НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironova_t.v.doc | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в подготовительной к школе группе |
«СВОЙСТВА МАГНИТА.» |
Старший воспитатель: |
Миронова Татьяна Викторовна. |
Г.Котовск |
2013 год |
Тип – интегрированная образовательная деятельность.
Приоритетная образовательная область – познание.
Интегрируемые образовательные области
- Социализация;
- Коммуникация;
- Музыка;
- Безопасность;
- Здоровье.
Возраст детей - подготовительная к школе группа.
Цель образовательной деятельности:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Цель эксперимента:
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
3.Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число, знания о геометрических фигурах.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, кусочки ткани, магниты разного вида, подносы для раздаточного материала. Вода в стаканчиках, скрепки. Утенок с металлическим дном, нарисованная на листе картона (можно листы ватмана) тропинка, в виде геометрических фигур (на каждого ребенка). Схемы правил поведения в лаборатории, таблица – схема для занесения результатов экспериментов. Магнитная доска, мячик. Набор картинок к игре «четвертый лишний», «колпаки мудрецов», часы. Презентация «Легенда о магните».
Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук.
I. Зрительная гимнастика (эмоциональный настрой)
Побыстрее выходим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили
Землю нашу проводили.
Глазки вверх, смелей вперёд.
Нас лаборатория зовёт!..
- Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.
Топ–топ, хлоп – хлоп, вокруг себя повернись, в настоящих мудрецов превратись!
(Во время этого педагог надевает на детей «колпаки мудрецов».)
- Ребята, на кого мы стали похожи? Похожие головные уборы носили в древности мудрецы. А как мы называем их теперь? Учеными, исследователями, испытателями. Место, где проводятся опыты, называется лабораторией. Давайте мы с вами тоже пройдем в волшебную лабораторию.
- Ребята, в волшебной лаборатории есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.
( Дети рассматривают и рассуждают о значении изображений.)
Правила поведения и безопасности при проведении опытов.
1. Нельзя ничего пробовать на вкус;
2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;
3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;
4.будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
Постановка проблемной ситуации.
-Ой-ой-ой! Что случилось с моими часами?
(Воспитатель показывает свои часы. Дети рассматривают, рассуждают, находят магнит)
- Спасибо, что помогли мне. Теперь мои часы показывают точное время.
Что это ребята? (магнит)
- А какое свойство магнита мы уже знаем? (он притягивает предметы).
- Обычный магнит. Много секретов в себе он хранит.
Легенда о магните.
- Я расскажу вам одну старую легенду.
( Презентация на экране. Звучит спокойная музыка.)
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Понравилась вам эта легенда?
- Почему же магнит так назвали?
(Ответы детей.)
II. Игра-опыт №1 «Всё ли притягивает магнит? »
- Настоящие ученые всегда стараются сами убедиться, точно ли это так. Для этого они производят различные опыты. Давайте и мы с вами проверим, на самом ли деле магнит притягивает только металлические предметы?
- Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет. Всё ли притягивает магнит?
Разберите предметы таким образом:
- справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;
- слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.
- Как мы это проверим? (с помощью магнита)
- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
(Самостоятельная работа.)
- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
- Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
- А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).
- Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
- А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице «Свойства магнита» при помощи знаков «+» и «-»..
Материал. Притягивается ли магнитом?
Резина -
Дерево -
Железо +
Пластмасса -
Бумага -
Ткань-
(Дети ставят условные значки и формулируют умозаключение.)
III. Игра-опыт №2. «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?
Проблемная ситуация.
В стаканчик с водой помещается скрепка.
- Как достать скрепку, не намочив при этом рук?
(Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
- А поможет нам в этом удивительная план - карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство.
- Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан)
- Что потом? (бросить скрепку в стакан)
- А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
-Магнитные силы проходят через стекло.
(Дети убеждаются, что можно достать предмет из воды, не намочив рук при помощи магнита. Дети ставят условный значок в таблице «Свойства магнита» и формулируют умозаключение.)
IV. Игра – опыт №3 «Магнит действует через препятствия».
Проблемная ситуация.
- Как провести утенка по тропинке, не прикасаясь к нему?
