Экологический проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Зырянский детский сад» Зырянского района
Экологический проект на тему: «Зимующие птицы»! для детей средней группе
Воспитатель: Перминова К.В.
Нефедова Д.С.
.
2024г.
с.Зырянское
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.
* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта: информационно-творческий.
Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта: среднесрочный (2 месяца).
Продукты проекта:
* Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим кормушки для птиц!»; «С каждого по зернышку!»
* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим кормушки для птиц!»;
* Проведение итоговое мероприятия – театрализованное представление «Птичий теремок».
* Защита проекта «Зимующие птицы» на родительском собрании.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Перспективное планирование проекта.
* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
* Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
* Взаимодействие с родителями. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
* Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
* Отгадывание загадок про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
III этап – заключительный
* Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,
* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,
* Проведение итоговое мероприятия - театрализованное представление «Птичий теремок».
* Защита проекта «Зимующие птицы» на родительском собрании.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что в течение месяца будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.
1. Взаимодействие с родителями:
* Рекомендации на совместные прогулки.
* Совместно с ребенком сделать кормушку.
* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
* Отгадывать загадки про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
2. Просмотр видеофильма «Зимующие птицы».
Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.
3. Игровая деятельность
Пальчиковая игра
* «Птицы у кормушки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
4. Дидактические игры.
* «Сложи пазлы»
Цель: закрепить знания об птицах, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
* «Один – много»
Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.
* «Назови одним словом»
Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;
уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
* «Назови птицу по описанию»
Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
* «Кто из птиц лишний»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птицами; развивать внимание, память.
* «Кто из птиц улетел»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
Настольно-печатные игры:
Разрезные картинки «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?».
Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «В гости к птицам».
Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
Словесные игры:
«Чей дом?», «Доскажи словечко».
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
*Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички», «Веселый воробей», «Совушка сова», «Воробышки и автомобиль»
*игра малой подвижности «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
Познавательная - исследовательская деятельность
Тема: «Перья»
Цель: познакомить детей с разнообразием крыльев птиц, состоящих из перьев. Рассказать, чем отличаются и как помогают держаться птицам в воздухе. Рассмотреть с помощью луп и микроскопа по подгруппам.
Тема: «Яйцо и скорлупа»
Цель: познакомить детей с размножением птиц, как появляются птенцы из яйца, познакомить со структурой скорлупы. Рассмотреть с помощью лупы скорлупу.
Формирование целостной картины мира
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); установить связь между формой клюва и питанием птиц; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Беседы с детьми
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).
Наблюдение за птицами зимой на прогулке
* Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.
* Наблюдение за гнездами птиц.
Цель: рассмотреть гнезда, свитые на деревьях; обратить внимание на форму и размер; вспомнить какие и чьи гнезда мы видели в книгах; воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.
* Вместе с детьми выносить корм на прогулку.
Цель: приучать птиц к месту кормёжки.
* Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.
Цель: знакомить с повадками птиц.
* Наблюдать за птичьими следами на снегу.
Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.
* Рассматривание оперения птиц.
Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.
Элементарный бытовой труд
* Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Коммуникативная деятельность
1. Чтение рассказов:
И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,
2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.
*Аппликация «Снегирь»
Цель: учить детей складывать геометрические формы по полам, ровно резать по сгибу, составлять из отдельных деталей готовый предмет. Воспитывать интерес и творческий подход к работе. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
*Лепка «Снегири и синицы»
Цель:
*Коллективная работа «Снегири на ветке рябины»
Цель: учить детей создавать из готовых отдельных работ одну общую композицию.
*Рисование ладонью «Синицы»
Цель: учить детей различать виды птиц, аккуратно и ровно наносить отпечаток ладонью. Воспитывать интерес к работе, бережное отношение к птицам.
Взаимодействие с родителями
* Консультации для родителей «Зимующие птиы».
* Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных участках.
* Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
* Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в дошкольные группы.
* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
* Заучивание стихотворений про зимующих птиц.
* Отгадывание загадок про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Вывод:
* Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
* Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
* У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
* Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007. -144с.
4. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
5. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-23331-1362067902.jpg)
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-49239-1586855730.jpg)
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-50415-1422123193.jpg)
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-207114-1361285131.jpg)
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/27/picture-212797-1361944735.png)
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105111-1547982517.jpg)
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....