НОД в подготовительной к школе группе "Свойства магнита"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Миронова Татьяна Викторовна

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mironova_t.v.doc38.04 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной к школе группе

 

«СВОЙСТВА  МАГНИТА.»

                                                                                                    Старший воспитатель:

Миронова

Татьяна Викторовна.

Г.Котовск

2013 год


Тип – интегрированная образовательная деятельность.

Приоритетная образовательная область – познание.

Интегрируемые образовательные области

  • Социализация;
  • Коммуникация;
  • Музыка;
  • Безопасность;
  • Здоровье.

Возраст детей - подготовительная к школе группа.

Цель образовательной деятельности:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

 Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

Образовательные:

 1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

 2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.

 3.Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число, знания о геометрических фигурах.

Развивающие:

 1.     Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

 2.     Развивать   познавательный  опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств -  символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.

 3.     Развивать коммуникативные навыки.

 4.     Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

Воспитательные:

       1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

       2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение  правил техники безопасности.

Оборудование:

 Железные, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые предметы, кусочки ткани, магниты разного вида, подносы для раздаточного материала. Вода в стаканчиках, скрепки. Утенок с металлическим дном, нарисованная на листе картона (можно листы ватмана) тропинка, в виде геометрических фигур (на каждого ребенка). Схемы правил поведения в лаборатории, таблица – схема для занесения результатов экспериментов. Магнитная доска, мячик. Набор картинок к игре  «четвертый лишний», «колпаки  мудрецов», часы. Презентация «Легенда о магните».

  Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук.

 

I. Зрительная гимнастика (эмоциональный настрой)

Побыстрее  выходим в круг!

 Ты мой друг и я твой друг.

 Друг на друга оглянулись (глазами)

 Обнялись и улыбнулись.

 Вниз глаза мы опустили

 Землю нашу проводили.

 Глазки вверх, смелей вперёд.

 Нас лаборатория зовёт!..

 - Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.

Топ–топ, хлоп – хлоп, вокруг себя повернись, в настоящих мудрецов превратись!

 (Во время этого педагог надевает  на детей  «колпаки мудрецов».)

- Ребята, на кого мы стали похожи? Похожие головные уборы  носили в древности мудрецы. А как мы называем их теперь? Учеными, исследователями, испытателями. Место, где проводятся опыты, называется лабораторией. Давайте мы с вами тоже пройдем в волшебную лабораторию.

- Ребята, в волшебной лаборатории есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.

( Дети рассматривают и рассуждают о значении изображений.)

Правила поведения и безопасности при проведении опытов.

1. Нельзя ничего пробовать на вкус;

2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только со взрослыми;

4.будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

Постановка проблемной ситуации.

  -Ой-ой-ой! Что случилось с моими часами?

(Воспитатель показывает свои часы. Дети рассматривают, рассуждают, находят магнит)

 - Спасибо, что помогли мне. Теперь мои часы показывают точное время.

Что это ребята? (магнит)

 - А какое свойство магнита мы уже  знаем? (он притягивает предметы).

 - Обычный магнит. Много секретов в себе он хранит.

Легенда о магните. 

 - Я расскажу вам одну старую легенду.

( Презентация на экране. Звучит спокойная музыка.)

 - В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

 - Понравилась вам эта легенда?

 - Почему же магнит так назвали?

(Ответы детей.)

II. Игра-опыт №1 «Всё ли притягивает магнит? »

-  Настоящие ученые всегда стараются сами убедиться, точно ли это так. Для этого они производят различные опыты. Давайте и мы с вами проверим, на самом ли деле магнит притягивает только металлические предметы?

- Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет. Всё ли притягивает магнит?

Разберите предметы таким образом:

- справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;

 - слева от вас, положите  предметы, которые не реагируют на магнит.

 - Как мы это проверим? (с помощью магнита)

 - Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

(Самостоятельная работа.) 

 - Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?

 - Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

 - А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).

 - Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

- А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем  результаты эксперимента  в таблице «Свойства магнита» при помощи знаков «+» и «-»..

 Материал. Притягивается ли магнитом?

 Резина    -

 Дерево    -

 Железо    +

 Пластмасса    -

 Бумага   -

 Ткань-

(Дети ставят условные значки и формулируют умозаключение.)

III. Игра-опыт №2. «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?

 Проблемная ситуация. 

В стаканчик с водой помещается скрепка. 

- Как достать скрепку, не намочив при этом рук?

(Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:

- А поможет нам в этом удивительная план - карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство.

 - Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан)

 - Что потом? (бросить скрепку в стакан)

 - А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

 - Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

 -Что же двигало  скрепку? (Магнитная сила)

 -Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

 -Магнитные силы проходят через стекло.

 

(Дети убеждаются, что можно достать предмет из воды, не намочив рук при помощи магнита. Дети ставят условный значок в таблице «Свойства магнита» и формулируют умозаключение.)

IV. Игра – опыт №3 «Магнит действует через препятствия».

Проблемная ситуация.

-  Как провести утенка по тропинке, не прикасаясь к нему?

