НОД по ПР "Знакомство со свойствами магнита"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Цель - познакомить с физическими свойствами магнита, определение областей применения в повседневной жизни через игру с элементами эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_magnit.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5 - 6 лет старшая группа

Тип НОД

Тематическое занятие

Тема НОД

«Знакомство со свойствами магнита»

Цель

познакомить с физическими свойствами магнита, определение областей применения в повседневной жизни через игру с элементами эксперимента.

Задачи

- познакомить детей со способностью магнита, притягивать к себе железные предметы, передавать свою силу через разные среды: воду, дерево, пластмассу, 

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать у детей навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми через вовлечение в экспериментальную деятельность;

Материал

Магниты для каждого ребёнка, скрепки, картон, деревянная пластина, стакан прозрачный стеклянный и пластиковый; аудиозапись  с голосом и изображение Смурфа на SMART BOARD: картинки музыкальных, медицинских и рабочих инструментов. Контейнеры с песком, манкой, банки с водой, коробки бумажные в них спрятаны инструменты (ключи, отвертки, и др), можно воспользоваться набором металлического конструктора.

Предполагаемый результат

Дети знают свойство магнита

Дата проведения

ФИО воспитателя

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, чувство сопереживания за героя, развивать связную монологическую речь. Сформировать и зафиксировать «детскую» цель – помочь зайчику найти воздух.

I. Введение в ситуацию

-Ребята, вы заметили у нас с вами в группе уже давно  живут Смурфики. Но ведь у них есть своё жильё. Где они живут?

- Наверное, опять злой волшебник Гаргамель, что-то сделал, из-за чего смурфам пришлось спасаться бегством. И теперь они живут у нас.  Смурфы смогли записать своё видео обращение к нам. Давайте их послушаем.

Включаю гиф видео с изображением смурфа.

- Ребята, злой колдун Гаргамель, наслал на нашу деревню великанов. Деревня полностью разрушена, но это ёще полбеды. Колдун заколдовал в лесу все наши рабочие инструменты и теперь мы не сможем отстроить свою деревню заново.

Помогите нам, пожалуйста, найти наши инструменты.

- Ребята, хотите помочь  Смурфам найти строительные инструменты? Сможете?

Беседа

Беседа из личного опыта.

- В деревне Смурфов

 (Дети фиксируют детскую цель помочь смурфам найти их инструменты )

Да, сможем

Личностные.

Коммуникативные.

Ответы детей на вопросы: Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: актуализировать мыслительные и речевые операции, расширять знания детей о воздухе и его свойствах; упражнять в умении рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.  Актуализировать, логическое мышление память, учить работать вместе, сообща, одной командой; уважать мнение своего товарища. 

II. Актуализация знаний

- Давайте подойдём к доске  (картинки строительных инструментов, и лишние картинки (музыкальные и медицинские инструменты)) и  вспомним, какие вы знаете инструменты, и из чего делают эти инструменты?

 - Все ли инструменты здесь нужны Смурфам  для строительства?

- Вы всё правильно сказали.

- Скажите, где в лесу можно спрятать строительные инструменты? Конечно, их можно спрятать где угодно.

-  Знаете как найти заколдованные инструменты? Умеете?

Я приготовила для Вас вещи помощники. С ними вы обязательно найдёте строительные инструменты смурфов  (бинокли, лупы, магниты, фонарики)

- Тогда ищите.

Словесный

Поисковые вопросы к детям

Нет, здесь есть лишние инструменты.

 Это труба, бубен – музыкальные инструменты.

Шприц, пинцет, градусник – медицинские инструменты

Смурфам нужны – молоток, пила, гайки, болты, ключ, отвертка – это строительные инструменты.

Их делают из металла, железа.

В земле, в реке, в дупле, в разном мусоре.

Да сможем, знаем

Познавательные

Коммуникативные

Анализ образца

Этапные задачи: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, провести рефлексию «почему не получилось?», упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями

III. Затруднение в ситуации

 Дети берут предметы, которые им нужны для поиска . Ищут.

 -Приходят и говорят, что  не смогли найти с помощью вещей помощников заколдованные инструменты

- Вы смогли помочь смурфам?

Словесный

Практический

 Нет,  мы искали строительные инструменты, но не смогли найти, потому что не знаем, как и где их искать.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Получилось?

Почему не получилось?

