Краткосрочный проект «Оранжевое ассорти» в старшей группе детского сада
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование представлений воспитанников об оранжевом цвете на примере объектов окружающего мира, в частности тыквы, с помощью эффективных педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект «Оранжевое ассорти»
в старшей группе детского сада
разработала:
Зозуля Наталья Борисовна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
Название проекта: «Оранжевое ассорти»
Актуальность:
К 5–6 годам познавательная сфера детей уже достаточно развита, они много знают, умеют анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами. Неистощимая любознательность детей проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Кроме основных цветов, дети в данном возрасте различают множество оттенков и стремятся знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью. Наряду с познавательной, цвет начинает выполнять в этом возрасте и функцию эстетическую. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи. Дети стараются также выйти за рамки цветовых стереотипов и с огромным удовольствием изобретают собственные цвета, смешивают краски.
Наш мир удивителен и ярок именно многообразием цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь детей красками, но и будет способствовать развитию их восприятия, интеллекта и творческих способностей. А самые обычные и непримечательные вещи приобретают яркие краски и оттенки, если они рассматриваются с помощью необычных приемов и разнообразных педагогических технологий.
Итак, в понедельник на утреннем круге я сказала воспитанникам, что завтра будет оранжевый день. «Почему?», - спросили они. - А давайте подумаем?
Ответы детей:
Оранжевый день, потому, что…
- сейчас время года - ОСЕНЬ, это цвет осени…
- мебель в группе оранжевого цвета…
- завтра Хэллоуин, в городе я видел украшения с тыквами, а они оранжевые…
- оранжевое осеннее настроение…
- Да, действительно всё так, все ответы замечательные! А ещё завтра – вторник! Если переложить дни недели на цвета радуги, то получим ОРАНЖЕВЫЙ день ВТОРНИК!
Вместе мы решили прийти в детский сад в оранжевой одежде или с деталями (заколки, резинки, шнурки…) оранжевого цвета.
*Интересно, что в Европе у оранжевого цвета не было названия до 16 века. До этого времени его просто называли желто-красным. До того, как слово «оранжевый» вошло в обиход в английском языке, шафран иногда использовался для описания глубокого желто-оранжевого цвета. Ситуация изменилась, когда португальские купцы привезли в Европу апельсиновые деревья из Азии. Затем цвет был назван в честь спелого фрукта, который передается на многих языках. Orange на английском, naranja на испанском, arancia на итальянском и laranja на португальском.
Тип проекта: познавательный (информационно – исследовательский)
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 день)
Срок реализации: 31 октября
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), воспитатель, семьи воспитанников.
Цель проекта: формирование представлений воспитанников об оранжевом цвете на примере объектов окружающего мира, в частности тыквы, с помощью эффективных педагогических технологий.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать, расширять и обогащать знания об оранжевом цвете окружающего мира;
- Формировать знания о науках, о научных методах исследования окружающего мира;
- Развивать цветовое восприятие (способность адекватно воспринимать цвета, видеть яркость и многообразие цветовых сочетаний разделять цвета на теплые и холодные), внимательность у детей, создавать условия для открытия многоцветия мира;
- Расширить представления детей о тыкве, о многообразии её сортов, условиях и местах произрастания, истории её появления, о пользе для человека, выделить её характерные особенности;
- Обогатить сенсорный опыт воспитанников (сенсорные эталоны цвета, формы, величины, осязательное восприятие, обонятельное восприятие, вкусовое восприятие) при помощи тыквы;
- Актуализировать временные представления воспитанников;
- Формировать речевые компетенции воспитанников, обогатить и активизировать словарь по теме (круглая, гладкая, ярко-желтая, семена, мякоть, тыква, бахча, огород, тыквенный сок …), формировать связную, диалогическую, монологическую речь, коммуникативные навыки воспитанников, формировать мелкую моторику;
- Воспитывать потребность в необходимости сохранения здоровья через правильное питание, формировать знания о пользе блюд из тыквы и ее роли в жизнедеятельности организма;
- Развивать внимательность, наблюдательность, творческое воображение;
- Познакомить с творчеством известных мировых художников иллюстраторов - Кадзуо Ивамура, Куа Ли;
- Создавать условия для позитивной социализации воспитанников, развития инициативы, творческих способностей, формирования предпосылок субъектности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видов деятельности.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор иллюстративного материала необходимого для реализации проекта;
- информирование семей воспитанников о планировании работы с детьми по проекту «Оранжевое ассорти»;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
- пополнение развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта; создание выставки «Оранжевое ассорти. Тыква», подбор и создание дидактических игр, познавательной и художественной литературы, энциклопедий, алгоритмы, создание тематических альбомов, обновление центра дидактических игр.