 (Каждому ребенку дается утенок с металлическим дном. Нарисованная на тонком листе картона тропинка, в виде геометрических фигур.

Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:

- Давайте обратимся к нашей план-карте, которая нам поможет провести опыт.

 - Алёша, расскажи, что мы будем делать?

 - Я положу утёнка на тонкий лист картона, магнит под картон. Буду двигать утёнка по нарисованной тропинке.

-  Приступайте к проведению опыта.

- Расскажите, что вы сделали и что получили.

- Утята двигаются.

- В каком направлении двигались утята? По каким геометрическим фигурам?

(Дети называют геометрические фигуры. У всех разные.)

 - А почему утята двигались? С помощью чего?

- Внизу у утёнка тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.

 - Что двигает утят? (магнитная сила).

 - Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.

 - Какой мы можем сделать вывод?

 - Магнитная сила проходит через картон, бумагу.

 - Магниты могут действовать через картон, бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

 - Какой же вывод можно сделать, через какие материалы  и вещества проходит магнитная сила?

 - Магнитная сила проходит через стекло, воду и бумагу (тонкий картон).

 - Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.

 - Ребята, давайте отметим результаты наших опытов на таблице (отмечает 1 ребёнок).

V. Игра – опыт №4. «Рыбалка».

- А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.

(Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.)

 - Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

 -Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Значит, магнитные силы проходят через воду.

(Делается отметка о проведенном опыте в таблице.)

VI. Физминутка (с мячом).

Игра «Притягивает – не притягивает»

 - Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.

XII. Игра-опыт №5 «Летающая птичка». 

Ручной труд «Птичка».

 - А сейчас, я покажу вам  фокус. Подойдите ко мне поближе.

Воспитатель показывает фокус «Летающая птичка»

 -    Кто догадался, почему моя птичка летает?

  - К ней прикреплена железная  скрепка. Магнит притягивает  скрепку  вместе с птичкой, она приходит в движение, летает.

Дети рассматривают конструкцию.

 - Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими птичками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? (скрепка, бумажная птичка, нитка, скотч).

 - Тогда вырежем птичек, прикрепим на них скрепку и скотчем закрепим их на картоне. Попробуем поднять свою птичку в воздух.

Дети подходят к столам, где подготовлены коробки из-под обуви, папирусная бумага с нарисованным контуром  птички, заранее изготовленные детьми, скрепки, нитки, скотч.

Пальчиковая гимнастика на стихотворение Ирины Токмаковой.

 (Пальцы рук сжаты в кулак. На каждое название птицы разжимать по одному пальчику сначала правой, затем левой руки).

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель.

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Эта - зяблик.

Эта - стриж.

Эта - развеселый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички - по домам! (Сжать пальцы обеих рук в кулаки).

Дети (под спокойную мелодию) изготавливают птичек и  конструкцию, проделывают фокус с птичкой.

 - Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.

 - Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.

 - Ребята, давайте оставим своих птичек в подарок волшебной лаборатории.

VIII. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

(Детям раздаются картинки с изображениями различных предметов, карандаши (один карандаш сломан).) 

- Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?

(Дети отмечают предмет, который может притянуть к себе магнит.)

Создание проблемной ситуации – «Сломанный карандаш».

- Ребята! У Андрюши сломан карандаш! Как же он сможет отметить лишний предмет?

 (Дети разрешают ситуацию – предлагают свои карандаши.)

IX. Итог занятия.

Воспитатель смотрит на часы.

- Как быстро летит время, к сожалению, нам пора возвращаться домой. Но, перед тем как вернуться, я хочу задать вам несколько вопросов:

  • Как называется место, где проводятся различные исследования и ставятся опыты?
  • С каким волшебным камнем вы познакомились?
  • Как звали человека, который впервые обнаружил магнит? Чем он занимался?
  • Что обозначает выражение «магнитная сила»?
  • С какими свойствами магнитов вы познакомились? (цепочкой)

(Ответы детей)

Возвращение в группу.

-А теперь пришла пора покинуть нашу лабораторию и возвратиться в группу. Встаньте в круг.

 А теперь пора прощаться,

 В детский сад нам возвращаться.

 Ребята быстро по местам

 Перемещению старт дан.

Закройте глаза. Считаем от десяти до одного.

 ( Тем временем  воспитатель с детей снимает шляпы.)

-  Ну вот, вы снова стали просто мальчиками и девочками.

 - Ребята, вы хорошо сегодня поработали,  многое узнали о магните и  стали настоящими волшебниками.         Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с  магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

  (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки).

- Посмотрите, а на нашей магнитной доске не хватает цифр. Давайте исправим. .2.3..6.8.

(Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.)

   А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

Организованная образовательная деятельность с детьми с использованием технологии проблемного обучения подготовительной к школе группе на тему :"Чудеса магнита"

              Задачи приоритетной образовательной области:·         «Развитие речи»: Приучать детей – будущих шко...

ООД в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов...

НОД в подготовительной к школе группе на тему «Приключения с Магнитом»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Приключения с Магнитом»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательно-исследовательской деятельности "Магниты и магнетизм"

Дать представление о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы...