Мастер-класс "Экологический эксперимент на основе познавательной сказки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Мастер- класс "Экологический эксперимент на основе познавательной сказки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_eksperiment.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Хамнаарак» с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва».
Мастер-класс «Экологический эксперимент на основе познавательной сказки»
Подготовила: воспитатель
Иргит Онер-Чимех Солумова
с.Мугур-Аксы, 2023 г.
Актуальность: На сегодняшний день перед воспитателями стоит задача развития у детей не только познавательной мотивации и любознательности, но и формирования у них познавательных действий и первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира. Очень важно организовать деятельность детей увлекательно, тем самым побуждать развитие познавательной активности. Поэтому проведение опытов на основе сказочных сюжетов, на мой взгляд, является интересным и актуальным решением этой задачи. Сказка является одним из доступных средств развития ребенка. Она способствует формированию личности ребенка, развивает речь, творческое мышление и воображение. Применяя сказки в своей работе, я наблюдаю, что у детей проявляется более быстрое усвоение знаний, повышается интерес к обучению. Экспериментирование является одним из сквозных механизмов развития ребенка-дошкольника. Именно во время исследовательской деятельности и проведения простейших опытов дети получают не готовые знания и ответы на возникающие вопросы, а имеют возможность самостоятельно узнать мир, а воспитатель лишь помогает «добывать» знания. Следовательно, если в работу с дошкольниками по проведению экспериментальной деятельности включать сюжеты знакомых сказок, то можно в увлекательной форме познакомить ребенка с окружающим миром, помочь познать его. Проведение опытов вместе с детьми способствуют развитию у них таких качеств, как: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность и последовательность. В процессе проведения опытов происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы так как постоянно необходимо совершать анализ и делать обобщающие выводы.
Цель: распространение и передача педагогического опыта с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно-эмоционального отношения к экологической сказке; развитие познавательного интереса; вызывать интерес к исследованию природы; расширять знания педагогов о значении экологического экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, ноутбук, бумажные цветки, вода, одноразовые стаканы, одноразовые тарелки, ложки, масло, бумажные кораблики, почва, бумажная салфетка, пластилин.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые члены жюри и участники мастер-класса!
Как мы все знаем, что, сказки бывают разные и рассказывать их можно с помощью различных дидактических пособий. Сегодня я расскажу Вам необычную сказку с помощью экспериментирования.
Сказка «Маша и Дюймовочка»
Около леса жила девочка Маша. А в лесу жила маленькая девочка Дюймовочка. Однажды Маша и Дюймовочка встретились в лесу. Они познакомились и решили посмотреть лес Дюймовочки. И девочки пошли по лесу и увидели грустного цветочка. Маша спрашивает:
- А почему цветочек грустит?
- Потому что хочет пить.
- Давайте поможем цветочку, будем поливать его.
Опыт 1.
Для этого берем бумажный цветочек и положим в тарелку с водой. И посмотрим, что случится с цветком. Через некоторое время лепестки распускаются.
Девочки полили цветочек, а он радуется.
Маша увидела, что цветочек растет в почве и спросила:
- Как помогает почва цветкочку расти? Из чего состоит почва?
Опыт 2.
Для того чтобы узнать состав почвы. Для начала мы берем комочек почвы на салфетку и сжимаем в кулаке, потом разжимаем кулак и посмотрим. Что случилась салфеткой? (Салфетка стала влажной) значит, в почве есть вода. И эту почву отпустим в стакан с водой. Там появляется, пузыри это означает, что почве есть воздух. А теперь посмотрим, на дно стакана опустились песок, глина и камешки, а на поверхности воды травинки, листики и веточки. Из этого опыта узнали, что почва состоит их элементов живой и неживой природы. И почва обеспечивает цветка с водой и минеральными веществами.
Девочки помогли цветочку и узнали польза почвы для цветка.
Пошли гулять дальше и решили посмотреть на озеро. Как только пришли на озеро, девочки увидели, что на озере плывёт лодка. А лодка быстрая и шумная. (Значит лодка, какая?) ответ (моторная).
Как лодка уплыла и к девочкам вышла рыбка.
- Помогите, быстрее помогите. По нашему озеру прошла моторная лодка и с нее что-то попало в озеро. А это вредное, моя семья и друзья начали болеть.
Опыт 3.
Что это вредное вещество? Ответ (Бензин).
Чтобы показать как моторная лодка загрясняет озеро. Берем бумажную лодку, положим на тарелку с водой и с одной стороны лодки наливаем масло. Как только масло попадет воду, достаем кораблик. Из этого опыта узнаем что, масло легче воды, поэтому выходит на поверхность воды.
Девочки решили помочь рыбкам. Они начали черпать бензин из озера, но у них это не получилось. И девочки решили позвать лесных жителей. Потом они все вместе начали чистить озеро.
Опыт 4.
Для этого берем салфетку и кладем в воду с маслом и убираем. Но вредные вещества все равно остаётся.
Девочки и лесные жители помогли чистить озеро. А рыбки благодарили Машу, Дюймовочку и лесных жителей.
Опыт 5.
Чтобы показать рыб озера, мы берем маленькую часть пластилина, сделаем «зернушку риса» и отпустим воду. Появляется пузырьки как глазки. Это означает, что в пластилине есть воздух.
Маша и Дюймовочка были рады помочь цветочку и рыбкам. И призывает всех детей и взрослых бережно относится с природой. «Берегите родную природу!»
Вывод: таким образом, экспериментирование на основе познавательной сказки является одним из интересных средств, которые позволяют детям узнать мир по-другому, и побуждает каждого ребенка к деятельности. Ребенок становится не просто слушателем, а участником исследовательской деятельности.
Спасибо всем за участие!
Список литературы
«От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Свистула, И. П. Организация проведения опытов на основе сказочных сюжетов с детьми среднего дошкольного возраста / И. П. Свистула. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 373-375. — URL: (дата обращения: ).
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, с.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 80 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников
В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...
Опыты и эксперименты как средство познавательного развития дошкольников
Опыты и эксперименты для дошкольниковПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формиро...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....
Познавательно-исследовательская деятельность на основе сюжета сказки С.Я.Маршака «Двенадцать Месяцев»
Познавательно-исследовательская деятельность на основе сюжета сказки С.Я.Маршака «Двенадцать Месяцев»Цель:•Учить детей устанавливать причинно-следственные связи «человек-природа...
Маленькие эксперименты для развития познавательного процесса
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения. Его действие очень сильно. Познавательное развитие у детей - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процес...
Краткосрочный проект средней группы «Солнышко лучистое» (эксперимент по развитию познавательных способностей)
laquo;Солнышко лучистое»(эксперимент по развитию познавательных способностей)Цель:Продолжать знакомить детей с устройством Солнечной системы. Дать представление о Солнце, как о звезде...