Конспект ОД по познавательному развитию "Прогулка в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Титова Ирина Петровна

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды

Задачи:

1) развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения); чувства сопричастности ко все-му живому и прекрасному посредством музыки, а также связную речь, обогащать словарный запас детей.

2) образовательные: Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; систематизировать представления детей о растениях и леса.; формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы; закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

3) воспитательные: Воспитывать у   детей интерес, любознательность, эстетические и нравствен-ные чувства, заботливое отношение к природе и эмоционально – добро-желательное отношение к живым объектам природы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_starsh.grup_o_prirode.docx366.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по познавательному развитию «Прогулка в весенний лес»

1.Доминирующая образовательная область: познавательное развитие  

2.Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская ,музыкально-художе-ственная, восприятие художественной литературы, двигательная.

3.Тема образовательной деятельности: «Прогулка в весенний лес»

 4.Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.

5.Методы и приемы реализации содержание образовательной деятельности:

- практические-дидактические игры и упражнения ,  физминутка;

- наглядные –предметные картинки птиц, деревьев кустарников, цветов, домик ,конверты с карточками для каждого ребенка, игрушка Лесовичка; карточки с цифрами.

- словесные-беседы ,вопросы, рассуждения и выводы.

6.Интеграция  образовательных областей:

Образовательная область

Решаемые задачи в образовательной деятельности

1.

Социально- коммуникативное развитие

Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива при выполнении дидактических упражнений и во время бесед ;учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

2.

Познавательное развитие

Систематизировать и закрепить знания детей о леса, способствовать обобщению представлений о лестных растениях, закрепить знания детей о птицах и воспи-тывать любовь и бережное отношение к родной при-роде.

3.

Речевое развитие

Развивать связную речь у детей во время бесед, обога-щать и активизировать словарный запас.

4.

Художественно-эстетическое развитие

Учить внимательно слушать детей звуки природу , раз-вивать музыкальный слух и любоваться красотой леса.

5.

Физическое развитие

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, а также способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

7.Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе; формировать у дошкольников установку на защиту и сбережение окружающей среды.

8.Задачи:

1) развивающие: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, испо-льзуя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения); чувства сопричастности ко все-му живому и прекрасному посредством музыки, а также связную речь, обогащать словарный запас детей.

2) образовательные: Уточнять и имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; систематизировать представления детей о растениях и леса.; формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы; закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

3) воспитательные: Воспитывать у   детей интерес, любознательность, эстетические и нравствен-ные чувства, заботливое отношение к природе и эмоционально – добро-желательное отношение к живым объектам природы.

9.Планируемые результаты:

1)умения различать дерево ,кустарник; распределять лесные растения по этажам, соблюдать правила поведения в лесу.

2) умение активно, доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, проявлять заботу о природе родного края.

10. Организация развивающей предметно- пространственной среды: диск с записью звуков леса и пения птиц,    часть групповой комнаты оформлена в виде лесной полянки: пеньки деревья :березка и ель, пенек бумажные листочки с загадками , картинки с изображением деревьев, кустарников  и птиц, набор цифр до10, домик для растений леса, игрушка Лесовичка,  знаки о правилах поведения в лесу.

11.Подготовка к образовательной деятельности( предварительная работа): Загадывание загадок о цветах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с изображением цветов, чтение стихотворений о цветах, рассказа К. Паустовского «Золотой луг», слушание музыки П. Чайковского «Вальс цветов», выкладывание на магнитной доске различных вариантов композиций букетов цветов.

Введение в тему(создание  проблемной ситуации)

Дети вместе с воспитателем  встают полукругом.

В:- Дети, сейчас я загадаю вам загадку. Попробуйте догада-ться, о каком времени года пойдет речь.

  Зиме пришел уже конец

Запел на веточке скворец,

Зашумели воробьи

 И бегут, журчат ручьи,

С неба солнце льется,

 Танцует и смеется.

Е.Эрато

В.- О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались? Какие приметы весны я перечислила? А ка-кие еще приметы вы можете назвать?

