ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2020-2023г.
материал по окружающему миру
Этот материал может быть использован воспитателями детских садов и родителями, интересующимися вопросами экологического воспитания детей 4-7 лет в процессе обучения.
Актуальность
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
«Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», - выдержка из книги О.А. Соломенниковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-tehn.formirovaniya_ekol.predst.docx | 710.96 КБ |
prezentatsiya_-beregite_vodu.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №2
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данном материале представлен опыт работы
воспитателя МБОУ СОШ ДО №9
Самусенко Екатерины Рашидовны
за период 2020-2023гг.
(Этот материал может быть использован воспитателями детских садов и родителями, интересующимися вопросами экологического воспитания детей 4-7 лет в процессе обучения)
г. Мытищи
Методическая копилка
Актуальность
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
«Знания и умения дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети при этом должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и пытаться самостоятельно сделать элементарные умозаключения», - выдержка из книги О.А. Соломенниковой.
Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
- формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
- на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечение внимания к окружающим природным объектам.
Принципы, лежащие в основе программы:
1.Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
2. Принцип систематичности и последовательности;
3. Принцип наглядности;
4. Принцип доступности и посильности;
5. Принцип учета возрастных особенностей детей.
Дидактические материалы.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы, тесто и все необходимые инструменты и т. д.)
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью в зависимости от возрастной группы. Средняя группа – (15-20 мин.), старшая – (20-25 мин.) и подготовительная – (25-30 мин.).
Количество занятий – 28 в год.
Численность детей от (8-10) человек.
Возраст детей 4-7 лет.
В технологии использованы различные методы организации детской деятельности:
- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видеофильмов);
- словесных (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);
- практических (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе).
Ожидаемые результаты:
У детей должно сформироваться экологическое сознание, культура природопользования, а так же наблюдательность, любовь и уважение к окружающей природе и его обитателям.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
На основе парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», мной проведена работа по экологическому воспитанию с детьми 4-7 лет.
Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и экспериментальных исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении десятков лет в Российской академии образования. В 1998 году программа была одобрена Экспертным советом Министерства общего среднего и профессионального образования РФ.
В 2015 году программа «Юный эколог» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования РФ.
Целевые ориентиры программы «Юный эколог» базируются на положении ФГОС ДО (см. пункт 4.6): «…ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы… склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире..». Дошкольники получают первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы (лес, луг, пруд), о взаимодействии человека с природой и т.д.
Технология разработана на основе методических пособий:
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
- С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог»;
3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»;
4. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»;
5. Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»;
6. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
7. Т. Н. Зенина «Циклы наблюдений за объектами природы»;
8. О. А. Соломенникова ««Ознакомление с природой в детском саду»;
9. В. М. Корнилова «Экологическое окно в детском саду»;
10. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
11. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
12. М. Султанова «Простые опыты с воздухом»
13. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
14. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
15. Г. И. Давыдова «Пластилинография»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы, фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озёра попадает большое количество ядовитых веществ.
Вода превращается в болото, затем в свалки. А ведь многие животные и птицы живут в воде или строят свои дома на берегах водоёмов.
В загрязнённой воде не может выжить ни чего живое, ни птицы, ни животные, ни растения , ни рыбы .
Есть такие люди, которые ставят сети в воде – это браконьеры. Они наносят большой вред. В их сети попадают птицы, животные. Самостоятельно выбраться из сетей они не могут и очень часто погибают.
Но не все люди жестоки. Есть организации, которые занимаются очисткой грязных водоёмов. Это очень тяжёлый труд. Ведь правильно говорят, чисто не там где убирают, а там, где не мусорят!
Мы видим, как человек пытается почистить перья у пеликана, который испачкал их в грязном водоёме сточных вод. Если ему не помочь, он обречён на гибель. На второй фотографии человек освободил черепаху из сетей и выпускает её на волю.
Животный мир просит нас о помощи. Давайте будем милосердны. Ни будем бросать мусор или оставлять его в местах нашего отдыха.
Нам никто не запрещает подкармливать птиц и животных. Давайте заботиться о братьях наших меньших. Как приятно видеть чистыми водоёмы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с использованием игровых технологий по формированию экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста: "Волшебные деревья"
Дидактическая игра для младшей группы...
Технология формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Экологическое качество среды в третьем тысячелетии изменилось, к сожалению, не в лучшую сторону. Наша цель – научить ребенка выстраивать свои отношения с удивительным ...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...
План работы по самообразованю «Формирование экологических представлений младшего возраста в рамках организованной образовательной деятельности»
План работы по самообразованю «Формирование экологических представлений младшего возраста в рамках организованной образовательной деятельности»...
Технология формирования экологических представлений дошкольного возраста
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...
Технология формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Методическая разработка...