Проект "Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект предназначен для ознакомления детей с удивительным миром насекомых в летний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 472.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Удивительный мир
насекомых»
Воспитатели:
Колос Н.И.
Татаренко Т.М.
г. Санкт-Петербург
2021 год
Актуальность
проекта
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность
Введение
Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта:1,5 месяца.
Возраст детей:4-5 лет.
Участники проекта: дети средней группы,, воспитатели, узкие специалисты (муз.руководитель, руководитель физ. воспитания).
Цель проекта:
развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.
Задачи проекта:
Общеобразовательные:
- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
3.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.
7. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
8. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ребёнок будет уметь:
-иметь представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
-находить сходства и различия;
-владеть обобщающим понятием «насекомые»;
-воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Работа над проектом
I этап –подготовительный:
- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.
- Вовлечь дошкольников в решение проблемы.
- Определить задачи и предполагаемый результат проекта.
- Взаимодействие со специалистами:
.Консультации по отбору подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта.
- Собрать материал, информацию.
II этап –основной:
- Проведение намеченных мероприятий.
- Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.
- Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.
- Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».
- Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.
III этап –заключительный:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Оформление выставки рисунков «Такие разные насекомые»
3. Выставка поделок из бумаги в технике оригами «Букашечки -таракашечки».
4.Коллективная работа «Мир вокруг нас»
Мероприятия по реализации проекта :
(интеграция образовательных областей)
Образовательная область:
Социально-коммуникативная
- Рассматривание иллюстраций о насекомых.
- Наблюдения за насекомыми(муравьи, гусеницы, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки).
- Просматривание презентации «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).
- Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)
- Дидактическая игры (развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах5; закрепить знание состава чисел первого десятка; умение составлять число из двух меньших чисел; развивать логическое мышление детей: умение находить закономерность и умение работать в команде).
Образовательная область:
Познавательное развитие
- Д/игра «Четвертый лишний»(закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
- Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).
- Д/ игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление).
- Настольно-печатная игра «Укрась бабочку»
- Настольно-печатная игра «Собери картинку»
Образовательная область:
Речевое развитие
- Цикл прочтения литературных произведений о насекомых «Сказки, найденные в траве» (развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев. Развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес
детей к самостоятельному придумыванию сказки; развивать умение изображать с помощью мимики и жестов личностные качества различных героев, характерное для них поведение).
2. Индивидуальная работа Составление рассказов о насекомых.
3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
4. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).
5. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала
бабочку.
- Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?
Чтение художественной литературы:
- К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Штрашная иштория».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- В.Нестеренко «Паучок».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
- В.Степанова «Стрекоза».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
Образовательная область:
Художественно- эстетическое
развитие
- Конструирование. «Бабочка» (развивать любознательность; продолжать упражнять в умении мастерить поделки из бумажных квадратов, используя технику оригами; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).
- Аппликация. «Божья коровка на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)
3. АппКонструирование из бумаги «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации – мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность).
4. Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).
5. Рисование. «Не обижайте муравья» (познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик». Развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию. Закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызыватьэмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).
6 .Лепка. Практическая ситуация «Божья коровка» ( продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)
7. Конструирование. «Бабочка» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)
8 . Инсценировка «Пчёлки – добрые подружки»
Летняя сказка
9. Прослушивание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».
10. Прослушивание П. Чайковский «Времена года».
11. Прослушивание П. Чайковский «Вальс цветов».
Образовательная область:
Физическое развитие
- П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).
- П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).
- П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).
- П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).
- Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)
- Подвижные игры: «Жук», «Божья коровка»
- Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)
Взаимодействие с родителями дошкольников
1.Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
2.Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом
Дети научились:
-имеют представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
-находят сходства и различия;
-владеют обобщающим понятием «насекомые»;
-у них появилась любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.
Список литературы
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий вподготовительной группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.
- Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
8.Идрисова-СакидибироваЗ.И. Подвижная игра-спутник жизни ребенка. Махачкала :Издательство ООО «Деловой мир»
Приложение 1:
Беседа «В гости к насекомым»
Задачи:
Образовательные: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых
Развающие: развивать внимание
Воспитательные: Формировать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование и материалы: Бумажные «божьи коровки» - на каждого ребенка; ноутбук ; презентация «Насекомые»; экран, ММС.