Что нужно сделать

Этапные задачи: формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»; развивать умение фиксировать новое знание развивать у детей навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми через вовлечение в экспериментальную деятельность

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Скажите, мне, пожалуйста, если вы чего не знаете, но очень хотите  узнать, что нужно сделать? (Спросить у СС, у взрослых, посмотреть в книге и тд. Дети выбирают способ действия («если что - то не знаю, то можно спросить у того кто знает»).

Тогда спросите меня, что вы хотели бы узнать?

 -   У вас в помощниках есть один удивительный предмет. Это камень, бывает разной формы, на ощупь холодный, твердый, тяжелый, и как по – волшебству притягивает к себе железные предметы.

– Конечно, вы правы. Это магнит.

Но прежде чем приступить к нашим поискам, давайте проговорим, как нужно вести себя, чтобы оказать помощь как можно скорее и при этом не навредить себе и товарищам.

- Во первых магнит может притягивать железные, металлические предметы через  картон (бумагу).

Возьмите картонный лист, положите сверху скрепки под низ поставьте магнит. Что вы видите?

Во вторых магнит может притягивать предметы через деревянные предметы

Возьмите деревянную дощечку, положите сверху скрепки, под низ поставьте магнит. Что вы видите?

В 3х  магнит может притягивать предметы через пластмассу.

Возьмите пластмассовый стаканчик положите в него скрепку. С внешней стороны поднесите магнит. Поднимайте магнит вверх Что происходит?

Значит магнит примагничивает железные предметы через пластмассовый стаканчик.

Интересно, а через стекло примагнитятся скрепка к магниту?

Давайте попробуем. Положите скрепку в стеклянный стакан и поднимаем вверх магнит через стекло. Что произошло?.

Теперь давайте добавим в стакан воду и посмотрим изменятся ли свойства магнита, сможем ли мы достать скрепку не замочив рук?

Что у вас получилось?

Наглядный

Практический: показ способа действия,

Разъяснение

Образец – схема, наглядный пример

- Спросить у того, кто знает.

( у родителей, знакомых…)

- У воспитателя.

- Как найти строительные инструменты смурфов ?

- Это магнит.

Мы должны быть вежливы, выслушать мнение товарища, не перебивать др друга, не брать в рот неизвестные предметы и вещества.

Скрепки двигаются за магнитом, те притягиваются

Скрепки следуют за магнитом.

Скрепка очутилась на магните.

И нам интересно. Давайте попробуем

Скрепка оказалась на магните. Магнит притягивает и через стекло.

Скрепка снова оказалась на магните, оказывается и через воду магнит притягивает железные, металлические предметы.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Наблюдение за процессом, Выслушать ответы детей.

Пояснения

указания

Этапные задачи: использовать новый способ действия; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы, воспитывать целеустремленность, планировать свои действия (что нужно сделать, чтобы помочь Смурфам), развивать память, слуховое внимание,  мелкую моторику рук; умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща 

V Введение новых знаний в систему знаний

- Теперь зная свойства магнита притягивать к себе железные, металлические предметы вы сможете помочь Смурфам?

-  Детям предлагаются подносы с разными веществами (вода, манка, земля в них спрятаны металлические инструменты) и провести манипуляции с ними.

Вы закончили? Давайте проверим, у всех получилось найти строительные инструменты?

Указание

Показ действий

Разъяснение

- Да сможем.

 

Да, мы все попробовали

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Анализ детских работ

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии;  с помощью системы вопросов «Кому помогли?» помочь детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели – помочь Смурфам найти инструменты. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» подвести  детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали свойства магнита

VI Осмысление (итог)

Воспитатель собирает около себя детей.

- Кому мы сегодня помогали?

Выслушиваются все ответы детей.

- Смогли помочь ?

С помощью чего вы  обнаружили строительные инструменты?

- Почему смогли?

- А еще почему смогли?

Словесный:

Художественное слово

Мы сегодня помогали Смурфам искать строительные инструменты

- Да смогли, потому что узнали свойство магнита притягивать железные предметы через воду, бумагу, песок,

Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем.

Личностные

Коммуникативные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? Почему смогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства магнита"

Конспект занятия "Свойства магнита" по ознакомлению с окружающем миром. Знакомство детей со свойствами магнита через опыты и эксперименты...

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Удивительные свойства магнита

Комплексное занятие по экспериментальной деятельности...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Свойства магнита

Экспериментирование  всегда интересно и познавательно для детей....

НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....