Проект "Загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Яковлева Любовь Валерьевна

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, планетах, есть ли жтзнь в космосе и много других подобных вопросов, т.к. эта тема волнует их воображение. Тема космоса вызывает у детей неподдельный интерес, привлекает и интересует, как что то волшебное, таинственное и недоступное для обследования, а так же даёт возможность многосторонне развивать ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadochnyy_kosmos.docx57.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Загадочный космос»  Совместная деятельность

с детьми  старшего дошкольного возраста

                                       

                                                       Актуальность проекта    

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звёздах, планетах, есть ли жизнь в космосе и много других подобных вопросов, т.к. эта тема будоражит их воображение. Тема космоса вызывает у детей неподдельный интерес, привлекает и интересует, как что то, волшебное, таинственное и недоступное для тактильного обследования, а так же   даёт возможность многосторонне развивать личность ребёнка.

                                                    Ожидаемые результаты

Проект поможет детям сформировать первоначальное представление о космосе, солнце, как о звезде, основных планетах Солнечной системы, спутнике Земли – Луне, об основных созвездиях. Поможет детям самостоятельно научиться находить и усваивать информацию, используя различные источники.

                                                           Паспорт проекта

Тема: «Загадочный космос»

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели.

Продолжительность проекта: 1 неделя (10.04 – 14.04)

Задачи:

- дать детям знания о космонавтах, как об учёных, изучающих процессы формирования вселенной и историю зарождения природы планет;

- подробнее изучить способы освоения космоса в современном мире;

- дать знания о том, как космонавт проходит испытания перед полётом в космос, и для чего это необходимо.

Продукт детской деятельности: 1) выставка детских работ  по рисованию «Космос глазами детей», 2) Коллективная поделка «Планеты Солнечной системы».

                                                 Этапы реализации проекта

  • Подготовительный  этап (предварительная работа):

- составление плана реализации основного этапа проекта совместно с детьми;

- подбор методической и художественной литературы по выбранной теме;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- беседы и просмотр по сюжету познавательного м/ф «Изучаем космос. Солнечная система для детей» (см. материал в вк).

- подготовка материала к коллективной работе «Планеты солнечной системы» (вырезание деталей: звёзды, планеты; покраска жёлтой гуашью шара, в виде солнца).

- поделка «Робот» из Лего.

  • Основной этап (Содержание проекта):

Цикл бесед с использованием видео-материалов и иллюстраций по теме «Космос»

                                               

1)  Беседа «Что такое космос»

Цель: обогатить представления детей о планетах Солнечной системы, солнце, звёздах, первом полёте человека в космос

(См. Приложение)

2) Беседа на основе иллюстраций «Голубая планета – Земля»

Цель: объяснить детям, что такое телескоп и для чего он нужен учёным, показать, как выглядит планета Земля из космоса

 (См. Приложение)

3) Беседа на основе иллюстраций «Луна  - спутник Земли»

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, обогатить знания о лунной поверхности и атмосфере на Луне.

(См. Приложение)

4) Беседа на основе иллюстраций «Семья планет»

Цель: обогащать представления детей о планетах Солнечной системы.

(См. Приложение)

5) Беседа на основе иллюстраций «Солнце – источник жизни на земле»

Цель: обогатить знания детей о Солнце и его функционировании, как в космосе, так и на земле, и о значении солнца для всего живого.

(См. Приложение)

                       Совместная деятельность с детьми с учётом образовательных областей

Речевое развитие (П.Р., С.К.Р)

                                 Составление рассказа по серии картин «На космодроме»

Цель: закрепить знания детей о профессиях, связанных с космическими исследованиями; закреплять у детей навыки рассказывания, используя последовательный и интересный контекст логического завершения рассказа; учить детей грамматически правильно излагать свои мысли, используя наглядные материалы.

(См. Приложение)

Познавательное развитие: (С.К.Р., Ф.Р.)

                         

                                                      Занятие «Покорение космоса»

Цель: обогатить знания детей об истории покорения космоса и первых космонавтах; способствовать обогащению кругозора путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики; воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

(См. Приложение)

                                      Занятие «Путешествие по Солнечной системе»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «Солнечная система». Обогатить знания детей о планете Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; рассказать о понятиях «звезда», «планета», «комета», «спутник»; рассказать о названиях планет и объяснить, кто и когда дал эти названия (См. Приложение).

  Художественно-эстетическое развитие ( П.Р., Ф.Р.)

                                          Занятие по изодеятельности (рисование)      

                                                      «Космос глазами детей»                                    

Цель: развивать воображение детей; закреплять умение создавать художественную композицию, используя всю плоскость листа; учить сочетать разные художественные материалы (восковые мелки, гуашь, фломастеры для создания основного контура предмета); закреплять усвоенные ранее приёмы рисования и закрашивания изображений; стимулировать уверенность в рисовании.

(материалы: листы А4, фломастеры, восковые мелки, гуашь, фломастеры, иллюстрации по теме «Космос»).

                              Конструирование поделки «Планеты Солнечной системы»

Цель: обогатить представления детей об объектах солнечной системы; закрепить навыки работы с материалами по изодеятельности; развивать творческое мышление; воспитывать желание создавать поделки своими руками; воспитывать аккуратность и усидчивость.

(материалы: вырезанные картинки «Планеты солнечной системы, проволока, картонная основа, пенопластовый шар, клей, акриловые краски).

                                     Лепка «Покорители космоса – наши космонавты»

Цель: совершенствовать умение лепить фигуру человека приближённо по теме занятия, используя различные бросовые материалы (фольга, нитки, клей, др. бросовый материал).

  • Заключительный этап

Итоговое событие:  1) Викторина «Знатоки космоса» (см.Приложение), 2) Викторина-беседа «Профессии связанные с космосом»

Рефлексия:

                                   Психологическая игра «Посадка в космический корабль»

Материалы: Большая Ракета (игрушка), лестница из конструктора Лего (или любая другая), кружочки по числу детей, подписанные именем ребёнка (дети могут  подписать имя сами).

Ход игры: участники, т.е.  все дети, разбирают кружочки.

Воспитатель предлагает следующие действия:

В: Ребята, наша  космическая неделя подошла к концу. Давайте вспомним, что нового вы узнали на наших занятиях, беседах, в играх. Мы поступим следующим образом. У вас в руках кружочки. Подумайте и вспомните, что на наших занятиях для каждого из вас было сложно или непонятно, или всё вы поняли и во всём разобрались. Может быть, кому то наши разговоры о космосе были не интересны вовсе. Надеюсь, таких детей не будет.

(Дать детям подумать и вспомнить все события прошедшей недели и порассуждать, что нового они узнали за время проекта – за неделю. Время: примерно 30 сек. - 1мин).

В: Подумали? А теперь, те, кому всё было понятно, и всё вам было интересно, положите свои кружочки внутрь нашей ракеты, в одно из окошек.

Если что-то вам было непонятно, или бы вы хотели поговорить по этому вопросу ещё раз, чтобы полностью разобраться в непонятном для вас, положите свои кружочки на среднюю ступеньку нашего трапа, который ведёт в ракету. (Дети кладут кружочки на центральную ступеньку).

В:  Ребята, если некоторым из вас совсем тяжело дались наши разговоры о космосе, и вы ничего не поняли из наших занятий, положите свои кружочки перед нашей космической лестницей. Мы обязательно поговорим с вами ещё раз о всём том, что мы прошли за эту неделю. Может быть ребята, ваши друзья, сами вам расскажут о непонятных для вас космических объектах и событиях происходящих в космосе.

(Если такие дети нашлись, то они кладут свои кружочки перед лестницей).

Далее, воспитатель просматривает кружочки, положенные в центр и перед лестницей (если такие кружочки присутствуют), и озвучивает тех детей, для которых были сложности в изучении материалов проекта по космосу.

