Использование мини-музея в группе компенсирующей направленности как средство развития связной речи дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа)

Татьяна Бер

В статье хотим представим свой опыт работы с детьми с ТНР. Опирались на то, что приоритетным направлением в развитии дошкольников с ТНР является речевое развитие. Связная речь ребенка выступает значимым показателем его речевого и общего развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_statya_-_berishpalova_yanvar_2025.docx802.42 КБ

Предварительный просмотр:

Беришпалова Т.В.

Использование мини-музея в группе компенсирующей направленности как средство развития связной речи дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем фактом, что в работе с детьми с ТНР (тяжелые нарушения речи) очень важно использовать инновационные формы деятельности для повышения эффективности коррекционной работы. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики, которая выступает как средство развития познавательных и речевых процессов дошкольников.

В статье хотим представим свой опыт работы с детьми с ТНР. Опирались на то, что приоритетным направлением в развитии дошкольников с ТНР является речевое развитие. Связная речь ребенка выступает значимым показателем его речевого и общего развития.

В нашей группе компенсирующей направленности педагоги с воспитанниками создали мини-музей «Пуговка». В итоге получилось специально организованное пространство, которое позволило разнообразить досуг детей. Знакомство с новыми предметами музея активизирует словарь ребят и расширяет их кругозор. Вся эта работа в конечном итоге способствует развитию связной речи.

Важно отметить, что взаимодействие с конкретными предметами развивает у детей наглядно-действенное мышление. Постепенно формируется представление о мире, созданном руками человека. В ходе знакомства с предметами материальной и духовной культуры дети могут значительно обогатить свой словарный запас, высказать свои мысли, а потом ещё и поделиться впечатлениями с родителями. Необходимость рассказывать об увиденном стимулирует развитие связной речи. Это способствует выработке у дошкольников познавательной активности, активизируются мыслительные процессы.

Сам музей включает в себя непосредственно коллекцию пуговиц, картотеку специальных дидактических игр.

Мини-музей «Пуговка»

Наглядные пособия

На полочках музея также представлены поделки, сделанные совместно с педагогами и родителями.

Коллекция пуговиц

Поделки из пуговиц

Работа по созданию музея проходила поэтапно. И ребят мы также привлекали постепенно, начиная с самого простого и понятного им (беседа об истории появления пуговиц).

В целом аспекты музейной деятельности в группе включают в себя несколько направлений:

- знакомство с историей появления пуговиц;

- знакомство с интересными фактами из истории пуговиц;

- знакомство с материалом, из которого делают пуговицы;

- знакомство с разновидностями пуговиц;

- знакомство с использованием пуговиц в фольклоре (загадки, пословицы);

- проведение занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, экспериментальной деятельности и др.

Отметим, что экспонаты собранной нами коллекции находятся в свободном доступе у детей и могут быть применены в непосредственно-образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. Игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление. Постепенно снимается тревожность.

Коллекция пополняется нами уже три года. Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр по развитию речи дошкольников.

В своей работе с дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи, используем разные виды развивающих упражнений. Их можно сгруппировать по блокам. Представим некоторые из них более подробно.

Первый блок - Упражнения для развития мелкой моторики

Упражнение «Дождик»

Игровой материал: Лист бумаги, большое количество пуговиц разных форм и цветов.

Ход игры: Задача ребенка поиграть пуговицами, как ему захочется: трогать их, пересыпать их в ладошках; зажимать в кулачок и делать «дождик».

Во время игры уместно проговаривание стихотворения.

«В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер – косолап
В чаще сада. Что-то ели,
Что-то липы зашумели!
Капли роем загудели:
Кап-кап-кап!»
(автор С. Северный)

Упражнение «Жадина»

Игровой материал: контейнер с пуговицами разных цветов.
Ход игры: Опустить руки в емкость с пуговицами и захватить их, как можно больше, сжимая их между ладонями, рассыпать пуговицы.
Во время игры уместно проговаривание четверостишия.

«Ладошки вверх,
Ладошки вниз
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.»

Упражнение «Собери фигуру животного»

Игровой материал: шаблоны зверей, шаблоны лапок, большое количество пуговиц разных цветов.
Ход игры: необходимо правильно выбрать и пристегнуть лапки к туловищу животного.

Хотим отметить, что дети с большим интересом выполняют данные упражнения по сборке игрушек. Им необходимо самостоятельно застегнуть все пуговки в нужном месте и таким образом получается новая игрушка. В данном случае мы также отрабатываем навык застёгивания пуговиц. Поскольку многие дети имеют некоторые трудности с этим.

Игра «Укрась платье матрешки пуговками»

Игровой материал: шаблоны с отверстиями, большое количество пуговиц разных цветов.
Ход игры: необходимо правильно пришить пуговку по схеме

Второй блок - Упражнения для развития воображения

Упражнение «Выложи рисунок по цвету»

Игровой материал: Лист бумаги с готовым шаблоном рисунка, большое количество пуговиц разных цветов.

Ход игры: Заполнять пуговицами свободное пространство на листе, подбирать пуговицы по цвету.

Упражнение «Подбери листик нужного цвета»

Игровой материал: Шаблон деревьев, пуговицы в виде листиков разных цветов.
Ход игры: Заполнять листочками крону дерева в зависимости от сезона (лето, осень ).

Третий блок - Массаж пальцев рук

Упражнение «Массажные дорожки»

Игровой материал: готовые карточки с наклеенными пуговками.

Ход игры: ходим пальчиками по дорожкам в соответствии с рисунком; ищем пуговки одного цвета либо одинакового изображения (две морковки, два зайчика и т.д.)

Упражнение полезно выполнять двумя руками одновременно.

Стоит отметить, что представленные нами упражнения будут особенно полезны детям, которые испытывают сложности в процессе сосредоточения, концентрации внимания на определенном виде деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование мини-музея в группе позволяет в полной мере осуществлять работу по речевому развитию дошкольников с ТНР, сделать образовательный процесс более эффективным и продуктивным, способствует лучшему усвоению материала, успешной социализации детей с ТНР.

Систематически проводимая работа с детьми по развитию мелкой моторики в тесной взаимосвязи с изучаемыми лексическими темами, дает положительную динамику развития связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"

В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как Максим букву потерял»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как...

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка иг...

ПРОЕКТ по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....