Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Непоседы» на тему «Волшебница - вода»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Опытно-экспериментальная деятельность
в подготовительной группе «Непоседы»
на тему «Волшебница - вода»
Цели и задачи:
- закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
- развивать навыки проведения опытов;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Предварительная работа:
- Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».
- Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».
- Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.
- Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».
Оборудование:
Карта мира, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; мячик, телевизор (проектор).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
в подготовительной группе «Непоседы»
на тему «Волшебница - вода»
Цели и задачи:
- закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
- развивать навыки проведения опытов;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Предварительная работа:
- Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».
- Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».
- Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.
- Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».
Оборудование:
Карта мира, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; мячик,телевизор.
Ход занятия:
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.
Вводная беседа
Воспитатель показывает карту мира.
- Что это? Что такое карта мира? Кто знает, что на карте мира обозначается голубым цветом? (вода). Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).
Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».
- А как человек использует воду?
- Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи, фрукты.
Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».
- Мячик передавай- съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)
- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман). А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).
Загадки:
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода.)
Рассыпался горох на 70 дорог,
Никто его не подберет?
На царь, ни царица,
На красная девица. (Град.)
Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весной на весу
Превращается в росу. (Иней.)
И в него льется, и из него льется,
А сам по земле плетется. (Ручей.)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь.)
Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»
Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по столу)
Он бежит по переулку, (указательный и средний палец ускоряют темп, бегут)
Барабанит по окошку.(все пальчики барабанят по столу)
Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)
Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)
Крыши дождик вымыл тоже. (изобразить руками над головой крышу)
Сразу мокрым дождик стал,
Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев, ладошки под щечку).
- Ребята, а где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).
Словесная игра «Вода какая…»
В море вода какая – морская,
В озере – озёрная,
В реке – речная,
В роднике – родниковая,
В болоте – болотная.
- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.
- А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.
Опыт: возьмем зеркало, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).
А теперь наклоним зеркало. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро побежала). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).
- А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).
- Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).
Опыт 1.
- Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: чистая и прозрачная.
Опыт 2.
А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.
Опыт 3.
- Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. Сделаем вывод: вода растворяет разные вещества
- Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).
-Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).
Проведем опыт: Налить в стакан горячую воду. Закрыть сверху зеркалом. На стенках стакана и зеркале появятся мелкие пузырьки воздуха. Они состоят из пара. Пузырьки быстро поднимаются вверх и лопаются. На зеркале отчетливо виден пар, оно запотело
-Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они непрерывно мечутся в разные стороны: взад-вперёд, вверх-вниз – во всех направлениях. Те молекулы, что вблизи поверхности, движутся вверх, часто норовят выскочить в воздух. Чем выше температура воды, тем быстрее движутся частички, и тем чаще они вылетают из неё. Так вода испаряется. Сделайте заключение. (Пар невидим, как воздух. Он прозрачный и бесцветный.)
-Пар, воздух, хотя они и невидимы, но они тоже называются телами. Тела, которые свободно расходятся по всем направления, называются газообразными. При испарении вода из жидкого состояния переходит в газообразное (парообразное) состояние.
-Так же испаряется вода в реке, и в озере, и в море. Чем сильнее греет солнце, тем быстрее испаряется вода. Вода испаряется и в очень холодную погоду, только не так быстро, как в тёплую погоду. При ветре вода испаряется сильнее, чем в тихую погоду. Пар нельзя, как воду, удержать в открытой посуде, – он быстро расходится во все стороны.
Проведём ещё один эксперимент по испарению воды. В два одинаковых блюдца нальем одинаковое количество воды и поставим одно блюдце на батарею, а второе на окно, в холодное место. Понаблюдаем, что же произойдет с водой к вечеру, а затем на следующий день. Как вы предполагаете, ребята?
- Что на карте мира обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?
Правильно, это тоже вода только в твердом состоянии. Ребята давайте вспомним, какими свойствами обладает лед? (твердый, его трудно расколоть, холодный, прозрачный, при нагревании превращается в воду, тает)
-Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара и льда. Давайте поиграем. Давайте представим, что каждый из вас это частичка воды-молекула. Становитесь в круг. Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться и каждый из вас стал частичкой пара и пытается скорее покинуть чашку, взлететь , чтобы не было так горячо.
А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что в этом случае вы делаете? Крепко держимся за ручки, прижимаемся ближе друг к другу, обнимаем друг друга, чтобы вам стало теплее. Вы так крепко прижались друг к другу, что стали одним большим твердым кусочком льда.
-Посмотрите, теперь вас уже нельзя растянуть, вы приобрелиа форму, вы стали кусочком льда. Ребята, вы все те же частички воды , но соединены по-разному.
Молодцы, а теперь давайте вернемся на свои места.
- Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?
- Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели).
- Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)
- Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Подведение итогов.
- Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?
- Почему нельзя прожить без воды?
-В каких состояниях можно встретить воду?
- Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?
-Спасибо всем за работу на занятии.
Список используемой литературы:
1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

Опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему "Волшебница Вода"
Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды....

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"
В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему «Волшебница - вода»
Цели и задачи: закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман); развивать познаватель...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Соль – помощница, соль – волшебница».
Изучить особенности соли, её свойства, качества, применение....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе ДОУ по теме «Бегущая вода».
привлечь внимание детей к такому виду деятельности, как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предме...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода»
Цель: формирование представлений детей о воде и её свойствах.Задачи:Обучающие:- уточнить и расширить знания детей о воде и её свойствах;- продолжить закреплять умения в установлении причинно...