Воспитатель опрашивает такого воспитанника, в каждом отдельном случае, и выясняет, что именно ему было непонятным.  Предлагает остальным воспитанникам, или сам, объяснить тот или иной вопрос, который воспитаннику был непонятен. В дальнейшем, воспитатель неоднократно подходит к этим вопросам в индивидуальном ключе, и старается проработать все непонятные вопросы ещё раз.

Рекомендуемые игры для Проекта «Загадочный космос» (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые) вынесены  в Приложение.

Воспитатель самостоятельно принимает решение, в какой момент занятия или любой другой совместной деятельности, например на прогулке, необходимо провести ту, или иную игру или беседу.

Приложение к Проекту «Загадочный космос»

                         Подвижные игры, рекомендуемые

для проведения данного Проекта

                                          (Описание игр)

                                                               Игра «Ракета»

Материалы: обручи, по количеству меньше, чем количество детей.

Ход игры:

По группе (или на площадке) раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем игроков. Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим, места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей намного больше, чем обручей, можно разрешить «садится в ракету» по несколько человек). И дети принимают разные необычные позы. Те, кому не досталось места в «космическом корабле», выбирают самые необычные и красивые позы остальных детей. Затем, все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

                                                          Игра «Невесомость»

Ход игры:

Дети свободно располагаются в группе (зале, или на прогулке), делают «ласточку» и стоят, как можно дольше. Дети, случайно вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает тот, кто дольше всех простоит на одной ноге.

                                            Игра м/п «Солнце-Чемпион»

Материалы: обручи из бумаги с изображением планет, бубен.

Ход игры:

Выбранный ведущий-ребёнок проговаривает «космическую» считалочку, в ходе которой дети становятся одной из планет.

На Луне жил звездочёт.

Он планетам вёл учёт:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из воспитанников.

                                                    Игра «Ракетодром»

Материалы: флажки – красный,  жёлтый, зелёный, фиолетовый;  ракета (или предмет-заместитель), бубен.

Ход игры:

Дети произносят речёвку перед началом игры.

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов.

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов!

Старт! (ребёнок поднимает красный флажок)

Выбираются четверо детей-ведущих. Остальные дети  стоят вокруг ракеты (ракету может имитировать предмет-заместитель). Ведущие начинают по очереди поднимать свои цвета. По знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под музыкальное сопровождение (бубен). Через некоторое время второй ребёнок поднимает жёлтый флажок – дети двигаются по кругу в другую сторону. Далее третий ребёнок поднимает свой флажок – оранжевый. Остальные дети начинают двигаться по залу свободно. Четвёртый ведущий поднимает зелёный флажок – остальные дети садятся на корточки или останавливаются на месте. Ведущие сами контролируют время поднятия флажков. Главная задача – следить за поднятыми цветами и ориентироваться на установленные движения.

                                  Игра м/п «Кто быстрее долетит до Луны»

Материалы: лента на двух закручивающихся палочках с символом Луны в центре.

Ход игры:

В игре принимают участие два ребёнка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают противоположные концы ленты. Кто быстрее дойдёт до Луны, тот и выиграл. Игра проводится со всеми детьми по очереди.

                                                    Игра м/п «Космонавты»

Ход игры:

Дети повторяют движения по тексту

Запускаем мы ракету «У-у-у» (руки над головой в форме конуса)

Завели моторы «Р-р-р» (движение по кругу друг за другом)

Загудели «У-у-у» (руки расставили в стороны)

На заправку полетели: присели (руки вперёд), заправились (руки опустили)

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

                                                    Игра «Пробежки по Луне»

                                                          (уличный вариант)

Материалы: палочки для расчерчивания меток (или мел)

Ход игры:

1) пробежать в спокойном темпе, как можно дальше и дольше; 2) пробежать по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени; 3) пробежать, забрасывая ноги назад, стараться коснуться пятками ягодиц; 4) пробежать, перешагивая на бегу линии, нарисованные на земле, на расстоянии 1,5-2 м.; 5) пробежать, перешагивая через рейки или палочки (веточки), положенные на землю или приподнятые на высоту 15-20см.  

                                      Игра «Весёлые космические соревнования»

Материалы: эмблемы с названием космического корабля;

Ход игры:

Играющие дети становятся в несколько колонн у общей черты на расстоянии 2-3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число игроков. У каждой команды есть название космического корабля и эмблема с его изображением, которая надета на капитана.

Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3м (расстояние между линиями 20-25см). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70-80 см – «кратеры». Затем, на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя капитаны бегут по дорожкам, опускают на пол. После этого они быстро возвращаются, надевают эмблему на следующего участника команды и становятся в конец своей колонны.

                                         Игра-эстафета «Марсианские горки»

Материалы: флажки (2шт.), свисток, кегли.

Ход игры:

Игроки делятся на две равные по количеству игроков команды. Тот ребёнок, который остался не задействованный по ровному числу, выбирается ведущим. Игроки строятся в колонну друг за другом. Флажки кладутся в конец колонны, к последнему игроку. Последний игрок в колонне, по команде ведущего, проползает между каждым игроком своей команды, бежит до кегли, огибает её и возвращается к следующему игроку, в конец колонны и передаёт флажок. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все игроки. Выигрывает та команда, у которой быстрее всех пробегут игроки.

                                                Игра-конкурс «Засели планету»

Материалы: воздушные надутые шары по числу команд, маркеры или фломастеры по числу детей.

Ход игры:

По сигналу ведущего участники начинают «заселять» планету – рисовать на шариках человечков или существ. Время рисования– 5 минут. Побеждает та команда, которая быстрее и больше нарисует человечков.

Сюжетно-ролевые  игры, рекомендуемые  

для проведения данного Проекта

                                         (Описание игр)

                                         Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

Цели:

Обогатить тематику с/р игр по тематике проекта; познакомить с деятельностью космонавтов в космосе, воспитывать смелость и выдержку, обогатить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полёт», «открытый космос».

Задачи:

1. Расширять игровые замыслы и умения у детей.

2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

3. Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.

Атрибуты:  

Костюмы космонавтов, техническая аппаратура (рации, наушники, компьютеры, микрофон), космическая еда в тюбиках, карта звёздного неба, макет ракеты, видеокамера, фотоаппарат, ёмкости для сбора материала, аудиозапись космической музыки.

Предварительная работа:

- занятие на развитие кругозора «Первый космонавт», аппликация «Космические корабли»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (дома);

- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;

- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва), К. Булычёв «Алиса на планете загадок»;

- беседы: «Почему в космос летают только на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?»;

- рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос).

- чтение художественной литературы по теме «Космос».

 Распределение ролей:  мед. персонал, космонавты, родственники, репортёр, диспетчер, инструктор по полёту, бортинженер, капитан корабля.                                                                                                                              

Ход игры:

(Дети с воспитателем входят в группу, в центре которой стоит макет ракеты.)

В: Ребята, посмотрите, что вы видите?

(Ответы детей).

В: Верно, это ракета. Но есть ещё одно название для космической ракеты. Кто мне скажет, какое это название?

(Варианты ответов детей)

В: Правильно называть космическую ракету - Космический корабль.

Я предлагаю вам сегодня поиграть в игру «Космонавты». Как вы думаете, какие роли будут в этой игре?

(Ответы детей)

Д: Врачи, космонавты, родственники, репортёры, диспетчер, инструктор по полёту, бортинженер, капитан корабля.

В: Какими качествами должны обладать люди этих профессий?

(Ответы детей)

Д: Эти люди должны быть сильными, смелыми, умными, дружелюбными.

В: Верно, а какие действия они должны выполнять?

(Примерные ответы детей).

В: Капитан корабля набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами. А кто ещё участвует в подготовке к полёту?