- этап – Практический:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя, учителя - логопеда с детьми с использованием дидактического материала, в том числе интерактивного, в соответствии с темой проекта;
- изготовление дидактических пособий, дидактических игр и атрибутов для подвижных игр;
- интерактивная беседа с использованием иллюстративного и наглядного материала;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры;
- художественное творчество и продуктивная деятельность.
- этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта – рефлексия с помощью экрана выбора.
Работа с семьями воспитанников:
Помощь в реализации проекта – подбор оранжевой одежды и её элементов, организация выставки «Оранжевое ассорти. Тыква»
Ожидаемые результаты:
- Расширяются и обогащаются знания воспитанников об оранжевом цвете в окружающем мире, о многообразии его проявления и значении;
- Технология «Утреннего и вечернего круга» представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей (развивающего общения, развивающего диалога), саморегуляции детей.
- Игровая технология (различные виды игр) обеспечивает освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве с воспитателем, учителем - логопедом и (или) между детьми, приобретение нового игрового опыта.
- Применение информационно – коммуникационных технологий позволяет обогатить представления воспитанников по теме проекта, повышает эффективность образовательного процесса, делает его динамичным и мобильным.
- Привлечение семей воспитанников к организации воспитательно - образовательного процесса, проектной деятельности на основе принципов партнёрства и педагогического сотрудничества; формирование у них потребности в игровом общении с детьми; оказание родителям практической помощи в выборе игр и игрушек для детей, в организации совместной игровой деятельности с детьми в кругу семьи, формирование умения видеть окружающий мир глазами ребенка.
- Пополнение ресурсного обеспечения группы, развивающей предметно - пространственной среды.
Мероприятия по реализации проекта
Четверг, 31 октября
Утренний круг
- Утренний круг мы начали с Оранжевой песни* (см. приложение).
*Оранжевая песня - детская песенка, с которой знакомы несколько поколений, была написана в далеком 1965 году и стала настоящим шедевром с первого до последнего аккорда. Стихи Аркадия Арканова об «оранжевом верблюде» – по-детски простые, трогательные, искренние, в них он вложил все очарование детства и оптимизма. Песня лежит у истоков понятия оранжевого – яркого, доброго, детского настроения. Песня дарит желание улыбаться, радоваться жизни и заражать своим примером других людей.
- прослушали «оранжевую» песню, подпели, рассмотрели иллюстрацию к песне, зарядились «оранжевым» настроением на весь день;
- рассмотрели оранжевую палитру, уточнили, что оранжевый цвет - это тёплый цвет, цвет солнца, огня;
- сравнили с палитрой цвета одежды (деталей одежды), в которой пришли (прием определения и уточнения цвета предметов);
- узнали названия новых оттенков оранжевого цвета;
- вспомнили, что при смешении красного и жёлтого цветов получается оранжевый цвет;
- вспомнили чтО и ктО в природе бывают оранжевого цвета при помощи «оранжевых» загадок;
- выяснили, что существует великое множество объектов в окружающем мире оранжевого цвета и что можно самим придумать название «нового» оранжевого цвета, поделились своими предположениями:
Мандарин – … (мандариновый).
Апельсин – … (апельсиновый).
Тыква – … (тыквенный).
Морковь – … (морковный).
- остановились на овощах (тыква и морковь), решили выяснить, в каком из овощей больше «краски» оранжевого цвета;
- сделали пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин»;
- произвели выбор деятельности, которая будет во второй половине дня при помощи «Стенда выбора»*, целью которого является создание условий для свободного выбора детьми деятельности на основе собственных интересов и потребностей; формирование у детей поискового активного самостоятельного стиля мышления и деятельности; формирование навыков партнерского общения и социального взаимодействия).
*«Стенд выбора» мы используем в своей деятельности уже третий год, так как он является обязательным элементом в реализации педагогических технологий, предусмотренных Программой развития нашего детского сада.
