Лексическая тема: "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лапина Александра Александровна

Дети должны знать:

-     первые приметы весны в природе;

-    что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;

- как выглядят деревья и трава весной;

- как животные и птицы встречают весну;

- чем занимаются весной люди, как меняется одежда;

что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vesna.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «ВЕСНА»

Дети должны знать:

  • первые приметы весны в природе;
  • что произошло со снегом, как весной изменились реки, как выглядит весеннее небо, как изменилась продолжительность дня и ночи;
  • как выглядят деревья и трава весной;
  • как животные и птицы встречают весну;
  • чем занимаются весной люди, как меняется одежда;
  • что такое ранняя — поздняя весна, в чем их отличие.  
    Расширение словарного запаса детей:

Названия: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, поля, сады, огороды, грядки, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, сережки, сосульки, погода, гром, молния, гроза, солнце.

Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, говорливый, быстрый, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, березовый, нежные.

Действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, сеют, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Построение монолога «Расскажи о весне по плану»:

  1. приметы весны;
  2. весенние месяцы;
  3. перелетные птицы;
  4. что делают в этот период дикие животные, чем занимаются люди весной.

Материал для запоминания «Весна» (детям от 5 лет)

Дни заметно стали длиннее, а ночи короче. Солнце с каждым днем поднимается все выше и выше, греет все сильнее и сильнее. Не стало уже зимних холодов и суровых морозов. Снег потемнел, набух и осел, и образовались на полях черные проталины. По полям и лугам побежали, зажурчали, зазвенели, запели весенние ручейки. По ночам небольшие лужицы покрывались тонкой прозрачной корочкой льда, а днем пригревало солнышко — и лед таял.

На крышах домов выросли длинные острые сосульки, которые в полдень под лучами теплого весеннего солнца плакали горькими слезами, провожая зиму. Деревья еще стоят голые и грустные, но на ветках уже набухли и готовы вот-вот лопнуть почки. В воздухе пахнет весной. Звонко чирикают воробьи, они весело приветствуют весну. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Они зимуют недалеко и поэтому первыми возвращаются к родным гнездам с громкими и радостными криками: «гра-гра».

Лексико-грамматический строй речи.

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательными, «Назови, какое, какая?»

Солнышко (какое?) —яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, радостное, нежное ....

Травка (какая?) — молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная ... .

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом, «Что делает? Что делают?»

Трава (что делает?) — пробивается, зеленеет, растет, сохнет, вянет, желтеет, радует ... ;

солнце, сосульки, ручей, почки, листья, птицы, деревья, сады, яблони ... .

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Проталина — проталинка,

лужа — лужица,

ручей — ручеек,

льдина — льдинка,

гнездо — гнездышко,

почка — почечка,

лист — листочек,

трава — травка, травушка,

поле — полюшко,

солнце — солнышко,

луч — лучик,

пень — пенек,

весна — веснушка,

огород — огородик,

луг — лужок,

облако — облачко,

дерево — деревце.

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай».

Один ручей — два ручья — пять ручьев,

один говорливый ручей — два говорливых ручья — пять говорливых ручьев,

одна сосулька — две сосульки — пять сосулек, одна блестящая сосулька — две блестящие сосульки — пять блестящих сосулек.

Так же со словами: лужа, луч, дерево.

Образование существительных множественного числа «Закончи правильно предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях (что?) ... (гнезда). На ветке сук, а на ветках (что?) ... (сучья). На дворе дерево, а в лесу ... (деревья). У дерева ствол, а у деревьев ... (стволы).

Образование прилагательных женского, мужского, среднего рода «Скажи со словом "весенний"»

День (какой?) — весенний, погода (какая?) — весенняя, настроение (какое?) — весеннее.

Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

Подбор слов-антонимов. 

Скажи наоборот.

Холод — тепло; солнечный —... (пасмурный); ветреный — ... (тихий, безветренный); радостный — ... (печальный, грустный); глубокий —... (мелкий); быстрый —... (медленный).

Игра «Думай, отвечай»

Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

Просыпаются весной (кто?) — медведи, ежи, насекомые.

Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

Набухают на деревьях (что?) — почки.

Распускаются (что?) — цветы.

Появляются на деревьях (что?) — листья.

«Хлопни в ладоши».

 Воспитатель произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, прилетают, проталина, ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

«Скажи правильно»:

Распускаются листочки или цветочки? Порхают птички или лисички? Тает снежинка или слезинка? Журчат ручьи или грачи? Набухают почки или листочки? Прилетают насекомые или птицы? Трещит лед или ледоход?

Игра «Почемучки».

Воспитатель бросает ребенку мяч, обращаясь к нему с вопросом: «Почему стало мало снега? Почему он потемнел? Почему мы сняли шубы и валенки? Почему уже нельзя кататься на коньках и лыжах? Почему тает снег? Почему бегут ручьи? Почему набухли почки? Почему все это происходит?»

МИНУТКА ОТДЫХА

Весной

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

 Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

 Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

Лексическая тема «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»...

лексическая тема "Весна. Признаки весны"

дидактические игры по лексической теме "Весна. Признаки весны"...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА. Домашнее задание по лексической теме: Весна. Труд людей весной.

Задание для родителей по лексической теме: Труд людей весной....

Лексическая тема "Весна. Признаки весны"

Дидактические игры и упражнения по теме "Весна"...