Ход беседы
Скажите, а как можно назвать одним словом бабочку, пчелу, муравья, божью коровку и других? Правильно, насекомые! Вот о них у нас сегодня и пойдет разговор. Слышите, по - моему, нас приглашают в гости… (слышны звуки жужжания насекомых).
Смотрите, нам на электронную почту пришло письмо. (Слайд 2) Давайте его откроем! Отгадайте, к кому первому мы пойдем!
(Слайд 3) Кто это? Правильно, бабочка! Посмотрите, какая красивая бабочка! На что она похожа? Да, на цветок. У бабочки 4 крылышка, есть голова, грудь, брюшко, есть усики и 6 ножек. А где спит бабочка?
А это… Правильно, пчела!
(Слайд 4) Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны. А как называется домик пчел? Улей. Лесные Дикие пчелы строят такие ульи, а дома, на пасеке пчелы живут вот в таких. А знаете ли вы, что пчела за день облетает более миллиона цветов! Это если бы одна пчелка посетила все цветы на огромной поляне!
(Слайд 5) Муравей. Чем он отличается от пчелы? Муравей бывает черного или коричневого цвета. У него нет крыльев, но он умеет очень быстро ползать. Муравьи живут большими группами. А как называется домик муравья? Да, муравейник. Муравьи работают слаженно и дружно, они строят муравейник из веточек и хвоинок. А знаете ли вы, что муравьи – одни из самых сильных насекомых. Они могут переносить тяжести намного больше своего веса, это если бы каждый из вас поднял десять человек!
(Слайд 6) Стрекоза. Посмотрите, какая стрекоза! У нее длинное тело, 4 больших крыла, которые смотрят в стороны. А какие интересные у нее глаза! Большие, как очки, и названия у стрекоз очень интересные – коромысло, красотка, златка и т.д. Вы знаете, что стрекозы – хищницы, они питаются мелкими насекомыми, ловят их прямо на лету.
(Слайд 7) Кузнечик. А какое интересное насекомое – кузнечик. У него самые интересные ножки – коленки вывернуты в другую сторону – так он может очень далеко прыгать!
А мы тоже хотим быть сильными как муравьи, прыгучими, как кузнечики, и выносливыми, как пчелы. Давайте, сделаем зарядку! (Слайд 8)
Насекомых, ребята, очень много, у них у всех есть усики, ножки, разные глаза, рот. Где – то тут они спрятались! Найдите! (Слайд 9)
Ой, смотрите, сколько божьих коровок прилетело и к нам в гости! (Дыхательная гимнастика «Божья коровка») Положите их на ладошку! Давайте скажем им слова и дунем – чья коровка дальше улетит?
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А-тебе-ни-одно
Дуем на насекомых, они разлетаются. Повторим еще раз.
(Слайд 10) А теперь посмотрите, кто здесь лишний и почему?
--Ребята, а какое самое красивое насекомое мы сегодня видели? Правильно, бабочку. Предлагаю и нам сделать себе такие бабочки! (Изготовление бабочек из цветной бумаги и проволоки. Показ, объяснение приема работы.)
Итак, о ком мы сегодня узнали? Что у насекомых общее? Что вам понравилось? А что было трудным? До свидания, друзья!
Пчёлки – добрые подружки
Инсценировка
Декорация: лесная полянка. Деревья, цветы на подставках расставлены по четырём углам полянки (для танца пчёлок). Большая ёлка, под ней – домик-улей. (Количество пчёлок должно быть чётное – две или четыре).
Рассказчик.
На опушке, возле ёлки,
Жили – поживали пчёлки.
Прилетели на лужок
Собирать лесной медок.
(Под музыку вылетают пчёлки, в руках у них маленькие ведёрки и большие расписные ложки. Они присаживаются около цветов, собирают ложками нектар.)
Все цветы любили пчёлок –
Полосатеньких девчонок.
Им головками качали
И на танец приглашали.
(Выбегают дети с цветами и исполняют танец пчёлок и цветов.)
1-я пчела.
Лето быстро к нам пришло
И тепло нам принесло.
Стала яркою поляна
Здесь нам очень хорошо.
2-я пчела.
Будем летом здесь летать
И медок мы собирать.
3-я пчела.
Пригласим к себе гостей,
Угостим их поскорей!
4-я пчела.
Мы повесим объявленье:
«Приглашаем в воскресенье
Всех гостей к нам в гости в дом,
Угостим лесным медком».
(Пчёлы вешают на ёлку большое объявление и улетают в улей. Под музыку появляются бабочки и исполняют танец).
Бабочки.
Тук-тук-тук, мы в гости к вам…
Пчёлки (все вместе выходят из домика).
Очень рады мы гостям!
Бабочка.
Прочитали объявленье.
К вам пришли по приглашенью!
Нам бы сладкого медку,
Взять хотим для угощенья.
Обещался в воскресенье
Навестить кузнечик нас.
Пчёлки (вместе).
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают Бабочке ведерко с мёдом).
Бабочка.
Вам за вашу доброту
Я «спасибо!» говорю.
Про дружка - кузнечика
Песенку спою.
(Песня «Кузнечик». Бабочки улетают. Пчёлки машут вслед, улетают в домик. Появляется медведь, пытается пробраться к мёду. Пчёлы вылетают и жалят, медведь убегает от них. Игра «Медведь и пчёлы», с участием детей.)
Пчёлки.
Мы хоть маленькие пчёлки
Но обидеть не дадим.
И ужалить больно можем,
За себя мы постоим.
Медведь.
Не пробраться к мёду так,
Что ж попробую иначе.
Тук-тук-тук! Я в гости к вам!
Пчёлки. Очень рады мы гостям!
Медведь.
Мне бы на зиму медку!
Лапу с мёдом пососу!
Ведь из всех лесных зверей
Мёд люблю я всех сильней!
Дайте мне побольше мёду!
Съем хоть целую колоду!
И лечиться буду им,
Вкусным, сладким и густым.
Пчёлки.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощаем! Забирай!
Да здоровье укрепляй!
(Пчёлки отдают Медведю ведёрко с мёдом).
Медведь.
Вам за вашу доброту
Я «спасибо!» говорю.
(Медведь уходит, пчёлки улетают в домик. Звучит музыка, выходит бабушка.)
Бабушка. Тук-тук-тук! Я в гости к вам…
Пчёлки. Очень рады мы гостям!
Бабушка.
Мне бы вашего медку!
С мёдом чай я пить люблю!
Ну, а иногда бывает,
С дедом мы зимой хвораем.
Тут болит и там болит,
Мёд нас быстро исцелит!
Мы его и в чай, и в кашу,
И в любую пищу нашу.
Мёд – лекарство, лучше нет!
Это знает целый свет!
Пчёлки.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают Бабушке ведёрко с медом.)
Бабушка.
А за вашу доброту
Я подарок подарю.
Я нашла для вас цветочек
Посадила вот в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Обо мне напоминает.
1-я пчёлка.
Замечательный цветочек,
Словно красный огонёчек!
2-я пчёлка.
Яркий, нежный и красивый…
Пчёлки (вместе). Говорим тебе спасибо.
Ребёнок. Тук-тук-тук! Я в гости к вам!
Пчёлы. Очень рады мы гостям!
Ребёнок.
Нам бы сладкого медку,
К именинному столу.
Знают взрослые и дети
Нет ничего вкусней на свете.
И полезней его нет -
В этом мёда весь секрет.
Пчёлы.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают ребёнку ведёрко с мёдом.)
Ребёнок.
От души благодарим
И спасибо говорим.
И «Полечку цветочную»
Пропеть мы вам хотим.
(Дети исполняют песню «Цветочная полечка».)
1-я пчела.
Мы трудились, мы старались,
Все довольными остались.
2-я пчела.
Не страшна зима для нас,
Мёда сделали запас.
3-я пчела.
А теперь нам в дом пора
Ждёт работа нас с утра.
4-я пчела.
Мёдом, детки, угощайтесь,
Пчёлок вы не обижайте.
Приложение 2
Заклички про насекомых
-Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки.
Всем по одной
А тебе не одной
#####
-Яры пчёлушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!
#####
-Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.
Загадки
Самого не видно, а песню слышно,
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый, а не кот?
(Шмель)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
(Кузнечик)
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил!
(Комар)
Н.Пикулёва
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец.
(Паук)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
(Комар)
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её…
( Стрекоза)
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её…
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда сажусь.
(Жук)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает.
(Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка,
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(Пчёла)
Не солнце, не огонь, а светит.
(Светлячок)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся.