На занятии по познавательному развитию (окружающий мир) дети узнали, что нам про тыкву «говорят» разные науки, которые становятся увлекательными и доступными учебными дисциплинами, если изучаются на реальных примерах.
- С помощью ботаники, науки изучающей растения, мы выяснили как называется плод тыквы.
Тыква - это овощ, фрукт, ягода или что-то ещё? Плод у тыквы, арбуза, дыни и даже огурца называется «тыквина». От ягод тыквины отличаются большим количеством семян и строением околоплодника: снаружи твердый слой (кора), средний слой – мясистая мякоть, а внутренний слой – сочный.
- Изучили строение тыквы (разрезали её, рассмотрели строение: семена, кору, мякоть);
- Понюхали тыкву и даже попробовали её на вкус;
- Рассмотрели на карте, глобусе и фотографиях где растет тыква и откуда она к нам «пришла»;
- Рассмотрели тыквы с выставки и фотографии сортов тыквы;
- Изучили жизненный цикл тыквы при помощи книги «14 лесных мышей. Тыква» известного японского автора – иллюстратора Кадзуо Ивамура*, узнали, что для того, чтобы вырастить тыкву, необходимы - почва, вода, свет, полезные насекомые и пр. и что будет мешать её росту.
*Кадзуо Ивамура
Родился в Токио в 1939 году. Окончил факультет изящных искусств Токийского университета искусств. Первая книга из серии «14 лесных мышей», «Завтрак», была издана в 1983 году и сразу получила премию за лучшую книгу-картинку (Japan Picture Book Award). Сейчас серия «14 лесных мышей», в которой двенадцать книг, стала невероятно популярной во всём мире и издана общим тиражом более пятнадцати миллионов экземпляров. У Ивамуры множество наград за лучшие иллюстрированные книги для детей. А в 2014 году он получил награду от французского правительства и стал рыцарем Ордена искусств и литературы. В 1998 году в префектуре Тотиги он основал «Художественный музей Кадзуо Ивамуры», посвящённый книжкам-картинкам и теме взаимодействия человека с природой.
Природа наградила нас необычайным даром – цветовым зрением, а вместе с ним дала возможность восхищаться красотой окружающего растительного мира. Кто не восхищался красками фруктов и овощей?
Химия. С помощью науки химии мы нашли ответ на вопрос: А почему тыква оранжевая?
- Сделали заготовки для проведения эксперимента: натерли тыкву и морковь на тёрке, положили в разные контейнеры, залили небольшим количеством спирта и поставили в темное место, чтобы после сна продолжить эксперимент.
История и география. С помощью этих наук и интерактивной презентации мы узнали географическое «прошлое» тыквы, откуда она к нам «пришла».
- Вспомнили недавно изученный факт, про то, что тыква была первым «светофором», который изобрели жители древнего Вавилона. У дворца были специально обученные рабы-регулировщики. Ночью регулировщик вешал на плечи коромысло с двумя тыквами на концах. Ёмкости заполнялись смесью нефти и минеральных добавок. Смесь поджигалась через фитиль; на правом плече пламя было красным, на левом—зеленым. Живой светофор поднимал руку, разрешая или закрывая проезд.
- Узнали, что:
#1042; древности из кожуры тыквы делали предметы утвари: тарелки, бутылки и даже ведра.
2. Искусные мастера научились вырезать на гладкой твердой поверхности кожуры тыквы причудливые узоры и раскрашивать их. Такими тыквами, похожими на яркие разноцветные фонари, украшали жилье.
3. Самые первые музыкальные инструменты тоже мастерили из тыкв.
4. Использовали тыкву и при строительстве плотов. Четыре большие полые тыквы прикрепляли по краям к деревянному настилу из веток и тонких стволов деревьев. Тыквы хорошо удерживали на плаву легкий плот.
5. Индейцы изготавливали коврики из полосок вяленой тыквы.
6. В Африке не так давно тыквы использовали в качестве мотоциклетных шлемов.
На прогулке поиграли в подвижную игру «Тыква»
Задачи: развивать согласование речи с движением, развивать слуховое внимание и память, обогащать словарь глаголами и прилагательными, способствовать положительному эмоциональному контакту между детьми.
Оборудование: маска «тыква»
Ход игры:
Тыква маленькой была,
(Ребенок в маске тыквы сидит на корточках в центре круга)
Каждый день она росла.
(Дети, взявшись за руки, небольшими шагами отходят от ребенка, ритмично произнося текст)
Разрасталась и желтела,
(Ребенок, сидящий в круге, встает на ноги. Дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Наливалась и добрела.
Тот, кто мимо проходил,
(Останавливаются и, подходя по одному к ребенку, стоящему в центре круга, гладят его, одновременно произнося по одному слову (прилагательному)
Тыкве что-то говорил:
«Крупная, пузатая,
Желтая, покатая,
Звонкая, ребристая,
Спелая, душистая!»
Тыкве нравились слова –
Повторит их все одна!
(Ребенок в маске старается повторить как можно больше названных слов, а остальные дети ему помогают)
После того как дети запомнят текст, они могут сами включать в игру новые прилагательные, подходящие по смыслу: красивая, большая, оранжевая, зеленая, сладкая, хрустящая, круглая, аппетитная и др.
Перед обедом (после прогулки) с целью актуализации знаний художественными средствами, мы вспомнили художественные произведения, где встречается тыква (китайская сказка «Волшебная тыква», сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино»), прочитали сказку «Золушка» и рассмотрели изысканные иллюстрации к книге вьетнамской художницы Куа Ли* с тщательно выписанными деталями и цветочными орнаментами.
*Куа Ли — молодая художница, дизайнер и иллюстратор, она живет и работает в Хошимине участвует в выставках (как групповых, так и персональных) и работает художественным редактором самого большого во Вьетнаме детского издательства. В своих работах Куа Ли всегда создает особый волшебный мир, где важную роль играет необычная фактура, оригинальное сочетание цветов, нежность и хрупкость, контраст света и темноты, невесомость и летучесть. Ее работы, будь то живопись, графика, фотография, книжная иллюстрация — сразу запоминаются легкостью и хрупкостью, прозрачностью множества тончайших слоев и таинственностью появления света из темноты. Всё это вместе создает эффект волшебства, которой происходит прямо здесь, на страницах книг: цветы и бабочки возникают прямо из воздуха, и все как будто кружится и летит, как во сне или в настоящей старинной сказке, впитавшей мечты многих поколений людей, веривших в чудо.
Во второй половине дня
- Провели эксперимент: опустили в получившийся овощной настой бумажную салфетку, пропитали её, высушили и рассмотрели. Выяснили, отчего тыква такая оранжевая. Узнали о методе хромотографии (ученые с его помощью анализируют состав различных веществ). Из-за разницы свойств веществ при впитывании произошло их разделение – мы увидели на бумаге разноцветные полосы. Химику они расскажут о составе вещества – до изобретения современных приборов метод «бумажной хромотографии» ученые реально использовали для своих исследований. А мы, без специального образования и знаний, полюбовались и поэкспериментировали, узнали какой плод окрасил бумагу лучшее и насыщеннее всего. Оранжевыми растения делает бета-каротин. Чем плод ярче, тем каротина больше. В результате эксперимента, мы выяснили, что больше его оказалось в морковке, чем в тыкве.
- Узнали о пользе тыквы для человеческого организма: каротин нужен людям, так как он является источником витамина А, то есть для здоровья глаз, зубов, волос, кожи, для нормального иммунитета. Кроме разных вариаций каротина, в тыкве есть витамин С. А еще она богата кальцием, калием, фтором, цинком, железом, медью и фосфором.
В результате данной опытно – экспериментальной деятельности дети получили важные знания о том, как происходят химические исследования и откуда ученые берут свои выводы.
- Далее дети разошлись по рабочим местам, согласно выбранному виду деятельности, зафиксированному на экране выбора:
- Дети конструировали тыкву в технике оригами, из пластикового конструктора;
- Занимались аппликацией с использованием природного материала (систематизировали знания о строении плода тыквы);
- Рисовали, раскрашивали тыквы;
- Играли в дидактические игры на «тыквенную тему» («пластилиновые заплатки», математические пазлы, лабиринт, дорожки, мемо)
- На вечернем круге обсудили достижения дня и оценили деятельность при помощи экрана выбора – в части «рефлексия».