Ответы детей.

В. – Дети, я хочу пригласить вас на прогулку в весенний лес.

Мотивация деятельности. Целеполагание.

Воспитатель:-Ну, что, ребята, хотите побывать погулять в  лесу и познакомиться с его хозяином?
Дети: - Да!

Воспитатель:  - А чтобы очутиться в лесном царстве, нужно закрыть глаза и сказать такие слова:
  « В чудесный лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок.

Раз, два, три покружись.

В лесном царстве очутись».

Дети выполняют движения, а в это время под звуки леса (аудиозапись журчанье ручья и песен птиц)появляется Лесовичок. Он сидит на пеньке .

 Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний.

Добывание нового знания.

Воспитатель: Вот мы с вами в лесу. Воздух свеж. Вдохните в себя несколько глубоких  глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья и кустарники. Давайте поздороваемся с лесом». Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!(дети здороваются)

 - Смотрите, здесь кто-то сидит. Кто же это?
Дети: - Старичок - Лесовичок.
Воспитатель:   - Он охраняет вход в волшебное лесное царство. Давайте вежливо поздороваемся с ним.
Дети здороваются, Лесовичок открывает глаза.
Лесовичок:

- Здравствуйте, ребята! Я не сплю, зелёный лес сторожу! С чем ко мне пожаловали?
Воспитатель:

- Уважаемый, Старичок - Лесовичок, пропустите нас, пожалуйста, в волшебное лесное царство. Мы хотим полюбоваться красотой леса.
Лесовичок: 

- Я пропущу вас в лес, когда узнаю, что вы дейст-вительно любите природу, лес и много о нем зна-ете!

Лесовичок:

- Сейчас я проверю, какие вы любознательные и находчивые.

 Знаете ли вы какие-нибудь пословицы о лесе?

Ответы детей: «Лес-богатство и краса, береги свои леса»;

«Враг природы тот, кто леса не бережет» и др.

Затем Лесовичок Обращает внимание на “ чудо-дерево”, на необычные листочки на нем, предла-гает снять один листочек.

Дерево предлагает разгадать загадки о его друзьях-деревьях:

1. Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь)

2. Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши... (березки)

3.Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... (сирень)

4. В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

5. Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб)

6. Ее всегда в лесу найдешь –
     Пойдем гулять и встретим:
     Стоит колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем. (Сосна)
 -Хорошо, справились с им заданием .                                      

Звучит звукозапись “голоса птиц”.

Лесовичок: Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? Как называются эти птицы? (ответы: Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? (ответы:Потому что они осенью улетают в теплые края.) Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы.

-А каких вы перелетных птиц знаете ?

Ответы детей.

Лесовичок обращает внимание детей на доску,где нарисованное дерево с птицами)

- А ну-ка , ребятки, посчитать птиц на моем дереве  и подберите соответствующую цифру. ( дети выполняют ,а лесовичок проверяет)

-Ребята, вы просто ,молодцы! Убедили старика , что вы многое знаете о моем лесном царстве . Добро пожаловать в волшебное лесное царство! А мне пора обход по лесу делать.(уходит)

Помещаем на доску высокий  домик.

Воспитатель: «Лес – многоэтажный дом»

 Крыша лесного дома состоит из листвы и веток деревьев. Они защищают лес от дождя, ветра и палящего солнца.

Третий этаж здесь растут высокие деревья. Деревья делятся на два вида, у которых листья называются лиственными  ( береза, клен,..), а у которых иголки — хвойными(сосна , ель,..). Показываю картинки лиственных и хвойных деревьев. Скажи имя (ребенка), какие деревья называются хвойными? Скажи имя (ребенка), к какому виду деревьев относится береза, тополь?(показ предметных картинок деревьев)

Второй этаж - Еще ниже расселились невысокие деревья, кусты и кустарники.  Кустарники имеют не один толстый ствол, несколько тонких, ветки, листья, плоды и корни( по-каз предметных картинок кустарников: сирень, шиповник, смородина,…)

Первый этаж – То есть под ногами: травянистые растения, мхи, грибы, ягоды. Эти растения состоят из гибкого стебля, листьев, цветка, плода и как у всех растений у них есть корни, которые их питают (показ картинок цветов, грибов,..).

- Еще в лесном доме есть и подвал. В нем находятся корни растений.

Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше де-рево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)

Воспитатель выставляют на домик иллюстрации с лестными растениями, расселяя их по этажам.

Физминутка «Есть  в лесу елочки»

Есть в лесу три полочки:(хлопаем в ладоши).

Ели – елки – елочки.(Руки вверх – в стороны – вниз.)

Лежат на елях небеса,(руки вверх.)

На елках – птичьи голоса,(Руки  в стороны.)

Внизу на елочках – роса.(Руки – вниз, присели).

Самостоятельная деятель-ность детей по закрепле-нию нового знания

В: -Немножко отдохнули и продолжаем дальше.

Дети проходят за столы, где лежит  конверт,(домик с кар-точками : высокое дерево , кустарник и цветы(грибы)) для каждого ребенка. (приложение 1)

Дидактическое упражнение «Рассели растительность леса» 

Воспитатель: Итак, ребята, возьмите каждый свой конверт и расселите растения в своем домике.

Проверяем: Какое растение живет у  (имя ребёнка), на третьем(втором) этаже ? Как оно называется?(ответы детей) и т.д.

Воспитатель:-Итак, ребята ,на этом наша прогулка в лес заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. Но ,погодите  вижу под чудо –деревом какую- то корзинку (берет корзинку, в которой записка).

Воспитатель читает: «- Дорогие, ребята,я был рад с вами познакомиться. И за ваши хорошие знания о моем лесном царстве, оставляю вам книгу о лесе.. И давайте вместе любить, охранять природу, и приумножать лесные богат-ства.» Жду вас снова в гости  !Старичок- лесовичок.

(воспитательберет книгу и показывает ребятам).А теперь закрываем глаза , произносим заклинание и возвращаемся в детский сад :

Раз, два, три – покружись,

В детском саду окажись.

Анализ и самоанализ деятельности детей

В:- Давайте  вспомним ,ребята,  где мы свами сегодня побывали?

-С кем там встретились?

- Что нового узнали о лесных растениях?

- Что было самым трудным?

Ответы детей.

Длительность образовательной деятельности :25 минут.

Дальнейшая разработка темы: 1.Изготовление схем : «Что нужно для роста лесных расте-ний», «Растительный мир», «Строение растений» и др.

 2.Викторина «Знатоки леса».

Приложение 1

Картинки для дидакт\упражнения

http://floweryvale.ru/images/stories/2012/02/Obrezka_pochvo_roz_01.jpghttps://sci.house/files/uch_group59/uch_pgroup347/uch_uch1643/image/image060.jpg

https://tse1.mm.bing.net/th?id=OIP.wss-ry7SEO3OU4-iN-fvbAHaHa&pid=Api&P=0&w=300&h=300http://raskras-ka.com/wp-content/uploads/Frukty-ovoshy-yagody-griby/Klubnika/mini/raskraski-klubnika-mini-2.GIFhttps://i.pinimg.com/736x/6d/e6/5f/6de65f9e7ef7eb00fc51ee2d9a79f169.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию Тема : «Весеннее настроение»

Познакомить дошкольников с  поэзией поэта А.Д.Бахтинова, c картинами из художника с.Труновского Заруднева.А.; с музыкой П.И.Чайковского, развивать художественно-творческие способности детей, созд...

"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

"Путешествие в весенний лес" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе...

План-конспект НОД по познавательному развитию на тему: «На весенней полянке»

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы...

Конспект НОД по познавательной деятельности (ФЭМП)" Весенние загадки"

Этот материал можно использовать в конце учебного года в подготовительной к школе группе. Дети с большим интересом выполняют задания и показывают свои знания и умения, полученные в учебном году....