(Муха)
В лесу у пня
Суета, беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Кровь свою прольёт.
(Комар)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий …
(Муравей)
Н. Шевляков
Пальчиковая гимнастика.
ЖУК, СТРЕКОЗА, ОСЫ.
Жук летит, жужжит, жужжит.
И усами шевелит.
Вот такая стрекоза –
Очень крупные глаза.
Вертится как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Осы любят сладкое
К сладкому летят
И укусят осы, если захотят.
Божьи коровки
Божьей коровки папа идёт.
Следом за папой мама идёт.
За мамой следом детишки идут
Вслед за ними самые малыши бредут.
Красные костюмчики носят они.
Костюмчики с точками чёрненькими.
Папа семью в детский садик ведёт,
После занятий домой заберёт.
Физкультминутки
Бабочка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, встрепенулась.
Раз – росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Трудолюбивая пчёлка
Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)
И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)
От цветка летит к цветку (взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу)
Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)
За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)
И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)
В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)
Скоро ведь зима придёт (поёживание)
Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)
Пословицы и поговорки
• Муравей не велик, а горы копает.
• Муравью роса – ливень.
• Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
• На муравейнике долго не усидишь.
• Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
• Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
• Одна пчела много мёду не наносит.
• Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
• Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
• Пчела знает, где мёд брать.
• У кого пчела, тому жизнь весела.
• Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
• Жужжала муха, дождалась паука.
Народные приметы
• Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
• Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
• Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
• Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
• Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
• Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
• Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
• Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
• Если много комаров – готовь короб для ягод.
• Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
• Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
• Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
• Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
• Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.
Приложение 3
Вопросы и ответы
• Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
• Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых)
• Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел)
• Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
• Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами).
• Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
• Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
• Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
• Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках)
• Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
• Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
• О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный)
• На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок)
• Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи)
• Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки)
• Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду)
• Где у комара уши? (В усах)
• Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку? (Специальные присоски на лапках)
• Где живут тараканы? (В домах)
• Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы? ( Разносят инфекции)
• Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются)
Приложение 4
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• заяц, ёж, лиса, шмель;
• трясогузка, паук, скворец, сорока;
• бабочка, стрекоза, енот, пчела;
• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
• таракан, муха, пчела, майский жук;
• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
«Игра в слова»
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью (пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…
«Собери цветок»
Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.
Приложение 5
Интересные факты о насекомых
О бабочках:
- О бабочках слагают немало легенд, в частности в древнем Риме считали, что бабочка — это лепесток цветка, который оторвался от порывов ветра
- Самая большая бабочка — южноамериканская совка Тизания агриппина, размах ее крыльев до 31 см!
- А размах крыльев самой маленькой бабочки — ацетозии — всего 2 мм.
- Крылья бабочки состоят из мельчайших чешуек! Каждая из которых имеет всего один цвет. И из чешуек, как мозаика, складываются сложные узоры крыльев.
- Вкусовые рецепторы бабочек находятся на лапках.
- Глаза бабочки, как и муравья состоят из фасеток.
- Чтобы взлететь, бабочка сначала машет крыльями на месте, чтобы нагреть тело до температуры выше 30-35 градусов.
- Питаются бабочки цветочным нектаром, медом, пыльцой, навозом, забродившими фруктами, и даже человеческим потом! Если к вам залетела бабочка в гости, можно угостить ее сахарным сиропом.
- Бабочки не спят. Но отдыхают и во время отдыха могут совершенно не двигаться.
- У бабочки, как известно, 4 стадии развития: яйцо, гусеница, куколка и бабочка.
- Кстати, некоторые гусеницы питаются ядовитыми растениями. Вылупившиеся из них бабочки оказываются ядовиты для птиц!
- В Японии верят, что увидеть бабочку в доме — к счастью. Там даже есть специальный „танец бабочек“, который открывает все праздники и торжественные шествия.
О стрекозах:
- Раньше в Японии стрекоза была признаком победы.
- Стрекоза имеет удивительно хороший аппетит, за час она может съесть около 40 мух.
- Стрекозы откладывают яйца в воде. Вылупившиеся личинки могут прожить под водой два года.
- Крылья и тело стрекозы устроены так, что она не только способна выдержать длительные миграции, но и может зависать в воздухе, лететь в бок, назад, вперед, под любым углом и в любом направлении.
О божьих коровках:
- Французы предполагали, что божья коровка оберегает от несчастий, они носили талисманы с рисунком этого насекомого.
- В Чехии же считалось, что божья коровка сулит удачу.
- Во время полета божья коровка совершает до 85 взмахов крыльев в секунду
- За свою жизнь этот жучок откладывает до 2000 яиц, причем среди них есть, как оплодотворенные, так и нет. Неоплодотворенные «пустые» яйца служат питанием для молодняка.
- Зимуют божьи коровки, собираясь большими колониями под пнями, камнями, в щелях деревьев...
О муравьях:
- Муравьи могут переносить вес, превышающий в 5000 раз свой.
- У муравьев строгое социальное разделение. У самцов и у королевы до появления первых детей есть крылья.
- У муравьев внешний хитиновый скелет, благодаря которому их практически невозможно раздавить.
- На концах ножек, состоящих из пяти частей и трех суставов есть крючки-зазубрины, благодаря которым муравей может идти не только по вертикальной поверхности, но и по стеклянной и гладкой.
- Муравьи умеют строить живые мосты, сцепляясь лапками и челюстями. Такой мост способен выдержать вес в 1,5 кг!
- У муравьев фасеточное зрение, как у стрекозы и три дополнительных глаза. При этом муравей видит предметы, расположенные не дальше 4 см.
- Протяженность всех тропинок внутри муравейника около 7000 метров.
- Одна большая муравьиная семья за год собирает 8 000 000 вредных насекомых!
- Муравьи обладают разными профессиями: есть среди них няни, строители, солдаты.
- Чтобы не уставать, рабочие муравьи спят по минутке до 250 раз в день!
- В своем развитии муравей проходит 4 стадии: яйцо, личинка, червячок и муравей.
Про пчел:
- Пчела может почувствовать цветок с нектаром в пределах одного километра.
- Первыми в мире пчеловодами были египтяне.
- Самый опасный вид пчел, живет в Австралии.
- У пчел очень сильно развито обоняние. Они различают и воспринимают запахи в 1000 раз сильнее, чем человек. Они способны чувствовать аромат цветов на расстоянии 1 километр.
- Для того, чтобы собрать всего 1 килограмм меда, пчеле необходимо посетить 10 миллионов цветков, так же нужно сделать 150 000 вылетов и пролететь при этом 300 000 километров.
- За один день одна пчела способна собрать пыльцу с 7000 цветов. Чтобы получить всего 100 грамм меда, пчела должна пролететь расстояние в 46 000 километров. Это такое же расстояние, как и вокруг Земли по экватору.
- Пчелиный рой может весить до 7- 8 кг , он состоит из 50-60 тыс. пчел, имеющих в своих зобиках 2- 3 кг меда. Медовым запасом при ненастной погоде пчелы могут питаться в течение 8 дней.
- Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное жужжание.
- У пчелы 5 глаз. Три в верхней части головы и два спереди.
- У пчел много врагов и «нахлебников», поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.
Об осах:
- Осы могут строить свои гнезда из бумаги, которую сами и вырабатывают.
- У осы имеется пять глаз: два больших фасеточных, расположенных по бокам головы и обеспечивающих широкий угол зрения, и три маленьких глазика на лбу.
- Наиболее агрессивными и «кусачими» осы становятся в жаркое время года
- Укусы осы могут представлять большую опасность для человека. Помимо сильной болезненности яд осы является сильным аллергеном.
Про мух:
- Самый опасный вид мух живет в Африке, называются они «цеце». Они переносят вирус сонной болезни, от которой ежегодно умирают десятки тысяч человек и животных.Мухи цеце нападают на любой движущийся тёплый предмет, даже автомобиль. Исключением является зебра, которую муха воспринимает всего лишь как мелькание чёрных и белых полос.
- Жизнь мухи коротка — от 8 до 20 дней, в зависимости от окружающей среды
- Мухи живут во всех уголках планеты. Их численность превышает 750 000 видов.
О кузнечиках:
- В Малайзии живет вид кузнечиков, размер которых превышает 25 см., и прыгают они в длину 5 метров.
- Есть вид кузнечиков, которые называются «бородавочники». Этот вид лечит бородавки, кусая бородавку на теле человека, они оставляют слюну, которая исцеляет.
- В Северной Африке обитает вид кузнечиков-эфгастер, увидев противника, они выстреливают в него своей кровью, чтобы сбить противника и успеть убежать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...

Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...