Конспект ОД по познавательному развитию "Прогулка в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды
Задачи:
1) развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения); чувства сопричастности ко все-му живому и прекрасному посредством музыки, а также связную речь, обогащать словарный запас детей.
2) образовательные: Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; систематизировать представления детей о растениях и леса.; формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы; закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
3) воспитательные: Воспитывать у детей интерес, любознательность, эстетические и нравствен-ные чувства, заботливое отношение к природе и эмоционально – добро-желательное отношение к живым объектам природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 366.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по познавательному развитию «Прогулка в весенний лес»
1.Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
2.Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская ,музыкально-художе-ственная, восприятие художественной литературы, двигательная.
3.Тема образовательной деятельности: «Прогулка в весенний лес»
4.Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.
5.Методы и приемы реализации содержание образовательной деятельности:
- практические-дидактические игры и упражнения , физминутка;
- наглядные –предметные картинки птиц, деревьев кустарников, цветов, домик ,конверты с карточками для каждого ребенка, игрушка Лесовичка; карточки с цифрами.
- словесные-беседы ,вопросы, рассуждения и выводы.
6.Интеграция образовательных областей:
№ | Образовательная область | Решаемые задачи в образовательной деятельности |
1. | Социально- коммуникативное развитие | Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива при выполнении дидактических упражнений и во время бесед ;учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. |
2. | Познавательное развитие | Систематизировать и закрепить знания детей о леса, способствовать обобщению представлений о лестных растениях, закрепить знания детей о птицах и воспи-тывать любовь и бережное отношение к родной при-роде. |
3. | Речевое развитие | Развивать связную речь у детей во время бесед, обога-щать и активизировать словарный запас. |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Учить внимательно слушать детей звуки природу , раз-вивать музыкальный слух и любоваться красотой леса. |
5. | Физическое развитие | Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, а также способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью. |
7.Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.
8.Задачи:
1) развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, испо-льзуя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения); чувства сопричастности ко все-му живому и прекрасному посредством музыки, а также связную речь, обогащать словарный запас детей.
2) образовательные: Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; систематизировать представления детей о растениях и леса.; формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы; закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.
3) воспитательные: Воспитывать у детей интерес, любознательность, эстетические и нравствен-ные чувства, заботливое отношение к природе и эмоционально – добро-желательное отношение к живым объектам природы.
9.Планируемые результаты:
1)умения различать дерево ,кустарник; распределять лесные растения по этажам, соблюдать правила поведения в лесу.
2) умение активно, доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, проявлять заботу о природе родного края.
10. Организация развивающей предметно- пространственной среды: диск с записью звуков леса и пения птиц, часть групповой комнаты оформлена в виде лесной полянки: пеньки деревья :березка и ель, пенек бумажные листочки с загадками , картинки с изображением деревьев, кустарников и птиц, набор цифр до10, домик для растений леса, игрушка Лесовичка, знаки о правилах поведения в лесу.
11.Подготовка к образовательной деятельности( предварительная работа): Загадывание загадок о цветах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением цветов, чтение стихотворений о цветах, рассказа К. Паустовского «Золотой луг», слушание музыки П. Чайковского «Вальс цветов», выкладывание на магнитной доске различных вариантов композиций букетов цветов.
Введение в тему(создание проблемной ситуации) | Дети вместе с воспитателем встают полукругом. В:- Дети, сейчас я загадаю вам загадку. Попробуйте догада-ться, о каком времени года пойдет речь. Зиме пришел уже конец Запел на веточке скворец, Зашумели воробьи И бегут, журчат ручьи, С неба солнце льется, Танцует и смеется. Е.Эрато В.- О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались? Какие приметы весны я перечислила? А ка-кие еще приметы вы можете назвать? Ответы детей. В. – Дети, я хочу пригласить вас на прогулку в весенний лес. |
Мотивация деятельности. Целеполагание. | Воспитатель:-Ну, что, ребята, хотите побывать погулять в лесу и познакомиться с его хозяином? Воспитатель: - А чтобы очутиться в лесном царстве, нужно закрыть глаза и сказать такие слова: Не надо ехать далеко. Закрой глаза и сделай шаг Теперь в ладоши хлопнем так: Один хлопок, ещё хлопок. Раз, два, три покружись. В лесном царстве очутись». Дети выполняют движения, а в это время под звуки леса (аудиозапись журчанье ручья и песен птиц)появляется Лесовичок. Он сидит на пеньке . |
Основная часть: Актуализация ранее приобретенных знаний. Добывание нового знания. | Воспитатель: Вот мы с вами в лесу. Воздух свеж. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья и кустарники. Давайте поздороваемся с лесом». Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!(дети здороваются) - Смотрите, здесь кто-то сидит. Кто же это? - Здравствуйте, ребята! Я не сплю, зелёный лес сторожу! С чем ко мне пожаловали? - Уважаемый, Старичок - Лесовичок, пропустите нас, пожалуйста, в волшебное лесное царство. Мы хотим полюбоваться красотой леса. - Я пропущу вас в лес, когда узнаю, что вы дейст-вительно любите природу, лес и много о нем зна-ете! Лесовичок: - Сейчас я проверю, какие вы любознательные и находчивые. Знаете ли вы какие-нибудь пословицы о лесе? Ответы детей: «Лес-богатство и краса, береги свои леса»; «Враг природы тот, кто леса не бережет» и др. Затем Лесовичок Обращает внимание на “ чудо-дерево”, на необычные листочки на нем, предла-гает снять один листочек. Дерево предлагает разгадать загадки о его друзьях-деревьях: 1. Клейкие раскрылись почки — Нарядился он в листочки. Летом в пух оделся щеголь. Догадались? — Это... (тополь) 2. Белый низ, зеленый верх — В летней роще краше всех! На стволах полоски. Хороши... (березки) 3.Тонет куст в цветах махровых, Словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день Глаз наш радует... (сирень) 4. В мае грелась, зеленела, Гроздья осенью надела. В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябинка) 5. Он в лесу, как витязь, встанет, Желудями в срок одарит. И лесник, и лесоруб С ним знакомы. Это... (дуб) 6. Ее всегда в лесу найдешь – Звучит звукозапись “голоса птиц”. Лесовичок: Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? Как называются эти птицы? (ответы: Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? (ответы:Потому что они осенью улетают в теплые края.) Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. -А каких вы перелетных птиц знаете ? Ответы детей. Лесовичок обращает внимание детей на доску,где нарисованное дерево с птицами) - А ну-ка , ребятки, посчитать птиц на моем дереве и подберите соответствующую цифру. ( дети выполняют ,а лесовичок проверяет) -Ребята, вы просто ,молодцы! Убедили старика , что вы многое знаете о моем лесном царстве . Добро пожаловать в волшебное лесное царство! А мне пора обход по лесу делать.(уходит) Помещаем на доску высокий домик. Воспитатель: «Лес – многоэтажный дом» Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца. Третий этаж здесь растут высокие деревья. Деревья делятся на два вида, у которых листья называются лиственными ( береза, клен,..), а у которых иголки — хвойными(сосна , ель,..). Показываю картинки лиственных и хвойных деревьев. Скажи имя (ребенка), какие деревья называются хвойными? Скажи имя (ребенка), к какому виду деревьев относится береза, тополь?(показ предметных картинок деревьев) Второй этаж - Еще ниже расселились невысокие деревья, кусты и кустарники. Кустарники имеют не один толстый ствол, несколько тонких, ветки, листья, плоды и корни( по-каз предметных картинок кустарников: сирень, шиповник, смородина,…) Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы, ягоды. Эти растения состоят из гибкого стебля, листьев, цветка, плода и как у всех растений у них есть корни, которые их питают (показ картинок цветов, грибов,..). - Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений. Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше де-рево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.) Воспитатель выставляют на домик иллюстрации с лестными растениями, расселяя их по этажам. Физминутка «Есть в лесу елочки» Есть в лесу три полочки:(хлопаем в ладоши). Ели – елки – елочки.(Руки вверх – в стороны – вниз.) Лежат на елях небеса,(руки вверх.) На елках – птичьи голоса,(Руки в стороны.) Внизу на елочках – роса.(Руки – вниз, присели). |
Самостоятельная деятель-ность детей по закрепле-нию нового знания | В: -Немножко отдохнули и продолжаем дальше. Дети проходят за столы, где лежит конверт,(домик с кар-точками : высокое дерево , кустарник и цветы(грибы)) для каждого ребенка. (приложение 1) Дидактическое упражнение «Рассели растительность леса» Воспитатель: Итак, ребята, возьмите каждый свой конверт и расселите растения в своем домике. Проверяем: Какое растение живет у (имя ребёнка), на третьем(втором) этаже ? Как оно называется?(ответы детей) и т.д. Воспитатель:-Итак, ребята ,на этом наша прогулка в лес заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Но ,погодите вижу под чудо –деревом какую- то корзинку (берет корзинку, в которой записка). Воспитатель читает: «- Дорогие, ребята,я был рад с вами познакомиться. И за ваши хорошие знания о моем лесном царстве, оставляю вам книгу о лесе.. И давайте вместе любить, охранять природу, и приумножать лесные богат-ства.» Жду вас снова в гости !Старичок- лесовичок. (воспитательберет книгу и показывает ребятам).А теперь закрываем глаза , произносим заклинание и возвращаемся в детский сад : Раз, два, три – покружись, В детском саду окажись. |
Анализ и самоанализ деятельности детей | В:- Давайте вспомним ,ребята, где мы свами сегодня побывали? -С кем там встретились? - Что нового узнали о лесных растениях? - Что было самым трудным? Ответы детей. |
Длительность образовательной деятельности :25 минут. Дальнейшая разработка темы: 1.Изготовление схем : «Что нужно для роста лесных расте-ний», «Растительный мир», «Строение растений» и др. 2.Викторина «Знатоки леса». |
Приложение 1
Картинки для дидакт\упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295092-1378978462.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию Тема : «Весеннее настроение»
Познакомить дошкольников с поэзией поэта А.Д.Бахтинова, c картинами из художника с.Труновского Заруднева.А.; с музыкой П.И.Чайковского, развивать художественно-творческие способности детей, созд...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/20/picture-567802-1421721332.png)
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Весеннее настроение» (средняя группа)
Систематизация знаний детей о временах года...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие" Тема:"Весенние заботы птиц".
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной....
"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе
"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-63564-1700131942.jpg)
План-конспект НОД по познавательному развитию на тему: «На весенней полянке»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-270005-1372147659.jpg)
Конспект НОД по познавательной деятельности (ФЭМП)" Весенние загадки"
Этот материал можно использовать в конце учебного года в подготовительной к школе группе. Дети с большим интересом выполняют задания и показывают свои знания и умения, полученные в учебном году....