Примерный ход разговора. Воспитатель, в случае трудностей, помогает и направляет на правильный ответ:

Д: 

-Космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

- Инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;

- Репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

- Врачи – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;

- Родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

- Бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

В: А теперь давайте распределим роли.

(После того, как роли распределены, дети надевают костюмы, берут атрибуты к игре и начинают выполнять функции своей роли. Можно раздать космонавтам  схему примерной последовательности игры, карту звёздного неба).  

Варианты развития сюжета:

- Подготовка отряда космонавтов, мед. осмотр;

- Запуск ракеты;

- Выход в космос, работа на орбите;                                                                    

- Выход в «прямой эфир» с Землей;

- ЧП на корабле;

- Прямая видеоконференция с космонавтами

- Собрание комиссии по космическим полётам в «центре космонавтики» (выбор задания для космонавтов: сделать зарисовки планет Солнечной системы, назвать соседей планеты Земля, расставить планеты по увеличению или уменьшению размеров).

- Поломка ракеты;

- Болезнь одного космонавта, его лечение;

- Высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных);

- Приземление (радостная встреча космонавтов (концерт, мед. осмотр).

В игре воспитатель берёт на себя второстепенную роль (например: диспетчер).

               

                         Сюжетно-ролевая игра «Спасатели Галактики»

                                          (совместная деятельность)

Цель: закреплять через игру полученные знания о профессии космонавта; продолжать обучение детей  брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры; продолжать обучение детей находить и использовать атрибуты и предметы-заместители для игры; развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать предстоящую игру; воспитывать доброжелательность и готовность выручить своего друга, в случае затруднения, в чём либо.

Предварительная работа: беседы на тему «Космос»; изготовление атрибутов к игре; рассматривание альбомов по теме «Космос»; заучивание стихов о планете Земля.

Материалы: шлемы, схема «Солнечная система», рация, карта маршрута, письмо, строительный материал, наушники, поделка в технике папье-маше «Камни» – 7 шт.;

Ход игры:

В: Ребята, сегодня утром, в нашем почтовом ящике я обнаружила письмо. Посмотрим, от кого оно? Письмо от жителя Луны – Лунтика. Кто нам прочитает письмо?  (Выбирается чтец)

Читаем:

«Здравствуйте, друзья. Пишет Вам, ваш друг – Лунтик. На нашу Галактику напал Грозный робот со своим войском. Раньше здесь было весело, а сейчас  грустно. Мы летали в гости  друг к другу и весело играли, а сейчас мы сидим по своим планетам и домам, и боимся выйти, т.к. Роботы расставили много препятствий на пути к другим планетам для нас! Я знаю, вы уже много знаете про космос, поэтому принял решение обратиться именно к вам, мои друзья! Помогите освободить нашу Галактику от разрушений войска Грозного Робота. Ничего не бойтесь! Я высылаю вам маршрут, как быстрее добраться до моей планеты в Солнечной системе.

Очень жду вашей помощи, ребята!

                                                                                                                                   Ваш друг, Лунтик».

 

В: Как вы думаете. Сможем мы побороть роботов и помочь Галактике? Конечно, да! Мы же смелые и много знаем про космос, поэтому справимся!

Ребята, на  чём же летают в космос? Конечно, на ракете! Без кого не полетит в космос ракета?

(Варианты ответов)

В: Ребята, все ответы верные. И все участники экипажа очень важны. Но самый главный человек в ракете, это командир. Выбираем командира. Какие качества должны быть у командира?

(Варианты ответов детей)

В: Командир, прежде всего, должен быть очень умным, знающим своё дело и, конечно же, смелым и решительным.

Кто ещё важен на космическом корабле?

(Варианты ответов)

В: Конструктор! Без него ракету не спроектировать.

Кто ещё очень важен на корабле? (Ответы).

Ребята, с Землёй же надо связываться, правильно? Так, кто же ещё должен быть на корабле?

Радист! Выбираем радиста.

