ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2020-2023г.
материал по окружающему миру

Самусенко Екатерина Рашидовна

Этот материал может быть использован воспитателями детских садов и родителями, интересующимися вопросами экологического воспитания детей 4-7 лет в процессе обучения.

Актуальность

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

        В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.          

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.

Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.

        Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

     Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

        Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

         «Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», - выдержка из книги О.А. Соломенниковой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -tehn.formirovaniya_ekol.predst.docx710.96 КБ
Файл prezentatsiya_-beregite_vodu.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2

 

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данном материале представлен опыт работы

                               воспитателя МБОУ СОШ ДО №9

                                 Самусенко Екатерины Рашидовны

               за период 2020-2023гг.

(Этот материал может быть использован воспитателями детских садов и родителями, интересующимися вопросами экологического воспитания детей 4-7 лет в процессе обучения)

г. Мытищи

Методическая копилка

Описание: C:\Users\Настя\Desktop\IMG_20190613_152415.jpg Описание: D:\фото - работа\Тестопластика\IMG_20190613_152531.jpg

Описание: D:\фото - работа\Тестопластика\IMG_20190613_152335.jpg  Описание: C:\Users\User\Pictures\detsad-393708-1488464139.jpg

Актуальность

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

        В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.          

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.

Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.

        Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

     Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

        Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

         «Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», - выдержка из книги О.А. Соломенниковой.

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам.

Принципы, лежащие в основе программы:

1.Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

2. Принцип систематичности и последовательности;

3. Принцип наглядности;

4. Принцип доступности и посильности;

5. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Дидактические материалы.

Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
  • Фигурки с домашними и дикими животными;
  • Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
  • Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
  • Гербарий растений;
  • Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
  • Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
  • Кормушка для птиц;
  • Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы, тесто и все необходимые инструменты и т. д.)

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью в зависимости от возрастной группы. Средняя группа – (15-20 мин.), старшая – (20-25 мин.)  и подготовительная – (25-30 мин.).

Количество занятий – 28 в год. 

Численность детей от (8-10) человек.

Возраст детей 4-7 лет.

В технологии использованы различные методы организации детской деятельности:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов);

- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);

- практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе). 

Ожидаемые результаты:

У детей должно сформироваться экологическое сознание, культура природопользования, а так же наблюдательность, любовь и уважение к окружающей природе и его обитателям.

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

  В. Сухомлинский

Пояснительная записка

На основе парциальной программы  С.Н. Николаевой «Юный эколог», мной проведена работа по экологическому воспитанию с детьми 4-7 лет.

Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и экспериментальных исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении десятков лет в Российской академии образования. В 1998 году программа была одобрена Экспертным советом Министерства общего среднего и профессионального образования РФ.

        В 2015 году программа «Юный эколог» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования РФ.

        Целевые ориентиры программы «Юный эколог» базируются на положении ФГОС ДО (см. пункт 4.6): «…ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире..». Дошкольники получают первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы (лес, луг, пруд), о взаимодействии человека с природой и т.д.

                                       

Технология разработана на основе методических пособий:

  1. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
  2. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»;

3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»;

4. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»;

5. Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»;

6. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

7. Т. Н. Зенина «Циклы наблюдений за объектами природы»;

8. О. А. Соломенникова ««Ознакомление с природой в детском саду»;

9. В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду»;

10. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;

11. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»

12. М. Султанова «Простые опыты с воздухом»

13. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

14. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

15. Г. И. Давыдова «Пластилинография»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила Самусенко Е.Р. Презентация на тему: «Берегите воду »

Слайд 2

Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы, фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озёра попадает большое количество ядовитых веществ.

Слайд 3

Вода превращается в болото, затем в свалки. А ведь многие животные и птицы живут в воде или строят свои дома на берегах водоёмов.

Слайд 4

В загрязнённой воде не может выжить ни чего живое, ни птицы, ни животные, ни растения , ни рыбы .

Слайд 5

Есть такие люди, которые ставят сети в воде – это браконьеры. Они наносят большой вред. В их сети попадают птицы, животные. Самостоятельно выбраться из сетей они не могут и очень часто погибают.

Слайд 6

Но не все люди жестоки. Есть организации, которые занимаются очисткой грязных водоёмов. Это очень тяжёлый труд. Ведь правильно говорят, чисто не там где убирают, а там, где не мусорят!

Слайд 7

Мы видим, как человек пытается почистить перья у пеликана, который испачкал их в грязном водоёме сточных вод. Если ему не помочь, он обречён на гибель. На второй фотографии человек освободил черепаху из сетей и выпускает её на волю.

Слайд 8

Животный мир просит нас о помощи. Давайте будем милосердны. Ни будем бросать мусор или оставлять его в местах нашего отдыха.

Слайд 9

Нам никто не запрещает подкармливать птиц и животных. Давайте заботиться о братьях наших меньших. Как приятно видеть чистыми водоёмы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

     Экологическое качество среды в третьем тысячелетии изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. Наша цель – научить ребенка выстраивать свои отношения с удивительным ...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»

Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...

План работы по самообразованю «Формирование экологических представлений младшего возраста в рамках организованной образовательной деятельности»

План работы по самообразованю «Формирование экологических представлений младшего возраста в рамках организованной образовательной деятельности»...

Технология формирования экологических представлений дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...