню свечи. За другой конец предложите взяться ребёнку. Поволока нагреется очень быстро, и он это сможет почувствовать.
- По воздуху тепло передаётся плохо, а по металлу – хорошо. А раз снежинки в основном состоят из воздуха, то именно он не даёт уходить тепло из земли. По снегом на 5-6 градусов теплее, чем на улице.
- Работа с пособием (задание 2)
- Что изображено на рисунках?
- Что общего между всеми этими рисунками?
- Расскажите по картинкам, почему снег называют «одеялом»?
- Работа с пособием (задание 3)
- Как вы думаете, чей снеговик растает быстрее, если начнёт припекать солнце?
- Объясните, почему вы так думаете.
III. Заключительная часть
- Так почему говорят: «Одеяло бе́ло, всю землю одело»?
- Почему под снегом теплее?
- Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?
- Представьте себе, что вы оказались на Севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас с собой нет. Как поступить? (Построить дом из снега.)
- В нём будет значительно теплее, чем на улице. Слой снега не пропустит холод в берлогу к медведю или в ваш дом, защитит и растения, которые оказались под ним.
- Помните сказку «Снегурочка»? Когда девочка стала грустить?
- Почему? (Весной солнце стало пригревать, и она начала таять.)
- Представьте себе, что Снегурочка надела шубу, шапку, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку. Растает ли она там?
От детей можно ожидать три ответа:
- Снегурочка растает от жары и шуба ей не поможет, так как в шубе ещё жарче. (Ответ неверный.)
- Она не растает совсем. (С таким ответом можно согласиться.)
- Снегурочка сначала не растает, а потом жара всё-таки проберётся через шубу и Снегурочка начнет таять. (Такой ответ говорит о том, что ребёнок умеет обдумывать ответ достаточно глубоко.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой» Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».
Тема: «Наш родной сибирский лес». ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь
Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
Конспект по познавательному развитию в старшей группе с экспериментом и подвижными играми ....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...