- в РППС для систематизации и актуализации знаний «легли»: дидактическая игра на липучках «Жизненный цикл тыквы» и фотографии, иллюстрирующие весь жизненный цикл тыквы «От семечки до плода», книжка – гармошка «Сорта тыквы», дидактическая игра «Мемори. Тыква», раскраски, «оранжевая» палитра, трафарет «Тыква», алгоритм «Оригами. Тыква», художественная литература, материалы для детского творчества, в том числе природные (семечки тыквы), дидактические игры «Математические пазлы. Тыква», «Лабиринт. Тыква», «Тыквенные дорожки», «Пластилиновые заплатки».
Результаты реализации проекта:
В реализации проекта приняли участие 65% (22 человека) воспитанников старшей группы.
В результате реализации проекта у детей появились стремление к приобретению новых знаний, живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления, желание открывать новое в знакомых вещах.
У детей начинают формироваться навыки инициативного активного поиска ответов на возникающие в ходе проекта вопросы и применении своих знаний в исследовательской, практической и творческой деятельности.
Расширяется запас знаний об окружающем мире и словарный запас, повышается уровень речевых компетенций, формируется способность обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе, умение договариваться, чтобы делать что-то сообща.
Дети приняли активное участие в разных видах деятельности. У детей сформировано представление об оранжевом цвете, как об одном из изобразительных средств искусства, основанном на природе зрительных ощущений и способствующем отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве.
На примере изучения тыквы были заложены понятия научного обоснования химических процессов, о науке биологии, истории и географии, связи времён.
В группе был организована выставка «Оранжевое ассорти. Тыква», дидактическое пособие – плакат «Жизненный цикл тыквы», созданы новые тематические альбомы «Блюда из тыквы», «Изделия из тыквы», алгоритмы для рисования, аппликации, картотека «Оранжевых» загадок, стихов по теме проекта.
Педагог продолжает осваивать различные педагогические технологии, в том числе и технологию проектирования, как метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, пространство детской реализации, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
В реализации проекта значительную помощь оказали семьи воспитанников, в частности в создании выставки и подготовке «гардероба» воспитанников в оранжевом цвете.
И в заключение, проект был реализован в четверг, а дети в пятницу и всю следующую неделю старались подбирать одежду «в цвет дня», благодаря чему происходило более осознанное формирование временных представлений воспитанников, о днях недели, что всегда вызывает определенные затруднения. Итак, за один день мы произвели «погружение» в оранжевую тему, рассмотрели её с разных, порой самых неожиданных сторон. Довольные дети ушли домой в оранжевом настроении с продуктами деятельности – рисунками, аппликациями, тыквами – оригами и, без сомнения, новыми знаниями и впечатлениями.
Когда мы рассматривали строение тыквы, дети увидели большое количество семян внутри. В конце дня мы им предложили взять их домой и прорастить, понаблюдать за их ростом. Через неделю мы получили замечательные результаты - фото с проросшими семенами. Дети решили продолжить эксперимент.
Интернет источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе детского сада «Здравствуй осень золотая».
Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.По времени проведения: 1 неделя.Срок реализации: 1 неделя октября. (с 4.10- 8.10)Состав учас...
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе детского сада «Весна красна идет ».
Тип проекта: познавательно-игровой, информационно – творческий, краткосрочный.По времени проведения: 2 недели, среднесрочный.Срок реализации: с 18.04- 29.04Состав уча...
Краткосрочный проект по ПДД в старшей группе детского сада «Безопасная дорога».
Данный проект является познавательно-творческим, краткосрочным, рассчитанным на два месяца. В нем участвуют все участники образовательного процесса: воспитатели, родители и воспитанники группы. Он нап...
Паспорт краткосрочного проекта для реализации в старшей группе детского сада "Экзотические фрукты"
Паспорт проекта "Экзотические фрукты" для старшей группы детского сада поможет педагогу составить методическую разработку и реализовать проект....

Краткосрочный проект: «Здравствуй, театр!» для старшей группы детского сада
Тип проекта:Практико-ориентированный, краткосрочный.Возраст:Дети 5- 6 го года жизни (старшая группа детского сада).Актуальность проекта:В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду...

Видеопрезентация своей книги: Результат краткосрочного проекта "Мир Книги" в средней группе детского сада.
23 апреля во всём мире отмечается Всемирный день книг и авторского права. Ребята нашей замечательной группы не остались в стороне, и поучаствовали в краткосрочном проекте "Уд...

Краткосрочный проект «Обитатели морей» для средней группы детского сада
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский...