Конспект посещения мини-музея бумаги детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сивякова - Павлова Ирина Владимировна

Конспект посещения мини-музея  бумаги

детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_bumaga.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект посещения мини-музея  бумаги

детьми старшего дошкольного возраста

Цель: обогащать знания детей о бумаге: ее возникновении, свойствах, качествах и разновидностях, значении в жизни и деятельности людей.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить детей с историей возникновения бумаги, ее производством.
  • Познакомить детей с разновидностями бумаги, ее назначением.
  • Закрепить  представления детей о свойствах и качествах бумаги: размокает, мнется, рвется, режется, плавает, гладкая, толстая, шероховатая, тонкая.
  • Совершенствовать способы обследования бумаги.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес, любознательность, внимательность, логическое мышление, память.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и бережное отношение  к книгам, к предметам, изготовленным из бумаги.

Словарная работа: береста, пергамент, папирус, клинопись. Активизировать в речи детей слова: цветная, картонная, тонкая, легкая, толстая, шероховатая.

Воспитывать интерес к истории и исследовательской деятельности.

Предварительная работа: самостоятельное изготовление бумаги из макулатуры, составление коллекции бумаги.

Экспонаты:

  • камень
  • глиняная дощечка
  • листы папируса
  • образцы кожи (пергамента)
  • полоски бересты
  • коллекция разнообразных видов бумаги и предметов из нее
  • интерактивная панель «Колибри»
  • презентация «Путешествие в историю книги»
  • оборудование и материалы для экспериментирования

Ход занятия.

 Ребята, вы когда-нибудь посещали музеи? Какие? Прежде чем нам отправиться в музей, давайте вспомним правила, которые надо соблюдать в музее: нельзя громко разговаривать, не бегать, не перебивать экскурсовода, не трогать экспонаты.

Для начала я хотела бы показать вам презентацию, которая поможет вам прикоснуться к истории появления бумаги и книг.

Показ презентации «Путешествие в историю книги»

А теперь я приглашаю вас в музей, который называется «Волшебная бумага». В нашем музее несколько стендов.

Первый стенд – исторический.

Перед вами экспонаты. Люди научились писать раньше, чем появилась бумага. Вначале древние люди выбивали знаки и рисунки на камнях, но это было очень трудно и долго. Зато такие рисунки сохранились до наших дней. Потом придумали писать на деревянных дощечках. Затем научились писать на бересте – березовой коре. Для писем использовали даже глину: делали плитки, писали на них, затем в печах обжигали. Но такие письма были тяжелые и хрупкие одновременно, они могли разбиться.

В древнем Египте придумали писать на папирусе - растении, используя его стебли. Писали на тонкой высушенной коже убитого животного - пергаменте. И вот, наконец, появилась бумага. Ее придумали в Китае. Волокна бамбука, некоторые травы и тряпье тщательно перетирались в каменной ступе в муку, добавлялась вода, затем все это варилось, потом выливалось на решетку с мелкой сеткой, чтобы вода стекала. Этот лист опускали под пресс, чтоб он становился гладким, затем его сушили, и получали лист той древней бумаги.

Второй стенд – производственный.

Как производят бумагу в наше время, вы сейчас увидите. Посмотрите на этот стенд. Тут изображен процесс современного изготовления бумаги.

Процесс изготовления бумаги очень трудоемкий: сначала лесорубы спиливают деревья, затем распиливают на мелкие чурбачки, затем эти чурбачки превращают в мелкую стружку, эту стружку варят в больших котлах до образования кашицы. Затем под большими валиками и прессами прокатывают эту массу,  получают большие листы, скрученные в большой рулон бумаги. Потом эти рулоны разрезают и используют по назначению (обратить внимание детей на алгоритм изготовления).

Посмотрите, тут находятся листы бумаги, которую мы с вами изготавливали самостоятельно из макулатуры. Давайте вспомним, как и для чего мы это делали.

Физкультминутка.

Поднимаем ручки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться  пола.)

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,      (Наклоны вперёд.)

А потом прогнёмся сразу

Глубоко назад три раза.   (Наклоны назад.)

Выполним рывки руками —

Раз-два-три-четыре-пять. (Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать. (Приседания.)

Вверх потянемся, потом

Шире руки разведём.      (Потягивания — руки вверх, вперёд, в стороны.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети садятся.)

Третий стенд – выставочный.

Вы уже знаете, что из бумаги делают книги. А что ещё из неё  можно сделать? (альбомы, блокноты, журналы, газеты, картон, коробки, фантики, плакаты, конверты, тетради,  обои, цветную бумагу, упаковочную и т.д.)

 Перед вами образцы разнообразной бумаги. Кто какую бумагу узнал? Назовите ее, и расскажите, для чего она нужна.

 - альбомная бумага - на ней рисуют карандашами, красками, фломастерами; из нее можно вырезать и делать поделки.

картон: из него делают картинки, обложки для книг, коробки.

газетная - на ней печатают газеты и журналы.

тетрадная для изготовления тетрадок для учеников.

салфеточная – из нее делают салфетки и туалетную бумагу.

цветная для изготовления различных поделок

Молодцы. А я вам покажу новые образцы:

обойная для дизайна помещений

копировальная для перенесения изображений

ламинированная для изготовления упаковок разных напитков

чертежно-рисовальная для чертежей и рисования

полиграфическая для производства книг,

шагреневая для красивых поздравительных открыток,

фотобумага для фотографий,

фольгированная и вощеная для кулинарии

денежная для печати денег,

оберточная для упаковывания подарков,

бархатная для ручного труда.

Игра «Угадай на ощупь»

Дети на ощупь определяют разные виды бумаги: фольгу, бархатную, гофрированную, салфеточную и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная; гладкая, скользкая – фольга; тонкая, мягкая, слегка сморщенная – гофрированная. Взрослый может помочь наводящими вопросами.

Молодцы, все виды бумаги отгадали!

Четвертый стенд – опытный.

Сравним два листа бумаги. Какого цвета бумага? (белая), а эта? (цветная), повторим все вместе. Бумага имеет цвет. Теперь  потрогайте другие два листа. Что мы можем сказать, чем она отличается между собой? (эта толстая – показывают картон, а эта тонкая – показывают альбомный листочек), повторите. Бумага бывает толстая и тонкая. Молодцы. А теперь попробуйте смять тонкую бумагу (дети сминают). А теперь сомните картон (дети сминают). Какую бумагу легко сминать? (тонкую). А почему картон тяжело сминать (потому что он толстый). Скажите, ребята, какими свойствами обладает бумага?  Бумагу можно мять.

  Какую бумагу мы здесь видим? Правильно. Бумага, в которую заворачивают подарки, называется – оберточная, или упаковочная. Давайте вместе повторим. Ребята,  проведите рукой по одному листу бумаги и по другому листу. Какая бумага на ощупь? Оберточная – гладкая, а бархатная – шероховатая. Почему? (потому что бархатная с ворсинками, а оберточная нет). Ребята, о каких свойствах бумаги мы узнали? Бумага бывает гладкая, бывает шершавая.

  А сейчас проведем опыт. Возьмите два небольших кусочка бумаги - обычной белой и туалетной. Перед вами блюдца с водой. Опустите в воду сразу все листочки и наблюдайте (дети опускают листочки в воду). Что происходит с листочками? (белая бумага плавает, а салфетка сразу утонула).  Как вы думаете - почему? (она быстрее размокла, потому что мягкая и тоненькая). Молодцы. Ребята, с какими свойствами бумаги мы с вами ещё познакомились? Бумага плавает, бумага тонет, бумагу можно мять и рвать. Вот сколько мы узнали о бумаге.

  А вы знаете, что среди различных видов бумаги есть одна «волшебная»? Называется она «копирка», и сейчас вы поймете, почему люди ее так назвали. Воспитатель проводит с детьми опыт с рисованием на чистом листе, используя несколько листов копировальной бумаги разных оттенков.