Итак, начинаем строить нашу ракету. Конструктор нам будет подсказывать лучшие способы постройки ракеты, а мы будем действовать по его советам и помогать с постройкой ракеты.

Постройка ракеты (материалы: конструкторы различных типов).

В: Ребята, строительство ракеты закончено. Пришло время лететь! Командир, собирай свою команду!

Командир: Надеть шлемы! Занять свои места в ракете!

(Дети рассаживаются около «ракеты»).

До старта осталось 10 секунд. Отсчет пошёл. 1,2,3,4,5,6.7,8,9,10 Старт! Летим!

(Играет тихая инструментальная музыка).

В: Ребята, на нашей карте первая планета – планета Звездочётов. Посмотрите, сколько много звёзд на небе! Это подсказка! Летим по их направлению.

(На потолке появляются  звёзды в ряд).

Нам кажется, что они крохотные, но на самом деле – это огромные раскалённые шары, состоящие из газов. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к нам. Учёные пытались сосчитать их, и на помощь пришёл телескоп. Учёные насчитали более 200 миллионов звёзд. И цвет у них разный, который зависит от температуры звезды.

(Звучит сигнал рации)

Радист: Поступил сигнал с планеты Звездочётов!

В: Командир, приготовится к выходу в открытый космос!

(Дети встают со стульчиков около ракеты)

 В: А вот и первая ловушка Грозного робота. Посмотрите, вся планета Звездочётов завалена обломками их ракеты. Грозный робот сломал их космическую ракету, чтобы они никуда не смогли вылететь! Давайте сложим для них ракету обратно. Каждый должен принять участие в постройке.

(Дети выкладывают на столе один большой космический корабль.

Материал: конструктор Лего)

В: Командир, справилась твоя команда с первой ловушкой? Молодцы! Жители планеты Звездочётов вас благодарят! Сделаем отметку на нашей карте-подсказке, что задание выполнено. И мы летим дальше.

Командир: Экипаж, возвращаемся в ракету. Занять свои места и пристегнуться. Летим!

(Звучит сигнал рации)

Радист: Сигнал рации! Поступил сигнал с планеты «Чистюли»

В: Ребята, у нас просят помощи жители планеты «Чистюли»!

Командир: Приготовиться к выходу в открытый космос!

(Дети встают со стульчиков и окружают планету)

Командир: Ребята, посмотрите, Грозный робот  завалил планету камнями. И чтобы её освободить, надо отгадать загадки. Итак, загадки про космос:

«Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают» (Звёзды)

«Ковёр большой, а не ступишь на него ногой» (Небо)

«Жёлтая звезда согревает всегда» (Солнце)

«Все планеты освещает, от других звёзд защищает» (Солнце)

«На планете им дышат все, и люди, и звери, и птицы» (Кислород)

«В космосе с хвостом летаю, пыль вселенной собираю» (Комета)

«Он в скафандре, со страховкой вышел на орбиту. Кораблю поправил ловко кабель перебитый» (Космонавт)

 

(«Камни» убираются по мере отгадывания загадок)

Командир: Мы справились с задачей. Почистили планету «Чистюли». Давайте отметим на нашей карте, которую прислал нам Лунтик, то, что мы спасли и эту планету. Все по местам. Отправляемся дальше.

Радист: Поступил сигнал с планеты «Художников».  Грозный робот  разломал все  портреты их друзей, с планеты Весельчаков, и завалил дорогу в космос обломками. Они просят им помочь.

В: Ребята, смотрите, вот и обломки портретов. Давайте их соберём вновь!

(Дети выкладывают на столе человечков из счётных палочек).

В: Мы отлично справились с этим заданием! Помогли восстановить портреты Весёлых человечков и расчистили  проход в космос!

Отметим на нашей карте это место и в путь!

Командир:  По местам! Пристегнуться! Летим дальше.

Радист: Поступил сигнал с планеты «Весёлых человечков»! Добрый сигнал. Это единственная планета, которую робот обошел стороной и ничего не разрушил на ней!

Командир: Приготовиться к выходу в открытый космос!

В: Ребята, жители этой планеты благодарят вас за их восстановленные портреты и хотят посмотреть, умеете ли вы шутить. Вот их задание.

                                                                Игра «Ракета»

Материалы: обручи, по количеству меньше, чем количество детей.

Ход игры:

По группе раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем игроков. Дети идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим, места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей намного больше, чем обручей, можно разрешить «садится в ракету» по несколько человек). И дети принимают разные необычные и смешные позы. Те, кому не досталось места в «космическом корабле», выбирают самые лучшие позы остальных детей. Затем, все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

В: Ребята, мы показали нашим Весёлым человечкам, что мы тоже умеем шутить. Отметим на нашей карте и эту планету.

Командир: Пристегнули ремни. Летим дальше!

Радист:  Поступил сигнал с планеты Солнечная семейка! Грозный робот раскидал фотографии всех её детей, а у неё их девять! Давайте соберём их снова и расставим по порядку!

                        Коллективная работа «Планеты солнечной системы»

Материалы:  лист пенопласта, круглый  окрашенный шар в виде солнца, проволока (по числу планет); фотографии девяти планет Солнечной системы.

Ход работы:

Дети расклеивают по заготовке (сделанной заранее; см. «Предварительная работа»), планеты Солнечной системы.

В: Молодцы, ребята! Всё исправили. Летим дальше.

Командир: Пристегнули ремни! Полетели.

Радист: Внимание, сигнал от робота Лунтика! Он уже совсем близко. И ждёт нас. А вот и он!

Командир: Приготовится к высадке на спутник планеты Земля - Луну!  

Лунтик: Приветствую, вас, ребята! Я так долго ждал вас! Я очень рад, что вы смогли помочь всем жителям нашей Галактики. Но Грозный Робот наделал ещё одну беду и перемешал все фотографии  планет, которые я приготовил вам в подарок. Но я знаю, что вы можете всё исправить и поставить планеты в правильном порядке, так, как они должны находиться по отношению к солнцу.

(Дети, под руководством воспитателя, выполняют задание).

Лунтик: Спасибо, ребята! Теперь все планеты Солнечной системы стоят правильно! Вы спасли Галактику от нападения Грозного Робота и теперь мы снова можем летать к друг другу в гости!

Командир: Спасибо, Лунтик. Мы никогда не забудем, как нас хорошо приняли  жители  Галактики! Но нам пора возвращаться на Землю. И когда Луна в следующий  раз покажется над  Землёй, мы обязательно вспомним тебя и помашем тебе рукой! А теперь – прощай!

Экипаж, мы взлетаем!

(Все рассаживаются на стульчики возле ракеты).

Командир: Наш экипаж прибыл на родную планету – планету Земля!

В: Ребята, мы с вами сегодня путешествовали по Галактике. Мы увидели с вами всего лишь немного, кусочек. Ведь Галактика просто огромна. И наша планета – это крошечка, по отношению к тому количеству планет и звёзд, в котором она находится в Галактике. Мы помогли жителю Луны – Лунтику, и его друзьям с других планет. Давайте сделаем планете Земля подарок - расскажем стихи про неё.

(Дети рассказывают подготовленные стихи)

1)  Наша Земля —

    Это шар голубой,

    Где посчастливилось

   Жить нам с тобой.

2) Давайте будем беречь планету,

    Другой такой на свете нету.

    Развеем над нею и тучи, и дым,

    В обиду её никому не дадим.

    Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

    От этого станем мы только добрей.

    Украсим всю землю садами, цветами…

    Такая планета нужна нам с вами!

3) Наша Земля —

    Это шар голубой,

    Где посчастливилось

    Жить нам с тобой.

    Реки и горы,

    Леса и моря —

    Все подарила нам

    Наша Земля.

4)  Наш дом родной, наш общий дом –

    Земля, где мы с тобой живем!

    Ты только посмотри вокруг:

    Тут речка, там – зелёный луг,

    А где-то снег лежит горой,

    А где-то жарко и зимой…

    Одно у них названье есть:

    Леса, и горы, и моря –

    Всё называется ЗЕМЛЯ!

    Я чудную эту планету люблю

    За Зиму, за Лето, за Осень, Весну!

                                                          Итоговое событие

                                               Викторина «Знатоки космоса»

Цель: закрепить знания о космосе.

Задачи:

- систематизировать знания о планетах Солнечной системы, космонавтах;

- активизировать речевую деятельность детей, обогатив словарь космическими терминами (космонавт, астроном, звездочёт, телескоп);

- развивать интеллектуальные и познавательные  способности детей.

Ход викторины:

Вступительная часть:                      

                                                                  Кроссворд

В: Ребята, совсем скоро, уже на этой неделе – 12 апреля, будет праздник. Кто мне скажет, какой?

(Ответы детей: День Космонавтики)

В: Это праздник всех космонавтов и людей, которые участвуют в создании космических ракет. И мы с вами сегодня отправимся в ещё одно  космическое путешествие. А для того, чтобы узнать, на чём мы отправимся, вам необходимо разгадать кроссворд.  

В: Ребята, нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы. За правильный ответ вы получите смайлик. Слушаем внимательно!

  • Фамилия первооткрывателя космоса? (Гагарин)
  • Какие первые животные побывали в космосе? (Собаки)
  • Небесное тело из газов и пыли, у которого есть  голова и хвост (Комета)
  • Единственная звезда в Солнечной системе (Солнце)
  • Кто в древности по звёздам предсказывали судьбу? (Звездочёты)
  • Спутник планеты земля (Луна)

Г А Г А

Р

И Н

С О Б

А

К И

К

О М Е Т А

С  О  Л  Н  Ц

Е

З  В  Е  З  Д  О  Ч  Ё

Т

Л  У  Н

А

В: Какое у нас слово получилось? Ракета! Молодцы, ребята.

Отправляемся в путь на ракете!

Обратный отсчёт: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Летим….

(Дети делают несколько кругов по группе. Останавливаются)

                                                                   

Основная часть:

                                                       

                                                    Игра «Доскажи словечко»

В:  Ребята, давайте сделаем остановку и поиграем в игру. Я буду вам загадывать загадку, а ваша задача – подобрать отгадку в рифму.

1) Чтобы глаз вооружить

     И со звёздами дружить,

     Млечный путь увидеть, чтоб

     Нужен мощный…. (телескоп)

2) Телескопом сотни лет

     Изучают жизнь планет.

     Нам расскажет обо всём

     Умный дядя….. (астроном)

3) Астроном – он звездочёт,

    Знает звёзды наперечёт!

    Но всех лучше звёзд видна -  

    В небе полная….. (луна)

4) До Луны не может птица

    Долететь и прилуниться,

    Но зато умеет это

    Делать быстрая…. (ракета)

5) У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски – астронавт

А по-русски….(космонавт)

6) Космонавт сидит в ракете,

Видит он сквозь толщу лет

Ледяной летит объект,

Хвост его  - полоска света,

А зовут объект…. (комета)

7) Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная….. (дыра)

8) В чёрных дырах темнота

Чем-то чёрным занята.

Там окончил свой полёт

Межпланетный…. (звездолёт).

                                                         

В: Молодцы, ребята! Пришло время лететь обратно. Садимся в нашу воображаемую ракету и полетели!

(Дети делают несколько кругов по группе).

Рефлексия:

Ребята, мы с вами сегодня разгадали кроссворд и загадки. И у меня есть несколько небольших  заданий для вас.

1 задание: Давайте вспомним космические слова, которые мы услышали (краткая беседа)

2 задание: Так как  это последнее мероприятие на нашей космической неделе, давайте вспомним, чем мы с вами занимались всю неделю (краткая беседа).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...