Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Весна пришла»
Возрастая группа: подготовительная к школе(6-7лет)
Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.
Материал к ООД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок; аудиозапись «Музыка весеннего леса»; конверты с заданиями.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия | Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя? Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса») Зеленоглаза, весела, Девица-красавица. Нам в подарок принесла, То, что всем понравится: Зелень – листьям, нам – тепло, Волшебство – чтоб всё цвело. Вслед ей прилетели птицы – Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица … Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне | Словесный метод
Приветствие
Фронтальная форма | Дети: Да. Дети: Весна.
| Настроены на общение, проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 | Основной этап | Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи. | ||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка ее в доступной для детей форме
Овладение действиями и способами решения проблемы | Назовите приметы весны. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц? Задание – конверт: «Отгадайте загадки» (В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске.) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.) Ой, беда! Ой, беда! Тает снег кругом вода. Не наденешь валенки, на снегу … (Проталинки.) Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет. И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.) В дверь, в окно стучать не будет, А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.) Снежок растаял и с полей Бежит проворливый … (Ручей.) Тает, тает белый снег, Мишка не зевай! Ведь вода из полных рек Льётся через край. Может затопить берлогу, Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.) Солнце пригревает, Лёд на речке треснул. Речка зашумела, Льдины подгоняет. Как это явление Весною называют? (Ледоход.) | Фронтальная форма
Сюрпризный момент
Вопросы
| Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду Март, Апрель, Май. | Принятие детьми проблемной ситуации Дети проявляют любознательность
|
2.2 | Этап ознакомления с материалом | А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение. Пригрело солнце, потому что тает снег. Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы. Оттаяла земля, потому что сажают деревья. Наступила весна, потому что прилетели грачи. Пришла весна, потому что пробудился медведь. - Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете? Капель, проталина, урожай, сосулька. Подснежник, весна, листопад, грач. Таять, капать, набухать, заготавливать. Март, апрель, декабрь, май. Задание «Отгадай загадки» Воспитатель: Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.) Он цветочный принц-поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам. (Нарцисс.) Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан Нежный, бархатный. (Тюльпан.) Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок – Остался стебелёк. (Одуванчик.) Я знаменита не цветами, А необычными листами: То твёрдыми, холодными, То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха.) Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба.) Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нём, ни окон Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут. (Гнездо.) На дворе весна гуляет Скоро бурый снег растает. Там и тут бегут ручьи. Гнёзда делают. (Грачи.) Воспитатель: Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда? Задание Дидактическая игра «Прилетели птицы» Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны! Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы. Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи. Аисты, кукушки, совы и ватрушки. Лебеди и утки. Спасибо шутке! Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной?
|
| Дети: Первоцветы. Дети: Рождаются детёныши. |
| |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Задание «Назови одним словом» Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом. Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.) Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.) Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы.) У какого дерева белый ствол? (Берёзы.) Как называется дом муравьёв? (Муравейник.) Сколько ног у жука? (Шесть.) Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.) Кто носит свой дом на спине? (Улитка.) У какого зверя есть иголки? (У ежа.) Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) Сколько ног у паука? (Восемь.) Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.) Какая птица лечит деревья? (Дятел.) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.) Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) Кто в лесу плетёт паутину? (Паук.) У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.) Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) |
|
|
| |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, | Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. О чём мы сегодня говорили на занятии? | Рефлексия Вопросы Фронтальная форма Словесный метод Наглядный метод Поощрение
| Дети: О весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.
| Подводят итоги, рефлексируют |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)
Тема: «Весна пришла»
Возрастая группа: подготовительная к школе(6-7лет)
Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;
- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;
- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.
Материал к ООД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок; аудиозапись «Музыка весеннего леса»; конверты с заданиями.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия | Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя? Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса») Зеленоглаза, весела, Девица-красавица. Нам в подарок принесла, То, что всем понравится: Зелень – листьям, нам – тепло, Волшебство – чтоб всё цвело. Вслед ей прилетели птицы – Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица … Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне | Словесный метод Приветствие Фронтальная форма | Дети: Да. Дети: Весна. | Настроены на общение, проявляют интерес к предстоящей деятельности |
2 | Основной этап | Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи. | ||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка ее в доступной для детей форме Овладение действиями и способами решения проблемы | Назовите приметы весны. Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц? Задание – конверт: «Отгадайте загадки» (В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске.) Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.) Ой, беда! Ой, беда! Тает снег кругом вода. Не наденешь валенки, на снегу … (Проталинки.) Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет. И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.) В дверь, в окно стучать не будет, А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.) Снежок растаял и с полей Бежит проворливый … (Ручей.) Тает, тает белый снег, Мишка не зевай! Ведь вода из полных рек Льётся через край. Может затопить берлогу, Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.) Солнце пригревает, Лёд на речке треснул. Речка зашумела, Льдины подгоняет. Как это явление Весною называют? (Ледоход.) | Фронтальная форма Сюрпризный момент Вопросы | Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду Март, Апрель, Май. | Принятие детьми проблемной ситуации Дети проявляют любознательность | |
Этап ознакомления с материалом | А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение. Пригрело солнце, потому что тает снег. Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы. Оттаяла земля, потому что сажают деревья. Наступила весна, потому что прилетели грачи. Пришла весна, потому что пробудился медведь. - Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете? Капель, проталина, урожай, сосулька. Подснежник, весна, листопад, грач. Таять, капать, набухать, заготавливать. Март, апрель, декабрь, май. Задание «Отгадай загадки» Воспитатель: Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной? Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах. У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.) Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.) Он цветочный принц-поэт, В шляпу жёлтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам. (Нарцисс.) Замечательный цветок, Словно яркий огонёк. Пышный, важный, словно пан Нежный, бархатный. (Тюльпан.) Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок – Остался стебелёк. (Одуванчик.) Я знаменита не цветами, А необычными листами: То твёрдыми, холодными, То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха.) Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба.) Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нём, ни окон Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут. (Гнездо.) На дворе весна гуляет Скоро бурый снег растает. Там и тут бегут ручьи. Гнёзда делают. (Грачи.) Воспитатель: Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда? Задание Дидактическая игра «Прилетели птицы» Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны! Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы. Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи. Аисты, кукушки, совы и ватрушки. Лебеди и утки. Спасибо шутке! Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной? | Дети: Первоцветы. Дети: Рождаются детёныши. | ||||
Этап практического решения проблемы | Задание «Назови одним словом» Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом. Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.) Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.) Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы.) У какого дерева белый ствол? (Берёзы.) Как называется дом муравьёв? (Муравейник.) Сколько ног у жука? (Шесть.) Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.) Кто носит свой дом на спине? (Улитка.) У какого зверя есть иголки? (У ежа.) Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) Сколько ног у паука? (Восемь.) Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.) Какая птица лечит деревья? (Дятел.) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.) Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) Кто в лесу плетёт паутину? (Паук.) У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.) Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) | |||||
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, | Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. О чём мы сегодня говорили на занятии? | Рефлексия Вопросы Фронтальная форма Словесный метод Наглядный метод Поощрение | Дети: О весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д. | Подводят итоги, рефлексируют |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»
Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»
Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: «Золотая осень»
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы)в средней группена тему: «Золотая осень» Цель: расшир...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) на тему «Весна пришла»
Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.Задачи: Образовательные:- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, ...
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) на тему «Весна пришла»
Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.Задачи:Образовательные:- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, пт...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)
Данный материал поможет педагогам систематизировать представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.Реализовать и выполнить следующие задачи.Обра...