Рефлексия

Ребята, понравилось вам путешествие по музею?

Как называется наш музей?

В какой стране придумали бумагу?

Что изготавливают из бумаги в наши д

Тогда это процесс был очень трудный и долгий. Поэтому книги были очень дорогие. А потом люди придумали делать бумагу из деревьев. Ее и сейчас делают из древесины на бумажных комбинатах. Оказывается, чтобы сделать рулон бумага или несколько книг, надо срубить и переработать целое дерево. А ведь деревья – это большая ценность. Это живая природа. И если постоянно вырубать деревья, то все живое на земле и даже человек погибнут. Для того, чтобы сберечь лес, деревья для производства бумаги используется макулатура – это старая, использованная бумага.

 «Удивительный мир бумаги» и начинает его представление: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать в нашем минимузее «Удивительный мир бумаги». Да, действительно, оказывается, если начнешь изучать бумагу, то для тебя открывается целый мир. Человек настолько привык к бумаге, что считает ее обычной вещью, ничего ценного не представляющей. Вот и мы в группе также относились к бумаге: порисуем, плохо получилось, и целые листы выбрасывали в мусорное ведро. Или, когда занимались аппликацией, то большие обрезки белой или цветной бумаги не задумываясь выбрасывали. И вот однажды, мы спросили детей, а что будет, если вся бумага на свете исчезнет. Где ее взять и возможно ли жить без бумаги? Чтобы дети могли ответить на эти вопросы, пришлось изучить бумагу: из чего ее делают, как ее делают, когда ее стали делать, какими свойствами обладает бумага, что делают из бумаги и для чего. И тогда, ребята открыли для себя удивительный мир бумаги. Они узнали, что бумага бывает разной: писчая (белая и серая), альбомная, цветная матовая, глянцевая, бархатная, гофрированная (она может растягиваться как гармошка), упаковочная (для букетов цветов и подарков); картон (белый, серый) тонкий и толстый; салфетки, туалетная бумага, калька (полупрозрачная бумага), газетная бумага. Здесь, в нашем мини-музее расположены некоторые изделия из бумаги. Это: альбом для рисования, ученическая тетрадь, книга, картонные коробки для упаковки товара из магазина, коробки из-под конфет, обуви, настольных игр. И это только маленькая часть бумажного мира в жизни человека. Оказывается, такой бумага была не всегда. И даже были такие времена, когда бумаги совсем не было. Это было в глубокой древности. Вы спросите, как же тогда люди писали, на чем, как отправляли друг другу послания? Да, не просто было тогда людям. Посмотрите на эту картинку. Сначала люди писали и рисовали на камне (скалах), глине (обязательно мокрой), земле, потом на коре березы – бересте (показываем). Но это со временем стало очень неудобно. Ведь не отправишь письмо другу в далекий город на тяжелой глиняной табличке или огромном камне. И человек задумался, как же ему сделать для письма что-то более легкое и тонкое. Потом придумали, как делать бумагу из кожи животный: коз, овец, телят. Для этого кожу долго выделывали, отпаривали, шлифовали, выбеливали. Эта бумага называлась пергамент. В Египте научились делать бумагу из тростника – папирус. Стебли растения очищали от коры, нарезали тонкими полосками, мокрые полоски переплетали и полученные листы клали под тяжелый каменный пресс до полного высыхания. Но эти виды бумаги были не прочные, и для их производства требовалось много времени и ценного материала. Первую тонкую бумагу придумали 2000 лет назад в Китае. Ее делали из крапивы. На этой картинке показан процесс изготовления такой бумаги. Листья и стебли крапивы измельчали и закладывали в большой котел, заливали водой и долго варили с добавление склеивающих растений. Потом эту массу выкладывали на большие сетки, чтобы стекла вода и отжатую массу перекладывали на специальный стол под пресс. Потом полу высохшие листы развешивали для полного высыхания. На этой гравюре изображен процесс изготовления бумаги уже в более позднее время, когда стали появляться маленькие цеха по изготовлению бумаги. Тогда это процесс был очень трудный и долгий. Поэтому книги были очень дорогие. А потом люди придумали делать бумагу из деревьев. Ее и сейчас делают из древесины на бумажных комбинатах. Оказывается, чтобы сделать рулон бумага или несколько книг, надо срубить и переработать целое дерево. А ведь деревья – это большая ценность. Это живая природа. И если постоянно вырубать деревья, то все живое на земле и даже человек погибнут. Для того, чтобы сберечь лес, деревья для производства бумаги используется макулатура – это старая, использованная бумага. На этой картинке изображена схема производства бумаги на современной фабрике. После вырубки деревьев, бревна сплавляют по реке до фабрики. Здесь их очищают от коры и измельчают до мелкой щепы. Щепу замачивают в воде, добавляют макулатуру и химические вещества и всю эту массу долго варят. Потом, если необходимо, добавляют красители (для производства цветной бумаги). Потом эта однородная жидкая масса поступает на большую сетку, где происходит первая сушка бумаги, потом по самодвижущейся ленте листы передвигаются под пресс (где выпариваются остатки бумаги), затем бумага проходит сквозь огромные валы-цилиндры, где она вытягивается и выравнивается. В конце конвейера бумагу наматывают в огромные рулоны. Очень было интересно изучать свойства бумаги. Мы много экспериментировали с бумагой. Мы узнали, что бумагу можно смять, разорвать, разрезать. Бумага сгорает, намокает. Если соединить два мокрых листочка, то они слипаются. На бумаге можно рисовать, чертить. Ее можно скатывать в комочки. Все эти свойства бумаги люди используют для изготовления поделок, игрушек и множества полезных вещей. На этом стенде представлены работы детей, которые они делали дома с мамами, папами, бабушками. Они использовали разные виды бумаги и разные способы работы с ней: разрезание, скручивание, скатывание, отгибание. Здесь представлена бумага, которую мы с ребятами сделали своими руками. Это было очень увлекательно. Сначала мы рвали на мелкие кусочки макулатуру. Это было очень трудно и долго. Всю эту массу мы распределили на три тазика. В один к бумаге мы добавили древесную стружку – это у нас был картон. В другой мы добавили муку как склеивающее вещество. В третий – несколько капель духов – это ароматизированная бумага. Во все тазики мы добавили воду и оставили мокнуть на сутки. Потом все измельчили в миксере. Ложкой выложили бумажную массу на сетку размером с открытку, перевернули на доску с тканью и сильно прижали, чтобы ушли излишки воды. Кто захотел, украсил свои открытки бисером, сухими цветами. На ночь положили под пресс. И после высыхания мы получили вот такие открытки. Эту бумагу мы делали древним способом и поняли, что это трудный и долгий процесс. Потом мы решили проверить, какая бумага оказалась крепче: с древесной стружкой, с мукой или с духами. Мы попробовали разорвать все три варианта и пришли к выводу, что крепче всех оказалась бумага с мукой, так как мука обладает склеивающими свойствами. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм об истории создания бумаги и её современного производства. А после, можно будет самостоятельно посмотреть наш мини-музей и если у вас вдруг появятся вопросы, мы рады все вместе найти на них ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"

Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста!"Отважные спасатели"--break--

Представляю вашему вниманию конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Отважные спасатели", которое состоит из упражнений на релаксацию, упражнений-растяжек, дыхательных упражн...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

Конспект комплексного занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Осенние посиделки"

Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...

конспект итогового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Улицы города"

Мероприятие  разработанно с учетом принципа интеграции образовательных областей. Включает  в себя  коммуникативную, исследовательскую, продуктивную деятельность детей....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по физической культуре «Отгадай и сделай»

Конспект совместной деятельности по физической культуре с детьми старшей группы «Отгадай и сделай»...

План-конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Развиваем выносливость в беговых заданиях и ловкость в упражнениях с мячами»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...