Наблюдения за водой
картотека по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Наблюдения "Вода-водичка"
№1 Наблюдение за водой.
Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где – в природе, в быту– ещё можно обнаружить воду. И для чего её используют (для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде).
Вывод: Человеку необходима вода.
№2 Наблюдение за испарением.
Цель: Формировать у детей элементарные представления о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить воды в небольшие ёмкости. Отметить первоначальный уровень воды. Одну ёмкость поставить в солнечное место (подоконник), другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вод (испарилась, превратилась в пар).
Вывод: Капельки воды постоянно путешествуют.
№3 Наблюдение за растениями.
Цель: Экспериментальным путём выявить зависимость жизнеспособности растений от воды.
В течение некоторого времени не поливать комнатное растение и наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. На прогулке наблюдать за растениями и уточнить представления детей о том, как растения в природе получают воду (поливает дождь).
Вывод: Без воды комнатные растения не могут существовать. Комнатным цветам, в отличие от природных растений, необходима помощь человека.
№4 Наблюдение за снегом.
Цель: Выявить свойства снега. Определить, как он изменяется в зависимости от погодных условий.
Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда блестит? Когда хорошо лепится? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег можно провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?
Вывод: Снег – это твёрдое состояние воды. Снег бывает разным в зависимости от погодных условий. Снег тает от воздействия тепла.
№5 Наблюдение за таянием льда.
Цель: Экспериментальным путём выявить, что процесс таяния льда зависит от воздействия тепла.
В две миски положить кубики льда. Одну поставить в более тёплое место, например, на столик, возле отопительной батареи. Другую миску, в более холодное, например, на подоконник. И в течение дня наблюдать, как тает лёд: с одинаковой ли скоростью протекает процесс таяния в мисках.
Вывод: Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
№6 Наблюдение за сосульками.
Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.
Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы (образуется в процессе стекания воды – растаявшего снега).
Вывод: Сосульки – это лёд, то есть вода в твёрдом состоянии. Сосульки образуются в результате воздействия солнечных лучей на снег, лежащий на крыше домов.
№7 Наблюдение за облаками.
Цель: Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками.
Напомнить, что облака состоят из капелек воды, которая испарилась с поверхности земли. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака?
Вывод: Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи – это тоже облака.
№8 Наблюдение за осенним дождём.
Цель: Формировать представления о зависимости погоды (небо затянуто облаками, стало пасмурно) с возникновением природных явлений (пошёл осенний дождь).
Напомнить, что тучи, которыми затянуто небо – это капельки воды, которая испарилась с поверхности земли. Дождь – это вода, в своём обычном, жидком состоянии. Дожди бывают разными по силе (мелкий моросящий, сильный проливной дождь), по продолжительности (короткий, затяжной).
Вывод: Дождь – это обычное, жидкое состояние воды. Дожди бывают разными по силе, продолжительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-наблюдение "Водичка, водичка" ( 1 младшая группа)
Воспитание культурно-гигиенических навыков- один из важнейших аспектов развития в жизни малыша. В представленном материале представлен вариант ознакомления детей со свойствами воды, ее значением в жиз...
Цикл наблюдений за водой и снегом
Цикл наблюдений за водой и снегом расчитан на 11 наблюдений...

Наблюдение за смородиной. Наблюдения за веточками смородины , помещенных в банку с водой
Наблюдение за смородиной.Наблюдения за веточками смородины , помещенных в банку с водой...

Занятие - наблюдение " Волшебная вода"
Цель: Формировать представления детей о значимости воды в жизни....