Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бочкова Софья Петровна

Тема: «Весна пришла»

Возрастая группа: подготовительная к школе(6-7лет)

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- активизировать  словарь по данной теме.

Воспитательные:

-  воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;

- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал к ООД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок;  аудиозапись «Музыка весеннего леса»; конверты с заданиями.

Предварительная работа:  наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости»,  стихотворения А. Плещеева «Весна»,  знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия

Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит  тихо «Музыка весеннего леса»)

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица …

Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне

Словесный метод

 

Приветствие

 

Фронтальная форма

Дети: Да.

Дети: Весна.

 

Настроены на общение, проявляют интерес к предстоящей деятельности

2

Основной этап

Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи.

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка ее в доступной для детей форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение действиями и способами решения проблемы

Назовите приметы весны. 

Назовите весенние месяцы.

Какой сейчас месяц?

Задание – конверт: «Отгадайте загадки»

(В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске.)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

Ой, беда! Ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу … (Проталинки.)

Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.)

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей.)

Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льётся через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.)

Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют? (Ледоход.)

Фронтальная форма

 

Сюрпризный момент

 

 

 

 

Вопросы

 

Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду

Март, Апрель, Май.

Принятие детьми проблемной ситуации

Дети проявляют любознательность

 

2.2

Этап ознакомления с материалом

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что пробудился медведь.

- Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.       

Март, апрель, декабрь, май.

Задание «Отгадай загадки»

Воспитатель: Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной?

Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние  растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.  Отгадайте загадки о весенних цветах.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам. (Нарцисс.)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный. (Тюльпан.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик.)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха.)

Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба.)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут. (Гнездо.)

На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают. (Грачи.)

 Воспитатель:  Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда?

Задание Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.

Аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной?

 

 

Дети: Первоцветы.

Дети: Рождаются детёныши.

 

2.3

Этап практического решения проблемы

Задание «Назови одним словом»

Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это?  (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (Берёзы.)

Как называется дом муравьёв? (Муравейник.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (У ежа.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Кто в лесу плетёт паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?  (Дикие.)

 

 

 

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности,

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. О чём мы сегодня говорили на занятии?

Рефлексия

Вопросы

Фронтальная форма

Словесный метод

Наглядный метод

Поощрение

 

Дети: О весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.

 

Подводят итоги, рефлексируют

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы)

Тема: «Весна пришла»

Возрастая группа: подготовительная к школе(6-7лет)

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время;

- совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы;

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- активизировать словарь по данной теме.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, чувство гордости за родную природу;

- воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать.

Материал к ООД: картинки с явлениями природы, картинки с изображением отгадок; аудиозапись «Музыка весеннего леса»; конверты с заданиями.

Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», стихотворения А. Плещеева «Весна», знакомство со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия

Сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные, наблюдательные. Вы готовы проверить себя?

Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит тихо «Музыка весеннего леса»)

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень – листьям, нам – тепло,

Волшебство – чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица …

Молодцы! Сегодня мы поговорим о весне

Словесный метод

Приветствие

Фронтальная форма

Дети: Да.

Дети: Весна.

Настроены на общение, проявляют интерес к предстоящей деятельности

2

Основной этап

Настроить детей на предстоящую деятельность. Решить поставленные задачи.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка ее в доступной для детей форме

Овладение действиями и способами решения проблемы

Назовите приметы весны.

Назовите весенние месяцы.

Какой сейчас месяц?

Задание – конверт: «Отгадайте загадки»

(В конверте лежат картинки с отгадками. Картинку с отгадкой выставляю на мольберте или прикрепляю к магнитной доске.)

Висит за окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

Ой, беда! Ой, беда! Тает снег кругом вода.

Не наденешь валенки, на снегу … (Проталинки.)

Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП – звенит … (Капель.)

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. (Солнце.)

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей.)

Тает, тает белый снег,

Мишка не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льётся через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.)

Солнце пригревает,

Лёд на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют? (Ледоход.)

Фронтальная форма

Сюрпризный момент

Вопросы

Весной природа просыпается; солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи короче; на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки; появилась первая травка; расцвели подснежники; скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран; проснулись насекомые; поднялись после зимней спячки дикие животные; люди сняли тёплую зимнюю одежду

Март, Апрель, Май.

Принятие детьми проблемной ситуации

Дети проявляют любознательность

Этап ознакомления с материалом

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны найти в нём ошибку и исправить предложение.

Пригрело солнце, потому что тает снег.

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Пришла весна, потому что пробудился медведь.

- Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы так считаете?

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Подснежник, весна, листопад, грач.

Таять, капать, набухать, заготавливать.

Март, апрель, декабрь, май.

Задание «Отгадай загадки»

Воспитатель: Скажите, кто помнит, как одним словом назвать растения, цветущие весной?

Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т.е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются. Отгадайте загадки о весенних цветах.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

Он цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам. (Нарцисс.)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан

Нежный, бархатный. (Тюльпан.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик.)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твёрдыми, холодными,

То мягкими и тёплыми. (Мать и мачеха.)

Назовите дерево, которое уже цветёт, но листьев ещё не имеет? (Верба.)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут. (Гнездо.)

На дворе весна гуляет

Скоро бурый снег растает.

Там и тут бегут ручьи.

Гнёзда делают. (Грачи.)

Воспитатель: Какие птицы возвращаются весной? Как назвать этих птиц одним словом? Чем заняты птицы весной? Для чего им нужны гнёзда?

Задание Дидактическая игра «Прилетели птицы»

Воспитатель: Давайте немного поиграем. Вставайте свободно. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи.

Аисты, кукушки, совы и ватрушки.

Лебеди и утки. Спасибо шутке!

Воспитатель: Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам. И ответьте на мои вопросы. А что происходит у зверей весной?

Дети: Первоцветы.

Дети: Рождаются детёныши.

Этап практического решения проблемы

Задание «Назови одним словом»

Воспитатель: Ну, что же вы молодцы! Осталось последнее задание. Ответьте на вопросы одним словом.

Каким словом называют птиц, которые у нас зимуют? (Зимующие.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (Берёзы.)

Как называется дом муравьёв? (Муравейник.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (У ежа.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

Чем в основном питаются перелётные птицы? (Насекомыми.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Кто в лесу плетёт паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с чёрными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности,

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились. О чём мы сегодня говорили на занятии?

Рефлексия

Вопросы

Фронтальная форма

Словесный метод

Наглядный метод

Поощрение

Дети: О весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.

Подводят итоги, рефлексируют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) на тему: «Насекомые»

Уточнение и расширение представления детей о насекомых,их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обучение детей умению отвечать на вопросы полным ответом, поддержива...

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы. Тема: «Природа дарит чудеса»

Конспект проведения ОД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) с детьми подготовительной группы.Тема: «Природа дарит чудеса»...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) в средней группе на тему: «Золотая осень»

Конспект ООД   по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы)в средней группена тему: «Золотая осень» Цель: расшир...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) на тему «Весна пришла»

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.Задачи: Образовательные:- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, ...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) на тему «Весна пришла»

Цель: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.Задачи:Образовательные:- способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, пт...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет Тема: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Данный материал поможет педагогам систематизировать представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.Реализовать и выполнить следующие задачи.Обра...