«Зимующие птицы родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Чумакова Милена Геннадьевна

«Зимующие птицы родного края»

 

Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений о птицах родного края и воспитание заботливого отношения к ним.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами птиц: перелётные и зимующие.
  2. Расширять знания детей о названиях зимующих птиц, их внешнем виде (размер, окраска, оперение, издаваемые звуки), о питании.
  3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас, используя художественное слово (загадки, стихи).
  4. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, расширению кругозора.
  5. Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, желанию заботиться о птицах в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chumakova_mg.docx232.36 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Зимующие птицы родного края»

Чумакова Милена Геннадьевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 6

г. Заполярный

2018

«Зимующие птицы родного края»

Цель: Формирование у детей элементарных экологических представлений о птицах родного края и воспитание заботливого отношения к ним.

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами птиц: перелётные и зимующие.
  2. Расширять знания детей о названиях зимующих птиц, их внешнем виде (размер, окраска, оперение, издаваемые звуки), о питании.
  3. Развивать речь детей, обогащать словарный запас, используя художественное слово (загадки, стихи).
  4. Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, расширению кругозора.
  5. Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, желанию заботиться о птицах в зимнее время.

Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь); проведение подвижных и пальчиковых игр «Снегири», «Воробьи-воробушки», «Птички»; рассматривание сюжетных и предметных картин по теме.

Демонстрационный материал: кормушка, образцы корма для птиц, дидактическое пособие «Кормушка для птиц», презентация в PowerPoint

Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, мольберт.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель:  Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Ответ детей: Зима. 

На экране появляется изображение зимнего пейзажа,  звучит аудиозапись «Хруст снега, ветер»

Воспитатель: Наступила зима… На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Таких птиц называют перелётные. Как называют птиц, которые улетели в тёплые края? (спросить несколько человек)

Ответ детей: Перелётные.

Воспитатель: Правильно. Эти птицы перелетают с одного края в другой, ищут, где теплее. Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют зимующие. Как называют птиц, которые зимой никуда не улетают? Почему их так называют? (спросить несколько человек)

Основная часть

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

Выносливая птица,

Усердно ищет корм,

И крошки подбирает,

Воркуя под окном!

Ответ детей: Голубь. (На экране изображение голубя)

Воспитатель: Голубь – это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами, но очень цепкими пальцами на них. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Это очень доверчивые птицы. Голуби любят крупу и хлеб. Прилетели голуби, заворковали. Послушайте, как голубь воркует (воспитатель ставит запись воркования голубей).

– Как голуби «разговаривают»? Чем они питаются?

Воспитатель: (Загадывает загадку)

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

Ответ детей: Воробей. (На экране изображение воробья)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Летом они питаются насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. А зимой они прилетают к людям в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. Послушайте, как воробьи кричат, – они чирикают. (включает запись чириканья  воробьёв) Давайте и мы почирикаем, как воробьи.

– Чем воробьи питаются летом? А зимой?

Пальчиковая гимнастика  «Воробьи»

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить!

-Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты в «клювик»

-Шевелят выпрямленными пальцами

-Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот

-Подуть на раскрытые ладони

-Погладить тыльные стороны рук поочередно

-Хлопки в ладоши

-Потереть ладошки друг о друга

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...

Ответ детей: Синичка. (На экране изображение синички)

Воспитатель: Синички – очень  подвижные и ловкие птички. Какого цвета пёрышки на голове, крыльях и хвосте синички? (чёрные) А на грудке?  (жёлтые). Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.  Послушайте, как поют синички. (Воспитатель включает запись пения синицы)

Воспитатель: А вот ещё одна загадка:

Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы,
Эти птицы...

Ответ детей: Снегири. (На экране  изображением снегиря)

Воспитатель: Снегири – очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид. Скажите, какого цвета пёрышки на головке, грудке и крыльях.

Ответ детей: На головке пёрышки чёрные, на  грудке – красные, на крыльях – серые.

Воспитатель: Молодцы! Правильно описали снегиря. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (включает запись пения снегиря)

Воспитатель: А каких ещё зимующих птиц вы, ребята, знаете?

Ответы детей:  Сорока, ворона. (На экране изображение этих птиц)

Воспитатель:  А теперь немножко поиграем.

Физминутка «Снегири»

Раз, два, три, повернись, в снегиря превратись!

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,  

Греются на солнышке,

Головою вертят,

Улететь хотят.

Полетели, полетели.  

И на место тихо сели.

хлопки руками по бокам

наклоны головы

частые потряхивания руками

руки опущены вниз

повороты головой

бегают друг за другом

приседают

Раз, два, повернись, опять в ребят превратись.

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»

Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц (условные обозначения): конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.

Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать! Без нашей помощи птицам тяжело пережить зиму.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
(З. Александрова «Новая столовая»)

Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и выбрать для них угощение.

(Дети выбирают картинку с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку).

– Чем ты угостишь птиц? (ягодами) А ты?  (хлебом)

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас мы увидим, какие птицы прилетели на кормушку.

Словесная игра «У кормушки» (с использованием самодельного дидактического пособия «Кормушка для птиц»: на наборном полотне находится плоскостное изображение кормушки и изображения птиц на магнитах)

Воспитатель: Каких птичек вы видите у кормушки?

Дети. Синичку, воробья, снегиря, голубя, ворону.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажете, кого не стало, и где сидела эта птичка (на веточке, в кормушке, т.д.). 

– Закройте глаза. (Воспитатель убирает плоскостное изображение синички).

– Откройте глаза. Кого не стало? (синички) Где сидела синичка? (на веточке)

Воспитатель: Я посажу синичку обратно и уберу другую птичку.

– Закройте глаза. (Убирает плоскостное изображение воробья.)

– Откройте глаза. Кого теперь не стало? (воробья) Где сидел воробей? (в кормушке)

Воспитатель: Верно. Я сажаю воробья обратно.

– Снова закрывайте глаза (Убирает плоскостное изображение снегиря).

– Откройте глаза. Кого не стало? (снегиря) Что делал снегирь? (клевал рябину)

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.

Рефлексивно-оценочная часть

Воспитатель: А сейчас давайте  вспомним, что мы сегодня узнали нового.

  • О ком мы сегодня говорили?
  • Как называют таких птиц?
  • Каких птиц мы называем зимующими?
  • Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.

Воспитатель: Ребята, молодцы! Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

НОД «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» (4 – 5 лет)

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы...

Презентация на тему "Зимующие птицы родного края"

Знакомство с птицами родного края, характерными особенностями их внешнего вида и загадками о них. Воспитание бережного отношения к природе....

Итоговая аттестационная работа "Развитие любознательности у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с зимующими птицами родного края"

Содержание современных программ дошкольного образования обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Задачи познавательного развития занимают центральное место и ориентируют дошкольника на целост...

Зимующие птицы родного края.

ТЕМА: «Зимующие птицы родного края.»1. Объясните ребёнку, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими, побеседовать о них и понаблюдать за птицами на прогулке .2.Сделать кор...

Проект "Зимующие птицы родного края"

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»

Цели и задачи:• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птиц...