(Каждому ребенку дается утенок с металлическим дном. Нарисованная на тонком листе картона тропинка, в виде геометрических фигур.
Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
- Давайте обратимся к нашей план-карте, которая нам поможет провести опыт.
- Алёша, расскажи, что мы будем делать?
- Я положу утёнка на тонкий лист картона, магнит под картон. Буду двигать утёнка по нарисованной тропинке.
- Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
- Утята двигаются.
- В каком направлении двигались утята? По каким геометрическим фигурам?
(Дети называют геометрические фигуры. У всех разные.)
- А почему утята двигались? С помощью чего?
- Внизу у утёнка тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
- Что двигает утят? (магнитная сила).
- Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Магнитная сила проходит через картон, бумагу.
- Магниты могут действовать через картон, бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
- Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
- Магнитная сила проходит через стекло, воду и бумагу (тонкий картон).
- Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.
- Ребята, давайте отметим результаты наших опытов на таблице (отмечает 1 ребёнок).
V. Игра – опыт №4. «Рыбалка».
- А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
(Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.)
- Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Значит, магнитные силы проходят через воду.
(Делается отметка о проведенном опыте в таблице.)
VI. Физминутка (с мячом).
Игра «Притягивает – не притягивает»
- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.
XII. Игра-опыт №5 «Летающая птичка».
Ручной труд «Птичка».
- А сейчас, я покажу вам фокус. Подойдите ко мне поближе.
Воспитатель показывает фокус «Летающая птичка»
- Кто догадался, почему моя птичка летает?
- К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с птичкой, она приходит в движение, летает.
Дети рассматривают конструкцию.
- Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими птичками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? (скрепка, бумажная птичка, нитка, скотч).
- Тогда вырежем птичек, прикрепим на них скрепку и скотчем закрепим их на картоне. Попробуем поднять свою птичку в воздух.
Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, папирусная бумага с нарисованным контуром птички, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч.
Пальчиковая гимнастика на стихотворение Ирины Токмаковой.
(Пальцы рук сжаты в кулак. На каждое название птицы разжимать по одному пальчику сначала правой, затем левой руки).
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта - стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам! (Сжать пальцы обеих рук в кулаки).
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают птичек и конструкцию, проделывают фокус с птичкой.
- Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.
- Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.
- Ребята, давайте оставим своих птичек в подарок волшебной лаборатории.
VIII. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
(Детям раздаются картинки с изображениями различных предметов, карандаши (один карандаш сломан).)
- Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?
(Дети отмечают предмет, который может притянуть к себе магнит.)
Создание проблемной ситуации – «Сломанный карандаш».
- Ребята! У Андрюши сломан карандаш! Как же он сможет отметить лишний предмет?
(Дети разрешают ситуацию – предлагают свои карандаши.)
IX. Итог занятия.
Воспитатель смотрит на часы.
- Как быстро летит время, к сожалению, нам пора возвращаться домой. Но, перед тем как вернуться, я хочу задать вам несколько вопросов:
- Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты?
- С каким волшебным камнем вы познакомились?
- Как звали человека, который впервые обнаружил магнит? Чем он занимался?
- Что обозначает выражение «магнитная сила»?
- С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)
(Ответы детей)
Возвращение в группу.
-А теперь пришла пора покинуть нашу лабораторию и возвратиться в группу. Встаньте в круг.
А теперь пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Ребята быстро по местам
Перемещению старт дан.
Закройте глаза. Считаем от десяти до одного.
( Тем временем воспитатель с детей снимает шляпы.)
- Ну вот, вы снова стали просто мальчиками и девочками.
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки).
- Посмотрите, а на нашей магнитной доске не хватает цифр. Давайте исправим. .2.3..6.8.
(Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.)
А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"
Задачи приоритетной образовательной области:· «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...
Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"
Задачи приоритетной образовательной области:· «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...
ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....
Опытно-экспериментальная НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Волшебные свойства магнита"
“Важное дело – эксперимент!В нём интересен нам каждый момент”....
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов...
НОД в подготовительной к школе группе на тему «Приключения с Магнитом»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Приключения с Магнитом»...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности "Магниты и магнетизм"
Дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы...