Лексическая тема: "Профессии"
план-конспект занятия по окружающему миру

Лапина Александра Александровна

Дети должны знать:

  • названия разных профессий;
  • назначение разных профессий.

Расширение словарного запаса детей:

Словарь предметов: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, лет­чик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, сте­кольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птич­ница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсес­тра;

Словарь признаков: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисципли­нированный;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_professii.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «ПРОФЕССИИ»

Дети должны знать:

  • названия разных профессий;
  • назначение разных профессий.

Расширение словарного запаса детей:

Словарь предметов: врач, строитель, учитель, пожарник, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра;

Словарь признаков: добрый, внимательный, заботливый, ответственный, профессиональный, умелый, знающий, добросовестный, дисциплинированный;

Словарь действий: лечит, учит, воспитывает, тушит, фотографирует, варит, готовит, стрижет, укладывает, следит, шьет, чинит, кроит, печет, пишет, сочиняет, летает, водит, возит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, копает, строгает, стеклит, сваривает, сеют, сажают, копают.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Какая профессия самая главная?»

Цель: активизация словаря существительных по теме.

Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какую-нибудь профессию, при этом названия профессий не должны повторяться. Выигрывает команда, назвавшая большее количество профессий.

«Угадай мою профессию».

Цель: познакомить детей с атрибутами различных профессий.

Воспитатель отбирает картинки, относящиеся к определённым профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску и половник. Какая у меня профессия?».  Дети отгадывают.

«Назови мамину профессию».

Цель: развитие навыков словообразования.

Воспитатель напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем объясняет условия игры: «Ребята, я буду называть общие профессии так, как если бы они были названиями мужских профессиёй. А вы должны назвать такую же женскую профессию».

Например: ткач – ткачиха, певец – певица, художник – художница, учитель – учительница, спортсмен – спортсменка, продавец – продавщица, актёр – актриса и т.д.

 «Отгадай загадки»

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?    (повар)

Кто у постели больного сидит? –

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, -

Разрешит погулять.     (врач)

Кто учит детишек

Читать и писать,

Природу любить, стариков уважать» (учительница)

- Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету —

Дети, кто, скажите это? (космонавт)

        Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?  (продавец)

Грамматический строй речи

Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»

Учитель — учителя — учителей,

врач — врачи — врачей,

продавец — продавцы — продавцов,

пекарь — пекари — пекарей,

фотограф — фотографы — фотографов,

портной — портные — портных,

доярка — доярки — доярок,

почтальон — почтальоны — почтальонов.

Лексический строй речи

Поиск соответствующего понятия «Кто что делает?»

Учитель — учит читать, писать, считать; пожарный — тушит пожар; строитель — строит и ремонтирует дома; маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит;

фотограф — фотографирует;

повар — ... ;

портной — ... ;

парикмахер — ... ;

библиотекарь — ... ;

врач — ... ;

писатель — ... ;

водитель — ... ;

тракторист — ... ;

доярка — ... ;

птичница — ....

Поиск соответствующего понятия «Кому что надо для работы?»

Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди;

врачу — лекарство, белый халат, градусник;

художнику — ... ;

учителю — ... ;

портному — ... ;

маляру — ... ;

рыболову — ... ;

продавцу — ... ;

садовнику — ... ;

плотнику — ... ;

доярке — ... ;

трактористу — ....

Поиск соответствующего понятия «Угадай профессию».

Кто носит багаж? (Носильщик.)

Кто сваривает трубы? (Сварщик.)

Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)

Кто работает на кране? (Крановщик.)

Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)

Кто точит ножи? (Точильщик.)

Кто чинит часы? (Часовщик.)

Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)

Кто красит стены? (Маляр.)

Кто ухаживает за птицами? (Птичница).

Кто сочиняет музыку? (Композитор.)

Кто играет на рояле? (Пианист.)

Поиск фактических ошибок «Путаница»

Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду.

Построение монолога «Опиши профессию по плану»:

  1. название профессии;
  2. какие инструменты нужны для работы по этой профессии;
  3. что делает человек этой профессии.

Поиск соответствующего понятия и построение монолога «Беседа по теме»

Что такое профессия? (Дело, работа, занятие.) Назовите профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем вы хотите стать, когда вырастете? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?

МИНУТКА ОТДЫХА

Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

Встаем мы очень рано, ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз — и помним вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны —

С водою мы напарники.

С нами будут не страшны

Газы вам угарные.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? — ... (Пожарные).

Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема: "Профессии"

Рекомендации для родителей по лексической теме «Профессии». Данный материал можно разместить в группе в уголке для родителей....

План – конспект логопедической деятельности в старшей группе по лексической теме «Профессии». ТЕМА: Составление предложений с союзом «а»

Коррекционно-образовательные цели:Научить детей составлять предложения с союзом «а»;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного падежа имен существительных...

Мастер-класс тема: «Звук [с], буква С. Лексическая тема «Профессии»

Как автоматизировать поставленный звук? Как провести звукобуквенный анализ слова?Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику?Эти вопросы часто задают родителей воспитанников логопедических груп...

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"

Презентация "Расскажи Маше о профессии. Продавец" по ознакомлению с окружающим для детей средней группы с ОНР по лексической теме: "Профессии. Продавец"...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] на материале лексической темы «Профессии» и грамматической темы «Согласование существительных и глаголов в числе».Цель...

Интерактивные загадки "Все профессии нужны, все профессии важны". Лексическая тема: "Профессии".

     Данная интерактивная игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста по лексической теме "Профессии" и может быть использована как в непосред...